«Смысл и предназначение философии». Реферат по философии. Смысл и предназначение философии
Скачать 138.96 Kb.
|
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» Кафедра философии и социологии. Реферат на тему: «Смысл и предназначение философии» Выполнил() студент() Москва 2020 Содержание: Введение 3 Значение философии 5 Что такое философия? 5 Функции и структура 10 Применение философии в различных сферах 13 Предмет философии, ее предназначение 15 Предмет философии 15 Предназначение философии 20 Заключение 22 Список литературных источников 23 Введение В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед. Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Значение философии 1. Что такое философия? Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие. Термин придумал знаменитый древнегреческий математик Пифагор (570-490 гг. до н.э.). Математика была не единственным его увлечением, параллельно он основал философскую школу пифагорейцев. Пифагор считал мудрость привилегией божественных сил, человек, любящий мудрость, может к ней только стремиться. Из-за разногласий в понимании предмета философии однозначного, принятого всеми мыслителями определения этого понятия не существует, но все же какие-то общие тенденции прослеживаются. Общее определение: Философия-это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе , обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях. За более чем две с половиной тысячи лет своей истории философия сформировалась в отдельную науку, изучающую наиболее общие принципы бытия, познания и места человека в мире. Но такой подход вызывает бурю споров и возражений. Определение философии как науки кажется слишком узким для такого глобального понятия. Дело в том, что на начальном этапе философия была наукой обо всем, постепенно научные направления начали отделяться от нее, формируя самостоятельные дисциплины. Философия гораздо шире всех других наук (что это?), т.к. предмет ее исследования гораздо шире предмета исследования любой другой области знания, при этом она не вбирает в себя все существующие научные дисциплины. Существует отдельное направление – философия науки, где само явление науки становится предметом философского познания. Философия – это мировоззрение, форма общественного сознания, попытки человечества ответить на вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Она занимается изучением глобальных законов мироздания и общества, в сферу ее интересов входит познание как процесс получения знаний о мире и человеке. Первые философы и их учения, возникшие на Земле: Таблица 1 – Данные о философах.1
Предмет изучения философии определялся интересами эпохи, поэтому различался в разные времена. До сих пор споры о нем не утихают. Это еще одно существенное отличие философии от любой другой науки — до сих пор непонятно толком, что же она изучает. В древнегреческий период натурфилософов интересовал вопрос о природе возникновения мира, о единичном и целостном в этом мире и их взаимосвязи. Эпоха упадка античности ставит в центр философских интересов этические проблемы: в чем счастье и смысл жизни человека. Предмет философии Средних веков – конечно же, Бог. Отсюда и второе ее название того времени – «служанка богословия». Все проблемы рассматривались через призму религии. Эпоха Возрождения (что это такое?) переосмысливает натурфилософские идеи античности, ставит во главу угла проблему свободы человека, познание природы мироустройства. Так философия до эпохи Просвещения становится «госпожой наук», пока наука окончательно не обособилась. Развитие наук, в сущности, отобрало хлеб у философии. Природа перестала быть ее предметом. Но в течение Нового времени формируется новый вектор философского интереса – это гносеология, или непосредственно процесс познания. Вопросы гносеологии затрагивают все научные дисциплины, но ни одна из них не занимается изучением этого предмета. Исходя из вопроса гносеологии о субъекте познания, на передний план выходит человек, ведь именно он выстраивает картину мира, опираясь на свои представления, опыт, культуру. Начиная с Канта и вплоть до сегодняшних дней, человек уверенно занимает центральное место в качестве предмета философии. В Новейшее время разные философские направления по-разному трактовали свой предмет изучения. Например, постмодернизм считает своим предметом культуру (что это?), а экзистенциализм — само человеческое существование с его проблемами и трудностями. 2.Функции и структура философии Функции философии: Четкой структуры у философии нет. Первым, кто как-то пытался ее упорядочить, был Аристотель. Он выделил метафизику (что это?), логику, этику и ряд других направлений, которые считал частью философии. Стоики на базе аристотелевского разделения сформировали 3 основные области: логику (что это?), физику, этику. Такое положение вещей сохранялось вплоть до Нового времени. Бум философских школ и направлений обозначил новые направления: эстетику, аксиологию, гносеологию, онтологию. В Новейшее время появились герменевтика, философская антропология и проч. По-разному оцениваются и функции философии – направления в сферах деятельности человека, где она применяется. Перечислим основные: Мировоззренческая. Формирует представления о мире и месте в нем человека. Гносеологическая. Вырабатывает механизмы познания истины. Аксиологическая. Заключается в оценке вещей с точки зрения различных ценностей. Методологическая. Вырабатывает методы познания действительности. Мыслительно-теоретическая. Учит мыслить концептуально и создавать теории, т.е. обобщать. Критическая. Все подвергает сомнению. Прогностическая. Прогнозирует тенденции развития, опираясь на имеющиеся знания. Структура философии: Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других. Схема 1- Структура философского знания2 Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности. Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни». Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Логика - учение о формах человеческого мышления. Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика. Этика – учение о морали. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. 3.Применение философии в различных сферах МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия: любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО В этот процесс общекультурного синтетического диалога органично встраивается искусство. Его многое сближает с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара, Ницше и Германа Гессе. Один из самых ярких примеров художественного философствования в мировой культуре – Легенда о великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы. Предмет философии, ее предназначение. 1. Предмет философии Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху. Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах. Длительное изучение человека привело к трем выводам: Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности. Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной. Общество: Существует два подхода к изучению общества: изучение производства и получения материальных благ; изучение духовной части общества. Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений: Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. Бытие человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности. Кантианство. Основоположник этого течения – Кант. Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей. Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы. Познание — это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят: ощущение; восприятие; наблюдение; другие. Развитие предмета философии: То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки: Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем. На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие. Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал: Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание. На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план. Предметы осмысления действительности: Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности: Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом. Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития. Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности. 2. Предназначение философии Философия возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. - в отличие от науки как знании о мире объектов философия принципиально плюралистична, она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: "Познай самого себя" (познай себя в мире и в себе познай вселенную). Философия-это особая форма мировоззрений – мировоззрение на мир и место человека в нем. Существует несколько типов мировоззрений: Мифология Искусство Наука Философское Обыденно (личное) мировоззрение Различия форм мировоззрений в способах (языковых играх) представления и объяснение мировоззренческих вопросов: Мифология: через язык мифов, легенд, представлений Религия: через веру в бога, священные тексты, через культовую практику Искусство: через обыденную практику мышления, через чувства Наука-рациональная форма мировоззрения, с помощью логических форм Общее философии и науки: Рациональное, логическое мировоззрение, опирается на средство разума Содержанием являются принципы и законы мировоззрений Доказательное знание Различия: Философские предположения принципиально носят неопытный характер, сверхчувственный (метафизический), носят духовный характер. Духовная сфера деятельности человека Научные философские положения носят всеобщий характер, в то время как законы наук носят частный характер. Ученые видят мир таким, какой он есть. Философы разрабатывают концепцию иного, совершенного, возможного, виртуального мира, в котором все существует по законам истины, красоты, справедливости, добра, блага, любви. Философский взгляд ценностно ориентирован. Заключение Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку её поиск ответов на наиболее общие вопросы. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. С самого начала своего существования философия имеет духовно-практическую направленность. В философии определяющее значение имеет решение так называемых смысложизненных, "вечных" вопросов. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры народов философия предложила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. "Вечность" философской проблематики объясняется предельным характером философских вопросов, тем, что они касаются наиболее общих проблем бытия и человеческого существования и "мигрируют" из эпохи в эпоху, получая то или иное решение, в зависимости от социокультурной ситуации и личности философа. Философскую мудрость следует отличать от житейской интуиции, практической мудрости, так как ей присуща глубокая рефлексия, основанная на интуиции и одновременно на рациональном поиске предельных оснований знаний и ценностей, тогда как выражением практической мудрости является стереотипная реакция на похожую ситуацию. Все это находит отражение в языковой системе философии, где наряду с абстрактными понятиями используются также образы и символы, средства художественного освоения мира. Список литературных источников Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 240 c. Баранова, Н. Н. Философия / Н.Н. Баранова, А.О. Шкундич. – М.: Эксмо, 2015. – 256 c. Бессонов, Б. Н. История и философия науки / Б.Н. Бессонов. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c. Введение в философию. Учебное пособие. - М.: Лань, 2017. - 576 c. Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. М.: Юнити-Дана, 2016. - 456 c. Ерина, Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 109 c. Иванов, О. Е. История философии. Учебное пособие / О.Е. Иванов. - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. - 608 c. История и философия науки (Философия науки). - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 336 c. Кодис О.С. Курс лекций. Учебное пособие / 2019 Лебедев, С. А. Философия науки. Учебное пособие / С.А. Лебедев. - М.: Юрайт, 2015. - 304 c. Основы философии. Этапы развития и современные проблемы. Учебное пособие. - Москва: Мир, 2015. - 384 c. Трубецкой, С. Н. История древней философии / С.Н. Трубецкой. - М.: Жуковский, Кучково поле, 2018. - 478 c. Тяпин, И. Н. Философия экономики. Учебное пособие / И.Н. Тяпин. - М.: Магистр, Инфра-М, 2015. - 304 c. https://www.krugosvet.ru/FILOSOFIYA : www.philosophy.ru 1 Философы[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.philosophy.ru 2 Философское знание[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/FILOSOFIYA |