Схоластика. Сигера Брабантского. Господствующее направление, выразившееся прежде всего в творчестве Фомы Аквинского
Скачать 24.41 Kb.
|
Схоластика(лат. scholastica от греч. σχολαστικός – школьный) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья. Высокая схоластика (13 – нач. 14 в.) развивается в контексте системы основываемых по всей Европе университетов; фоном служит активное участие в умственной жизни т.н. нищенствующих орденов – соперничающих между собой доминиканцев и францисканцев. Важнейшим интеллектуальным стимулом оказывается распространяющееся знакомство с текстами Аристотеля, а также его арабских и европейских комментаторов. Однако попытка ввести в оборот школ те аристотелевские и аверроистские тезисы, которые были несовместимы с основами христианской веры, подвергается осуждению (случай Сигера Брабантского). Господствующее направление, выразившееся прежде всего в творчестве Фомы Аквинского, стремится к непротиворечивому синтезу веры и знания, к системе иерархических уровней, в рамках которой вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения оказались бы дополнены ориентирующейся на Аристотеля социально-теоретической и естественно-научной рефлексией; оно находит почву в рамках доминиканского ордена, в первый момент встречает протест со стороны консерваторов (осуждение ряда тезисов епископом Парижским 1277, за которым последовали аналогичные акты в Оксфорде), но затем все чаще и уже на столетия воспринимается как нормативный вариант схоластики. Однако авторитарный плюрализм, заданный параллельным сосуществованием в католицизме зрелого Поздняя схоластика (14–15 вв.) – обильная кризисными явлениями, но отнюдь не бесплодная эпоха. С одной стороны, доминиканцы и францисканцы перерабатывают творческие почины соответственно Фомы Аквинского и Дунса Скота в поддающиеся консервации системы томизма и скотизма; с другой стороны, раздаются голоса, призывающие перейти от метафизического умозрения к эмпирическому изучению природы, а от попыток гармонизации веры и разума – к сознательно резкому разведению задач того и другого. Особую роль играют британские мыслители, оппозиционные к спекулятивному системотворчеству континентальной высокой схоластики: Р.Бэкон призывает к развитию конкретных знаний, У.Оккам предлагает чрезвычайно радикальное развитие скотистских тенденций в сторону крайнего номинализма и теоретически обосновывает притязания империи против папства. Стоит отметить протокапиталистическую ревизию схоластического понятия «справедливой цены» у немецкого оккамиста Габриэля Биля (около 1420–95). Определенные аспекты мыслительного наследия этого периода, пересмотра и критики прежних оснований схоластики были впоследствии усвоены Реформацией. В трудах Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Альберта Великого прорисовываются контуры и очертания экспериментальной науки. Особое внимание Бэкон уделяет физико-математическому знанию, считая математику «вратами», «ключом» и «силой» всех наук, мирских дел и занятий. В физической науке он проявляет большой интерес к «оптике». За оптикой следует астрономия, наука о тяжести, алхимия, земледелие (наука о растениях и животных), медицина. Завершается ряд физической науки — опытной (экспериментальной) наукой. Особенно много внимания Бэкон уделяет изучению оптики. На основе исследований целого ряда оптических явлений он предсказал изобретение увеличительного стекла, очков, микроскопа и телескопа. Бэкон высказал ряд идей, предвосхитивших его время: создание летательных машин, повозки без упряжки, судов, движущихся с помощью двигателя. Проводя химические опыты, он первым в Европе составил рецепт изготовления пороха. Интересы Бэкона выходили и за пределы научного знания. Он прилагал много усилий в попытке открыть «философский камень», превращающий неблагородные металлы в золото. Увлекался вопросами астрологии. Работал Бэкон ночами в уединенной башне и тем самым заслужил репутацию волшебника и мага. Рассматривая учение Бэкона в целом, следует иметь в виду, что опытная наука Средневековья — это не экспериментальная наука в современном понимании. Она лишь начало формирования эмпирической философии природы в свете отдельных опытных исследований, тесно связанных с античными традициями. Поэтому учение Бэкона является иллюстрацией жизненности идей античной философии. |