Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
Скачать 1.2 Mb.
|
ФГОУ СПО Казанский авиационно-технический колледж Им. П.В.Дементьева ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Составила: ГОГОЛЕВА Г.С. Г.Казань, 2014 г. Тема 1.1: «Предмет философии» Вопросы: 1. Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии. 2. Философия – мировоззренческая форма. 3. Основной вопрос философии. Вопрос 1 Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) —форма познания мира. Слово «философия» впервые ввел греческий философ Пифагор в VI веке до н. э. Философствование т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиальных важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человечества, человека, смысла его жизни, предназначения и цели развития общества. Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмыслить бытие (жизнь), вносить коррективы и представления обо всем существующем. Философия неоднократно ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства морали или политики, права или религии. Философию можно ещё определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия (В чём смысл жизни?) Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. «Она стремится создать обобщенную картину мира и места человека в нем!» Философия-это форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия и наука: Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи). Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу Философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Популярно разъясняя специфику философии, британский логик, философ и социолог Бертран Рассел утверждал, что философия "является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения". Философия, по его мнению, как бы ничейная земля между наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон. «В Философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью» Философия Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира Философские вопросы: как устроен мир в целом? как относится к миру человек? каково его место в нем? как он его познает? как он действует в этом мире? Философия изучает: общие принципы мироустройства отношение человека к миру: познавательное ценностное практическое Функции философии: Мировоззренческая Методологическая Гносеологическая Прогностическая Критическая Аксиологическая Социальная 1. Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов. 2. Суть фундаментальной функции философии заключается в формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. 3. Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий. 4. Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины. 5. Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. 6. Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты. 7. Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения. 8. Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт. 9. Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов. 10. С помощью регулятивной функции философия влияет на соотношение конкретных действий людей и их жизненных стремлений и приоритетов. 11. Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности. В современной философии имеется множество областей исследования, в которых анализируются общие знания о мире, человеке, о разных формах бытия. Основные разделы философии: Онтология – учение о мире, о природе, о бытии. Как возник мир, природа, человек. Природа возникла сама по себе или создана Творцом? Каковы универсальные характеристики мира? Мир один или миров множество, конечен ли он, вечен ли он, существует ли в этом мире Бог? Космология – учение о Вселенной (область физики, астрономии, математики). Гносеология (Эпистемология) – учение о познании, о знании и его структуре. Познаваем ли мир? Каковы пределы познания? Каким образом познаваем мир? Как возникают понятия, соответствуют ли они этому миру? Что такое истина, ложь? Антропология – учение о человеке, его сущности, происхождении, значении в этом мире. Этика, эстетика. Социология – учение об обществе- что такое общество, государство, какая его форма соответствует природе человека. Методология- учение о методах познания. Аксиология- учение о ценностях. Вопрос 2 Философия – мировоззренческая форма. Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Мировоззрение индивида, социальной группы, класса, общества в целом. Уровни мировоззрения: По глубине отражения мира можно выделить три основных уровня мировзрения: Мироощущение – это эмоционально – психологическая компонента. Посредством чувств, переживаний, эмоционального настроя, психического состояния и т.д. Миропредставление основано практическом опыте посредством чувственного отражения на основе повседневного опыта Миропонимание – это самый глубокий познавательно – интеллектуальный уровень посредством понятийного отражения на основе абстрактного мышления. Основные типы мировоззрения: Повседневное мировоззрение Религиозное мировоззрение Философское мировоззрение Научное мировоззрение Обыденное (житейское, повседневное) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его мировоззрения: - концептуальная обоснованность;критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам. Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Философское мировоззрение — выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности. Научное мировоззрение - теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки. Мировоззрение научное (как и прочее) отражает способ существования личности в социуме. В этом способе содержатся жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Мировоззрение является необходимым компонентом сознания человека. При этом оно не просто является одним из многих элементов. Мировоззрение – это сложная система, при которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и прочее. Формы мировоззрения: 1 Религиозно-мифологическое (основано на вере, чувственно-образное ) 2 Художественное (чувственно-образное). Научное (рационально-понятийное) 3 Философское (рационально-понятийное) Дополнение: Мировоззрение и его роль в современном мире. На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире. Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека и жизненных позиции действия людей. Мировоззрение включает в себя две части: Мировосприятие(мироощущение)- человек познает мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов. Оно определяет эмоциональный настрой человека, восторженность – уныние, оптимизм и жизнь или пессимизм, дружелюбие- враждебность по отношению к другим и др. Миропонимание- формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. Основные его элементы знания и заблуждения, практика самого человека и его общества. Мировоззрение может быть религиозным и философским. Философское мировоззрение может быть материалистическим(первичная материя, вторично сознание) и идеалистическим(наоборот). В познавательном отношении он может быть: а) догматическим- утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим или другим причинам. Догматизм агрессивен. Нет никаких отклонений от догматов, нет сомнения в их истинности. б) скептицизм - оно разрушительно, но и созидательно, т.е. разрушаются устаревшие догмы, формируется новое мировоззрение. С эмоциональной точки зрения мировоззрение может быть оптимистическим (жизнерадостным) или пессимистическим . Через призму целей и смысла деятельности человека мировоззрение- коллективистическим или индивидуальным. Мировоззрение может быть системным (основанным на каком-либо философском учении) и бессистемным, последовательным и непоследовательным, обыденным и научным и .т.д. Каждая историческая эпоха представляет свои особые требования к характеру и структуре мировоззрения. Вопрос 3: Основной вопрос философии Изучая мир можно заметить , что все ее предметы и явления либо материальны, либо идеальны. К материальным относят все что объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него. Говоря о существовании объективного мира, философы использовали выражение - бытие материального мира. К идеальным предметам относят все то, что существует субъективно, т.е. в сознании человека. Основной вопрос- вопрос об отношении сознании к материи, потому что в зависимости от ответа на него решаются все остальные философские проблемы. Этот вопрос имеет две стадии: 1.что является первичным материя или сознание. 2.Может ли человек правильно и полностью познавать мир. В зависимости от ответов на эти вопросы философы делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что мир можно познавать и знания человека достоверны. Идеалисты считают, что сознание является основой всего существующего, отрицают познаваемость мира и достоверность знаний. «Что первично?» Материя (Материализм) Сознание (идеализм) Понятия основного вопроса философии у разных философов. Фалес Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Платон Платон думал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать. Аристотель У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом. Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы: Существует ли самостоятельная нематериальная причина? Существуют ли неподвижные и вечные сущности? Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные? Отвечая на гносеологическую сторону , основного вопроса философии выявились следующие направления: «Познаваем ли мир?» Гностицизм – объективный мир познаваем и это познание безгранично Агностицизм – объективный мир в принципе непознаваем Скептицизм – не отрицает принципиальную познаваемость мира но сомневается в получении достоверных знаний. Онтологическая сторона: “Что первично: материя определяет сознание или наоборот?” Гносеологическая сторона: «Познаваем ли мир?» Философские концепции бытия: С вопросом о первоначалах бытия связано возникновение основных философских концепций Вопрос о первоначале: Монизм – мир имеет одно начало материальную или духовную (материализм и идеализм) Дуализм – утверждает равноправие двух первоначал: материи и сознания Плюрализм – предполагает несколько или множество исходных оснований. Основные понятия в философии: Солипсизм - философская позиция, утверждающая, что существует только человек и его сознание Объективный идеализм - =//= только Бог есть и он начало всему Субъективный идеализм - =//= воспринимает человека как реальность и человек познает мир Агностики - =//= все познается через ощущения Метафизики - =//= природа существует вокруг нас, она реальна и первична Диалектика - наука о познании, развитии Софисты - =//= никакого знания нет вообще Стоики - =//= уход от мира, семьи, друзей- аскеты Физиократы (почвенники) - =//= природа превыше в сего, потому что почва, земля- это единственный фактор производства Циники - =//= отрицают нравственные ценности, жить согласно с природой Схонастики - =//= синтез католического богословия и логики |