Главная страница

Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеОпорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
Дата20.04.2023
Размер1.2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKospekt_podcherknutyi_774_-Vlad.doc
ТипКонспект
#1077515
страница2 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Тема 1.2: "История становления и развития философской мыли."

Вопросы:

1.Донаучные формы философии: миф, религия.

2.Философия Древнего Востока и Древний Греции

3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения.
Вопрос 1: Донаучные формы философии: миф, религия.


  • < Мифология: Миф, ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знания, фантазии, верования.

  • < Религия: Удвоение мира, вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

  • < Философия: Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека.

< Общее

< Типы мировоззрения

< Различия

  • < Религия: Опирается на веру как на способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, эмоции.

  • < Философия: Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства

Мировоззрение

Мироощущение; Мировосприятие; Миросозерцание:

Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций

  • Повседневное (обыденное) мировоззрение: Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

  • Религиозное мировоззрение: Связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме

Миропонимание: Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

  • Философское мировоззрение: Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности.

  • Научное мировоззрение: Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки.

< Миф – специфическое Миросозерцание.

  1. < Мышление: Это высшая степень познания, осуществляемого с помощью абстрактных логических категорий

  2. < Миросозерцание: Это познание мира, осуществляемое при помощи чувственных, наглядных образов и ощущения.

< Классификация мифов.

  • < Эсхатологические мифы. Эсхатология-это учение о конце мира.

  • < Антропогические мифы - это мифы о создания человека.

  • < Героические - это мифы о подвигах героев.

  • < Героические - это мифы о подвигах героев.

  • < Календарные (связаны с сезонностью работ, обрядами, поверьями).

  • < Тотемические-это мифы о животных (покровителях рода).

< Функции мифов:

  • < Аксиологическая. Формирование и закрепление системы ценностей.

  • < Поиск единства природы и общества, мира и человека.

  • < Связь прошлого с настоящим, духовная связь поколений.

  • < Формирование коллективного представления.

< Религия: (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов.

N/B: первой монотеистической (один Бог) формой религии является иудаизм, из которого произрастает христианство и ислам.

< Мировые религии:

  • < Буддизм

  • < Христианство (православие; протестантизм; католицизм).

  • < Ислам

< Миф и религия:

  • < Сходство:

    • < Миф и религия являются глубоко личностными сферами. В мифе люди объясняют себя и историю. В религии люди ищут спасения, утешения.

  • < Различие:

    • < Религия выражает внутреннюю, духовную сторону личности и утверждает личность в вечности. Миф выражает внешнюю сторону личности.

    • < Миф возможен без религии, а Религия без мифа невозможна


Дополнение: Миф, религия, философия

Исторические формы существования философии: 1) Миф - (греч. слово «сказание», « предание»). Мифы создавались народами для того, чтобы объяснить происхождение мира и его законов. Мифы являются порождением культуры и одновременно влияют на всю культуру народов нашей планеты.

Мифологические представления о сотворение мира связывались с борьбой добрых и злых сил, жизни против смерти и на этой основе вырабатывалось определенное понимание природы и общества. 2) Религия - (лат. слово «благочестие»). Это попытка ответить на проблемы бытия с помощью вмешательства в природу, общество и жизнь человека, сверх естественного божественного начала.

Переход от мифа к религии связан с поклонением фетишам (неодушевленный предмет, носитель «чудодейственной силы») и тотемам (животное, растение, вещь, как предмет поклонения с соблюдением табу (запрет) и ритуалов в поклонение многим богам(политеизм), а потом одному богу (монотеизм). Создаются храмы, устанавливаются религиозные обряды, создаются символы веры, догматы. Вера – способ существования религиозного сознания. Культ – система утвердившихся ритуалов.

Религия становится одним из мощных средств воздействия на сознание масс. В настоящее время сложились три мировые религии: Буддизм, Христианство и Мусульманство. (Буддизм - Индия6 в. До н.э. Гаутама. (Будда) отречение человека от активной жизни, совершенствовать свой внутренний мир. Надо понять законы жизни и не противостоять им.

2.Христианство-1 в.до н. э. Ближний Восток(Палестина). Существование единого бога, творец всего существующего. Бог един в трех лицах - отца , сына и святого духа. Христианство доктрина человека - страдания за грехи «нести свой крест». Человек может побеждать зло в себе и вокруг себя. Покорность судьбе, нет насилию, милосердие ко всем. Культ девы Марии (православной) или Мадонны (католической). В настоящее время Христианство представляется тремя мощными направлениями:

1.Римско-католическая церковь - Папа Римский.

2.Греческая или православная церковь (Русская, Армянская, Грузинская, Болгарская и др.)

3.Протестанская-Боитизм, кальвинизм, лютеране.

3.Ислам (араб. слово-предание себя богу , покорность) одна из самых молодых религии. Ближний Восток. Его автор Муххамед (Магомет) родился в Мекке 571 г. до н.э. Вера в единого всемогущего и милосердного бога(Аллаха) и его пророка Муххамеда. Обязаны соблюдать пост - Рамадан. Главная цель-паломничество в Мекку. Пятикратная ежедневная молитва. Коран.

Философия - проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой (Примеры философских вопросов: красота, принадлежит ли она предметам природы или продиктована чувством прекрасного, способностью человека воспринимать красоту).Философия всегда выступает в роли толкователя общественно исторического процесса. Слово «философ» употребил грек Пифагор (580-500 до н.э.) И термин «философия»- Платон
Вопрос 2 Философия Древнего Востока и Древний Греции
< Восточная философия

< Характерные черты

  • < Самобытность.

  • < Традиционность.

  • < Высокий статус философии в обществе.

  • < Отношение к философии как образу жизни.

< Характерные черты китайской философии:

  1. < Ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях.

  2. < Особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида

  • Великий предел неба Тай-цзи или абсолют Дао.

  • Безымянное Дао - Путь Неба

  • Ци(первооснова.)

    • Инь (мутное) Квадрат- Слабое; Женское – Земля; Луна – вода.

    • Ян (чистое) Круг – Сильное; Мужское – Небо; Солнце – огонь.

  • 5 первоэлементов У-Син: Дерево огонь земля вода металл.

Философское мировоззрение древнего Китая.

  • Родился Лао-цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина.

По преданию, его мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао-цзы родился уже стариком, из-за чего и получил своё имя: Лао-цзы  - "Старый ребёнок".

  • Конфуций – кит. Кон Фу-цзы 552-479г до н.э.

    • Творчество философа было посвящено социальным проблемам:

    • индивидуальной и общественной морали,

    • смыслу жизни человека,

    • жизнедеятельности общества,

    • ритуалам.

Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией.

• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий и истории в целом как циклического процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены) распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

•понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Древнеиндийская философия.

Основные периоды древнеиндийской философии:

Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды - древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).

Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога.

Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы Будды – буддизм.

< Общие черты индийских философских систем:

< 1) философия рассматривается как руководство к жизни.

< 2)  начальной стадией философских учений выступает пессимизм.

< 3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь).

< 4)  Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я.

< 5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)

Древнеиндийская философия.

Проблемы бытия:

- опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;

бытие и небытие ассоциируются с вдохом и выдохом Бога-творца. Он живет 100 космических лет, затем умирает, наступает абсолютное небытие, тоже 100 лет, затем вновь появляется жизнь при новом рождении творца, но уже более совершенная;

мир взаимосвязан, любое событие, поступок человека, явление природы влияет на жизнь космоса;

Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Проблемы познания:

- особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений;

- поэтому выделяют три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж;

согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения.

Даршан – делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам

  • Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед.

Санкхья

Йога

Ньяя

Вайшешина

Пурва-миманса

Веданта

  • Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед.

Буддизм

Джайнизм

Локаята

< Философия с античных времен стремилась к тому, чтобы дать человечеству теоретически идеал совершенного знания или практический идеал совершенного поведения.

< Первая линия связывает философию с наукой- Гераклит (огонь), Фалес (вода),Анаксимен (воздух).< Первых мыслителей звали «физиками» (от греч. слова природа). < Аристотель-«все знания у человека приобретенные а не врожденные». Вторая – Сократ (стойкое обретение мудрости и умение жить сообразно природе),киники -отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий. Третья – Платон «познай самого себя» связало воедино философию и сверхчувственное знание.

< Греческая философия.

  • < Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.)

    • < Милетская школа

      • < Фалес (624-547 гг. до н.э.)

      • < Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)

      • < Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

    • < Пифагорейская школа

      • < Пифагор (584-500 гг. до н.э.)

    • < Элейская школа

      • < Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)

      • < Парменид (540-470 гг.до.н.э.)

      • < Зенон (490-430 гг.до н.э.)

    • < Диалектика

      • < Гераклит (540-480 гг.до н.э.)

  • < Классическая период (Y-YI вв. до н.э.)

    • < Атомистический материализм

      • < Левкип (500-440 гг. до н.э.)

      • < Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

    • < Софистика

      • < Протогор (481-411 гг. до н.э.)

      • < Горгий (483-373 гг. до н.э.)

    • < Этический рационализм

      • < Сократ (469-399 гг. до н.э.)

    • < Объективный идеализм

      • < Платон (460-370 гг.до н.э.)

    • < Аристотель (384-322 гг. до н.э).

  • < Элинистический период (IY вв. до н.э.-II в.н.э. )

    • < Платонова академия

    • < Эпикурийская школа

    • < Скептицизм

    • < Эклектизм

    • < Римский период (I до н.э. -Y вв. н.э.)

В философии, в отличие от мифа:

Мышление преимущественно понятийное, а не эмоционально-образное; знание опосредуется логическими рассуждениями и выражается в обобщенной форме; Истина и мудрость обретается в самостоятельном поиске, а не от богов или легендарных героев; обязательна рефлексия – обращенность сознания на самое себя; разум выделяется в качестве особого объекта и делается предметом анализа.

Греческая мифология.

  • С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно-завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков…

  • В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…

Основные периоды греческой философии.

С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно-завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков…

В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…

Условными временными границами истории античной философии принято считать 585 г. до н.э. (когда древнегреческий философ Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 г. н.э. (когда византийским императором Юстинианом были закрыты философские школы).

Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. до н.э. началось развитие философской литературы также на латыни.

Основные периоды античной философии. (Принято выделять три основных периода развития античной философии).

  • Первый (6-5 вв. до н. э.) – досократический или натурфилософский период. «Досократическим» он назвается потому, что философы этого периода жили и творили либо до, либо вне русла учения Сократа, который является рубежной фигурой античной философии. Название «натурфилософский» связано с тем, что на первом плане для мыслителей этого периода были проблемы философии природы.

  • Второй (5-4 вв. до н. э.) – классический период - представлен школой софистов и именами .Сократа происходит обращение античной философии к проблемам человека; Платон соединяет в своем учении сократовский «поворот к человеку» с постижением предельных оснований бытия; Аристотель создает категориальный аппарат философии и превращает ее в вид научного знания.

  • Третий (3 в. до н.э. – 6 в. н. э.) – эллинистически-римский период, представленный школами эпикурейцев, скептиков, стоиков и неоплатоников. Выдающиеся философы этого периода – Эпикур, Пиррон и Цицерон, Сенека и Марк Аврелий, Плотин и Прокл. Фундаментальные идеи и самобытные учения не разрабатываются, главные проблемы этого периода – этические, делаются попытки осуществить синтез предыдущих философских учений.

Досократики.

Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа.

Главный объект внимания досократиков – это мир, природа, космос.

Эти понятия требуют пояснения.

Ранние досократики:

Общим для ранних досократиков (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Парменид и др.) является то, что они – монисты, то есть они ищут и находят одно первоначало мироздания (архе) или сущность всех вещей – Вода, Беспредельное, Воздух, Огонь, Число, Бытие…

Философия ранних досократиков прдставлена двумя географическими ветвями - ионийской и италийской.

Ионийская философия возникла в Ионии – области в Малой Азии, наиболее развитой и процветающей Греции в VI в до .н.э. (ныне это турецкий берег…)

Италийская философия представлена философами, действовавшими в греческих колониях Южной Италии.

Ионийская философия

ФАЛЕС - VII-VI вв. до н. э. Философ, математик, астроном, (Тексты не сохранились).

«Все из воды… и в воду все разлагается».

ВОДА - вот такое начало, полагает Фалес; под «водой» он понимает не просто одну из физических стихий, а саму основу мироздания

Вода - субстанциальное начало всего сущего, из нее все состоит

Вода – генетическое начало всего, из нее все произошло

Вода – животворящее начало, благодаря ей все живет и существует

Вода является обязательным компонентом всего живого.

2/3 массы тела взрослого человека состоит из воды, а у новорожденных еще больше– 3/4. Кровь человека содержит 83% воды, клетки костной ткани - 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает сильную жажду. Если потеря воды в 10% от веса тела, - это может привести к смерти.

АНАКСИМАНДР - VI век до н. э. Ученик Фалеса. Сохранился фрагмент произведения «О природе»

БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ

«А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости…»

Ученик Фалеса, Анаксимандр, как и его учитель (а также Анаксимен – ученик Анаксимандра), происходил из города Милет, расположенный на территории современной Турции

АНАКСИМЕН - VI век до н. э. Ученик Анаксимандра. Сохранились фрагменты произведения «О природе»

ВОЗДУХ является безграничным, всеобъемлющим и всепроницающим началом всего сущего

Воздух – это то, из чего все состоит

Воздух – это то, чем все порождено и оживотворяется

Воздух – это то, из чего происходят все отдельные вещи и явления путем разряжения при нагревании или сгущения при охлаждении

Воздух – активное начало мира, само его Дыхание

Душа человека есть часть всеобъемлющего Воздуха

ГЕРАКЛИТ - VI-V век до н. э. Сохранилось более ста фрагментов произведения «О природе»

ОГОНЬ

«…Мудрость в том, чтобы знать всё как одно».

Это Одно, которым существует Всё, для Гераклита есть огонь.

Огонь – первооснова мира и сам этот мир:

«Этот космос, тождественный для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим».

Вечное угасание и возгорание Огня, порождающее Вселенную и все живое, происходит не хаотично, а в соответствии с законом, который Гераклит называет ЛОГОС.

ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»…

Логос Гераклита – всемирный разумный закон, царящий во Вселенной и управляющий миром и людьми, проявляющийся во всем и везде – в природе, обществе и душах людей;

Логос – это разумная «речь» Вселенной, которая говорит способным ее услышать о единстве всего сущего: «Выслушав не меня, но Логос, мудро согласиться, что все едино»;

Логос – всеобщий вселенский разум, приобщение к которому позволяет видеть вещи в истинном свете: «Хотя Логос всеобщ, большинство живет, как бы имея свое собственное разумение», «… не знают, что они, бодрствуя делают, подобно тому, как они забывают то, что происходит во сне».

Италийская философия.

Ряд городов-полисов в Южной Италии и о. Сицилия становятся в конце VI века до н. э. центрами древнегреческой философии

К италийским философам относятся:

  • Пифагор и его последователи – пифагорейцы;

  • Ксенофан;

  • Элеаты – Парменид, Зенон и Меллис – мыслители из города Элея.

ПИФАГОР:

ЧИСЛО – вот что, по Пифагору, наиболее емко выражает присутствие гармонии, упорядоченность, соразмерность, пропорцию.

Всё есть Число, и Число есть во всем – вся действительность выразима в виде математических законов;

Число – это то, что определяет отношения, на которых покоится сущность Красоты;

Число – это то, что выражает звук, вплоть до звучания небесной гармонии – музыки сфер.

Поздние досократики

ЭМПЕДОКЛ - V век до н. э. Ученик Парменида. Философ, поэт, ученый, врач и проповедник. Сохранились фрагменты сочинений «О природе» и «Очищения».

ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА

«…Изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья Ни какой бы то ни было кончины от проклятой смерти, А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов]».

Выдвигает в качестве основы всего сущего не один, а четыре элемента, «корни всех вещей» - воду, землю, огонь и воздух.

Четыре основных элемента – вечны и неизменны, не рождаются и не исчезают. Движимы они силами Любви и Вражды, взаимодействие которых приводит к возникновению из основных элементов путем смешения и разделения конкретных вещей и всего мира.

< Этапы античной философии.

  1. < (6-5 вв. до н.э.) досократовский Натурфилософский или космологический - Интерес к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагор Парменид Зенон Эмпедокл Демокрит

  2. < (5 в. До н.э.) антропологический - Главный предмет исследования человек, определение его сущности. Представители: Сократ, Протагор

  3. < (5-4вв. до н.э.) систематический - Открытие сверхчувственного и категориальной диалектики, формулируются основные философские проблемы. Представители: Платон, Аристотель

  4. < (3 в. До н.э. – 1 в. Н.э.) этический - Философия как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон.

  5. < (1-6 вв. н.э.) религиозный - Главный объект философии - познание божественного. Представители: Плотин Сенека Марк Аврелий.

< Вопрос 3: Философия эпохи Средневековья и Возрождения

< Средневековая философия:

< Основные черты философии: теоцентризм; креационизм; теодицея; эсхатология; утверждение, что вера выше разума.

< Схоластика (IX-XY)

< Главная проблема-отношение веры и знания

< Основной тезис-вера выше разума

< Основной философский вопрос – отношение

общего к единичному

  • < Реализм «универсалии» (предельно общие понятия) существуют реально до единичных вещей и независимо от них

  • Три периода:

    • Период ранней схоластики (IX-XII)

      • Августин Блаженный (354-430гг)

      • Иоанн Скотт (810-877гг)

      • Ансельм (1033-1109гг)

      • Пьер Абельяр (1079-1142гг)

    • Период зрелости (XIII в)

      • Фома Аквинский (1225-1274г)

      • Дуанс Скотт (1265-1308гг)

    • Период упадка (XIY-XY)

      • Уильям Оккам (1300-1350 гг)

      • Жан Буридан (XIYв)

      • Никола Орем (1320-1382гг)

  • Номинализм «универсалии» не существуют реально независимо от человека, они - только общие имена

< Теологическая философия средних веков

< Средневековая теологическая философия - ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - его творения.

Особенности:

  • Зарождается еще в Римской империи в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства и античной философии и достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);

  • Отличалась ориентацией на религию, теологию, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Основные черты:

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог);

• изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;

• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе - в Библии);

• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;

• провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;

• мир считался познаваемым через познание Бога, веру в него.

Основные догмы средневековой теологическая философия

  • Согласно догмату творения

  • мир из ничего;

    • творение мира есть результат акта Божественной воли;

    • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

    • единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

    • Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

    • подлинным бытием обладает только Бог;

    • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

    • так как мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

    • нет четкой границы между Богом и его творением.

  • Согласно догмату откровения

    • мир можно познать, только познав Бога;

    • самый надежный способ познания Бога и всего сущего – откровение, т.е. Изучение и толкование Библии;

    • прямой путь постижения Бога – вера.

  • Решение проблем добра и зла

    • мир всецело сотворен Богом;

    • Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;

    • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

    • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

    • т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;

    • в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

< Материализм и идеализм средневековой философии

< Идеалистическая тенденция

< Реализм: подлинно существуют не вещи, а общие понятия – универсалии

(Ф.Аквинский, Ансельм Кентерберийский)

< Истинное знание: В религии, в богословии.

< Материалистическая тенденция

< Номинализм: понятия-лишь названия, имена; реальны только отдельные вещи (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин)

< Концептуализм: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей (Пьер Абеляр)

< Истинное знание: Возможно и вне богословия (Дунс Скотт, Уильям Оккам)

< Направления схоластики: Природа общих понятий (универсалий)

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Философия эпохи Возрождения

Совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XY-XYII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал.

Характерные черты

Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

< Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии , Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики;

< Принципиально новое пантеистическое миропонимание;

Интерес к социальным проблемам обществу, государству;

< Широкое распространение идеи социального равенства

Философия эпохи Возрождения

Гуманизм

Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности. В центре внимания-человек, его достоинство, величие и могущество, ирония над догматами Церкви

(Ф. Петрарка,Л.Валла, Л,Бркни).

Неоплатонизм XY-XYIвв.

Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение его идей к познанию природы и человека

( Н.Кузанский, Парацельс, Ф.Патрици )

Реформация XYI-XYII вв.

Критика идеологии ср.-векового католицизма, противопоставление авторитета Библии

авторитету церкви как посредника между человеком и Богом.

(М.Лютер, Т.Мюнцер, Э.Ротердамский)

Натурфилософия (XYI-XYIIвв.)

Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в целостности. Попытка опираясь на научные открытия, пытались развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л. да Винчи).

Пантеизм – отождествление бога и мира

  • Натуралистический растерявший бога в природе

и подводивший к материализму

(Д.Бруно, Н.Кузанский)

  • Религиозно-мистический, растворявший природу в боге

(Краузе)

Социально-политическая

  • Утопический социализм XY-XYII вв. Т.Мор, Т.Кампанелла

Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства

  • Политическая философия (XY-XYIвв.) Н.Макиавелли

Изучение проблем управления государством, поведением правителей

< Основные направления

  • < Натурфилософия

    • Проблема материи

      • Концепции

      • Атомистическая

      • Пантеистическая

    • Проблема движения

      • Движущая сила-разумное начало, неотделимое от материи (пантеизм)

  • < Методология

    • Диалектические тенденции (XY-XYIвв.)

    • Метафизические тенденции (XYIв.)

  • < Гносеология

    • Познаваемость мира

    • Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания

    • Отрицание врожденных идей

    • Утверждение роли разума и логики

  • < Политика

    • Тираноборческое направление (республиканское)

    • Монархическое направление(абсолютизм)

  • < Социальные проблемы

    • Обновление социального идеала на основе божественного природного закона

    • Отрицание частной собственности

    • Общественный труд

    • Равное распределение материальных благ

Особенности философии гуманизма:

Получил распространение в Европе в XIY-сер. XYвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).

Основные черты:

* антицерковная и антисхоластическая направленность;

* стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

* антропоцентризм –особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;

* жизнеутверждающий оптимизм.

Неоплатонизм – идеалистическое направление ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. (XYв. Н Кузанский,

Прокл).

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

  • не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

  • - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Натурфилософия

Основные черты

- обоснование материалистического взгляда на мир(чаще-в форме пантеизма);

- стремление отделить философию от теологии;

выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной;

- утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Социально-политическая философия

  • Философия Реформации

  • Политическая философия

  • Философия социалистов-утопистов

П Р О Б Л Е М Ы

- государство, его устройство, механизм правления;

- принципы устройства общества;

- взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.
Дополнение:

В эпоху возрождения философия обращается не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию. Труды Галилея-«Закон Инерции, мир бесконечен, материя вечна, природа едина солнечной системы». Бруно-«бесчисленность миров. Физическая однородность земного и небесного мира» Кузанского-«Единое есть все одно тождественно бесконечному». Открыл принцип совпадения противоположностей- максимума и минимума.

Гуманизм- центральный принцип философствования. Появились новые вопросы. Каков путь познания? Что важнее: эмпирический опыт(практика, научность) или теоретические познания. БЭКОН (наука служит жизни и практике). Знание – сила- методика индукции- Бэкон- от изучения факторов к общим положениям. Декарт- принцип очевидности. Закон действия и противодействия. Дедуктивный метод познания- мысль движется от изучения очевидных положении (аксиом) к частным выводам. Спиноза- соотношение разума и страстей в действиях человека, свобода личности всегда связана с пониманием человеком необходимости.

Глоссарий.

Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов.

Мифы - это древние сказания, которые рассказывают про происхождение человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей.

Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед.

Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед.

Досократики – это первые древнегреческие философы, жившие и творившие в раннем периоде античной философии в VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., которые находились вне течения софистов и учения Сократа.

Пантеизм – отождествление бога и мира.

ЛОГОС – это слово в языке тех времен имело более 20-ти значений: «слово», «речь», «рассказ», «счет», «закон», «тон», «тембр», «ритм»…

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта