Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2

  • Религиозная картина мира

  • Научная картина мира Наука

  • Наука

  • Философская картина мира

  • Вопрос 3

  • Структурная организация материи

  • 2 Органический уровень

  • 5 Мета социальный уровень

  • Основные свойства и формы существования материи Движение

  • Дополнение

  • Вопрос 4.

  • Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеОпорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
    Дата20.04.2023
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKospekt_podcherknutyi_774_-Vlad.doc
    ТипКонспект
    #1077515
    страница4 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    Тема 2.1. «Учение о бытие. (Онтология)»

    Урок I

    Вопросы:

    1. Бытие как предельная философская категория всеохватывающая реальность.

    2. Научная, религиозная и философская картина мира.

    3. Философское понятие и структурная организация материи. Основные свойства и формы существования.

    4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.


    Вопрос 1: Бытие - философская категория всеохватывающая реальность.
    Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.

    Антитезой бытия является ничто.

    Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие как данная качественная определенность, например именно этот человек.

    Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе само созидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

    Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях.

    Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории, философии.
    Вопрос 2: Научная, религиозная и философская картина мира.
    Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Итак, религиозная, философская и научная картины мира со­существуют друг с другом.

    Точность картины мира зависит от того насколько систематизировано видение мира, знание о мире, понимание человека. В зависимости от этого повышается уровень адаптации программы жизнедеятельности человека, более гибкой становится его жизненная стратегия. В этом заключается методологическая функция мировоззрения - выработка системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности человека. Именно мировоззрение человека определяет, какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов нам требуется особые мыслительные конструкции, которые позволяют уверенно чувствовать себя, прогнозируя свое будущее, само оценивать свои действия, чувства, оценивать поступки других людей.

    Религиозная картина мира

    Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются прежде всего богословие, а также история и философия — каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

    Религия должна рассматриваться в разных аспектах; она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравственно-социальное служения она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров — земного, природно-социального, и трансцендентного.

    Всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.

    Религия характеризуется признанием Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремлением согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. Поэтому в каждой религии можно найти две стороны — теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека.

    Наука'>Научная картина мира

    Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

    Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

    Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём.

    Философская картина мира

    Философская картина мира - осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

    Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

    Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

    Тогда Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение.

    Вопрос 3: Философское понятие и структурная организация материи. Основные свойства и формы существования.
    Материя –это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Это абстракция. Не существует материя как таковая вообще, как и человек вообще, стол вообще, т.е. как нечто чувственно воспринимаемое, как нечто положенное рядом с вещами. Материя существует в конкретных бесконечно многообразных видах и форма вещей, процессов, явлений, состояний. Ни один из этих видов, форм и состояний не может быть отождествлен с материей, но все и многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляю материальную действительность.

    В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системно-структурной организации.

    Структурная организация материи

    Основные структурные уровни материи таковы.1 Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микро элементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень).

    Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Все это вместе с излучением и составляет тот безбрежный мировой океан разреженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы не существуют от века в данном их виде. Они формируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства. Следовательно, космические тела возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи

    2 Органический уровень( образование органический соединений

    3 Биологический уровень(возникновение жизни)

    4 Социальный уровень(последняя ступень развития человечества)

    5 Мета социальный уровень допущение что за пределами земной цивилизации существуют другие созданные разумными существами

    Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием единой структурной организации материи, что вытекает из тесной взаимосвязи всех известных ныне уровней структурной организации.

    В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого.

    Основные свойства и формы существования материи

    Движение — это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения. Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность — конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель — субстанция.

    Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

    Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
    Дополнение:

    Материя, ее сущность, многообразие, способ и формы существования.
    Материя - философское понятие, выражающее общее свойство всех предметов, она объективная реальность, существующая вне в зависимости от нашего сознания и данная человеку в его ощущениях. Понятие материи впервые дал В.И.Г. в работе «материализм и эмпирикритизм»

    Материя многообразна- это мельчайшие частицы и гигантские звездные системы во вселенной, земля и все, что имеется в ней. Она имеет два вида:

    1.Вещество(может находится в разнообразных состояниях - твердое , жидкое, плазма, нейтроны)

    2.Поле(свет, гравитация, ядерное ,магнитное)

    Вещество и поле многообразны и неисчерпаемы, они неразрывно связаны, взаимодействуют и могут превращаться друг в друга.

    Материя не сотворима и неуничтожаемая. Мир един, все вещи, предметы и явления состоят из одних и тех же химических элементов. Материя существует только в движении.

    Движение- способ существования материи, это любое ее изменение, перемещение в пространстве, количественное уменьшение или увеличение, переход из одного состояния в другое, возникновение нового, отрицание старого.

    Движение материи абсолютно и вечно, а покой имеет временный характер.

    Движение многообразно и имеет ряд известных науке форм: механическая, физическая, химическая, биологическая, общественная. Эта классификация к сегодняшнему времени устарела. В частности сейчас неравномерно физическое движение можно сводить только к тепловому. Современная классификация форм движения материи включает:

    Пространственное перемещение

    Электромагнитное движение (заряженные частицы)

    Гравитационная форма движения

    Сильное(ядерное) взаимодействие

    Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона)

    Геологическая форма движения (изменение в геосистемах, материках земной коры и т.д.)

    Биологическая

    Социальная
    Важнейшим свойством материи и материальных преобразовании является их системная организация. Система- (греч. слово- целое из частей) ограниченное множество взаимодействующих элементов. Она бывает:

    Целостная- все элементы не могут существовать изолированно друг от друга(солнечная система, молекула воды, производство, кооперация)

    Суммативная- это системы, качества которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга (куча камней, толпа людей).
    В современной науке используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуется особым способом взаимодействия между составляющими их элементами.

    Структурные уровни материи


    Неорганическая природа

    Живая природа

    Общество

    1.Субмикроэлементарный

    1.Биологисческий макромолекулярный

    1.Индивид

    2.Микроэлементарный

    2.Клеточный

    2.Семья

    3.Ядерный

    3. Макроорганический

    3.Коллективы

    4.Атомный

    4.Органы и ткани

    4.Большие социальные группы

    5.Молекулярный

    5.Организм в целом

    5.Государство (гражданское общество)

    6.Макроуровень

    6.Популяция

    6. Системы государства

    7.Мегауровень (планеты, галактики)

    7.Биоценоз

    7. Человечество в целом

    8.Мегауровень (метагалактики)

    8.Биосфера

    8.Ионосфера


    Формы движения взаимосвязаны и могут превращаться в друг друга. Низшей формой движения является механическое, а высшая форма- общественное движение. Движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному.

    Материя движется в пространстве и во времени. Пространство – философское понятие отражающее всеобщие свойства материальных тел обладать размерами (длина, высота, ширина) и занимает определенное место среди других тел (протяженность, месторасположение), то есть три измерения.

    Время - философское понятие, отражающее всеобщее свойство материальных процессов обладать длительностью существования и развиваться по этапам. Оно имеет три формы -прошедшее, будущее, настоящее. Материя, движение, пространство и время - единое целое, зависящее друг от друга и взаимосвязанные (Пример: на очень больших скоростях замедляется течение времени, а в пространстве искажается).

    Движение в пространстве характеризуется протяженностью и месторасположенностью предмета. Движение во времени характеризуется длительностью и последовательностью событий. Все явления материального мира имеют начало и конец ( время измеряется). Если движение в пространстве проходит во всех направлениях, то движение во времени идет только вперед. Вечность и бесконечность материи обуславливается вечностью времени и бесконечностью пространства
    Вопрос 4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.
    Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное

    Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности

    Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

    Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

    Если взять за основу идею оживления организма специфической полевой структурой, которую и стоит называть душой, станет очевидной практическая невозможность использования ни материалистической, ни идеалистической философских концепций.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта