Главная страница

Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеОпорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
Дата20.04.2023
Размер1.2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKospekt_podcherknutyi_774_-Vlad.doc
ТипКонспект
#1077515
страница5 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Тема 2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ

Вопросы:

  1. Диалектика-основное учение о развитии всеобщей связи

  2. Основные законы диалектики

  3. Категории диалектики: возможность, действительность, необходимость, форма, содержание и др.

Базовые философские методы

Методология – система принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе

Диалектика – вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий и изменений

Метафизика – (гр. Meta ta physica – после физики) – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно (ведется поиск абсолютной истины)
Вопросы 1: Диалектика-основное учение о развитии всеобщей связи
Диалектика (греч.) – искусство вести беседу
Диалектика –
теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления


Диалектика - это, прежде всего, философская концепция развития

Диалектика – это такой способ понимания мира,

при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения, развития.

Принципы диалектики

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию

качественную определенность, системность и целостность

  • Принцип развития и историзма

  • Принцип всеобщей взаимосвязи

  • Принцип детерминизма

все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга

Диалектика - метод познания

Принцип всеобщей связи - все в мире (вещи, свойства, отношения) разделимо на составные части, но, будучи разделенным в каких-то отношениях, остается связанным в других

Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом

Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое

Принцип развития

Принцип развития

Развитие - это направленное, необратимое изменение объекта

Принцип развития означает, что все в мире имеет свою историю

В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному

Принцип предполагает изучение явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы в своем развитии прошли, чем стали теперь, чем могут стать в будущем

Принцип детерминизма

Принцип детерминизма утверждает причинность как универсальный вид связи

Причинность- это и генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие.
Дополнение:

Концепции развития философии
Вопрос в том , что есть развитее и имеет ли место развитее природы- один из важнейших философских вопросов.

Анаксимен(Древняя Греция 5 в.до н.э.) источник всего сущего вечное и беспредельное начало, которое управляет всем - Анейрон. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, он возник в результате борьбы противоположностей(тепло холод). Живые существа зародились в иле, земля высохла, а влага скопилась в углублениях(моря) и некоторые животные вышли на сушу, в чреве которых развивались люди(идея эволюции природе).

Гераклит отрицая существование вечного, неизменного постоянного «Все течет, все изменяется». «Нельзя дважды войти в одну реку». Но это движение не поступательное, а круговое.

Платон- истину можно обнаружить на основе последовательного (диалектического) анализа какого-либо утверждения и его отрицания. Так как движение существует и покой тоже, то бытие должно быть совместно и с движением и с покоем. Мысль движется от низших к высшим.

Аристотель-каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Развитие- это ряд статистических уровней совершенствования, в котором еще нет синтеза восходящего движения, но уже движение по кругу.

Кант- учение о противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений. Человеческий разум противоречив, но он счится эти противоречия, поскольку мир для человека вещ неопознанная.

Гегель-развитие, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движущегося понятия, существующего независимо от природы человеческого сознания. Развитие идет от идеи к природе.

Маркс, его диалектика исходит от реального самодвижения в природе и обществе.(Материальная диалектика, мир развивается по законам диалетики). Современная наука уделяет большое внимание вопросу развития. Развитие всегда конкретно и связано с определенными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития не существует.

Развитие- это всегда качественное изменение вещей и процессов. Первый важнейший признак- необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже повторение( круговорот)- это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Второй признак направленность или изменение качества системы в определенном направление и по определенным законам.

Вывод: Развитие- это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем. (Оно м.б. прямолинейным, зигзагообразным общим – локальным, ускоренным замедленным, гармоничным- дисгармоничным и т.п.- все это типы формы развития, которые могут существовать а природе и обществе0. В реальных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая картину богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина находит свое отражение в Трех основных законах диалектики.
Вопрос 3: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ: возможность, действительность, необходимость, форма и др.
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия

Категории образуют определенную иерархию, отражающую все возрастающую сложность объективных связей и движения познания от простого к сложному

Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко в виде триад), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов

В совокупности они способны отражать подвижность переходы и противоречивость бытия

ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов)

ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность

ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта

ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов

СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам

ЭЛЕМЕНТ - относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого

СТРУКТУРА - относительно устойчивый способ

связи элементов качественно определенного

сложного целого, который обеспечивает его целостность при определенных изменениях

СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов, которая характеризуется структурной организацией и определенной целостностью

ФОРМА

- отражает способ существования содержания

СОДЕРЖАНИЕ - совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет

ПРИЧИНА - явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление

СЛЕДСТВИЕ - новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений

НЕОБХОДИМОСТЬ - преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования

СЛУЧАЙНОСТЬ – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений

ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - реальное бытие предметов

ВЕРОЯТНОСТЬ – степень возможной реализации данного события при данных условиях

Дифференциация диалектики

  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА

  • ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА

Деление диалектики на материалистическую и идеалистическую обусловлено характером решения основного вопроса философии

  • Объективная диалектика – диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества

  • Субъективная диалектика – диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности


Дополнение:

Основные категории в философии
Анализ связи, причины и следствия в данном случае является наиболее показательными. В качестве причины можно рассматривать взаимодействие между различными материальными образованиями, вызывающими определенные изменения, а в качестве следствия- те изменения, которые возникают, в материальных образованиях, как результат их взаимодействия.

В философии существуют разные подходы к решению вопроса о всеобщности причинно- следственных отношении

Детерминисты- всеобщая взаимообуславливаемость объективных явлений.

Индетерминисты- отрицают причинную обусловленность явлений.

Причина порождает следствие, обуславливает его существование. Причина предшествует возникновению следствия причинности играет важную роль в понимании и объяснении действительности.

Причинно-следственные отношения связаны с категориями:

1)необходимость- следствие регулярных постоянных причин, все происходит так, а не по другому(движение планет, наследование организма)

2)Случайность-следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется или так или как-то по другому(выпадение стороны монет, случайный взгляд, столкновение 2-ух молекул газа).
Взаимосвязь между необходимостью и случайностью связана с диалектикой превращения возможностей в действительность- это совокупность существующих явлений и объективных и субъективных.

В соответствии с возможностью действительность это конкретное бытие отдельного объекта в определенных условиях места и времени. Знание возможностей и условий их реализации позволяет людям предсказывать, прогнозировать и реализовывать поставленные перед собой цели.
Вопрос 3: Основные законы диалектики
Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме

Понятие законов диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики

Законы диалектики

  1. Закон единства и борьбы противоположностей

  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

  3. Закон отрицания отрицания

Закон единства и борьбы противоположностей

Единство противоположностей состоит в следующем:

они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие.
Дополнение:

Первый закон диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.
Диалектика-наука о развитии природы, общества и человеческого мышления. Как и всякая еаука, она выявляет определенные законы, по которым происходит развитие. Первый – закон единства и борьбы противоположностей. Является ядром, сутью диалектики. Этот закон всеобщий т.к. действует в природе, в человеческом обществе и в человеческом мышлении.

Он носит объективный характер, т.е. не зависит от воли людей, он показывает почему вообще существует развитие что развитие органически присуще материальному миру, что причина развития находится вне материи(в боге, идее, в духе и т.п.), а в ней самой.

Этот закон формируется из понятий: «противоположность»,»единство»,»противоречие»,»борьба»

В каждой форме движения материи имеются противоположные стороны.

«действие и противодействие в механике»

Отрицательный и положительный заряд в физике

Соединение и разъединение молекул в химии

Усвоение и выделение веществ в биологии

Пролетариат и буржуазия в капиталистическом обществе

Среди этого многообразия всегда можно найти такие стороны , которые отличаются друг от друга и поэтому исключают друг друга. Эти стороны называются противоположностями.(свет и тьма, процесс производства - процесс потребления)

Но противоположности не только исключают друг друга, а являясь сторонами одного и того же предмета процесса, они неразрывны друг с другом, находятся в единстве.

Между противоположностями идет борьба, которая называется противоречием. Столкновение противоположно действий идущих от разных сторон противоречия и называются борьбой противоположностей.

В человеческом обществе развиты:

1. Антагонистические

2.Неантогонистические
1 характерны для тех ОЭФ, в основе которых лежит частная собственность на средство производства (рабовладельцы, феодалы, капиталисты )2. Характерны для формаций, в которых господствует общественная общественность на средства производства(первобытным, социальным, коммунальным). Антагонистические противоречия не могут быть разрешены в рамках данного общества. Неантоганистические можно разрешить.

Значение: что источник движения материи находится в ней самой в виде единоборства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных отношений в качественные

  • при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества

ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

    • закон раскрывает общий механизм развития

  • КАТЕГОРИИ

    • Качество

    • Количество

    • Мера

    • Скачок

  • СУЩНОСТЬ ЗАКОНА

    • изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной меры Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность

КОЛИЧЕСТВО - внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства

КАЧЕСТВО -  совокупность существенных признаков, особенностей, свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость

МЕРА - величина, размер, степень чего-либо. граница, предел проявления чего-либо

Закон направления развития (отрицание отрицания)

  • Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее

  • Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве

ПРИМЕР: Вода - лед.

ПРИМЕР: Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание

  • Развитие происходит по спирали


Дополнение: Второй закон-закон перехода количественных изменений в качественные.

Этот закон раскрывает форму «механизм» развития, он показывает, что в процессе этого развития предметы постоянно изменяются. Но на первом этапе изменения не приводят к коренному преобразованию явления. Носят количественный характер, в дальнейшем же они приводят к преобразованию качества предметов, явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные- есть закон материалистической диалектики, состоящей в том, что количественные изменения приводят к коренным, качественным изменениям.

Каждая вещь есть единство определенного качества и определенного количества. Качественная предмета выражает его относительную устойчивость, неизменность. Изменение качества предмета означает переход от данного предмета к другому, ликвидации данного предмета.

Качество вещи есть совокупность ее существенных свойств.

Свойство-это внешнее проявление обнаружение качеств предмета при его взаимодействии с другими предметами(Стальной предмет свойство твердости при взаимодействии с деревом, свойство непрозрачности при взаимодействии со светом и т.д.)

Количество представляет собой такую определенность предмета, которая выражается числом, величиной, объектами, степенью и т.д. Количество и качество – это две противоположные стороны любого предмета, явления, процесса, процессам одновременно и взаимоисключают и взаимообуславливают друг друга.

Факты накопления наукой показывают, что количественные изменения в рамках какого либо предмета, явления, материальной системы до определенной поры как бы безразличны по отношению к качеству, не затрачивают его. Но на некотором этапе количественные изменения приводят к коренным качественным изменениям предмет. Философская категория.

Мера, как раз выражает неразрывную, органическую связь количественных и качественных изменений.

Выход количественных изменений любого предмета, явления за рамки, границы меры всегда влечет за собой коренное преобразование качества.

Мера имеет верхние и нижние границы. Вещь остается данной вещью только в пределах меры. Развитие начинается с количественных изменении, они происходят постепенно и незаметно в пределах меры, но дойдя до предела меры приводят к качественным изменениям вещи, она переходит из одного качества в другое. Этот переход совершается относительно и называется скачком.

В человеческом обществе это революция. Количественные изменения в материальном мире называются эволюцией, она завершает скачок или революцию, которые дают начало для новой эволюции. И в свою очередь качественные изменения приводят к новым количественным изменениям.(Создали новый станок- качественное изменение, повысилась производительность труда- количественное изменение).

Значение закона:1) Для получения нового качества нужно накапливать количество 2) Для увеличения количества надо создать качество.
Закон двойного отрицания

  • Познавательная ценность

    • закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата

  • Категории

    • отрицание преемственность «возврат к якобы старому»

  • Сущность закона

    • Развитие складывается из определенных циклов.

    • Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание

    • Отрицание – это этап развития, означает превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом

    • Процесс превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов отрицаемого качества и подъем на новую, более высокую ступень

Дополнение:

Третий закон отрицание отрицания
Отрицать- это значит опровергать, отвергать, уничтожать. Любая существующая вещь, процесс, явление подвергается рано или поздно уничтожению. Диалектика под отрицанием предмета понимает такое уничтожение, которое вызывается внутренними причинами, действием внутренних противоречий.

В процессе отрицания предмет уничтожается лишь относительно. При возникновении нового явления, предмета, в нем сохраняется все ценное и положительное, что было в содержании старого явления, которое подверглось отрицанию.

Закон отрицание отрицания- есть закон материалистической диалектики выражающейся возникновением нового из старого, преемственностью между новым и старым, поступательностью и спиралевидностью развития.

Отрицанием называется закономерная смена старого новым. Новое возникает из старого в результате борьбы противоположностей.

Новое отрицает старое и обрекает его на отмирание. Отрицание сохраняет все ценное и положительное, что было накопленное на предшествующих ступенях развития и одновременно уничтожает все устаревшее, что мешало развитию.

В новом опять начинается борьба противоположностей, оно само отрицается возникающим новым. Так получается бесконечная цепочка отрицании. Между новым и старым есть преемственность, связь, развитие идет не по прямой линии, а по спирали т.е. круги не замыкаются, а идут друг за другом. Развитие нового означает, поступательное движение т.е. прогресс.

Вывод: 1) Закон объясняет, почему неизбежен процесс в развитии»2) Закон позволяет понять противоречивый характер прогресса 3)Одной из важнейших особенностей прогресса является ускорение темпов развития., есть два типа отрицания:

а) Деструктивное- полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития

б) Конструктивное - самоотрицание т.е. такое отрицание, когда система содержит в себе свое собственное отрицание. Конструктивное отрицание подразделяется: прогрессивное, регрессивное, нейтральное.
Диалектика

  • Характеризует процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития

  • Противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса

Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:

  1. развитие в виде стрелы: утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого.

  2. развитие в форме кругового движения: утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то.

  • В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого

  • Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта