Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
Скачать 1.2 Mb.
|
Тема 2.3 Урок 2 «Человек и его бытие в мире(Антропология)» Вопросы: 1) Сущность и основные направления антропологии, антропогенез. 2)Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства. 3) Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия. Вопрос 1: Сущность и основные направления антропологии, антропогенез. Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству природы и к основе всех вещей; физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он; основных направлениях и законах его психического, духовно-исторического и социального развития. Антропология должна служить основой для всех наук, которые имеют дело с человеком - медицины, археологии, этнологии, истории и др. Антропология • Теория антропогенеза • Морфология человека • Этническая антропология • Антропоэкология Теория антропогенеза— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного , отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Этническая антропология — раздел физической антропологии, изучающий особенности этнических общностей. Объект исследования этнической антропологии — ареальные общности людей, то есть человеческие популяции, различающиеся по расовым признакам. Морфология человека - раздел антропологии , изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. Антропоэкология - наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Изучает как влияния человека на природную среду, так и обратное воздействие природы на человека. И. Кант считал, что философия всегда стремится ответить на четыре вопроса: 1)что я могу знать? 2)что я должен делать? 3)на что я могу надеяться? 4)что такое человек? В сущности, полагал он, три первых вопроса можно свести к четвертому, а все науки - к антропологии. Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской наукой тогда, когда человек становится проблемой, когда начинают задумываться над вопросами: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ. Философская антропология изучает • Сущность и природу человека • Происхождение и сущность человека • Антропогенез • Духовное развитие человека • Проблему существования человека • Смысл жизни человека Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям Происхождение и сущность человека -человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки . Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой. Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного Смысл жизни -философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле. Проблема сущности человека - находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета Основные направления антропологии. Можно разделить антропологию на направления двумя способами: традиционный и модернизированный. Традиционный: 1)Антропогенез – раздел антропологии, изучающий эволюцию предков рода homo, становление и дальнейшую эволюцию человеческого рода, происхождение homo sapiens. 2)Расовая и этническая. Расоведение – одна из направлений антропологии, которое выделилось еще в XIX в. Исследует разнообразие человеческих популяций всей ойкумены (территории, заселенной человеком) по расовым признакам. Сейчас этот раздел претерпевает глубокий кризис и переосмысление. 3)Морфология человека – Направление, изучающее изменчивость тела в разных аспектах (пол, возраст, генетическая специфика, состояние здоровья, конституционная принадлежность, эпохальная динамика) Модернизированный: 1)Антропогенез 2)Палеонтология – направление, изучающее древнее человечество от эпохи первобытности до более недавних веков по палеонтологическим материалам. 3)Экология человека – направление, которое ставит перед собой цель изучение взаимодействия человека и популяций сокр. средой. Человек как и любой вид имеет адаптивный полиморфизм. Эта отрасль обращает внимание не только на современного человека, но и обращает взгляд в прошлое. 4)Возрастная и конституциональная антропология – изучение морфофизиологических изменений в популяции на протяжении онтогенеза, а так же исследует единство морфологии, физиологии и психики 5)Генетика – изучает генетический полиморфизм человека на примере признаков с известной системой наследуемости и молекулярно-генетического изучения самого гена человека. Современные методы изучения позволяют изучать и сравнивать ДНК древнего человека, изучать наследственные особенности, например родинки, отпечатки пальцев, цвет волос. Антропогене́з Процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза. Движущие силы антропогенеза: • групповой отбор, направленный на социальную организацию; • индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга; • биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени. Вопрос 2: Единство биологического, психического и социального в человеке, его свойства. «Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо. • Биологические и социальные факторы • Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: • Биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи; • Основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. Под его биологическими особенностями человека понимают то, что сближает человека с животным, — наследственные признаки; наличие инстинктов; эмоции; биологические потребности; сходные с другими млекопитающими физиологические особенности; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные факторы в эволюции человека: • необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни; • необходимость прогнозировать свою деятельность; • необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт. • использование, а затем создание орудий труда; Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов. Психологи определяют личность как устойчивую систему всех социальных качеств, приобретенных и развитых в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Под социальными качествами личности принято понимать те из них, которые способствуют достижению общественно значимых целей. Единой классификации таких качеств не существует, но, тем не менее, условно их можно разделить на интеллектуальные и психосоциальные. К интеллектуальным следует отнести такие мыслительные качества, которые влияют на познавательную деятельность: самосознание, способность к аналитической и синтетической деятельности, самооценке, восприимчивость к новому, способность выделять риски. К психологическим социальным качествам личности относятся: эмоциональные (например, достоинство, честь); поведенческие (воля, целеустремленность); коммуникативные (открытость, толерантность); творческие способности личности. Психические свойства человека, духовные и материальные потребности влияют на формирование цели, которая направляется на достижение существующих потребностей. Мотив также относится к психическим свойствам человека и является непосредственным внутренним побуждением для совершения конкретного действия, чтобы достигнуть поставленной цели. Определенное содержание мотива характеризуется объективными условиями человеческой жизнедеятельности. При изменении социальных условий иными становятся и предпосылки развития каких-либо мотивов, которые выступают в форме стабильных и ситуативных. Психические свойства человека, направленность и содержание мотивов характеризуют не только факт наличия определенного рода деятельности, но и ее прямую эффективность. К другим психологическим свойствам личности относятся способности, темперамент и характер. Существует 4 типа темперамента: Сангвинический темперамент Холерический темперамент Флегматический темперамент Меланхолический темперамент Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним. Вопрос 3: Будущность человека, философские подходы к теме бессмертия. Возникновение темы будущности связано с изменением представлений о времени. Родившееся в буржуазно-купеческих кругах представление "время-деньги" становится всеобщим достоянием. Циклическое "время-круг" традиционного общества превращается во "время-стрелу". Восприятие времени как неостановимого потока - продукт длительного исторического развития. Индустриальная современность - период, когда такое восприятие времени становится массово распространенным. В современных обществах жизнь человека неотделима от постоянного выбора из ряда альтернатив. Межличностные отношения обретают независимость от связей родства, клановых традиционных определений. Возникает "Я", которое не доверяет ничему и никому автоматически. "Я" осмысливает себя в терминах автобиографии. Автобиография составляет ядро самоидентичности в условиях современной социальной жизни. Это подразумевает осуществление целостного, планируемого и постоянно корректируемого жизненного проекта. У человека возникает представление о собственной жизни как о биографии. Индивидуальная жизнь начинает планироваться в терминах карьеры. Жизненный цикл личности воплощается в последовательной смене этапов, которые уже не имеют ритуальных меток (например, праздников). Путеводной звездой становится сама жизнь, в рамках календаря с его будними днями :закурил в тот год, когда служил в армии. Понимание бессмертия различно в разных философских дискурсах. Из них можно вычленить четыре типа, в рамках которых представлены совершенно различные трактовки бессмертия: • 1)эйдетический, связывающий бессмертие с приобщением к миру вечных идей, • 2)христианский, исходящий из смертности человека как единства тела и души и связывающий бессмертие с Воскресением и причастием к благодати Св. Духа, • 3)натуралистический, подчеркивающий бренность человеческой природы и бессмертие ее первоначал • 4)социокультурный, усматривающий в бессмертии – сохранение достижений личности в памяти человечества. Эти типы философского дискурса о смерти и бессмертии обусловливают и различные типы духовных практик, в частности похоронных обрядов, ритуалов, призванных обеспечить загробную жизнь. Для христианина смерть – катастрофа, «возмездие за грех» , следствие грехопадения, нарушения взаимоотношений с Богом и отделения души от тела. Христианская идея апокатастасиса предполагает восстановление каждого человека в полноте всей его природы, приведение всей твари к совершенству и нетлению. Поэтому, как заметил Г.Флоровский, «христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во Всеобщее Воскресение. Человек – тварь. Самым своим существованием он обязан Богу. Человеческое бытие не необходимо. Оно – милость Божия. Но Бог сотворил человека для бытия, то есть для вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом» Загробный мир в Исламе делится на рай (джанна) и ад (джаханнам). Хороший человек после смерти в Исламе попадает в рай, грешник, соответственно, в ад. У мусульман пребывание в раю вечно. В аду же грешники-мусульмане могут находиться 80 лет и даже больше, испытывая унизительные наказания за свои грехи. Однако рано или поздно Аллах смилостивится над ними и проводит в рай. В отличие от христианства, в Исламе деление на грешников и праведников осуществляется по несколько иному принципу. Согласно христианской религии, все люди – грешники и среди них есть праведники. Ислам же утверждает, что праведник и грешник – это два абсолютно разных человека. Если в античной философии бессмертие понимается как пребывание в вечности – в вечном мире эйдосов, то в христианской философии бессмертие – это пребывание во времени, жизнь преображенной души и преображенной плоти, лишенной тления и косности. Мыслители эпохи Возрождения, тяготея к космотеизму античности, стремились возродить античное понимание смерти и бессмертия. Некоторые из них отрицали бессмертие души, другие, особенно тяготевшие к неоплатонизму (Фичино, Агриппа, Николай Кузанский, Д.Бруно), учили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Среди мыслителей Нового времени также не было единодушия в трактовке бессмертия души. Бессмертие души отстаивали Декарт и Гассенди. Лейбниц полагал, что все живые существа смертны, лишь личность, обладающая совестью и рефлексией, обладает индивидуальным бессмертием Дидро связывал бессмертие с продолжением жизни в памяти других поколений. Гёте, выступая против смешения религиозного и философского понимания бессмертия, подчеркивал: «Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности». Для Канта бессмертие души не может быть доказано логически и является постулатом практического разума. Согласно Фихте, Я обладает бессмертием, поскольку жизнь человека принадлежит вечной жизни. По Гегелю, дух вечен и бессмертен. Ницше называл идею бессмертия личности великой ложью. Натуралистическое понимание бессмертия развивали материалисты – от Фейербаха до Бюхнера и Геккеля, которые связывали бессмертие с сохранением материи. Позитивисты – от Конта до Маха – объясняли возможное бессмертие культурными достижениями, которые сохраняются в памяти человечества. Тема 2.4. Урок 1 «Человек в современном мире» «Проблема человека в философии ХХ – ХХI в.в.» Вопросы: Индивид- индивидуальность- личность. Генезис личности. Социализация личности. Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность. Деградация личности. Идея личностной уникальности в философских представлениях разных эпох. Вопрос 1: Индивид- индивидуальность- личность. Генезис личности. Социализация личности. Индивид как особая единичная ценность. Человек, как родовое существо, конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный "атом" социальной общности. Индивид как особая единичная цельность характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой - в грядущее. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь вызывает необходимость развития способности самооценки, связанной с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Дополнение: Индивид - единичное природное существо, носитель индивидуально - своеобразных черт. Понятие индивид служит для обозначения человека похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - обладатель самосознания, она контролирует себя и свои поступки. Индивид включается в сферу семейно — бытовых отношений. Взросление, связь с внешним миром расширяется, через систему образования индивид приобщается к культурным ценностям. Далее человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества —производительно - экономическую, социальную, политическую, духовную, обретая возможность стать личностью. Деятельность - основной путь и единственный способ стать личностью. Социальная среда формирует личность. Макросреда – общество, общественные отношения. Микросреда - семья, дом, трудовой коллектив. Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т.п. Индивидуальность - это самобытность чувств и особенности характера и оригинальность мышления. Человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью становятся. Индивид проходит 3 хронологических стадии социального вызревания личности. 1) 3 – 12 лет 2)12 – 17 лет 3) 18 - старше Личность проявляет себя в 3-х пространствах и существованиях: 1) В самом индивиде 2)В межличностных отношениях 3) В других людях. Они единое «пространство». Становление личности на протяжении всей жизни. Социализация личности - вхождение в социальную среду, освоение социальных ролей и функций, обретение идеала, интереса, потребностей, достижения цели. Самоутверждение: 2 аспекта - 1) субъект пытается вызвать у себя определенное ценное отношение к себе 2) сделать себя таковым как он считает нужным быть. А нужно быть « » - независимость личности от внешнего мира, свобода воли. Это самая значимая характеристика личности как ее философская сущность. Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение. Первоначально термин Г. был применен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.). Социализация личности В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. Этапы социализации личности. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности: Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе. Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах. Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей. Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать. В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества. Вопрос 2: Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1. Физическая личность - то есть телесная организация, одежда, наш дом, капиталы и т.п. 2. Социальная личность - формируется на основе нашего человеческого стремления быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых он дорожит. 3. Духовная личность - это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» - т.е. эмоции, желания, ощущения. Самый центр, самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа - это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших душевных состояниях. Деградация личности - утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др. На деградацию личности указывает повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов. Вопрос 3: Идея личностной уникальности в философских представлениях разных эпох. Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. |