Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1

  • Объект познания

  • Тема 2.7 Урок 2 «Теория познания (Гносеология)» Вопросы: 1.

  • Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеОпорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
    Дата20.04.2023
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKospekt_podcherknutyi_774_-Vlad.doc
    ТипКонспект
    #1077515
    страница10 из 18
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18
    Тема 2.7 Урок 1 «Теория познание (гносеология)»

    Вопросы:

    1: Познание как предмет и объект философского анализа . Гносеология - наука о познании.

    2: Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное познание. Этапы.

    3: Практика – основа и цель познания. Знание и вера.
    Вопрос 1: Познание как предмет и объект философского анализа . Гносеология - наука о познании.
    Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания

    Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности

    Теория познания

    Для античной философии главной была этика, для средневековой – теология, для новоевропейской – теория познания. Не как вести себя в мире, а как познать его – вот основной вопрос философии. Большинство философов Нового времени, в том числе И.Кант смотрели на человека прежде всего как на познающего существо.

    Познание- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение, такое взаимодействие объекта и субъекта познания, результатом которого является новое знание о мире.

    Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи

    Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).
    Вопрос 2: Многообразие форм познания. Чувственное и рациональное познание.
    Многообразие видов познания. Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта.

    Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

    Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

    Практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека; она связана с социальностью.

    Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.

    Основные формы познания

    Чувственное познание

    Ощущение

    Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

    Восприятие

    Отражение в сознании человека предметов и

    явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы

    Представление

    Возникающие в сознании человека образы

    предметов и явлений внешнего мира или их

    свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал

    Рациональное познание

    Понятие

    – умственный концепт, отличающийся

    обобщенностью и отбором существенного;

    – форма мышления, отражающая предметы в

    их существенных признаках

    Суждение

    Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях

    Умозаключение

    Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

    Иррациональные формы познания

    (интуиция и т.д.)

    Сенсуалисты- (от лат. Sensus – чувство, ощущение) считали , что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины.

    Рационалисты- (от лат. Ratio – разум, мышление) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны, опирались прежде всего на успехи математики.
    Вопрос 3: Практика – основа и цель познания. Знание и вера.
    Практика — активная чувственно –предметная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности ( природы и общества).

    Практика выступает и как критерий истинности полученных

    знаний. На вопрос, соответствуют ли знания реальной действительности, способна дать ответ прежде всего практика. Следовательно, практика выступает как своеобразная форма связи между материей

    и сознанием.

    С ведением практики в теорию познания было установлено ,что человек познает реальный мир не потому что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому что он сам активно воздействует на окружающую его действительность и в ходе изменения познает ее.

    Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым.

    Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт

    В гносеологии знание употребляется в смыслах:

    1) любая познавательно - значимая адекватная информация об объекте;

    2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует наряду с практическим отношением

    Дополнение:

    Марксистская теория рассматривает познание, как сложный диалектический процесс.

    Познание - есть отражение объективной реальности в сознании человека.

    Источником познания является окружающий человека внешний мир, в нем находятся. вещи, а в сознании их образы т.е. отображение этих вещей. Вещь ее образ представляют единство.

    Это означает, что не бывает образов без реально существующих вещей и наоборот не бывает существующих вещей , которые не могли бы отражаться в сознании.

    Вывод: Нет непознавательных вещей, а есть только вещи пока еще не познанные, которые по мере развития наук будут обязательно познаны. Это вывод материальной диалектики. А есть учение - агностицизм прямо отрицающий познавательность мира, итак, наука доказывает познавательность мира и не научность агностицизма.

    Коренное отличие марксисткой теории познания состоит в том, что в основу процесса познания была положена практика т.е. материальная производственная деятельность людей.

    Практика- многообразие форм материальной деятельности людей в ходе которой происходит изменение предметов и явлений действительности. Практика явля ется исходным пунктом, основной целью познания. Это

    означает, что практика ставит перед человеком задачу познавать материальный мир.

    Человек познает материальный мир в процессе практической деятельности, для того, чтобы использовать познания на практике.

    Познание является бесконечным, т.к. бесконечен материальный мир, и он так же бесконечно развивается. Теория и практика составляют единство.

    Теория возникает из практики и вновь возвращается в практику.

    В.И, Ленин писал, что познание материального мира проходит З ступени:

    1) Чувственное.

    2) Абстрактное мышление

    3) Практика

    Чувственное познание - есть отражение внешних свойств предмета в сознании человека через органы чувств. Основной формой чувственного познания является ощущение - это отражение отдельных свойств предмета. Есть еще формы, это: 1) Восприятие - это его отражение в сознании человека, предмета в целом. 2) Представление - есть воспроизведение в сознаний человека ранее воспринятого, оно глубже, чем восприятие отражает внешний мир. Представление не только предшествует мышлению но и является его о продуктом. чувственное познание дает первоначальное значение человеку о материальном мире. Оно не в состоянии раскрыть внутренние сущности и законы развития вещей. Здесь на Помощь человеку приходит абстрактное мышление, качественно новый высший этап в развитии познания.

    Абстрактное мышление – есть мышление человека отвлеченное от конкретных предметов. Основной формой абстрактного мышления - является понятие - это обобщенное отражение однородной, объективной реальности в сознании человека (человек, дерево животное и т.д.)

    Каждая наука выводит свои понятия и пользуется ими. На основе понятий существуют формы мышления – суждении, умозаключение.

    Суждение - форма в которой, что либо утверждается или что либо отрицается.

    Умозаключение - есть получение нового суждения, или вывода из ряда суждений.

    Сочетание понятий, суждений и умозаключений образуют такие высшие формы мышления, как гипотеза и научная теория.

    Гипотеза - есть предположение о каких-либо явлениях, событиях, законах.

    Научная теория - есть глубокое всестороннее знание в каких-либо областях действительности.

    Чувственное познание и абстрактное мышление, составляют единство, они отражают один и тот же материальный мир и их общей основой является практика человечества.

    Абстрактной истины нет. Практика является критерием истинности постольку - поскольку люди действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями.

    Формы практики: 1) Эксперимент. 2) Заводские испытания. З) Массовое применение. 4) Сопоставление новых теорий с ужё оговоренной на практике теорией.

    3 главных сферы практики:

    1 ) Мир природы – от космоса и далее.

    2) мир общества – как мир материальной и духовной культуры созданный человеком.

    З) Мир внутренней жизни человека его мыслей и чувств, интуиции и представлений.
    Типология различных форм знания: практическое и теоретическое знание.

    Знание - отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание - идеально, поэтому для своего бытия оно нуждается в объективизации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры. Знания- важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.

    В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу Это отношение является основным в проблеме истинности знаний.

    Одна из форм организации знаний - теория или система теорий, объединяемые в научные дисциплины. Основой познания и критерием соответствия знания с действительностью является предметно - практическая деятельность или практика. Практика рассматривается в двух ракурсах: как основу формирования знаний и образования не зависящую от человека и как средство проверки истины, то есть выявление меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в теоретическую схему познания идея развития, изменчивости проникает в саму теорию познания. Чтобы практика была основой и критериями объективно - истинного знания необходимо брать ее во всем ее объеме, во всей сложности, неподвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективные закономерности ее изменения, а также тенденцию к направлению этих изменений.

    Филатов «Возникшая теория на первых парах, как правило, ограничивается объяснением лишь небольшого круга явлений, причем таких, которые явно поддерживают ее. Требуется время - и нередко немалое - для расширения ее области применения, для оправдания используемых его моделей и методов, для убеждения в ее правоте других ученых, для привлечения их к ее разработке. Такая система типична даже для самых плодотворных теорий. Включение в повседневное и научное познание элементы веры и убеждения достаточно естественны по своему содержанию, обычно они выглядят само собой разумеющимися, общепринятыми установками и поэтому могут не осознаваться как таковые. Вместе с верой и убеждением в познание входит личная позиция ученого, включающая познавательную деятельность в целостный процесс человеческой жизни с ее эмоционально - волевыми, ценностями ориентациями, актами свободного выбора и т.п. Обладание достоверными знаниями дает чувство компетентности, гарантированной уверенности, стабильности.

    Познание -всегда остается человеческим, Оно есть деятельность людей, осуществляемая в социально- культурной среде, в мире человека. Эта деятельность соразмерна познавательным способностям человека, возможностям его действий в мире. Как и всяческая человеческая деятельность, познание организуется по социально-культурным законам, направляется исторически конкретными целями и идеалами. Объективность и истинность научного познания не требует его разрыва с миром человека, которые складываются в мире человеческой жизнедеятельности и духовно обеспечивает ее. Функции научного познания не исчерпываются производством достоверного знания, большое значение отводится и его культуро-созидающей роли.

    Тема 2.7 Урок 2 «Теория познания (Гносеология)»

    Вопросы:

    1.Истина как цель познания. Диалектика истины. Истина и заблуждение.

    2.Научное познание: сущность. уровни, формы, методы.

    3.Виды познавательной деятельности человека. Человек ка субъект творчества.
    Вопрос 1: Истина как цель познания. Диалектика истины. Истина и заблуждение.
    Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредст­вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

    Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи.

    Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого либо в обман.

    Заблуждение- это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

    П. Флоренский, говоря о путях обретения истины — задаче вся­кого познания, первоначально называет два: интуицию, т.е. непо­средственное восприятие, и дискуссию, т.е. сведение одного сужде­ния к другому, рациональный анализ. Подразумевая различные тео­рии знания, он различает «чувственную интуицию» эмпириков, т.е. непосредственное восприятие объекта органами чувств, «субъективную интуицию», т.е. само восприятие субъекта, у трансцендентализмов и достаточно туманно им характеризуемую «субъективно-объективную интуицию» различных мистиков.

    Научные знания, в ом числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченное верное знание о чем либо.

    Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости-достаточно вспомнить классическую механику Ньютона Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знаний.

    Термин «диалектика» принадлежит Сократу (умение вести спор, рассуждать). Выведение общей истины майевтика.

    Дополнение:

    Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Истина характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

    Истина понимается:

    • как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин)

    • как согласие мышления с самим собой, с его априоритными формами(Кант)

    • как диалектический процесс развития знаний, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли (Гегель)

    • как соответствие мышления ощущением субъекта (Юм, Рассел)

    • как соответствие идей стремления личности к достижениям успеха (прагматизм)

    • как наиболее простая взаимо-согласованность ощущений (Мах, Авенариус)

    • согласованность предложений науки с чувственным опытом (Неопозитивизм)

    Вопрос о том, что такое истина, есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества было названо объективной истиной.

    Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания называют относительной истиной. Таким образом все развитие человеческого понимания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину.

    Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком -либо явлении называют - абсолютной истиной.

    Считается что достичь и сформулировать абсолютную истину не возможно. Так как каждая из истин оказывается со временем не вполне точной и полной. Абсолютная истина - это тот предел, та цель, к которой стремится человеческое познание.

    Конкретная истина - предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных существенных свойств, связей тенденций его развития. Достоверность всех знаний проверяется практикой, которая составляет высший критерий истины.

    Проблема истины и ее решение в философии.

    Аристотель: «Нет способа судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не подвергается никакому изменению (таковы небесные тела). Мнение о том, что об одном и том же можно высказывать противоречащие друг другу утверждения, основывается больше всего, по - видимому, на предположении, что количество тел не остается неизменным. Однако сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу, тогда как количество - неопределенную. Коль скоро люди изменяются, то именно их изменением, а не изменения ни в чувственно воспринимаемых предметах определяются изменения в их представлениях.

    Отсюда очевидно, что противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и тоже время; не могут быть такими и противоположности, ибо о всяком противоположении говорится на основании лишенности.

    Р.Декарт «Это слово - истина - в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении к вещам, находящимся вне досягаемости мысли, оно означает лишь, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей- наших или бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины»

    Т.Гоббс «Лишь благодаря именам мы способны к знаниям, к которому животные, лишенные преимущества в использования имен, не способны. Так как существует много представлений об одной в той же вещи в так как мы даем особое имя каждому представлению, то отсюда следует, что для одной и той же вещи мы имеем много имен, или атрибутов. То обстоятельство, что одно имя может быть общим к другим вещам, привело к тому, что некоторые люди полагают, будто сами вещи универсальны....

    Универсальны только имена. Но некоторые имена не имеют постоянного значения и вызывают в нашем уме другие мысли, а не те, для обозначения которых они были предназначены.» («двусмысленные имена»)

    Лейбниц «Истинным следует всегда признавать лишь столь очевидное, в чем невозможно было бы найти ничего, что давало бы какой - либо повод для сомнения. Дня того, чтобы выводить одну истину из другой, следует сохранять их неразрывное сцепление.»

    Гегель «В качестве науки истина есть чистое развивающееся самопознание и имеет образ самости, (что выражается в том), что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее.»

    Соловьев « Истина само по себе - то. что есть, в формальном отношении - соответствие между нашей мыслью и действительностью.»

    Б. Рассел «Истина заключается в определенном отношении между верой и одним или более фактами. иными, чем сама вера.»
    Вопрос 2: Научное познание: сущность. уровни, формы, методы.
    Человек с самого момента своего появления на свет стремится познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание. Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность.

    Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию. Мир бы просто оказался в хаосе и вряд ли смог бы существовать.

    Характеристика уровней научного познания

    Эмпирический уровень-

    Отражение внешних признаков, сторон связей.

    Получение эмпирических фактов, их описание и систематизация

    Теоритический уровень-

    Объяснение фактов. Отражение существенных фактов, открытие законов.

    Систематизация знаний. Формирований научных теорий.

    На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания

    Эмпирические законы можно назвать количественными, а теоретические – качественными законами.

    Индукция- процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов; дедукция наоборот,- процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

    Анализ- это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.

    Синтез-мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов.

    Обобщение– процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

    Методика- конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

    Теория- это система суждений и умозаключений, объясняющих определённый класс явлений и лежащих в основе научного предвидения.

    Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира.

    Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение представляет собой преднамеренную, планомерную акцию, осуществляемую с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания.

    Эксперимент-это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводиться искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Основные научные требования к описанию- это достоверность и точность воспроизведения данных наблюдения и эксперимента.

    Таким образом, научный факт – это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория.

    Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение.

    Закон – следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения.
    Вопрос 3: Виды познавательной деятельности человека. Человек ка субъект творчества.
    Человек как субъект - это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.

    Первый способ описания видов деятельности: у человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Другой способ: основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

    В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории.

    Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

    Формы познания:

    Наука аксиология- учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры.

    Искусство

    Практическая- в разных типах культуры значимой считали ту или иную форму познания.

    В познавательной деятельности большую роль играет интуиция, вера и убеждение. Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитете, обычае. Убеждение включает в себя все виды психических процессов- эмоциональный, рациональный, волевой. Убеждения ложиться в основу мировоззрения человека, формируя его сознания и определяет его жизненный путь и судьбу.

    3 этапа освоения культуры:

    1 этап- ребенок- подражание, ряд умений, навыков, речь, формы умственной деятельности.

    2 этап- этап репродуктивного овладения культурой. Человек часть данного общества.

    3 этап- продуктивное творчество

    Развитие культуры всегда означает творчество. В основе творчества лежат потребность общественного бытия людей. Развитие культуры, а значит развитие общества зависит от факторов: производств – экономических, политических, социальных, эстетических, идеологических. И всегда творцом культуры является живой, реальный человек – главное богатство лобового общества.

    Практика- материальное освоение человеком окружающего мира

    Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Для Платона практика есть нравственно благая и к тому же прекрасная деятельность. Свободная воля человека, считали стоики античности, воплощается в добродетели.

    Каждая область научного знания, раскрывая соответствующие закономерности, объясняя определенное явление, участвует в созда­нии единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл.

    Дополнение:

    Практические потребности деятельности человека являются главным стимулом его познания. В процессе осознания мира человеком, были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления и созданы разнообразные методы познания, но и обособились одна от другой различные специфические формы познания: 1) Наука аксеология - учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры. Характерно для философии средних веков.

    2) Искусство З)Практическая - в разных типах культур значимой считали ту или иную форму познания. В познавательной деятельности большую роль играет интуиция, вера и убеждение.

    Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитете, обычае.

    Убеждение включает в себя все виды психических процессов: эмоциональный, рациональный, волевой.

    Оно формируется под влиянием личного жизненного опыта человека ют связано с его практической деятельностью.

    Убеждение ложится в основу мировоззрения человека, формируя его сознание и определяет его жизненный путь и судьбу.

    Человек вступающий в мир, обладает большим количеством задатков, у него множество разнообразных биопсихических свойств, определяющих его половые, возрастные характеристики, его темперамент.

    Под влиянием социокультурной среды, особенно семьи, в первые годы жизни человек формирует свои волевые и эмоциональные качества, память и мышление, ощущения и восприятия. В этот же период жизни он получает первый опыт, как основу всех его последующих знаний, вырабатывает первичные изменения и навыки, формирует привычки, типичные реакции на типичные обстоятельства, т.е. то из чего затем вырастают ценностные установки, убеждения, мировоззрение личности и направленность ее активности.

    3 этапа освоения культуры: 1 этап - ребенок- подражание, ряд умений, навыков, речь, формы умственной деятельности. 2 этап - этап репродуктивного овладения культурой. Человек часть данного общества. З этап – продуктивное творчество. Развитие культуры всегда означает творчество. В основе творчества лежат потребность общественного бытия людей. Развитие культуры, а значит развитие общества зависит от факторов: производ - экономических, политических, социальных, эстетических, идеологических. И всегда творцом культуры является живой, реальный человек - главное богатство любого общества.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


    написать администратору сайта