Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1

  • Типологии обществ

  • Вопрос 2

  • Вопрос 3

  • Прогресс и регресс

  • Роль народных масс и личности в истории

  • Дополнение по Теме 3.2.

  • Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеОпорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
    Дата20.04.2023
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKospekt_podcherknutyi_774_-Vlad.doc
    ТипКонспект
    #1077515
    страница13 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Тема 3.2. «Общество в историческом развитии»

    Вопросы:

    1. Типология общества. Общество и мировая система.

    2. Модернизация общества. Признаки современного информационного общества.

    3. Исторический прогресс и регресс. Роль народных масс и личности в истории.


    Вопрос 1: Типология общества. Общество и мировая система.
    Общество - Это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему правления

    Признаки общества:

    • 1.Общество-это самостоятельная система

    • 2.Общество имеет свою территорию

    • 3.Она обладает системой управления

    • 4.Оно пополняется за счёт детей людей, которые являются членами данной общности.

    • 5.Общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

    • 6.В нем присутствует система ценностей, норм, законов, у него есть своя история и культура

    Типологии обществ

    В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

    На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.

    В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

    В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

    1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

    2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

    3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

    4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

    5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

    6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

    Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

    Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

    Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

    Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

    В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

    1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

    2) механизация и автоматизация производства и управления;

    3) массовое производство товаров на широкий рынок;

    4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

    5) рост урбанизации и социальной мобильности;

    6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

    7) формирование гражданского общества.

    В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

    Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

    1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

    2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

    3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

    4) расширение демократии, децентрализация общества.

    В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества.

    Следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

    Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

    Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.

    В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

    Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

    Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.

    Мировая система общества Известный американский политолог У. Валерштайн разделил мировую систему на 3 части: -ядро -полупереферия -переферия ядро- это развитые страны, за которыми тянется весь мир, включает самые сильные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства полупереферия- занимает промежуточную позицию между ядром и переферией. Входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом Переферия- это самые отсталые и бедные гос-ва.
    Вопрос 2: Модернизация общества. Признаки современного информационного общества.
    Модернизация общества

    Модернизация — исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

    Модернизации — совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.

    Модернизация общества прежде всего предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, соответствующие понятию современности, могут быть соотнесены с теми переменами, которые два столетия назад вызвали к жизни общество индустриального типа. Это позволяет предполагать, что термин «индустриальное общество» имеет не только экономическое и технологическое значение, но и значение стиля жизни, характеризующего глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. Основными чертами современного общества считаются: ориентация на инновации, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, демократическая система власти, массовое образование и т.д.

    Признаки современного информационного общества:

    Информационное общество- это общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы- знаний.

    Вот признаки ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:

    -Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

    -Первоосновой всех направлений деятельности человека является информация.

    -Информация же является продуктом деятельности современного человека.

    -Информация в чистом виде является предметом купли-продажи.

    -Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

    -Безопасность информационного общества, информации.

    -Защита интеллектуальной собственности.

    -Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

    -Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
    Вопрос 3: Исторический прогресс и регресс. Роль народных масс и личности в истории.
    Два направления движения общества

    • Прогресс - Это движение общества - По восходящей линии, от низшего к высшему; От менее совершенного к более совершенному: К большей устойчивости и жизнеспособности общества

    • Регресс - Это движение общества - По нисходящей линии, от высшего к низшему; От лучшего к худшему, к деградации; К меньшей жизнеспособности и нестабильности общества.


    Прогресс и регресс (лат. progressus — движение вперёд и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

    Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым бо́льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом.

    О прогрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем её подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.

    Прогресс и регресс — диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, — отмечал Энгельс, — является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

    Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие — лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия прогресса и регресса — интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

    Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь в применении к определённому историческому процессу или явлению, это всегда прогресс по отношению к чему-то.

    Объективный критерий общественного прогресса надо искать в материальной основе общества. Производственные отношения выражают прерывность, дискретность исторического процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производительные силы развиваются более или менее непрерывно и кумулятивно (хотя и здесь, конечно, бывает понятное движение).

    Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости людей — вот наиболее общие критерии исторического прогресса. Критерии первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества.

    Роль народных масс и личности в истории

    Главной силой истории являются народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы, это, прежде всего те классы и социальные слои, которые приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, то есть массы трудящихся. Из каких конкретно общественных классов и социальных групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера общественно-экономической формации. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций, то есть поступательного развития человечества.

    Массы играют большую роль и в политической жизни. Без их политической деятельности немыслимо развитие общество и, прежде всего социальные революции. Какой бы класс не приходил к власти в ходе революции, ее главной движущей силой всегда были народные массы. Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, важное место отводится роли и личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - Они выполняют необходимую для общества функцию. Это относится как к ученым, художникам и писателям, без деятельного участия которых невозможно движение вперед науки и культуры, так и политическим и общественным лидерам. Они выполняют функцию идеологического, культурного и политического руководства массами, общественными классами и общественными группами.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе этой ограниченности лежит господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные отношения, продуктом которых являются как массы, так и личность.
    Дополнение по Теме 3.2.:
    Смысл и направленность исторического процесса
    При всякой попытке осмыслить исторический процесс возникает вопрос: имеет ли этот процесс какой либо смысл и направленность. Русский философ Бердяев Н. пытался рассмотреть историю через судьбу каждого человека, через его, страдания, действия в хронологической цели событий исторического процесса. История имеет свое начало, внутреннее развитие, свой конец.

    К. Маркс. говорил не о конце истории , а предыстории , подлинную историю связывая с построением комсомольского общества.

    свободное развитие каждого. есть условие, свободного развития всех.

    Раймон Арон (1905-1983) - нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества. независимо от того какие будут провозглашены цели. Смысл истории необходимо связывать с человечеством решающим в соответствие со своим разумом и конкретными обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью.

    К. Ясперс ( 1883—1969) предполагает поиск ответов на вопросы что такое история и в чем состоит ее единство « Единство вырастает из смысла к которому движется история».

    Цель истории выступает с его позиции как скрытый смысл ряда целей. цивилизация и гуманизация человека; свобода и сознание свободы; величие человека проявление его творческих способностей; открытые бытия в человеке.

    Каждое поколение осуществляет эти цели в соответствии со своими потребностями к интересами. Поэтому полного единства мировой историк никогда не будет

    Важен вопрос исторического процесса . Две концепции философии истории:

    Теория общественного круговорота (Данилевский, Шпенглер, Сорокин) - рассматривают историю как замкнутые, независимые друг от друга локальные общественные образования. Р.S. Данилевский «нет всемирной цивилизации. есть отдельные культурные исторические тылы, ядром их является история жизни. Те или иные политические формы, выработанные одним народом только для этого народа и годится». Шпенглер «Законы Европы»: «каждая культура развитая внутри: детство, юность, зрелость. увядание. Умирая культура перерождается в цивилизацию».

    Теория общественного прогресса.
    (Гегель, Тит, Лукреций, Кар) развитие человека идет по восходящей линии

    Современные философы рассматривают исторический прогресс конкретно, применительно к разным элементам общества как системы.

    - эго такое развитие общества или отдельных его сторон, который в основном характеризуется

    направленностью (восходящее развитие). необратимостью изменений (возникновению качественно новых

    возможностей не существующих ранее).

    В понимании общественного прогресса современная наука различает два основных подхода:

    1. Суммативный подход рассматривает прогресс как прочную совокупность несводимых друг к друге и независимых друг от друга изменений в различных сферах общества. Здесь разные критерии прогрессивности: для экономического развития - уровень развития политической системы и производства труда; для политически развитого общества - степень его демократизации и т. п.

    2. субстанциональный подход -- прогресс это поступательное восходящее развитие общества в целом. Идет выбор критерия прогресса - это человек (его развитие, интеллектуальное, духовное, физическое).

    Есть на ряду с прогрессом и – регрессом движение общества. Они могут сопутствовать друг другу.
    Социальный прогресс его оценку можно осуществлять исходя из самых различных критериев: с точки зрения повышения экономической эффективности общественной степени свободы его членов, его мобильности к уровня согласованности различных сфер общественной жизни.

    Человеческое общество постоянно развивается и совершенствуется , поступательно переходя от одного качественного изменения к другому.

    Важен вопрос типологии общества.

    - Маркс развитие общества естественный исторический процесс смены ОЭФ. ОЭФ—это общество в единстве всех его сторон на определенном этапе. Различие в способе производства (единство ПС и ПО). Есть:

    1. Первобытно – общинный . 2. Рабовладельческий. З. Феодальный. 4. Буржуазный. 5. Социальнокомунистический.

    Типология Ростоу Стадии экономического роста:

    1. Традиционное общество- натуральное хозяйство, сословья,

    2. - рыночное хозяйство, демократия

    3. Постиндустриальное

    - результат деятельности людей. Они движущая сила (главные народные массы, классы. Социальные слои, партии, союзы, коллективы). Массы делятся на классы они различаются по социальному. экономическому положению в обществе (отношение к собственности, роль в общественной организации способам и размерам получаемого дохода).

    большое развитие в общественном развитии имеют страна- социальные группы объединяющие людей на основе одного и того же положения (статус) в обществе. Они могут быть: экономическим(держатели акций). политическим(партийные функционеры), профессиональные (шахтеры, учителя), региональные (владельцы Садов). Они имеют свои интересы, что бы достигнуть их объединяются в организации, движения, партии те. выступают движущей силой общественного прогресса. движущей силой может быть отдельная личность.

    Вопрос: может ли личность оказать влияние на развитие истории. Три подхода:

    1 Выдающая личность принадлежит ведущая роль в истории (Ницше, Лавров) Личность стоящая во главе государства,

    общественное движение обуславливает их развитие.

    2 Выдающиеся личности не могут и не должны пытаться играть решающую роль в истории, ибо не они а народные массы - творцы общественного процесса. (Кропоткин )

    З. Примеряющий- решающая роль в истории - народные массы, а личность лишь влияет на ход исторического процесса. (Плеханов)

    Как будет и как осуществлялось развитие общественной жизни людей через вооруженные и невооруженные конфликты (войны, противодействия, расколы) или через солидарность (мир, согласие, сплоченность). - социальная жизнь это конфликт, он придает смысл истории, общественный конфликт - источник развития истории, как мирный нереволюционный способ разрешения противоречивых интересов людей.

    Общественная солидарность - это ассоциация сходных интересов людей. Она выражается в согласии, сплоченности, единении, интеграции людей.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта