Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
Скачать 1.2 Mb.
|
Тема 3.1. «Философский анализ общества» Вопросы: Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского. Сферы и компоненты общественной жизни. Сущность и виды общественных отношений. Вопрос 1: Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского. Общество и природа Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития. Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы. Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом. Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание. Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике. Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. Дополнение: Общество и природа историко-философский анализ. Взаимосвязь и природа очевидны. Все, что имеет человек взято из 2кладовой» природы, будь то в готовом или в предварительно обработанном виде. Природа существует вне и независимо от человека, а человек существует в природе и в существенной зависимости от нее. Природа вечна человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) конечны. Человек при всем желании не в силах изменить сущность своих связей с природой. Природа это бесконечное и разнообразие жизни на земле. Человек живет с природой, его физическая и духовная жизнь связана с природой. Формы отношения человека к природе познавательная, оценочная, ответственная. Для античной философии характерно рассмотрение природы как совершенства , гармонии. Человек должен жить в согласии с природой. В средневековую эпоху природа и человек уравновешиваются, т.к. все в руках бога. Человек стал постепенно возвышаться над природой. Возрождение самоуверенности человека в его отношение к природе растет. Человек хочет переделать мир на свой лад. В эту эпоху и в новое время до середины 20 века природа рассматривается как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и места его обитания. Со второй половины20 века стремление людей к господству над природой достигло планетарных размеров. Рост НТП изменил характер воздействия общества на природу. Оказалось что природа имеет ограниченный ресурсы, загрязнение окружающей среды нарушает ходе естественных процессов в природе, что наносит вред здоровью человека. Природа стала зависима от человека, но вновь человек зависит от природы. В преддверии будущего люди начинают понимать, что отношение к природе должно быть переориентировано с возвышения человека над средой на соединение человека с природой на оптимальных условиях не только для него , но и для нее. Взаимосвязь природы и общества. Человек постоянно расширяет границы своего воздействия на природу, он вышел за рамки собственной географической среды(это часть природы, но такая часть которая связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей).Он шагнул в космос, осваивает глубины океана и недра земли. От состояния природной среды зависит жизнь человека. Кропоткин .А. в основу своей концепции он положил биосоциологический закон взаимной помощи, солидарности, которую считал более широким и лучше объединяющим социальное явление чем дарвинский закон борьбы за существование. Карл Маркс считал что на начальных этапах человеческой истории имели преимущество для материальных произведений одна граница природных факторов(плодородная почва, обилие рыбы в реках, дичи в лесах), то на высших этапах другая(судоходные реки, нефть, уголь, лес). Действительно были этапы человеческой истории когда нефть не была нужна, а сейчас без этих природных ресурсов жизнь не возможна. Маркс пологал что надо постепенно овладевать природной средой и преобразовывать ее с помощью науки и техники. Но во второй половине 19 века производство практически превратилось в ограбление и истощение природной среды. Он сделал вывод, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно оставляет после себя «пустыню». Победы человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире, заставив людей искать выход из создавшейся угрожающей ситуации 60-70 годы «Римский клуб» (поставил одним из первых этот вопрос) содружество ученых разных специальностей из многих стран «Грин-писс» (В.И.Вернадский(1863-1945)-управляемое развитие природы и общества. Люди должны научиться согласовывать, соотносить свои потребности с возможностями биосферы). Понятие ноосферы Еще в 20-е гг. XX в. В.И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Человечество как элемент биосферы, считал он, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу — ноосферу (сферу разума). Это новое понятие Вернадский сформулировал в 1944 г. Он успел лишь в общих чертах наметить основы нового учения, но его слова и сейчас актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле. Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским. Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию - процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок — от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т.е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету. Планета обретает некий общепланетарный Мозг, который берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие. П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. Он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем». Как палеонтолог Тейяр де Шарден мысленно прослеживал невообразимо долгий путь биологической эволюции, венцом которой стало создание человека. Неужели столь устойчивый процесс ведет в тупик? Неужели природа, создавшая дивное разнообразие организмов, связанных между собой в гармоничное целое, столь несовершенна, столь убога, что самое замечательное ее творение — человек разумный — не способно выжить, обречено на бесславный конец? «Завтра Земля может задрожать и уйти из-под наших ног, — считал ученый. — И это верно. Каждая человеческая воля, взятая отдельно, может отказаться от задачи идти все дальше по пути единения. Я это также допускаю. И, однако, в той мере, в какой они включают в себя идею преждевременной катастрофы или упадка, я считаю возможным утверждать, опираясь на все то, чему нас учит прошлое эволюции, что нам нечего бояться ни одного из этих многочисленных бедствий». В.И. Вернадский вкладывал в понятие ноосферы принципиально иной смысл. По мнению ученого, ноосфера — материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Постепенно идея ноосферы захватила умы многих известных ученых во всем мире, что само по себе говорит о ее значимости и глобальном характере. Употребляя термин «ноосфера», экологи имеют в виду прежде всего тот комплекс проблем, решение которых необходимо для направленного развития биосферы. Говоря об «эпохе ноосферы», мы подчеркиваем еще одну важную сторону учения Вернадского. Оно утверждает необходимость не только целенаправленного развития биосферы, подчиненного обеспечению дальнейшего развития цивилизации, но и такого изменения общества, его природы и организации, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. Ноосфера — это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управляться высшим человеческим разумом. Именно последний гарантирует всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе новых социальных законов и глубокого знания естественноисторических закономерностей. В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы, этап разумного регулирования отношений между человеком и природой. Ноосфера должна представлять собой не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто среду, подвергшуюся сильному воздействию человечества, а интегрированное целое, в котором объединены развивающееся общество и изменяемая природа. Вопрос 2: Сферы и компоненты общественной жизни. В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни. Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере). Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.) экономическую (производительные силы, производственные отношения) политическую (государство, партии, общественно-политические движения) духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни. Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества. Социальная сфера Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д. Экономическая сфера Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества: производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда; производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен. Политическая сфера Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни. Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом: политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.; политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы. Духовная сфера жизни общества Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова: религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; искусство — художественное освоение мира; наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира; право — совокупность норм, поддерживаемых государством; образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения. Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.). Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей. Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия. Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое. Социальный институты в сферах общества В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты. Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства). Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д. В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации. Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации. В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня. Компоненты общественной жизни Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье). Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных), В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс). Вопрос 3: Сущность и виды общественных отношений. Сущность и виды общественных отношений. Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе. Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу , состоят в исторически определенных общественных формах , в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ , условий становления и развития личности , удовлетворения материальных , социальных и духовных потребностей . Общественные отношения - это те отношения , которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на : экономические , политические , духовные , социальные . Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами – это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи). Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности. Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в "чистом виде" не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами). Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения. Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей. Можно утверждать, что общественные отношения возникают: как отношения человека с обществом, общества с человеком; между индивидами как представителями общества; между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества; между различными обществами; между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них. Сущность и виды экономических отношений. История экономических учений позволяет прийти к важному заключению. Все школы в той или иной мере исследовали по существу один общий предмет. Им являются экономические отношения, складывающиеся в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг. Правда, некоторые течения больше внимания уделяли отдельным сферам экономики (например, меркантилисты, как известно, интересовались преимущественно торговыми связями, а физиократы - отношениями сельского хозяйства с другими отраслями). Наиболее полно всю совокупность хозяйственных связей исследовали английские классики. Скажем, А.Маршалл в "Принципах экономике" также охватил своим исследованием сферы производства, включая его организацию (главы VIII-XII книги IV), рыночного обмена, распределения и потребления (книга VI). Материалы всего исторического наследия экономистов позволяют произвести классификацию экономических отношений. Прежде всего выделяются два типа хозяйственных связей: отношения собственности и соответствующие им социально-экономические связи между людьми и организационно-экономические отношения, Отношения собственности и социально-экономические связи - это отношения между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающее положение в этих экономических взаимоотношениях принадлежит тому, кто присваивает факторы производства и основные его результаты. Поэтому социально-экономические отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия и результаты производства. Такое присвоение предопределяет главное содержание и направленность развития социально-экономических отношений. Ибо всегда и везде подобное развитие идет в интересах собственников. Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей. Наблюдая за жизнью пчел и муравьев, мы замечаем, что они умеют создавать довольно-таки сложные сооружения для жилья и четко взаимодействуют между собой в поисках пищи, ее накоплении и использовании. Так срабатывает биологический инстинкт. В отличие от этого люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, у них в головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ и объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством. В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида: разделение труда и производства (их дробление между отраслями хозяйства, между предприятиями и внутренними их подразделениями) и их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение); организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство); управление экономикой (стихийное-рыночное и государственно-плановое регулирование). Основные типы экономических отношений решительно отличаются друг от друга. Так, социально-экономические связи являются специфическими: они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытному строю, рабству, феодализму). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой. Такой переход означает смену экономической власти, вследствие чего меняются отношения между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. В противовес такому характеру организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя, они являются по существу общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории. Например, может одинаково успешно применяться одна и та же организация торговых заведении (например, специализированные магазины и универсамы), общие достижения научной организации труда и управления и др. Вместе с факторами производства организационно-экономические отношения образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем, к кооперации и разделению труда, товарному производству). Отмеченные различия между типами экономических отношений послужили своеобразным водоразделом между политической экономией и экономике. Политические отношения - это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает осуществляться при активном участии государства. Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания - идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне). Сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения. Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками: - смысл политических отношений - установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики; - деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования; специфическим инструментом политических отношений выступает власть. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения. Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям: - по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.; - по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.; - по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные; - по механизму своего проявления: стихийные и сознательные. Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе. Духовные отношения Жизнь общества - это реальный жизненный процесс социального субъекта (личности, социальной группы, класса, общества в целом), что происходит в конкретно-исторических условиях и характеризуется определенной системы стем видов и форм деятельности как способа усвоения действительности человеком В реальной жизни общества соединены и одинаково необходимы как материальное, вещное, так и идеальное, духовное Духовная жизнь общества - наиболее широкое понятие за все упомянутые Оно охватывает многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений ь, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их усвоения Духовная жизнь - это не только идеальные явления, но и его субъекты, у которых есть определенные потребности, интересы, идеалы и имеющие с оциальни институты, занимающиеся производством, распределением и хранением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и др.о). Духовное производство - это вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для духовных потребностей людей Духовное производство развивается на основе материального производства и имеет с ним общие и черты. Однако духовному производству свойственны специфические черты Основными являются такие как: а) если результатом материального производства являются материальные ценности, мир вещей, то результат духовного производства - духовные ценности, мир идей; б) если материальное производство направлено на создание непосредственно значимых ценностей, то производство духовное - это ценности, только в конечном итоге становятся общественно полезными; в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма - поглощается или прилагается к чему-то, то есть исчезает как самостоятельный, - то в процессе духовного производства происходит и информационное использования предмета безотносительно к его материальной формы, т.е. предмет не только не исчезает, а может иметь гораздо большее объем. Как важная составляющая общественного производства духовное производство выступает как производство общественного сознания, в которой сосредоточен основной смысл духовной жизни общества Это ядро, квинтэссенция духовной вного жизненноя. Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов, а именно: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отражения социальным субъектом окружающей ишнього мира, в частности общественного сознания Иначе говоря, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития. Общественное сознание является самостоятельным духовным образованием, существует не эмпирически, а как философская а категория, обозначающая особенность социальных субъектов отражать общественное бытие как реальный процесс жизни людей Общественное сознание и общественное бытие - наиболее общие категории, используют для выявления того, что является преимущественно определяющим, таким, которое определяется в общественной жизни, за этими пределами их противопоставление не имеет смысла Идеальные, духовные компоненты неотрывно вплетены, о них характеризуют общественную жизнь Общественное сознание - часть общественного бытия, а само бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание. Дополнение: Сущность общественной жизни. Формы существования людей в обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество, политическая партия, религиозное общество нация государство и т.д. Эти формы отличаются по условиям и способам функционирования и развития определенного типа их бытия в обществе Перед каждым философом встает вопрос: что такое общество, в чем сущность его бытия, как развивается имеются ли какие пределы в развитии общества., в чем смысл истории и другое исходящее из этого вопроса. Всякое общество конкретно т.к. в нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами. - его сущность в том, ,то оно выражает конкретные процессы взаимодействия и взаимоотношений людей. Бытиё в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и общения (производство, культура, политика, управление мораль и т.д.) Существует 4 разных подход к определению основы бытия и его истории: 1 Натурализм (латинское слово естественный) развитие общества определяется природными условиями (климат. ландшафт, почва ит.д ) Сторонники - - Ш.Монтескье, Л.Мечиков- природная среда диктует установление политического строя (монархия, республика), определяет различия в уровне развития хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов Конечно природные условия влияют на развитие общественной жизни, но нельзя абсолютизировать это. 2. - признание абсолютного приоритета сознание по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. В основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки которые постоянно предшествуют их реальным действиям 3. материалистическая теория общественной жизни. - Источник развития общества - в развитии его материального производства. Вспомним Маркса «общественное бытие первично, общественное сознание вторично, прежде чем заниматься исскуством, политикой и т.д. человек должен пить, есть т.е. производить материальное благо» 4. теория на основе которой история рассматривается, как переплетение самых различных взаимодействующих факторов, один из которых конкретных ситуациях оказывается сильнее других и выступает в качестве решающий стороны общественного развития. Этим ,фактором может быть: экономика, мораль, право религия и вообще любой вид деятельности людей Р.S. Но не все формы не могут быть равноценными в конкретных ситуациях. Вывод: В философском изучении общественной жизни все важно: экономика, политика, наука, сознание, ибо все это стороны реального процесса жизнедеятельности людей, их бытия в обществе. Основные компоненты общественной жизни. Общество находится в изменении и развитии. Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является их общественно историческая практика всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов их деятельности Всякая деятельность имеет цель, которая отражает объективную потребность людей, в чем-либо, это то, что ему необходимо. Они динамичны, как только удовлетворяется какая - либо, потребность так ее место занимает другая. А.Маслоу: Есть базовая система потребностей 1. Физиологическая (еда, сон, дети.,.). 2. , Безопасность (спокойность, защита от зла). ‘З. Потребность общности (принадлежность к социальным группам). 4. Потребность ,в уважении (положительная оценка окружающих). 5. Потребность в стремлении человека раскрыть заложенные в нем возможности к добру, истине, красоте. - объединяет людей заставляет их действовать устремлено. Это такая особая потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих важное для них общественное значение Интерес- это смысл всех действий людей. индивидуальные,, групповые, государственные, партийные. экономические, политические, духовные материальные. Не может быть общества без создания необходимых для жизни людей средств существования (пища, одежда, жильё). Труд - целесообразная деятельность людей, в процессе которой складываются экономические отношения. Они могут быть: индивидуально - частные, общественные, кооперативные, арендные, государственные... Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей. Общественное сознание или характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону общества. В сознании человека может, как бы поместится весь мир: вселенная, история человечества и тд. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность. Общественное сознание 1. - возникает в процессе повседневной практики людей 2. Теоретическое - отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития 3. Общественная идеология и психология - вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств настроений, мыслей и т.д. - система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание II оценка отношения людей к действительности. политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи. Индивидуальное сознание, как и общественное сознание, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной сферы жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой). В сознание человека может как бы поместиться весь мир: вселенная, история человечества и т.д. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность. Общественное сознание: 1. Обыденное – возникает в процессе повседневной практики людей; 2. Теоритическое – отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития; 3. Общественная идеология и психология – вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств, настроений, мыслей и т.д. Идеология – система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание и оценка отношения людей к действительности. Структурные элементы идеологии: политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи. |