Принцип историзма в изучении государства и права. Курсовая работа бакалавра Принцип историзма в изучении государства и права
Скачать 46.19 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение организация высшего образования «Российская академия адвокатуры и нотариата» Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция Кафедра (название кафедры) Курсовая работа бакалавра «Принцип историзма в изучении государства и права» Работу выполнен: Студент группы 11-О, Бласкович Александр Сергеевич «___» ______________ 20 __ г. _______________ Ф.И.О. (подпись) Работа допущена к защите: Научный руководитель - ученая степень, должность «___» ______________ 20 __ г. _______________ Ф.И.О. (подпись) Дата защиты: «___»_________20__ г. Оценка _______________________ Москва, 2021 ВВДЕНИЕ Теория государства и права – это наиболее общая, фундаментальная наука об общих тенденциях и закономерностей происхождения, дальнейшего развития и текущего функционирования государства и права, которые находятся в постоянном взаимодействии. Является фундаментом для всех юридических наук, формирует общие понятия и категории так же для всех юридических наук. Вследствие укрупнения теоретической основы, тенденций, которые возникают в ходе развития функционирования государственного и правого механизма, постоянного взаимодействия этих элементов и возникла такая научная отрасль как теория государства и права. Помимо этого, благодаря постоянному развитию теории государства и права продолжают развиваться и остальные отрасли юридической науки. Накопление научной базы теории государства и права не может обойтись без основы в виде таких принципов как – принцип объективности, познаваемости, детерминизма, развития, историзма, единства теории и практики. Данная работа займется рассмотрением одного из них – принципа историзма. Историзм – метод познания и оценки предметов, природных и общественных явлений, когда познаваемый предмет изучается в процессе его неизбежного развития, рождение и дальнейшее преобразование во времени, в гармоничной связи с условиями, служащих его возникновению. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Функция защиты и охраны взаимоотношений между людьми ложиться на плечи самого общества. Данная регулятивная функция реализуется при помощи различных общественных норм, таких как – нормы морали, права, нормы общественных организаций, традиции, обычаи и ритуалы. Право же, представляет из себя систему норм, которые исходят от государства. Первоначально толкование права необходимо начать с таких черт как вольность и правильность поведения человека в обществе. Опираясь на это, можно разделить понятие и признаки права на: права человечества; права народов; права различных общностей, групп и социальных слоев; и в конце – права человека. Далее важно определить понятие с точки зрения закона, то есть как нечто то, что диктуется и охраняются законом. В этом случае, можно разделить право субъективную и объективную составляющие. Такое разделение обуславливается возможным разным толкованием разными людьми одних и тех же норм права. В данном контексте объективное право можно определить как то поведение или та норма, что диктуется государством и обязательно к исполнению, так же государство следить за исполнением этого права. Данный диктат не зависит от индивидуальной трактовки. Субъективное право же можно описать как набор имеющихся у этого субъекта возможностей, свобод. Учитывая то, что было изложено выше, можно подвести промежуточный итог, а именно, что право состоит из: правил поведения людей и отдельного человека; правил, регулирующие отношения между людьми; общепринятую систему норм, защищенную государством; закрепленные модели поведения в нормативных документах, правовых актах, различных законах и прочее. Чтобы право могло исполнять одну из своих основных функций, оно должно распространяться на каждого члена данного общества, без исключений. Так же, для нормального функционирования права необходим контроль за реализацией и охрана со стороны государства. Государство, по сути, берет на себя роль поручителя общественных и личночеловеческих прав. Система права при такой роли государства, посредством НПА, выступает частью этой общей системы. Признаки права и понятие права крепко связаны между собой. На основываясь на разнообразных определениях и ясного понимания, личных прав и принципов поведения возможно вывести принципы, равнозначные для разных правовых систем. Эти признаки можно найти во всех типах государственного устройства. Если говорить в общем, то состав всех признаков права можно свести к четырем категориям: нормативность, определенность, гарантированность государством и системность. Первой категорией идет нормативность, поэтому начнем с неё. Все люди имеют определённые права. Список этих прав формируется далеко не случайным образом и находится в зависимости от норм, существующих в этом обществе. Для нормального существования в обществе человеку необходимо знать существующие в нем законы. Эти законы и формируют норму права Категория нормативности это не только перечисление этих законов. Нормативность в правовой области поставляет обязательность исполнения всех существующих в данном обществе законов. Человеческие права и свободы обеспечиваются государством, помимо простого обладания свободой действия. Неотчуждаемой характеристикой для нормативности так же можно назвать закрепление права в законе и как уже об этом было сказано, закон должен быть общеобязательным. Государство обеспечивает границу между порядком и беспорядком. Это было одной из самых главных функций государство с момента появления этого института как такого. Господство порядка в обществе является одним из гарантов его правового порядка в том числе. Для соблюдения того порядка, который сложился в обществе, государство имеет монополию на насилие, без наличие данной характеристики осуществление деятельности государства не является возможным. Этот признак возник тогда же, когда начали зарождаться первые государства. И наконец, последней категорией является системность. В настоящее время понятие и признаки права представляют собой сложное системное образование. Переплетение частного и публичного права, совокупность норм и правовых институтов, законодательство рисуют довольно сложную картину, затрагивающую все сферы деятельности человека.1 Рассматривая в данном разделе вопрос о соотношения государства и права, считаю необходимым рассмотреть понятие правового государства и немного затронуть критику данной идеи. Понятие правового государства далеко не неново, сам термин закрепился в начале 19 в трудах немецких юристов, таких Карл Теодор Велькер и др. Концепция правового государств гласит, что власть в таком государстве должна быть ограничено, а роль и полномочия данной власти четко отчерчены в конституции. В таком государстве во главу всего ставиться обеспечение основных человеческих свобод и соблюдение прав человека. Теперь необходимо рассмотреть признаки правового государства: Господствующая роль во всех областях общественной жизни должна быть передана праву. Иначе говоря, идет уравнивание власти и народа. Наличие работающих комплекса мер по обеспечению действительного исполнения законодательства. Фактическое разделение властей. Имеется ввиду, что разделение должно существовать в нашем материальном мире, а не только на бумаге. Характеризуется это отсутствием прямого или даже опосредованного влияния одной ветви власти на другую. Совместные действия допускаются только в случаях острой необходимости. Все права и свободы должны быть гарантированы, это является Государство гарантирует реализацию взаимной ответственности государства и личности, что означает, что человек не только обязан соблюдать законы, но и государство должно стеснять себя в собственных действиях и решениях для обеспечения в законах меры свободы личности. Понятие и основные признаки были описаны. С этими принципами сложно не согласиться и как-то отрицать, противостоять им неразумно, но позволю себе отдать предпочтение привычным для нашей науки и политической практики в недавнем прошлом классовому подход к демократии, к государству, а соответственно и праву. Исходя из учения Карла Маркса, можно сказать, что в капиталистической экономике, а соответственно и в капиталистическом обществе, законы служат исключительно в интересах буржуазии, а правовое государство удобный инструмент для реализации данных интересов. Даже если отойти левых идеологий, нельзя отрицать, что даже в самых развитых государствах у людей разного достатка разный доступ к правовым институтам, а это означает, что о никаком равноправии речи не идет. 2. МОТОДОЛОГИЯ ТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Как и любая наука теория государства и права имеет дело с различными явлениями и закономерностями, она исследует различные по своей сущности явления, а именно государство и право. Иначе говоря, объектом исследования данной науки являются наиболее значимые и характерные тенденции возникновения, складывания и взаимосвязи государства и права. Изучение и понимание этих тенденций позволяет усвоить знания более узких отраслей юридической науки.2 Наука не может не иметь свою методологию, то есть систему теоретических положений и логических способов исследования. Таким образом, методология теории государства и права представляет собой систему определенных логических умозаключений и приемов (дедукция и индукция, синтез и анализ, обобщение, сравнение), так и философских, лингвистических, социологических, психологических и иных подходов к познанию основных закономерностей зарождения, развития и взаимодействия государства и права. Эта теория обладает общими, частными и специальными методами. Несмотря на различия между изучением форм, функций, видом, структур и перспектив государства и исследованием норм, источников, толкованием права, понятий и практики, для этих теорий можно использовать наиболее общие методы наук об обществе – особенно социальной философии и философии права. Право как социальный феномен находится в зависимости от различных условий жизни общества и неопровержимо связано с иными общественными феноменами, такими как, прежде всего, экономическими, далее политическими, а уже после этого духовными, культурными, и постоянно развивается, качественно обновляется вместе с развитием общества.3 Так же, вместе с подходами философскими, методология теория государства и права использует и конкретными, или же частными, методами. К примеру, формальный, или же традиционно специальный, правовой метод, посредством которого право изучается в отрыве от экономики, политики или же морали, то есть право изучается само в себе. Данный метод позволяет вычленить четкие и краткие формулировки изучаемого государства и права в терминах «субъект права», «дееспособность», «нормативный акт». Метод сравнения правовых систем, то есть, когда правовые системы сравниваются по различным критериям, основанных на определённой модели или образце, является в своем роде альтернативным, или же полностью противоположным юридико-техническому методу. Так же вполне распространённым эффективным является социологический метод, суть которого состоит в исследование права не в виде некой абстракции, а в виде конкретного социального явления. Наряду с изучением законодательства так же производится анализ результатов опросов населения или иных статистических данных и неюридических документов. Данный метод позволяет повысить коэффициент достоверности знаний об изучаемом объекте. Статистический метод, то есть установление различных статистических показателей, относящихся к изучаемому предмету, тоже может быть включен в методологию теории государства и права. Иные методы, то есть исторический или психологический метод, способствует изучению процесса становления различных форм государств или права, определению взаимосвязей между ними, путей развития и взаимовлияния, путем анализа и сравнения различных государственных и правовых структур в различные исторические периоды.4 Специальные, или же обобщающие методы, такие как психологический, системный и так далее, способствуют и использованию достижений из различных областей других наук для исследования проблематики государства и права. Для осознания, анализа смысла и различных тенденций развития жизни общества предмет и методология теории государства обладают необходимыми для этого функциями. Например, для объяснения различных процессов и явлений государственной и правовой жизни помогает функция познания. Можно так же привести в пример различные функции эвристики, то есть науки, изучающею специфику созидательной деятельности, которые открывают новые закономерности, обуславливающие еще одну немаловажную функцию – прогностическую, иными словами, конструирование будущих моделей государства и права. Изучение всех явлений не изолированно, а именно в их взаимосвязи и постоянно взаимодействии с различными иными факторами, которые находятся с ними в неком соотношении, в этом и должна и заключается основная суть методологии познания государства и права. То есть рассмотрение основных частей и элементов именно не в каком-то одном аспекте, а всесторонность и полнота исследования, изучение и анализ необходимо рассматривать со всех сторон, которые в дальнейшем формирует общее видение тех или иных явлений. Явления в теории государства и права не рассматриваются только их текущем состояние. Рассмотрение явлений происходит одновременно с позиций прошлого и настоящего. Важное значение имеют вопросы причин и условий возникновения той или иной государственной и правовой системы, каковы были основные факторы ее становления, развития и с позиций прошлого, и с позиций настоящего. Помимо самых вопросов важны и ответы на них. Помимо прочего одной из основ является анализ основных тенденций и различных перспектив предстоящих событий. Изучения предмета теории государства и права происходит не только посредством юридической науки и рассматривается не только с юридической стороны, а также с помощью позиций иных общественных наук, например – политологии, социологии, политэкономии и философии. Так же не последнюю роль играет изучение всех аспектов не только в моменте, но так же и в динамическом её развитии, анализ изменений в течение всего периода существеннее объекта. Основы государства и права рассматриваются с позиций метафизики и диалектики. Одни дисциплины связывают возникновение института с действием божественной силы или объективным разумом. Другие считают, что основы государства и права были заложены самим человеком. Они сформировались в результате его переживаний, работы его психики. Третья категория исследователей акцентирует внимание на материально-диалектических предпосылках, четвертая - на географических характеристиках той или другой территории.5 Рассмотрим диалектико-материалистический метод тории государства и права. В данном методе за основу берется тезис о том, что категориальный и понятийный аппарат, выступает в качестве адекватного отражения всех открытых и исследованных свойств материи, явлений, существующих в действительности. Исследователи постулируют, что только опираясь на него, можно идти от общего, то есть изначального представления о государстве и праве к углубленному, то есть наиболее узкому. Этот метод рассматривает все явления как нечто динамичное, постоянно развивающийся институт общества. Причиной развития, трансформации общественных явлений содержаться в материальных жизненных условий этого самого общества. Материальная диалектика признает противоречивость характера изменений. Из этого следует, что проблемы методологии государства и права необходимо решать не посредством отказа от нее, а путем очищения ее от вульгаризации и догматизации. Этот метод соединяет в себе диалектический подход к изучению окружающего мира с материалистическим его пониманием. Это позволяет назвать его наиболее эффективным приемом изучения политических и юридических процессов.6 Производственные отношения, то есть экономический фундамент, это то, что является источником развития и появления государственно-правовой теории, именно это признает материалистический метод. Этот экономический фундамент обуславливает появление классов, то есть эксплуататорского и эксплуатируемого, иных слоев общества, их развитие и изменение, и о различиях между. Базисом для формирования гражданских, государственным и правовых отношений всегда выступают производственные отношения. Метод диалектики подразумевает рассмотрение систем государства и права в их постоянном историческом развитии и соотношение различных их элементов между собой, так и со стороны прочих социально-экономических отношений. Вместе с этим признается, что развитие имеет место в связи с присущими явлениям противоречиями политико-юридического и общественного характера.7 Подход диалектического материализма в изучение государства и права характеризуется строгим правилом – государственно-правовой феномен изучается в постоянном его развитии и конкретно-исторически. Только учитывая все особые черты появления, действий и преобразований государственно-правового института можно вполне осознать его суть и роль. Изучение всех существующих явлений, будь они юридические или политический, либо любые другие, должно осуществляться не только по изучению их текущий состояний, но и принимать во внимание предшествующие периоды его развития. Необоснованными предстают любые научные положения, полученные с нарушением таких общих принципов научного познания, как полнота, всесторонность, конкретность, историзм. «Чтобы действительно знать предмет, — говорил В. И. Ленин, — надо охватить все его стороны, все связи и «опосредствования»8. Кроме того, предмет надлежит брать в его историческом развитии, конкретности, поскольку абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»51. Соответственно и критический анализ наличного знания следует начинать с уяснения того, насколько полно и верно выполнены названные принципы научного познания.9 Важнейшую роль при всем этом играют вопросы про борьбу и единство противоположностей, противоречия этих явлений, причин и условий, которые предрекли возникновение того или иного объекта исследования, рассмотрение в постоянном и неразрывно взаимодействии и их взаимосвязь с иными явления. К подобным факторам можно отнести национальный вопрос, классовые взаимоотношения, экономика и политика, природные и великое множество иных факторов. Данные переменные всегда оказывают влияние на развитие и изменение государства и права, что в свою очередь имеет и обратное влияние. Только лишь при соответствие данным требования возможно обеспечить полноту и всесторонность исследования институтов государства и права во всех существующих в ней аспектах, и достичь практической значимости результатов такого исследования. Не умозрительно, а в комплексе с юридической практикой, которая отражает социально-экономические и политические нужды общества, реальную их обеспеченность.10 В случае методологии теории государства и права исследование стоит проводить не только лишь сугубо с формально-правовой позиции, но также применять знания с точки зрения прочих наук. Характеристикой любой науки должно быть изучение своих объектов как постоянно меняющихся, можно сказать живых, систем. Теории государства и права обладает данной характеристикой. Теория не может иметь внутри себя статику. Государство и право не было дано в одно время, в одном и далее неизменном виде. Общество, как и все возможное, изменчиво, в разные времена преобладают разные интересы, возникают и затухают различные, или не особо различные по своей сути, конфликты, поэтому система, дабы отвечать на посланные ей запросы, должна менять, порой даже кардинально меняю свою суть и перерождаясь в нечто совершенно иное. Люди в ходе своей жизни впитываются в себя достижение или ошибки предыдущих поколений. Итак, институту государства и права это сложный конструкт, который формировался в течение определенного времени. На сегодняшний момент государство и право представляют из себя сложнейшую систему, состоящую из великого множества различных упорядоченных элементов. В ходе времени и взаимодействия этих элементов возникают новые принципы и явления, которые, возможно, будут представлять собой нечто совершенно новое, но при этом логичное продолжение старого. 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ИЗУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Историки разъясняют понятие историзма. С. Л. Утченко: «Историзм — восприятие явления в его развитии. Это значит, что явление должно быть рассмотрено в его прошлом (генезис) и настоящем, в его связях с другими явлениями. История начинается там и тогда, когда явление, факт, событие рассматриваются в развитии». Н. Я. Эйдельман: историзм — это «осторожная оценка эпохи по ее внутренним законам, а не категориями другого века». Д. Тош: «Фундаментальной предпосылкой историзма является уважение к независимости прошлого. Сторонники историзма считают, что каждая эпоха представляет собой уникальное проявление человеческого духа с присущими ей культурой и ценностями. Если наш современник хочет понять другую эпоху, он должен осознать, что за прошедшее время условия жизни и менталитет людей — а может быть, и сама человеческая природа — существенно изменились. Историк не страж вечных ценностей, он должен понять ее собственные ценности и приоритеты, а не навязывать ей наши».11 Один из самых весомых вкладов в развитие метода историзма внес Георг Вильгельм Фридрих Гегель, который сочетал историзм с диалектикой. Гегель описал глубинную сущность, механизм исторического развития – борьбу противоположных начал, то есть диалектическое противоречие. Развитие не является просто движением от несовершенного к более совершенному, Гегель показал, что в несовершенном уже содержится его противоположность. В ходе развития, в каждый данный момент имеются элементы господствующие, то есть старые, и элементы нового, которые отрицают сущее и за которыми будущее. «Изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни». Гегелевский историзм трактовался лишь как эволюционное развитие идеи и оправдывал существующие режимы их историческим происхождением. Дальнейшее развитие историзма как важнейшей стороны диалектического метода связано с именем К. Маркса, который показал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову человеческую и преобразованное в ней». Учет прошлого об исследуемом объекте; учет, изучение и осмысление настоящего в объекте; на основании выявленных изменяющихся тенденций между прошлым и настоящим в исследуемом объекте прогнозирование его возможной трансформации в будущем – это основные элементы историзма как метода познания. Историзм как элемент познавательной активности в общей методологии познания выступает в двух ипостасях: как принцип познания и как метод познания. Развивая эту мысль, А. В. Сурилов отмечал, что «если принцип в механизме познания — это установка, выбор позиции, ее осознание, то метод — это активное действие, это реализация принципа. Принцип нередко выступает и как мотив активных действий». Разграничение принципа и метода историзма ученый проводил следующим образом: «Применение историзма начинается с принципа историзма и переходит в метод историзма. Учет прошлого, конкретных обстоятельств, в которых осуществлялось то, что нас интересует, — это методологический принцип. Активные действия, целенаправленные на выявление прошлого, конкретных обстоятельств, в которых это прошлое формировалось, — эти действия являются методом историзма».12 Основой принципа историзма не является элементарное и прямое констатация факта о том, что общественные изменения происходят в пространстве и времени, а признание этого факта, который вызван изменениями в социальной материи, и именно в этом качестве служит их объективной предпосылкой для дальнейшей трансформации социальной активности человека. Иными словами, принцип историзма не заканчивается на простой констатации существования прошлого, он понимает только целостный синтез прошлого, настоящего и бедующего только в их взаимосвязи и их динамике. Познавательная значимость историзма как принципа познания состоит в том, что он, как руководящая идея, должен сопутствовать исследованию при применении любого метода познавательной активности: системно функционального, диалектического, формально-логического, статистического, социологических и других. По-иному проявляет себя историзм, когда он используется исследователем в качестве основного метода познания объекта. Соответственно, мотивационная сфера теперь определяется историзмом, выступающим в качестве основного метода в конкретном исследовании. В подобной ситуации историзму как методу познания также могут сопутствовать элементы других вышеназванных методов. Принцип историзма обеспечивает связь факта (события) с другими объектами процесса. Факт, даже важный, но вырванный из общего контекста, имеет для исследователя малую ценность, если имеет вообще. Любое звено в общей цепи процесса, чтобы стать полноценным, должно представляться во взаимосвязи с предшествующими и последующими звеньями этой цепи. Историкам известно, что отдельные, вроде бы и особо ничем не примечательные звенья самого начала цепи (далёкого прошлого), нередко в своей значимости обретают актуальность только в самом конце цепи (на завершающем этапе процесса). Другая сторона дела - связь факта, события с объектами, находящимися вне основной единой цепи процесса, но соприкасающимися с ними в той или иной форме взаимодействия. В понимании этого вопроса историку не избежать применения смежных наук. Вряд ли кому удастся сформировать цельное представление об историческом процессе, значительном событии, важном факте, не используя социологии, литературы, географии, астрономии, философии, даже химии, математики, - все они связаны с историей. Таким образом, соотношение прошлого с настоящим дает возможность исследователю определиться в причинно-следственных закономерностях, сущностно-функциональных тенденциях и перспективах развития объекта. Это сводится к научному моделированию реальных качественно количественных состояний изучаемого объекта на будущее, выявлению позитивных либо негативных тенденций в его развитии, анализу ситуаций, способствующих их появлению и, в конечном итоге, пониманию того, что следует изменить в настоящем временном пространстве в исследуемом объекте для предотвращения проблемных ситуаций в будущем. В этом неоценимую роль играет историзм как принцип и метод в познавательной деятельности. Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. 1 Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С.192. 2 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Правоведение. М.: Изд-во МГУ, 2013. – С.306. 3Жданов Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М.: «ЛексКнига», 2012. – С. 248. 4 Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. М.: ДАНА, 2014. – С.265. 5 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. Учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2011. – С.233. 6 Муратова, С. А. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юриспруденция, 2011. – С. 245. 7 Теория государственного управления: учебник / Г.В. Атаманчук .- 4 - е изд.: Омега- Л , 2014. – С. 289. 8 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 42. С. 290. 9 Сырых В.М. «История и методология юридической науки». Учебник по программам магистерской ступени образования / НОРМА ИНФРА-М Москва, 2012. – с.279 10 Хропанюк В.Н Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Юристъ, 2013. – С.292. 11 Бердюгина О.Г. Сравнительное правоведение: учебник для бакалавров / [Бердюгина О. Г. и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин; Уральская гос. юридическая акад. Москва: Юрайт, 2015. – С.232-233. 12 Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – С. 256. |