Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии
Скачать 1.2 Mb.
|
Тема 3.3 Урок 4 «Духовная жизнь общества» Вопросы: 1.Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации 2.Условия современной цивилизации. 3.Две мировые цивилизации: Запад-Восток, Россия в условиях мировой цивилизации. Вопрос 1: Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный): 1. общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2. историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4. локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов. Понятие цивилизации Изначально цивилизационный подход предполагал определение тех исторических условий, которые способствовали переходу человечества от состояния неразвитости и дикости (Л. Морган, Ф. Энгельс) к формированию культуры, динамичному развитию и интеграции социума. Это был переход от присваивающей экономики к производящей; от родоплеменной изолированности и власти племенных традиций к развитию торговли, государственной организации общества, писаному праву; от синкретичного неразвитого сознания к развитым формам духовного производства (развитым религиям, философии, науке), создавший единые предпосылки становления современного общества. В культурологическом подходе (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин и др.) понятие «цивилизация» выделяет (в соответствии со спецификой ценностей духовного порядка) относительно обособленные общественные образования или отдельные стадии их развития. В этом контексте оно выражает синхронный многоуровневый «срез» и «горизонтальную» картину многообразия истории. Одна и та же цивилизация может включать в себя различные экономические, политические, религиозные и другие типы общества. Имеет место глобальный (западная, восточная), региональный (Запад — Восток, Север — Юг; западноевропейская, латиноамериканская) и локальный (национальный) уровни выделения цивилизаций. Еще один смысл, вкладываемый в понятие цивилизации, возник в обществознании XVIII—XIX вв. Первоначально он предназначался для обозначения прогрессивно развивающегося буржуазного общества как качественно нового, индустриального этапа социального развития. Впоследствии понятие «цивилизация» начало использоваться для типологии западной и восточной цивилизаций, а также легло в основу традиции глобального членения мирового исторического процесса на относительно самостоятельные этапы (К. Ясперс, Д. Уилкинс и др.). Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений двух типов цивилизационного развития — западного и восточного. каждая из них поочередно доминировала в истории. Виды цивилизации Доиндустриальная («традиционная») цивилизация: (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного. Форма социальной организации - община, внутри которой имели место отношения ренты - налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию. Индустриальной («техногенной») цивилизации: Лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами. Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам. Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, - глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются: 1) общество с технологиями добычи; 2) господство аграрно-ремесленных технологий; 3) приоритет индустриальных технологий; 4) общество с сервисными технологиями. Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека. Исторические типы цивилизации Цивилизационный подход к истории предполагает глобальное членение мирового исторического процесса (Восточная и Западная цивилизация; традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и др.). Культурологический подход утверждает смену культурных типов общественного развития как основу динамики общества (первобытное общество, культуры древнего Востока и т.д.). Формационный, цивилизационный и культурологический подходы существенно дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история – закономерный, предсказуемый, единый, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Обладая уникальностью, локальные культуры обнаруживают и определенную общность. Это позволяет рассмотреть мировую цивилизацию как историю взаимоотношений двух типов цивилизационного развития – западного и восточного. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций имеет «маятникообразный» характер: каждая из них поочередно доминировала в истории. Эксперты выделяют четыре основных” мега-тренда”. Это рост влияния отдельных индивидумов, усиление многополярности в мире, серьезные демографические сдвиги и существенный рост спроса на еду, воду и энергоносители. Рост влияния отдельных людей — «снижение бедности и увеличение глобальной доли среднего класса, на фоне более доступного образования и лучшего здравоохранения ознаменует собой тектонический сдвиг в человеческом обществе». Впервые в истории человечества, по прогнозам экспертов, большая часть населения мира будет жить в достатке, нежели в бедности. Усиление многополярности в мире — страны Азии к 2030 превзойдут Северную Америку и Европу в плане веса на мировой арене. Объем ВВП, численность населения, военные расходы и технологические затраты будут выше в азиатском регионе. Согласно оценкам аналитиков, Китай выйдет на первое место в табеле о экономических рангах мира, опередив США, за незадолго до 2030г., вышел в 2014 году. Согласно прогнозам, Pax Americana, эра американского доминирования на мировой арене подходит к своему завершению. По мнению экспертов США будут «первыми среди равных», но больше не будут ярко выраженным лидером. Демографические сдвиги — здесь в докладе отмечается рост численности населения — с 7,1 млрд человек в 2012 до 8,3 в 2030г. Кроме того, аналитики также указывают на продолжение процесса старения населения. Рост спроса на еду, воду и энергоносители. Согласно прогнозам, к 2030г спрос на продовольствие в среднем вырастет на 35%, на воду — на 40%, на энергоносители — на 50%. В результате некоторые регионы и даже отдельные континенты, в частности, Африка и Ближний Восток, будут испытывать серьезную нехватку еды и воды. Помимо «мега-трендов», есть так называемые «черные лебеди» — т.е. Труднопрогнозируемые и редкие события, которые могут иметь очень значительные последствия. Среди подобных «черных лебедей» эксперты выделяют следующие: глобальная эпидемия, коллапс еврозоны, война с применением ядерного оружия, вспышки на Солнце, которые могут привести к мощным геомагнитным возмущениям на Земле, а также ряд других возможных событий, также приводится оценка и отдельных технологических факторов, которые будут играть существенную роль в мире ближайшего будущего. В частности, речь идет о существенных возможностях по биомодификация человеческого организма, которая может разделить общество на тех, кто сможет ее себе позволить и остальных. Современная ведущая Европейская цивилизация взяла свой старт в 13 веке и в процессе своего развития достигла небывалого технического прогресса. Пик развития цивилизации пришелся на 19-20 вв. Благодаря принятым цивилизацией этническим ценностям, человечество достигло небывалых высот в изучении окружающего мира, произошло бурное развитие техники, общественных институтов по управлению государством, уважение к человеку, как личности, стало нормой. Но все же главный упор цивилизация делала не на развитие человека как интеллектуального существа, а на развитие человека как высокоразвитое животное. Противоречие новой дочерней интеллектуально-гуманистической цивилизации и доживающей отведенное ей время западной - это противоречие между тем, что первично для человека: удовлетворение его интеллектуальных и духовных потребностей или удовлетворение естественных биологических потребность человека, как примата. В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизаций. В современной литературе рассматриваются такие типы цивилизаций, как: 1. Устная 2. Письменная 3. Книжная 4. Экранная 5. Космогенная 6. Техногенная 7. Антропогенная 8. Традиционная 9. Современная 10. Эволюционная 11. Инновационная 12. Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер). Вопрос 2: Условия современной цивилизации. Цивилизационные ценности, открытые в начале Нового времени, и главная из них — ценность человеческой личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня. Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу является составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях. Современные цивилизации. Миграции. 100 тыс. лет назад Современная цивилизация вступила в принципиально новую стадию развития информационную. Информатизацию общества принято связывать с тремя основными аспектами развития ускоренное накопление информации, создание новых технологий и развитие средств информации и вычислительной техники, инновации на уровне общества и личности. Анализ этих составляющих информатизации показывает, что эффективно развивающееся государство вкладывает средства в образование, стремится к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала. Классовые различия будут вызваны, прежде всего различиями в образовании. Современное общество нуждается в человеке, обладающем знаниями, подготовленном к жизни, ориентирующемся в социокультурном пространстве и способном понять и определить свое место в мире. Антропологические основания образования в современном мире состоят в том, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни». Дополнение: Культура и цивилизация. Человек и культура ХХI века «Культура» - латинское слово смысл означал возделывание, а затем стал тождественным словом «воспитанность» и «образованность». Термин цивилизация латинское слово первоначально собственно гражданские качества человека. В начале ХХ веков противопоставляли культурного человека - цивилизованному. В настоящее время культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные друг другу. Термин «цивилизация» применяется для обозначения конкретного уровня развития культуры. Цивилизация одна из ступени развития культуры. Ученые Х1Х века - цивилизации- это прогрессивное явление в развитий общества, что цивилизации независимы друг от друга Но она зависит от биографических условий, климата. Освальд Шиллер(188О-19З6)- культура возникает, растет, расцветает и концом ее становится цивилизация (т.е. высокий уровень развития науки и техники, урбанизация, те. рост городов, упадок в развитии духовности.) Цивилизация формирует стремление к мировому господству. Арнольд Тойнби(1889-I975) он не считал, что цивилизация эпоха упадка. Каждая цивилизация живет до сих пор пока она в состоянии давать ответы на «вызовы» исторической ситуации. Однако, когда общество не в состоянии дать такой ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация гибнет. У него 5 цивилизаций: 1- Китайская 2-Индийская 3-Исламская 4-Русская 5-Западная. Они проходят одинаковые стадий: возникновение, развитие, надлом, разложение, гибель. За все время существования человечества в условиях цивилизации оно живет не более 2% времени. В наше время считал Тойнби, необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения цивилизации. А это предполагает необходимость разработки для всей общей философской концепции смысла жизни, понимания ее самоценности и неповторимости. Современные исследователи рассматривают цивилизацию, как нечто внешнее по отношению к человеку воздействующая на него и противостоящая человеку, в то время как культура всегда является его внутренним достоянием, показывает меру его развития и служит символом его духовного богатства. В настоящее время в политической идеологии в многих государствах успешно развивается и используется концепция «общего дома», в которой предпринята попытка рассмотреть жизнь современного человека с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном обществе культур с позиции единой мировой цивилизации. Вопрос 3: Две мировые цивилизации: Запад-Восток, Россия в условиях мировой цивилизации. Запад-Восток Восточная цивилизация – это прежде всего традиционное общество (Западное общество характеризуется как техногенное). Современный Восток неоднороден по этническому составу, экономическому положению, религиозному признаку, однако имеет общие черты социальной жизни. К ним можно отнести экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности, подчинение общества государству, личности – общине (с жесткой социальной иерархией); деспотическое государство; регуляцию социальной жизни обычаями и традициями; доминирование культурных ценностей над экономическими. Современный Восток меняется, демонстрируя эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), а также варианты некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.). Западный путь развития в историко-генетической модели представлен такими теоретиками, как Д. Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др. В данной модели выделяются три основные стадии развития: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Собственно, техногенная цивилизация существует с периода индустриализма, с этого времени она противостоит Востоку и взаимодействует с ним. Для техногенной цивилизация характерно развитие науки и техники; капиталистический экономический уклад (на ранних стадиях); прогресс в производстве и управлении; правовое государство, а также такие ценности, как: потребление, преобразование общества и природы, прогресс и свобода личности, гражданское общество. Это общество с высоким уровнем социальной мобильности. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается переориентацией экономики на сферу услуг; в промышленности начинает доминировать наукоемкие производства, компьютерные, информационные технологии; классовая структура общества меняется на профессиональную. Главным становится производство человека (культура, социальная сфера), устанавливается новая система ценностей: экологизм, гуманизм, приоритет духовных ценностей, культ знания, интеллекта. Россия в условиях мировой цивилизации. Россия - локальная цивилизация. Российская цивилизация — периферийная, локальная, православно-христианская цивилизация. «Греко-римская цивилизация родила две цивилизации: западно-европейскую и православно-христианскую».А.Тойнби Вспомним типологию цивилизаций: первичные (древнейшие, очаговые), вторичные и периферийные, к которым относят и российскую. Периферийные цивилизации складываются на окраине мировой цивилизации. Если вторичные цивилизации развиваются за счет тех цивилизаций, на месте которых они создаются, то вторичные создаются на «голом» месте. При формировании цивилизации закладываются ее системообразующие свойства, которые сохраняются в течение многих веков. Они начинают изменяться и погибать с переходом к индустриальному обществу. Иногда локальные цивилизации оказывались в эпицентре мировых событий, иногда уходили в тень. Определяя место российской цевилизации, русский философ XIX века Данилевский в книге «Россия и Европа» писал: «Если Россия… не принадлежит, к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления». А по словам социолога А. Тойнби, у западно-европейской и российской цивилизации есть «общая мать, сестринское родство. «Каждая локальная цивилизация, переживая сходные и взаимосвязанные с соседними этапы пути, в то же время имела свою, неповторимую судьбу, свой ритм, то сближавшийся, то отдалявшийся от идущих в авангарде стран». Время и место возникновения российской цивилизации. Где и в какое время возникла российская цивилизация? Версия N 1. Российская цивилизация возникла в IX в. (V—VIII в. — предпосылки складывания). Версия N 2. Российская цивилизация возникла после XII—XIII вв. на Северо-Востоке Руси (Владимиро-Сузальская Русь, Московия), и до конца XVI в. шел процесс ее формирования. Россия в условиях мировой цивилизации В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принято говорить, что она расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран этих районов, тем не менее надо иметь в виду, что ее история во многом носит самостоятельный характер. В то же время нельзя отрицать и того неоспоримого факта, что Россия серьезно подверглась влиянию как Европы, так и Азии. Так же, как, в свою очередь, и страны этих районов испытали на себе влияние России. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. И тем не менее, каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает ее от других стран. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России. Данный раздел не преследует цель раскрыть в широком историческом аспекте место России в современной цивилизации. Его цель более скромная: показать отдельными штрихами, историческими параллелями то место, которое занимает Россия в мировой истории, ее особенности в историческом развитии по сравнению с другими странами. В этих целях и делается экскурс в ее прошлое. С учетом этого мы стараемся осмыслить и ее сегодняшнее состояние. Государственный строй любого общества представляет собой результат усилия многих поколений людей, продукт народного духа и национально-государственного сознания народа. Это особенно проявилось в становлении российской государственности. Стремление жить и действовать сообща проходит через всю историю России. Мы видим эти черты в Новгородском вече, в подвигах Минина и Пожарского, в земских соборах во времена смуты, в общинном землепользовании и, наконец, в такой форме управления, как Советы народных депутатов. История России, ее государственности принципиально отличаются от истории Западной Европы. Западная Европа, как известно, сформировалась в результате завоевания германскими племенами Римской империи. На ее развалинах был создан феодализм с его соответствующими государственными институтами. Начиная с IV—V веков н.э., Европа прошла путь от Римской империи к феодальной раздробленности и разобщенности. Все это порождало такие явления, как клерикализм, религиозные войны, инквизиция, которых никогда не было в России. Россия развивалась на иной почве, иные принципы лежали в становлении ее государственности и ее гражданского общества. Вследствие своего географического положения, находясь во враждебном окружении, подвергаясь нескончаемому напору кочевников, она медленно и верно шла от первоначального разобщения к единству. В то время, когда Западная Европа (особенно это характерно для XVI века) являла собой пеструю картину противоборствующих феодальных княжеств, когда на всей ее территории свирепствовали религиозные войны, Россия уже была объединена в единое государство, в ней уже произошло в общих чертах становление нации, до чего Европе предстояло пройти еще долгий путь. Геополитическое положение России не только уникально, оно поистине судьбоносно для нее. Одна из важнейших особенностей этого положения в том, что Россия, занимая срединное положение между двумя цивилизациями — Востоком и Западом, — была единственным держателем как цивилизационного равновесия, так и мирового баланса сил. Все это предопределяло в немалой степени развитие российской державности и сильной центральной власти. Необходимость последней подкреплялась и тем, что разноплеменное ее население было разбросано по огромной российской территории от Прибалтики и Черного моря до Тихого океана. При слабой социальной и экономической общности оно могло сделаться единым народом благодаря сильному централизованному государству, без которого над ним постоянно висела бы угроза завоевания. Инстинкт самосохранения народа безошибочно вел его по единственному верному пути — пути создания сильного государства. Начиная с XIV века, шло непрерывное расширение государственных границ — Московского княжества. Московского царства, а затем Российской империи — за счет территорий, населенных как единокровными славянскими народами, так и другими этносами. Расширение территории, происходившее как мирным, так и немирным путем, подогревавшее конфронтационную атмосферу в отношениях с другими державами, требовало постоянного наращивания военного потенциала, что периодически создавало высокий уровень милитаризации страны. Этот процесс проходил на протяжении более чем шести столетий, был неравномерным и сопровождался неудачами и отступлениями. В течение многих столетий борьбы русский народ, живший в более тяжелых условиях, чем какой бы то ни было другой народ, создал не только сильное и жизнеспособное государство, но и уникальное, самобытное сообщество.1 Кризис, наблюдающийся в современной экономическое системе, имеет свои истоки еще в XIX веке, когда имели место бурное революционное движение пролетариата и распространение идей научного социализма, В связи с этим адекватное понимание процессов, происходящих в современной российской экономике, невозможно без осознания участия движений народничества, марксизма, либеральной и буржуазной интеллигенции, направлений социал-демократии в развитии причинно-следственной связи, приведшей экономику России к глубокому кризису. Вся история России как самобытного, независимого^ великого государства говорит об одном: нелепа и абсурдна сама идея о ее вхождении в Европу. Она принадлежит к иному религиозно-культурному типу, она с самого начала своего возникновения становится полноправным членом мирового сообщества. У России своя судьба, обусловленная всем ходом ее становления как исторической индивидуальности. Она всегда шла своим путем, впитывая в себя и чужеродные влияния, но не повторяя других. Она развивала свою собственную государственность, собственную культуру, она имела свои народные традиции, воплощенные в политическом и экономическом ее устройстве. Именно в них сосредоточены дух народа, его история, его самобытность. Попытки втянуть Россию в западную цивилизацию предпринимались в истории неоднократно. Все они в лучшем случае заканчивались внешними заимствованиями, обманчивыми поверхностными переменами. Плоды западного развития, западной науки и техники, западной демократии на российской почве, совершенно иной по своей структуре, вместо ожидаемой пользы часто приносили вред и, не способствуя укреплению общественного и государственного организма, вели лишь к еще большему его расшатыванию, к бесплодным иллюзиям, пока инстинкт самосохранения не вынуждал вновь обратиться к родным испытанным средствам. Мы это видим на примере преобразований Петра I. Петровская попытка европеизации, пройдя после его смерти через полосу безвременья, через вакханалию временщиков, растаскивавших и унижавших страну, завершилось через пятьдесят лет пугачевским бунтом, воочию выявившим существование глубокой пропасти между европеизированным дворянским царством и мужицким царством. Запоздалые реформы Александра II, несшие в себе к тому же большой европейский заряд, вылились в десятилетия революционного брожения с их левым и правым террором, социальной нестабильностью, нарастающим озлоблением обездоленного народа и завершились через пятьдесят лет грандиозной революцией, которая смела и готовившую ее по европейским меркам интеллигенцию, и ненавистное ей самодержавие, и Православную церковь. С одной стороны, Петром I была проделана колоссальная работа по высвобождению страны из плена обскурантизма, невежества и экономической отсталости. Именно в его царствование в Россию стал проникать сперва тоненький, а потом все более мощный поток западных либеральных идей, которые с этого момента стали постоянными спутниками русского образованного общества. Под их влиянием оно демократизировалось, постепенно меняя не только образ мыслей, но и сам образ жизни; совершался переход от первобытного барства к более цивилизованным формам бытия. Но новые идеалы ложились на совершенно не подготовленную для них почву — все более усиливающуюся крепостную зависимость основной массы население. Разрыв между верхами и низами, между интеллигенцией и народом характерен для любого общества. Однако в России этот разрыв оказался особенно большим. В то время как образованная часть населения развивалась весьма интенсивно и в каких-то областях даже перегнала своих западных коллег, задавленные неволей народные массы в целом менялись крайне медленно. В результате те идеи, которыми питалось просвещенное сословие, практически не доходили до нижних ступеней общественной пирамиды. Это всегда несет с собой серьезную опасность. Если слои населения разделяет пропасть непонимания, то это таит в себе потенциальную угрозу миру и согласию, включая возможность возникновения гражданской войны. На протяжении своей истории Россия пережила несколько кризисов такого общественного непонимания. Первый из них ознаменовался восстанием декабристов. Программа дворян-реформаторов не могла быть понята крестьянами, чьими освободителями решили стать первые русские революционеры. Вторым проявлением глубокого кризиса общественного непонимания стало движение народников, их знаменитое хождение в народ и реакция на это крестьян, которые сдавали полиции явившихся к ним на помощь революционных активистов. Третьим, и трагическим кризисом, стали события 1905—1917 годов. Для этого кризиса характерны, с одной стороны, зрелость буржуазно-демократических партий в формулировании и отстаивании демократических идей при полной неспособности претворить свои идеалы в жизнь, с другой — возникновение у народных масс собственной идеологии и собственного мировоззрения, а потому и более сознательное отторжение этих программных установок. Еще одна ипостась миссии России: связывать Запад и Восток в единое цивилизованное пространство. Последующее продвижение России в Восточную Европу, на Кавказ, в Северную Америку и, наконец, в Среднюю Азию часто называют имперской экспансией, хотя вряд ли с этой оценкой можно согласиться. Имперский период развития любого государства не может характеризоваться только лишь черно-белыми категориями. И объективная роль России здесь была ролью собирательницы континентальной Евразии. В 1812 году вновь проявилась миссия России как буфера Европы. Как шестью веками раньше монголы, так и армия Наполеона завязла в России, и французская экспансия была погашена Россией. К концу XIX века обозначилось новое явление: Россия стала одним из центров мировой культуры. Мир вознес на пьедестал Толстого, Достоевского, Чехова, Тургенева, Гоголя, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Россия становится мировой культурной державой. Важные изменения произошли в конце XIX — начале XX вв. и в политической истории России. Россия вступила в эру большевизма. Занесенные в Россию семена марксизма нашли здесь идеальную почву. И если иметь в виду середину XX века, то Россия становится спасителем Европы и мировой цивилизации, остановив варварское нашествие Гитлера. Сегодня независимая российская держава есть один из краеугольных камней в фундаменте мировой цивилизации. И ее внутренняя стабильность, экономическая и политическая мощь являются залогом стабильности в мировом балансе сил, фактором, существенно влияющим на развитие современного миропорядка. |