Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальный материал

  • Дополнительный материал: Слайды

  • Ход урока: Организационный момент.

  • О, сколько музыки у Бога, Какие звуки на земле!

  • Работа по теме урока.

  • Символизм. Символ и миф в поэзии, живописи и музыке


    Скачать 26 Kb.
    НазваниеСимвол и миф в поэзии, живописи и музыке
    АнкорСимволизм
    Дата25.05.2022
    Размер26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsimvolizm.docx
    ТипУрок
    #550111

    Тема урока : Символ и миф в поэзии, живописи и музыке.

    Урок – презентация

    Цели урока:

    • Раскрыть особенности « освобождения духовной культуры» в творчестве поэтов , художников, музыкантов серебряного века

    • Дать характеристику основных периодов творчества А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова.

    • Воспринимать искусство как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    Музыкальный материал:

    • « Божественная симфония» А.Н. Скрябина

    • « Прелюдия соль мажор» С.В. Рахманинов

    • « Прелюдия №4» А.Н. Скрябина

    • « Этюд № 12» А.Н. Скрябина

    • « Второй концерт» ( вступление) С.В. Рахманинова

    • « Второй концерт» ( 1 часть) С.В. Рахманинова

    • « Соната №3» А.Н. Скрябина

    • « Вокализ» С. В. Рахманинова

    • Видео – клип романса « Уж сколько их упало в эту бездну…»

    Дополнительный материал:

    Слайды:

    • Портрет С.В. Рахманинова

    • Портрет А.Н. Скрябина

    • Портрет А. Ахматовой

    • Портрет Ф. Шаляпина

    • Портрет Забелы Врубель

    • « Петр 1» Серова

    • « Небесный бой» Рериха

    • « Портрет Горького» Серова

    • Портреты Ермоловой, Мейерхольда, Блока.

    • Картины Врубеля : « Демон сидящий», « Пан», « К ночи», « Царевна Лебедь»

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    -Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

    В ночи, когда уснет тревога

    И город скроется во мгле,

    О, сколько музыки у Бога,

    Какие звуки на земле! ( запись на доске)

    1. Сообщение темы урока.

    - Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос о том, могли ли поэты, художники и композиторы отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им « названье», « удержать в полете» красоту и гармонию мира на рубеже 19 – 20 веков.

    1. Работа по теме урока.

    Звучит « Божественная симфония» А.Н. Скрябина

    На экране портрет А.Н. Скрябина

    - Индия…горы…Берег озера… Грандиозный храм с огромным куполом… Все собрались на сборное действо. Нет публики, нет сцены. Все собравшиеся здесь люди « посвященные». « Белые одежды»… Поют хоры… Звуки и краски слились в одно целое. Отныне лишь всепобеждающая сила Духа будет царить на земле.

    Музыка замолкает.

    - Что это? Откровения Иоанна Богослова о конце света? Или вариация на мотивы индийской религиозной литературы? Гадать не стоит. Автор известен – великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин. А текст, приведенный выше – пересказ проекта таинственной « Мистерии», к созданию которой Скрябин шел всю свою сознательную жизнь.

    Звучит « Прелюдия соль мажор» С.В. Рахманинова.

    - Музыка Рахманинова – это жажда духовного обновления, в чем – то схожая с взглядами поэтов – символистов. Подобно И. Левитану, он был влюблен в каждую травинку на русской земле; как Нестеров, воспевал Русь, светлую и молящуюся; как Гумелев, предчувствовал ее трагический путь.

    На экране портрет С.В. Рахманинова.

    -Александр Скрябин и Сергей Рахманинов родились в 19 веке. Их пути пересеклись в 1885 году в фортепианном классе знаменитого педагога Зверева. В число « зверят» - питомцев частного пансионата Зверева - попадали самые талантливые. В доме Зверева они прожили более 4-х лет .

    В 1888 году Скрябин и Рахманинов поступили в Московскую консерваторию, где учились на двух специальностях: пианисты и композиторы. Оба закончили консерваторию с золотыми медалями. Рахманинов получил специальности пианиста и композитора. Ему на выпускном экзамене по композиции Чайковский поставил 5 с плюсом. Скрябин закончил консерваторию только как пианист. Класс композиции не окончил из – за конфликта с профессором Аренским. У Скрябина были и другие неприятности. Мечтая стать пианистом – виртуозом, он « переиграл» правую руку. Рука была полупарализована.

    Звучит « Прелюдия №4» Скрябина.

    Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:

    Так беспомощно грудь холодела.

    Но шаги мои были легки.

    Я на правую руку надела

    Перчатку с левой руки.

    - Страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к инструменту. В период болезни он создает произведения для левой руки.

    Звучит « Этюд №12» Скрябина.

    Проецируются слайды: « Петр 1» Серова. « Небесный бой» Рериха, « Портрет Горького» Серова.

    Там , на скале, веселый царь

    Взмахнул зловонное кадило,

    И ризой городская гарь

    Фонарь манящий облачила!

    Он будет город свой беречь,

    И, заалев перед денницей,

    В руке простертой вспыхнет меч

    Над затихающей столицей. А. Блок.

    На экране слайд портрета « Петр 1»

    Неясный луч знакомого блистанья,

    Чуть слышный отзвук песни неземной,

    И прежний мир в немеркнувшем сиянье

    Встает опять пред чуткою душой.

    Один лишь сон – и в тяжком пробужденье

    Ты будешь ждать с томительной тоской

    Вновь отблеска нездешнего виденья,

    Вновь отзвука гармонии святой. В. Соловьев.

    На экране слайд картины « Небесный бой» Рериха

    - Вот он носится как демон, гордый, черный демон бури, и смеется и рыдает.. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит, он уверен. Что не скроют тучи солнца. Нет, не скроют. М. Горький.

    На экране слайд портрета М. Горького

    - Что объединяет все эти произведения?

    - Сила воли, духа, стремление к победе…

    - Творческий путь Скрябина и Рахманинова никогда не был безоблачным. Рахманинов мучительно, почти болезненно воспринимал каждое слово критиков. Нервный срыв произошел после неудачи с Первой симфонией .

    Звучит вступление второго концерта.

    Премьера Второго фортепианного концерта была принята зрителями с восторгом. Эта музыка является художественным памятником знаменательной эпохи русской жизни.

    Звучит первая часть второго концерта. На экране слайды : портрет Ермоловой, Шаляпина, Забелы Врубель, Мейерхольда, Блока.

    Как звуки райского напева

    Он ловит быстрые слова:

    « Она живет, святая дева…

    О ней уже гремит молва..

    Она пришла к твоим владеньям,

    Она теперь у этих стен,

    Ее народ встречает пеньем

    И преклонением колен. Гумелев.

    На экране слайд портрета Ермоловой.

    Звенит гармоника. Летят качели.

    « Не шей мне ,матушка, красный сарафан».

    Я не хочу вина. И так я пьян.

    Я песню слушаю под тенью ели,

    Мне грустно, друг. Поговори со мной.

    В моей России холодно весной.

    Твоя лазурь стирается и вянет.

    Лежит Москва. И смертная печаль

    Здесь семечки лущит, да песню тянет,

    И плечи кутает в цветную шаль. Адамович.

    На экране слайд портрета Шаляпина.

    Я знаю женщину: молчанье.

    Усталость горькая от слов

    Живет в таинственном мерцанье

    ЕЕ расширенных зрачков.

    Неслышный и неторопливый.

    Так странно плавен шаг ее,

    Назвать нельзя ее красивой,

    Но в ней все счастие мое. Гумелев.

    На экране слайд Забелы Врубель.

    Видео клип « Уж сколько их упало в бездну…»

    На экране слайд портрета Блока.

    - Кто эти люди? Какое отношение они имеют к эпохе символизма?

    Ответы учащихся.

    - подобно многим символистам, Скрябин с юности пытался « проникнуть в суть вещей». Постоянно он создавал учение о человеке, искусстве. Он сделал вызов миру, показал трагизм одинокой личности.

    На экране слайд « Демон сидящий» Врубеля.

    Звучит « Божественная симфония» Скрябина.

    - « Божественная симфония» - одно из лучших творений Скрябина, которое отражает его идею преображения человеческого духа.

    Я в этот мир пришел,

    Чтоб видеть Солнце и синий кругозор.

    Я в этот мир пришел,

    Чтоб видеть Солнце и выси гор.

    Я в этот мир пришел

    Чтоб видеть Море и пышный цвет долин.

    Я заключил мир в едином взоре,

    Я властелин. Скрябин.

    На экране слайды картин « Пан», « К ночи». « Царевна Лебедь» Врубеля.

    - С каким цветом сопоставим колорит « Божественной симфонии» и стихов Скрябина?

    ( Сине – лиловые, тревожно – фиолетовые)

    - Наступил 1915 год. Скрябин создает проект « Мистерии».

    О дивный образ Божества,

    Гармоний чистое искусство!

    Царит всевластно на земле

    Твой дух, свободный и могучий

    Тобой поднятый человек

    Свершает словно подвиг лучший,

    Придите, все народы мира,

    Искусству славу воспоем! Скрябин.

    -14 апреля 1915 года от заражения крови умер великий композитор А.Н. Скрябин. Смерть его была мистической. Вячеслав Иванов написал сонет, посвященный тяжелой утрате.

    Осиротела Музыка.

    И с ней поэзия осиротела,

    Потух цветок волшебный у предела

    Их смежных царств, и пала ночь темней

    На взморие, где новозданных дней

    Всплывал ковчег таинственный. Истлела

    От тонких молний духа риза тела,

    Отдав огонь источнику огней.

    Звучит « Соната №3» Скрябина.

    - Скрябин не дожил до революции 1917 года. С.В. Рахманинов не принял идеи большевизма. В декабре 1917 года он уехал в США. На протяжении 10 лет жизни в Америке он не написал ни одного музыкального произведения. Рахманинов писал: « Лишившись Родины, я потерял себя». Однако в годы ВОВ он присылал денежные средства для победы над гитлеровской Германией. Рахманинов похоронен на самом известном кладбище США в Беверли Хилз. И сегодня за могилой композитора, пианиста, Человека ухаживают как русские эмигранты , так и простые американцы.

    Звучит « Вокализ» Рахманинова.

    1. Итог урока.

    - Продолжая традиции романтизма, символизм выразил стремление к духовной свободе. Трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф и сомнения в духовных ценностях. Для открытия особой

    « скрытой» реальности символистам потребовались теоретические программа и новые художественные средства.

    Домашнее задание: написать эссе на тему « Символы и звуки серебряного века, взяв в качестве эпиграфа строки А. Блока:

    В ночи, когда уснет тревога

    И город скроется во мгле,

    О, сколько музыки у Бога,

    Какие звуки на земле!

    Вашкевич Раиса Михайловна . Учитель МХК


    написать администратору сайта