Реферат по биоэтике Символы медицины. Символы медицины
Скачать 133.5 Kb.
|
Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени академика И.П. Павлова Кафедра философии и политологии РЕФЕРАТ на тему: «Символы медицины» Выполнил: студент группы лечебного факультета Проверил: Санкт-Петербург 20?? Содержание Введение 3 Символ и эмблема 4 Чаша со змеёй 6 Посох Асклепия 11 Кадуцей 11 Треножник Аполлона и зеркало 12 Животные и растения – символы врачебного искусства 14 Частные символы медицины 15 Красный Крест – не символ медицины 18 Звезда жизни 21 Заключение 23 Список литературы 24 Введение На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне. Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. В своем реферате я постаралась рассмотреть как известные всем общие символы медицины, так и частные, которые у простого обывателя вряд ли будут с чем-либо ассоциироваться. Меня интересовало при описании символа его история, его философское осмысление. Ведь просто видеть – это не знать понять глубокий смысл, заложенный в символе. Кроме того, существует множество трактовок в понимании значения. Для одних символов я рассматривала различные версии толкования, а для других выбирала наиболее логичную. Различные толкования я давала для наиболее известных символов медицины. При написании реферата мною был охвачен большой временной промежуток: от VIII в. до н.э. до XX века. Таким образом, это помогло мне найти различные толкования. Ведь смысл, вкладываемый в символ, был различен у одних и тех же наций в разные времена. Приведены толкования и современных символов. Значит, можно говорить о том, что медицинская символика не является чем-то застывшим. С появлением новых направлений в медицине приходят и новые символы. Символ и эмблема Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) – условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета. По определению выдающегося русского врача XVIII в. Н. М. Максимовича-Амбодика, автора первого в нашей стране руководства по акушерству "Искусство повивания" (1784 г.), выпустившего также два издания книги "Емвлемы и символы" (1788 и 1811 гг.), "...символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою, руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей". Эмблема же "...есть остроумное изображение или ... картина, очам представляющая какое ни есть ... вещество ..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении". Более развернутое определение эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится, что эмблема – условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можно понимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символ воплощает идею, а эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот – эмблема союза рабочих и крестьян; улей – эмблема трудолюбия; якорь – эмблема надежды; лира – эмблема поэзии и музыки и т. п. Стара, как мир, символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древности растения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и лев олицетворяли силу и крепость, кедр и ворон – долголетие, лавр и пальма – победу и торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь – символом мира, а два голубя – вечной любви. Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами. С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины. Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов. Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства. Ценными источниками для изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а также бонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Авторы изданий, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные. К общим медицинским эмблемам относятся: 1. просто змея; 2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа); 3. змея, обвивающая чашу; 4. змея, обвивающая треножник Аполлона; 5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп); 6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия); 7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник); 8. змея, обвивающая зеркало; 9. анк Имхотепа; 10. яйцо; 11. горящий факел или горящая свеча; 12. светильник; 13. петух; 14. сердце на ладони и др. К частным медицинским эмблемам относятся: 1. изображение ландыша; 2. флорентийского младенца; 3. уринария; 3. клистира; 4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля; 5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.); 6. капля крови - эмблема хирургического профиля; 7. ступки, ступки с пестиком – эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ; 8. военно-медицинские эмблемы и др. Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности. Чаша со змеёй Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с VIII в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название "Асклепиев уж" (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), в Австрии (у Бадена около Вены), в Германии (у Шлагенбада). Их завезли сюда римляне. Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данные многочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону во время "священного сна", часто вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так как в их облике якобы представал сам бог Асклепий. Первоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия, т.е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами они превращались в атрибуты очеловеченных божеств. Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей — «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее, отдельные авторы считают, что в эмблеме чаши со змеёй последнее олицетворяет зло. "Изображение змей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящее людям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чего борется медицина", - пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, на мой взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такого гуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея – злой гений была использована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечек римских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи, представляли в образе зла, и т.п. Что же означает в эмблеме чаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что это сосуд для воды, другие – сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи – сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п. Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду. Однако человек издревле селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости. Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша – это сосуд с противоядием. Древние греки термином "фармакос" называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд. В Древнем мире хорошо знали действие змеиного яда и противоядия. Аристотель – воспитатель Александра Македонского – занимался изучением ядов животного происхождения. Никандр Колофонийский (200-230гг.н.э.) в своём произведении "Териак" описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев – гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30гг. до н.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам. Известно предание о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучал себя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римом он принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлось приказать рабу убить себя. Противоядие, приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных компонентов. Оно помогало и при укусе змей. Когда Помпей победил Митридата, он прежде всего стал искать рецепт этого противоядия, получившего позже название "митридатикум". Средство попало и в руки императора Нерона, также боявшегося отравления ядом. Он поручил своему первому придворному врачу Андромаху исследовать состав лекарства. Андромах усовершенствовал рецепт "митридатикума", изъяв оттуда ряд старых и введя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности, увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя из принципа "подобное лечится подобным". Андромах преподнёс Нерону новый рецепт "митридатикума" под названием "териак", сопроводив его поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом Рима Галеном в работу "О противоядиях" и упоминалась им в ряде писем. "Митридатикум-териак" просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергался критике. Так, в работе "Искусство лечения болезней ожиданием" (1689г.) английский автор Гидеон Гарвей писал: "Лев, медведь, тигр, кошка, волк, собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли бы произвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы "мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум, находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы их ненормальность". Использование змеиного яда в лечебных целях получило особенно большее распространение в эпоху средневековья, о чём свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе французского "короля-солнца" Людовика XIV "митридатикум" пользовался большим успехом. Также рекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди, чтобы похудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, а затем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью "очищения крови". Крупнейший французский хирург XVI в. Амбруаз Парэ написал "Трактат о ядах", в котором высказал ценные теоретические соображения в этой области. На памятнике ему в его родном Лавале высечены слова: " Хирург с мрачным лицом насыщает ядом больного". В настоящее время змеиный яд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессия собирателей змеиного яда. Таким образом, вполне вероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечение ядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только к сосуду для хранения яда – вряд ли правильно. По моему мнению, значение чаши как символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и было обусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природных явлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чаша превращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудрости жрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручению богов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала) использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиея и очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшалась изнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни. Ф. Р. Бородулин – один из первых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир. В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. По моему мнению, вероятнее всего, чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще. Древние мифы были своеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. С веками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблем сохранился до сих пор. После падения Римской империи, в период средневековья, изображения чаши и змеи долгое время не употреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странах в XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а как общемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университета Ж. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем, высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в её современном виде подали в начале XIII в. аптекари Падуи. В России эта эмблема под названием "Гиппократова чаша" стала основным медицинским символом также в XVIII в., однако никаких официальных государственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться на различных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г. И. В. Буяльским "Анатомо-хирургических таблицах", большой формат которых позволил дать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; на памятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатома П. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова и др.), жетонах, значках, также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов. Нередко эмблему "чаша со змеёй" художники изображают произвольно, не учитывая исторически сложившейся традиции. Они изображают змею и слева, и справа от чаши. Такое изображение возможно лишь в том случае, если эмблема располагается в центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Если же эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой в центр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращена вправо и наоборот. Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей. Посох Асклепия Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия — символ начала всего живого, а также новой жизни, которую боги возвращают больному с выздоровлением. Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как для западной, так и для восточной натурфилософии. Известный средневековый энциклопедист Бируни, рассуждая об индийской мифологии и восточном учении о яйце как начале всех начал писал в X в.: «Подобные взгляды имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда они изображают его, то они, по примеру Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается в медицине». Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом мече Парацельса, с которым никогда не расставался этот врач Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни. Кадуцей (жезл Меркурия) Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян – Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев. Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения. Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это – эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру. Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров. На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира. Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей – как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье. Треножник Аполлона и зеркало В каждом посвященном Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Согласно преданию, Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище — Пифона, охранявшего долину, и основал здесь свое святилище. Так возник в Древней Греции Дельфийский храм, на фронтоне которого были написаны слова «Познай самого себя». Восточной стеной Дельфийского храма была скала. Из ее расщелины струился опьяняющий аромат. Его вдыхала сидящая рядом на золотом треножнике жрица Пифия. Таким образом она общалась с богами, узнавала их волю. Ни одно серьезное дело не могло совершиться без одобрения оракула. Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы: — собственное наблюдение с привлечением опыта врача, — наблюдение других, дополняющее собственный опыт, — заключение по аналогии. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с XVIII в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу. Зеркало как символ врачебного искусства встречается уже в древней медицине. Например, в медицине Тибета ритуальное магическое зеркало предсказаний было символом гадания, непременно предшествующего лечению. Оно является атрибутом «Матери-божества», дарующей здоровье. Серебряное зеркало в тибетской медицине считается местом обитания водного духа, отгоняющего демона болезни. Зеркало и водная и гладь у многих народов связаны между собой. Они олицетворяют существование «другого мира», недоступного для человеческого восприятия. С образом зеркала мифология разных стран Запада и Востока связывает представление о «мире Зазеркалья», где все устроено не так, как у жителей Земли. Легенда Древнего Китая так рассказывает об одном событии легендарной древней эпохи Желтого императора: «В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполнил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали волшебные чары Желтого императора. Он прогнал захватчиков, заточил их в зеркала и наказал им повторять, как бы в некоем сне, движения людей. Он лишил их силы и облика и низвел до простого рабского положения». В мифологических представлениях древних культур зеркало противопоставлялось смерти. До нашего времени дошел обычай завешивать зеркало в доме, где находится покойник. Древние легенды часто говорят о том, что силы, скрытые в зеркале, могут по-разному проявлять себя при дневном свете и в темноте. Символом знаний в разных областях, «духовного просветления» служило зеркало, на которое падают солнечные лучи. Однако в темноте зеркала могли быть пристанищем темных сил, опасных для жизни человека. При свете дня демоны, вампиры и другие существа, угрожающие жизни и здоровью человека, согласно поверьям многих народов, не отражаются в зеркале, они невидимы, и это делает их особенно опасными. В XVIII-XIX вв. зеркало стало символизировать честное исполнение долга, чистоту помыслов врача, его искреннее стремление помочь ближнему. Наряду с посохом и чашей оно стало использоваться в качестве эмблемы медицины во многих странах Европы. Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау— крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские символы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (VI—V вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела. Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих символов, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis inserviendo consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Животные и растения - символы врачебного искусства Наиболее известное животное, символизирующее врачебное искусство — змея. Менее известные — сова и петух, ворон и собака. Все они в разные времена изображались рядом с Асклепием. Ворон, как и сова, считался символом мудрости. В эпоху Ренессанса его образ стали связывать с употреблением лекарственных средств, приготовленных алхимиками. Собака — символ верности и преданности. Кроме того, она всегда настороже и охраняет своего хозяина. Присутствие петуха рядом с Асклепием на античных и средневековых изображениях иногда связывают с тем, что петуха обычно приносили в жертву богу врачевания. Петух с древних времен был жертвенной пищей: считалось, что мясо его исцеляет больных. Выражение «петух для Асклепия» вошло в поговорку. Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность. Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки» Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян. Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) — змея. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке. В XIII в. изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 г. золотой петух появился на гербе французских врачей. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепийонах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы не относились к числу жертвенных животных. На античных монетах и медальонах Асклепий часто изображен с лекарственными растениями — маком, виноградом, пальмой, кипарисом. В эпоху Ренессанса в качестве эмблемы медицины широкое распространение получило изображение ландыша. Лекарства из него были незаменимым средством лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Известен портрет великого польского астронома и врача Н.Коперника (1473-1543) с цветком майского ландыша в руке. Коперник изучал медицину в Италии, в университете Падуи. Искусный врач, он не отказывал согражданам в медицинской помощи. До наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств. Частные символы медицины Помимо общих медицинских эмблем, имеется множество частных, обозначающих те или иные отрасли медицины. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи — уринария, руки, ощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира — пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) — в эпоху средневековья стала эмблемой хирургов. Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов. Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком. Эмблемой педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца» — запеленатого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреа делла Роббиа (A. della Robbia, XV в.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции. В России с XVIII в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства. Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева. Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ. Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику. Фармацевтические эмблемы и символы. В средневековой Европе аптекари отдельно от врачей и хирургов создавали гильдии (или цехи). Причём сначала они объединялись с бакалейщиками. Вероятнее всего, это было связано с тем, что и те и другие торговали своим товаром. Но с течением времени аптекари отделились от бакалейщиков в самостоятельные цехи. В Англии, например, это произошло в 1617 г., когда лондонские аптекари выделились из общей с бакалейщиками гильдии. На их гербе был изображен бог Аполлон с луком и стрелой, от которого исходит сияние, попирающий болезнь в образе дракона, а предназначение Аполлона подчёркивалось одной из 1251 метаморфозы Овидия: "И назовут меня повсюду на земле оказывающим помощь". Изображение на гербе общества аптекарей Лондона единорогов (носорогов) относится, по-видимому, к медицинским атрибутам из-за рога, являвшегося в то время лекарственным сырьём. В качестве эмблем фармацевтов использовались изображения руки с аптекарской лопаточкой (как, например, на эмблеме аптекарей Амстердама, XVII в., Голландия), различных животных (например, крокодила) и растений, из которых производились лекарственные препараты (лилии и др.), перегонного куба, который был символом дистилляции воды, рога изобилия и др. Но чаще всего эмблемой аптекарей было изображение аптекарской ступки с пестиком; иногда это была одна ступка, иногда – ступка с двумя пестиками. Встречаются варианты эмблемы, когда пестик находится в лапах какого–либо животного (льва, медведя, обезьяны и др.). Все эти фармацевтические эмблемы хорошо представлены на так называемых монетовидных жетонах, выпускавшихся в Западной Европе и служивших мелкой разменной монетой. Например, в одной только Англии известно 315 вариантов аптекарских жетонов, выпущенных аптеками в разный период с 1648 по 1820г., когда имелся недостаток государственных медных монет низких номиналов (фартингов, полпенни и пенни). Несмотря на то, что эти монетовидные жетоны были изъяты из обращения парламентским актом только в 1817г., аптекари продолжали их выпускать, преследуя в основном рекламные цели. Даже в середине XIX в. всему миру были известны рекламные жетоны английского аптекаря Голловея, который, не имея на это юридического права, именовал себя профессором. Его таблетки и мази наводнили мировой рынок. В 1857г. Голловей продал медные жетоны номиналом в полпенни и пенни в Новую Зеландию, где они были в официальном денежном обращении около 20 лет. Эти монеты – жетоны были в денежном обращении и в Канаде. На жетонах на лицевой стороне изображён портрет Голловея, а на обороте - Гигиея со змеёй. Впоследствии Голловей занялся благотворительной деятельностью и пожертвовал деньги на постройку санатория для душевнобольных на 400 коек, открытого в 1885г., а в 1886г. королева Виктория открыла колледж Голловея для женщин на 250 человек, существующий и поныне при Лондонском университете. С развитием фармации старые средневековые эмблемы аптекарей стали постепенно уступать место основным медицинским символам. В течении XVIII и особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странах Европы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. До Великой Октябрьской социалистической революции в России провизоры (фармацевты с высшим образованием) не имели права носить лекарский знак. Для них был учреждён также серебряный знак герба с изображением Российской империи, но вместо чаши и двух змеё внизу герба была помещена большая вензелевидная буква "П" (т.е. провизор), покрытая позолотой. Если провизор защищал диссертацию, то он получал степень не доктора, как было в медицине, а магистра фармации. Существовал специальный магистерский знак, на котором вместо вензеля "П" стояло "МФ" – магистр фармации. Существовали и так называемые фрачные варианты знаков провизоров и фармацевтов. Пентаграмма Пентаграмма — пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет ( Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе, основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья. В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Пентаграмма — не единственная геометрическая фигура, которой приписывали магическое действие в искусстве врачевания. К глубокой древности восходят представления об исцеляющих свойствах магического квадрата и магического круга. Тексты шумерских заклинаний связывали магический круг с именем Эа — бога врачевания: «Магический круг Эа в моих руках» Магические свойства треугольника отразились в очертаниях священных треножников. Красный Крест - не символ медицины В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине. Они глубоко заблуждаются — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно. Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Инициатором создания Движения в XIX в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов? Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d'utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК). Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц. С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов. Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население. В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе. У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне. По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица). Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии. Каждое государство —участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили "скорой помощи", относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы. В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона "03") наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574–2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года). Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как, впрочем, и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок. С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. Звезда жизни Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare). Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия. Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест. Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Департамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соответствии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи. Заключение. Интерес к медицине, и в частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов. Народ без прошлого не имеет будущего. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее, значимее становится для нас наша собственная жизнь, тем полнее мы понимаем свою ответственность за то, что передадим будущим поколениям. Без этого наша жизнь не имела бы ни цели, ни смысла. История культуры человечества течёт подобно реке, то, разливаясь на отдельные рукава, то, вновь сливаясь воедино, непрерывно питаясь водами бесчисленных притоков. Список литературы:
|