Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальностью

  • 1. Эдгар По и поэзия

  • 2. Понятие символа в художественном произведении

  • 3. Символизм в лирике Эдгара По

  • 1.3 Символика поэмы Э. По «Ворон»

  • реферат Э.По. Символы в поэзии Э. По


    Скачать 26.68 Kb.
    НазваниеСимволы в поэзии Э. По
    Дата28.02.2023
    Размер26.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат Э.По.docx
    ТипРеферат
    #959962

    РЕФЕРАТ

    на тему: «Символы в поэзии Э. По».

    Новосибирск 2022

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    1. Эдгар По и поэзия………………………………………………………………4

    2. Понятие символа в художественном произведении…………………………5

    3. Символизм в лирике Эдгара По………………………………………………6

    3.1 Символика поэмы Э.По «Ворон»……………………………………………7

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….10

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время важным фактором для изучения литературы является вдумчивое чтение. Но, к сожалению, все больше становятся читателей, которые не обращают внимания на символику в произведениях.

    Чтобы достичь наибольшего воздействия на читателя, многие писатели и поэты используют символы. Эдгар По – один из них. Отличительным свойством творческой манеры По, по мнению многих исследователей, является умение вместить огромный художественный смысл в небольшом пространстве литературного произведения.

    Актуальностью выбранной темы является то, что творчество Эдгара Аллана По до сих пор не осмысленно до конца и требует дальнейшего исследования.

    Цель работы: функционирование символов в поэзии Эдгара По.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

     изучить теорию вопроса по проблеме символа;

     дать определение термина «символ»;

     раскрыть роль символов в лирическом произведении;

     проанализировать функции символики в произведениях Эдгара По.

    1. Эдгар По и поэзия

    Поэзия По – явление необычайное, в ней отразился опыт не только американской, но и европейской литературы; это совершенно особый поэтический мир, наполненный фантасмагорическими, красочными, трагическими и мистическими образами. Его поэзия знаменует собой практически полный уход в мир причудливых образов и фантазий, прекрасных, интригующих, заманивающих самого взыскательного читателя своей таинственностью; приглашающий к интерпретации и осмыслению. Эдгар По первый сознательно задался мыслью ввести уродство в область красоты и, с лукавством мудрого мага, создал поэзию ужаса.

    В настоящее время невозможно установить с полной достоверностью, когда именно По начал писать стихи, но бесспорно, что рано. В восемнадцать лет он опубликовал уже первый сборник поэтических опытов, в двадцать — второй, в двадцать два — третий. Последний, четвертый, сборник его стихотворений вышел за четыре года до смерти поэта — в 1845 году. Кроме того, существует значительное количество стихотворных произведений, написанных в разное время (в основном после 1845 года), которые не вошли ни в какие сборники.

    Исследователи творчества Э. По до сих пор находят в американских журналах 30-40-х годов XIX века анонимные стихи, которые принадлежат перу поэта. Литературоведы уверены в стихотворениях, которые написаны Э. По, в остальных случаях произведения этого автора принадлежат сомнению.

    Литературная критика XX века отказалась от категорических оценок и не без смущения разводила руками перед загадочным эстетическим феноменом.

    Уже в ранней лирике По прозвучали мотивы тоски, боли и одиночества, с годами они усилились;  лейтмотивом в поэзии По проходит тема скорби и отчаяния, перерастающая в тему безысходности человеческого существования. Поэтические творения Эдгара По производят сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Одной из ярких особенностей художественной палитры поэта было его искусство владения звуком и цветом. Он умел так аранжировать избранную тему, что читатель подпадал под гипнотическое воздействие его звукописи, наслаждаясь формой и забывая о скрытых в ней смыслах. Прием звукописи делает стихотворения По подобными музыке; это увлекает читателя в мир поэтических грез, позволяет ощутить на себе власть то мелодично колышущихся, то вдруг замирающих в тревожном ожидании душевных струн.

    Поэзия По насыщена метафорами. Эти средства художественной выразительности образуют группу символов. И порой бывает трудно разграничить в лирике По метафору и символ.
    2. Понятие символа в художественном произведении

    При рассмотрении символической образности в творчестве Эдгара необходимо дать понятие определению «символ».Слово «символ» греческого происхождения («symbolon»), в переводе – «условный язык».

    В словаре С.И. Ожегова символ имеет несколько значений:1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. треугольник символ Св. Троицы, лев – символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры: символ веры: 3) у греков: знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.

    В конце XIX века научная интерпретация понятия «символ» возвращается в эстетическую сферу благодаря литературной теории символизма, согласно которой истинный символ, помимо неисчерпаемости смысла, передает на сокровенном языке намеков и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову [1, c. 97].

    С 1880-х гг. символизм как художественное течение, вбирает в себя романтическое наследие и идею философии жизни, новую философию символа. В этом литературном течении символ становится центральной категорией. В этой художественной системе через поэзию символ связал себя не только с прозой, драматургией, критикой и литературоведением, но и с другими видами искусства (живопись, музыка, оперный театр, танец, скульптура, оформление книги и интерьера) и модусами гуманитарного знания (философия, богословие), а также с рефлексией на тему «конца-начала века».

    3. Символизм в лирике Эдгара По
    Поэзия Эдгара По раскрывается прежде всего через систему символов. Среди романтиков По был символистом. Видя в символах По, выражение идей и понятий, свойственных нашему времени, критики неизбежно искажают замысел поэта и тем самым исключают возможность достоверной интерпретации его стихов.

    Эдгар По не признавал аллегорию, по его словам она «…мешает тому единству впечатления, которое для художника дороже всех аллегорий на свете». Поэтому По в своих стихотворениях и поэмах предпочитал аллегорию символам.

    Также По верил, что человек живет среди символов. У поэта было несколько источников, откуда он черпал символы.

    Первым и главным источником символов для По является природа.

    Его стихотворения пронизаны символикой красок, звуков, запахов. Под пером поэта символическое значение обретают солнце, луна, звезды, море, озера, леса, день, ночь, времена года и т. д..

    Следующим источником стала человеческая культура. По брал символы из фольклора, мифов и легенд, сказок, астрологии и астрономии.

    Самыми трудными символами Эдгара По в расшифровке их понятия стали «искусственные символы», которые придуманы самим автором.

    По был виртуозом в использовании символов. Его символика характеризуется тонкостью, глубиной, поэтичностью и психологизмом.

    Очень ярко символы выражены в стихотворении Эдгара По «Ворон».
    1.3 Символика поэмы Э. По «Ворон»

    Поэма «Ворон», была написана в 1844 – 1849 годах. Чтобы пережить смерть своей жены Вирджии Клемм, которая умерла от туберкулёза, Эдгар По приступает к написанию произведений, посвящая их этой женщине. Среди них и было стихотворение «Ворон».

    Уже название произведения говорит читателю о чем-то страшном и таинственном. Считается, что ворон – предвестник зла. В эссе «Философия Творчества» Эдгар По объясняет алгоритм создания и введения героев в поэму. Об идее появления ворона он высказывается следующим образом: «И тогда немедленно возникла идея о неразумном существе, способном к членораздельной речи; и весьма естественно, что прежде всего мне представился попугай, но тотчас был вытеснен вороном, существом в равной мере способным к членораздельной речи, но бесконечно более соответствующим намеченной (печальной) интонации» [6, с. 3].

    Лирический герой встречается с вороном не в природе, а комнате. Для описания комнаты, автор использует эпитеты: «над старинными томами, «и в камине очертанья тускло тлеющих углей», «завес пурпурных трепет», «бархат нежный», «я прильнул к подушке алой». Использование такой цветовой гаммы и мрачной обстановки комнаты погружает читателя во тьму, страх. Комната становится символом воспоминаний о той жизни, в которой лирический герой был счастлив со своей любимой, а ныне погружён в раздумья и депрессию.

    Пейзаж и время в стихотворении «Ворон» пропорционален возрастанию внутренних переживаний героя: «как-то в полночь, в час угрюмый», «поздней осени рыданья», «этой полночью ненастной», «вокруг темнеет, и как будто кто-то веет»/ «содрогнулся», «трепет, лепет, наполнявший темным чувством сердце мне», «вздрогнул я в тревоге мрачной», « и вскричал я в скорби страстной».

    Символом в произведении является то, что птица постучалась в окно.

    Ведь еще с древних времен считали, что стук птицы в окно, а уж тем более появление ее в комнате является предзнаменованием скорой смерти.

    Стихотворение проникнуто пронзающей скорбью и печалью по ушедшим дням. Эдгар По постепенно ведет читателя к кульминации, на которую указывают глубокие и пронизанные болью вопросы задаваемые главным героем. Лирический герой отдавал себе отчет о том, что птица обучена единственному слову, при этом, каждый раз формулировал вопросы, которые волей неволей имели бы лишь один правильный ответ «Nevermore!».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Самобытность, неповторимость творческого наследия Эдгара По во многом определила его трагическая судьба. Трагизм, тоска, скорбь порождают тяготение писателя к художественной системе романтизма. Он принадлежит к поздним романтикам, что во многом определяет усложнение образа персонажа, где противопоставления ведутся на уровне внутренних психологических оппозиций.

    Изучив стиль Эдгара По, можно сделать вывод, что использование символа в его творчестве является одним из самых любимых художественных приемов. Символ несет в себе тайну и набор негативных эмоций, которые хотел передать автор. Символы в произведениях Э. По не только украшают, но еще и усиливают выразительность художественной речи. Символ может нести любую эмоциональную окраску и так же может быть воспринят разными читателями по-разному. Но, к сожалению, теоретические принципы поэта никогда не были оценены и восприняты в их целостном виде на его родине.

    Подводя итоги работы, можно сказать, что По является «отцом символизма», «прародителем импрессионизма и футуризма». Эдгар По вызвал живой интерес у многих писателей разных стран и разных идейно-эстетических направлений.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аверинцев С.С. Символ в искусстве//Краткая литературная энциклопедия: в 9 томах. - М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. - Т.7. – 1972.

    2. Бодлер Ш., Эдгар По //[текст] перевод Л. Когана, Одесса, 1910. – С. 120- 167.

    3. Выготский, Л.С. Психология искусства. – Мн.: современное слово. – Минск, 1998. – 480с. – С. 7-93.

    4. Ковалев Ю. Э. А.По. Новеллист и поэт. Л., 1984.

    5. Кузнецов Б. Сходящиеся параллели. Еще об Эйнштейне и Достоевском. — «Новый  мир», 1979, № 3, С. 231—232.ф
    6. По Э., Философия творчества, в Сб.: По А. Э., Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе, М., «Аст», 2003 г., С. 711-712 и 714.


    написать администратору сайта