внимание и память. внимание памяять. Синестезия
Скачать 55.99 Kb.
|
ВоображениеПсихический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение. Репродуктивное воображение состоит в создании новых образов на основе описаний объектов, сделанных другими людьми. Творческое воображение - вид воображения, направленный на самостоятельное создание новых общественно значимых образов, составляющий основу творчества. Воображение неразрывно связано с процессом памяти и состоит в переработке прошлого опыта, оно преобразует те образы, которые закреплены в памяти. Одновременно создание новых образов и ассоциаций является средством облегчающим запоминание. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Как своеобразная форма отражения действительности воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; - способствует предвосхищению будущего; "оживляет" то, что было ранее. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особую форму воображения образует мечта, она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения результата. Воображение осуществляется с помощью ряда специальных приемов, к которым относятся следующие. Агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" частей, имеющихся образов и представлений. Акцентирование (заострение) - создание новых образов путем подчеркивания (уменьшения, увеличения, многократного повторения) тех или иных черт. Гиперболизация - характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей. Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Воссоздающее воображениеЦель. Выявить особенности воссоздающего воображения, обусловленные характером текста, лежащего в его основе. Оборудование. Художественный и научный тексты, секундомер. Текст 1. Психопатии впервые блестяще описаны И.М.Балинским, В.Х.Кандинским, Ф.И.Герцогом, Л.И.Ковалевским, П.Б.Ганнушкиным, в настоящее время встречаются довольно редко. Тем не менее и отдельные случаи требуют подчас от психиатра серьезной работы для выяснения этиопатогенеза, определения терапии, условий ухода, реабилитации, ресоциализации. Большинство психиатров придерживаются мнения, что лечить психопатов - дело нелегкое. Блейлер даже считает, что вообще с ними как-нибудь "надо мириться". С этим, конечно, согласиться нельзя. Каждому врачу известно, что один психопат в общем психиатрическом отделении может принести больше хлопот врачу и всему обслуживающему персоналу, чем десяток психически больных, находящихся в возбужденном состоянии. Такое положение может создаться тогда, когда психопат увидит (а он за этим следит) недостатки в работе медицинского персонала. Психопат гипертрофирует их, угрожает подачей жалоб в самые различные инстанции и, таким образом, может до известной степени взять в руки обслуживающий персонал, командовать им. Четкость в работе, дисциплинированность, тактичность медицинского персонала по отношению ко всем больным и, в частности, к психопатам лишает последних почвы для каких-либо эксцессов. Текст 2. Пан Данило снял с себя пояс, бросил вниз саблю, чтоб не звенела, и, ухватясь за ветви, поднялся вверх. Окошко все еще светилось. Присевши на сук, возле самого окна, уцепился он рукою за дерево и глядит: в комнате и свечи нет, а светит. Вот творилась без скрыпа дверь. Входит кто-то в красном жупане и прямо к столу, накрытому белой скатертью. "Это он, это тесть!" Пан Данило стал вглядываться и не заметил уже на нем красного жупана; вместо того показались на нем широкие шаровары, какие носят турки; за поясом пистолеты; на голове какая-то чудная шапка, исписана вся не русскою и не польскою грамотою. Глянул в лицо - и лицо стало переменяться: нос вытянулся и повиснул над губами; рот в минуту раздался до ушей; зуб вытянулся изо рта, нагнулся на сторону, - и стал перед ним тот самый колдун, который показался на свадьбе у есаула. "Правдив твой сон, Катерина!" - подумал Бурульбаш. Ход опыта. 1. Испытуемым зачитывают два текста. Их задача - внимательно слушать и представлять их содержание. 2. После ознакомления с текстами дать письменное образов психопата и колдуна, сделать рисунки. Обработка результатов. Оценить воссозданные образы психопата и колдуна по следующим параметрам: а) легкости создания; б) степени обобщенности; в) эмоциональности; г) четкости и ясности. +Анализ результатов. 1. Определить имеются ли различия в образах психопата и колдуна по указанным параметрам? 2. Сравнить образы, созданные разными испытуемыми и выявить возможные различия между ними. 3. Сделать вывод о влиянии исходного материала и личного опыта на воссоздающее воображение. Творческое воображение Цель. Оценить индивидуальные особенности творческого воображения и скорость протекания процесса воображения. Оборудование. Бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шапка, дорога, ветер. Стандартные листы бумаги, ручка, секундомер. Ход работы. Испытуемые получают одинаковые бланки с напечатанными на них тремя словами. Бланки кладутся перед испытуемыми обратной стороной вверх, чтобы до получения инструкции они не прочитали предъявляемые слова. Инструкция испытуемому. Прочитав слова, написанные на бланке, составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в них входили все три слова в возможно более оригинальном и остроумном сочетании. На работу отводится 10 минут. Обработка результатов. 1. Оценить каждое предложение, придуманное испытуемым с помощью шкалы оценки творчества (см. табл. 17) Таблица 17 Шкала оценки творчества
2. Подсчитать общую сумму баллов по всем предложениям. 3. Определить максимальный балл, полученный испытуемым за самое остроумное и оригинальное предложение. 4. Подсчитать общее количество предложений, придуманных испытуемым. 3. Вычислить показатель скорости протекания процесса творческого воображения (Ктв) путем деления количества придуманных предложений на 10 минут. Данные испытуемых внести в сводную таблицу (см. табл. 18). 4. Вычислить средние значения по всем показателям. Таблица 18 Показатели творческого воображения
Анализ результатов и интерпретация. Сравнить индивидуальные значения показателей со среднегрупповыми значениями и оценить особенности творческого воображения каждого испытуемого. Литература 1. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., Российское педагогическое агенство, 1998. 272 с. 2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Москва, Лабиринт. 1997. С.25-27. 3. Вечера в Политехническом "Вечер новой поэзии":Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом./Сост.Вл. Муравьев.- М., Моск.рабочий, 1987. С. 95, 97, 173. 4. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.А.Ганзен и др. Под общей ред. А.А.Крылова. - Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С.151. |