Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод философии Гегеля – диалектика

  • система и метод философии Гегеля 31вопрс. Система философии Гегеля


    Скачать 15.66 Kb.
    НазваниеСистема философии Гегеля
    Дата26.01.2022
    Размер15.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласистема и метод философии Гегеля 31вопрс.docx
    ТипДокументы
    #342812

    Система философии Гегеля состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

    Учение о природе изложено им во второй части системы — в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи.

    Гегелевская теория общественной жизни составляет третью часть его системы — "Философию духа". Здесь "абсолютная идея" становится по Гегелю "абсолютным духом".

    Философская система делится Гегелем на три части:

    • логика

    • философия природы

    • философия духа

    Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Творческой силой Гегель признает лишь мысль, дух, идеальное. Он утверждал в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух».

    «Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель — в самопознании.

    Процесс самопознания «абсолютной идеи» включает три этапа:

    1. Пребывание «абсолютной идеи» в самой себе, в стихии чистого мышления (логика, в которой «абсолютная идея» находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание; логика как наука о себе и для себя).

    2. Развитие природы как иного бытия «абсолютной идеи» (природа — «окаменевший дух» представляет собой внешнюю реальность «абсолютной идеи», ее проявление; философия природы — наука об идее иного бытия «абсолютной идеи»).

    3. Развитие общества и человеческого сознания (духа) (снятие природного проявления— «окаменевшего духа», возвращение идеи к самой себе, познание «мировым духом» самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия – «абсолютный дух»).

    Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

    Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

    Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

    Движение «абсолютной идеи», а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

    У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития «абсолютной идеи», где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля. Восходящее движение «абсолютной идеи» прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

    Метод философии Гегеля – диалектика.

    Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие. Рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

    +Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.



    написать администратору сайта