Главная страница
Навигация по странице:

  • Гегель объективный идеалист).

  • В соответствии с тремя стадиями развития абсолютной идеи система знаний у Гегеля состоит из трех частей

  • 2) философия природы;

  • Б. Объективный дух. — Абстрактное право. — Мораль. — Нравственность.

  • Философия Канта

  • Согласно Канту

  • Кант как и я отрица

  • Каковы же эти положения

  • 2. Конкретная реализация свободы (в первую очередь экономической) воплощается в фактическом существовании права частной собственности.

  • 3. Право свободной личности должно также включать и свободу убеждений, в соответствии с которой взгляды человека не подлежат наказанию.

  • Влияние философии г.Гегеля и л.Фейрбаха на становление марксистской философии.

  • Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  • Диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса

  • Философия Гегеля. гегель. Курсы и защитил магистерскую


    Скачать 36.64 Kb.
    НазваниеКурсы и защитил магистерскую
    АнкорФилософия Гегеля
    Дата17.04.2023
    Размер36.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагегель.docx
    ТипДокументы
    #1067600

    Я родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения (Гегель объективный идеалист).

    Я окончил гимназию в октябре 1788 года. В 1788—1793 годах учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Вместе с Шеллингом и Гельдерлином (поэтом) был членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. Мое мировоззрение формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции. Мне была близка основная идея французской революции (о необходимости антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции, попытке построить общество на разумных началах). Я отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера (наполеоновский режим заслужил симпатию Гегеля).

    После успешного окончания университета я 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Я всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне. Всё свободное от работы время, я тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги. В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, я смог наконец-то полностью посвятить себя академической деятельности.

    В январе 1801 года я перебрался в Иену, где в Йенском университете мне предоставили право читать лекции. В 1806-м написал «Феноменологию духа» за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену.

    ***Вторжение французов в 1806 г. (Гегель наблюдал, как Наполеон проехал по улицам города, восхищение полководцем сказалось в том, что он назвал его «мировой душой») прервало его профессорскую карьеру.

    ***ФЕМОНОЛОГИЯ ДУХА: В данной работе я отмечаю необходимость выйти за пределы кантовского ограничения эмпирическим познанием и рассмотреть субъект познания в связи с окружающей субстанцией, а субстанцию в связи с субъектом. Из этого следует пересмотр прежнего понимания и субъекта познания, и познаваемой субстанции. Новое понимание и прогресс становятся возможны после тщательного изучения форм познания, поэтому главным предметом «Феноменологии духа» выступают формы знания (сознания), в которых существует содержание («предметность»), полученная человеческим сознанием в ходе всего предшествовавшего феноменологии взаимодействия с миром. Только тщательное познание ограничений субъективных форм познания («конечная определённость») позволяет субъекту получить «абсолютное знание», то есть форму познающего субъекта, очищенную от всего личного и эмпирического.

    После захвата Йена мне пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где я проработал всего год до 1808.

    Поэтому, когда в 1808-м мне предложили занять пост директора в Нюрнбергской гимназии, где я преподавал философию и основы законоведения. Я с удовольствием согласился и с радостью переехал. Там я проработал до 1816 г.

    В 1808 году я женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. В период службы в Нюрнберге я написал «Наука логики», где изложил диалектический метод.

    *** Наука логики: Работа состоит из 3 книг: Объективная логика (Учение о бытие), Объективная логика (Учение о сущности), Субъективная логика (Учение о понятии). В работе отражается необходимость преодоления недостатка всех логических систем – разделения между содержанием познания, т.е. миром предметов и формой познания, а именно мыслями об этих предметах, истинность которых зависит от того, насколько верно они соответствуют миру предметов. Гегель считал, что в своей предыдущей работе он устранил разрыв между содержанием познания и формой познания, введя понятие абсолютного знания, т.е. истины способов сознания, потому что […] лишь в абсолютном знании полностью преодолевается разрыв между предметом и достоверностью самого себя, и истина стала равна этой достоверности, так же как и эта достоверность стала равной истине». Следовательно, после того, как наука о мышлении таким способом освобождается от противоположности (сознания и его предмета), она больше не нуждается в предмете или в материи, находящейся вне неё, и служащей основой для достоверности, но вместо этого наука о мышлении принимает форму, когда она сама себя развивает, опираясь на саму себя, и в результате приходит к форме, когда она содержит все способы рационального мышления.

    Суть диалектического метода в том, что мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, а двигателем развития служит противоречие. Каждое понятие сначала отрицается, порождает свою противоположность, а из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство. Таким образом, развитие проходит три стадии: тезис, антитезис и синтез.

    В соответствии с тремя стадиями развития абсолютной идеи система знаний у Гегеля состоит из трех частей:

    1) логика — развитие понятий;

    2) философия природы;

    3) философия духа.

    Все вопросы государства и права относятся Гегелем к философии духа. Она, в свою очередь, подразделяется на три части.

    1. Объективный дух (индивидуальная душа). — Антропология (душа как чувствующая субстанция тела). — Феноменология (превращение души в сознание). — Психология (теоретические и практические способности души).

    2. Б. Объективный дух. — Абстрактное право. — Мораль. — Нравственность.

    3. B. Абсолютный дух. — Эстетика. — Религия. — Философия.

    После публикации «Наука логики» в 1816 г., сразу три университета предложили мне профессорскую кафедру. Сначала я предпочел Гейдельберг, но в 1818 г. перебрался в Берлин, где и прослужил до самой смерти.

    Второе мое профессорство совпало с годами реакции в Европе, наступившей после разгрома Наполеона. После чего мои взгляды изменились, мое восхищение Наполеоном и надежды на осуществление в результате его завоеваний разумного правового порядка (поражение Наполеона Гегель расценил как всемирно-историческую трагедию), сменились одобрением прусских учреждений.

    В университете я представлял официальную идеологию и руководствуясь своими и государственными интересами, преследовал опальных профессоров. В 1821 г. (в разгар реакций и репрессий) я написал «Философию права», где поднимаются проблемы юриспруденции (отмечает, что в отличие от философии греков, которые рассматривали ее как свободное искусство, по Гегелю философия носит публичный характер и состоит преимущественно или исключительно на службе государственной). На тот момент пора революционных потрясений ушла в прошлое, я считал, что отныне просвещенные монархи и профессора начнут обустраивать жизнь народов на разумных началах (придерживается консерватизма, который полностью нашел свое отражение в последнем сочинении «Английском билле о реформе 1831 года»), что в Англии должны сохраниться старые порядки (вплоть до «гнилых местечек»), а расширение прав народа превратит его в самостоятельную силу и приведет к революции.

    В «Философии права» я отмечаю, что право и государство относятся к сфере объективного духа. Синтез субъективного духа с объективным восходит к абсолютному духу — высшим проявлениям искусства, религии и философии, в которых происходят постижение абсолютной идеи. Объективный дух состоит из абстрактного права, морали и нравственности. Абстрактное право — это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан (есть ассоциация с естественным состоянием и естественным правом, как они толкуются представителями школы общественного договора, но у Гегеля абстрактное право не как исторический этап, а логическая последовательность; заложена идея необеспеченности, негарантированности). Абстрактное право это сфера возможного проявления свободной воли человека. В триаду, объединяемую этим названием, включается собственность, договор и неправо (непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление).

    • В собственности право осуществляется волей одного лица.

    • В договоре — согласованной волей двух или нескольких лиц.

    • В неправе тоже соотносятся друг с другом воли разных лиц, но здесь между ними не согласие, а противоречие.

    Второе звено триады объективного духа — мораль. Она ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права. Это область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам. Мораль включает конкретные добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права (умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности.

    Мораль отличается от нравственности (сейчас в философии это синонимы). Мораль носит индивидуальный, субъективный, а потому нефиксированный, необеспеченный характер. А нравственность относится к сфере общественной, в ней человек выступает в качестве части коллектива, объединения, во взаимодействии с другими людьми. Нравственность обладает социальным содержанием, стоящим выше субъективного мнения или желания. Это законы и учреждения.

    В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива. Таких объединений, или систем, включающих в себя человека, три: семья, гражданское общество и государство. Семья — естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи. Семье противостоит гражданское общество. В нем нет уз привязанности, поддержки, доброжелательства, это царство частных интересов и всеобщего отчуждения. Сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, создать условия для реализации права и морали способно только государство — высшая форма нравственности.

    Прикладное понятие права необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии. Философское понятие Гегель называет «идеей права». «Идея права, —есть свобода». Исходный пункт права — воля, которая свободна, поэтому свобода есть сущность и назначение права. Систему права Гегель определяет как «царство осуществленной свободы».

    Свобода — «осознанная необходимость». Иными словами, она предполагает и «несвободу», подчинение законам природы и общества. Такое подчинение делает свободным лишь его добровольность. За философским определением «идея права есть свобода» скрывается простая и здравая мысль: право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц (эта мысль воспринята, вероятно, от Канта).

    Наряду с «идеей права» существует и понятие права позитивного, т. е. действующего в той или иной стране (прикладное понятие). С формальной точки зрения правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а следовательно, охраняется его принудительной мощью. А содержание права определяется своеобразием национального характера, духом народа (как у Монтескьё) и уровнем его исторического развития. Отмечается социально-историческая обусловленность позитивного права. Законодатель не может руководствоваться собственным произволом.

    Право и закон — не синонимы. Закон — оформление права, придающее норме всеобщность и определенность. В этом преимущество закона перед обычаем и судебным решением. Среди источников права Гегель отдает предпочтение именно закону как наиболее современной и ясной форме. Он ставит законодательство и кодификацию выше увлечения средневековыми обычаями и английской системы прецедентного права. Закон должен быть выражением исторически сложившегося права; если он отступает от разумного, необходимы изменения (соотношение права и закона у Гегеля не совпадает с традиционным для ряда мыслителей XVII–XVIII вв. противопоставлением естественного и позитивного прав, для Гегеля важна закономерность, историческая обусловленность права).

    Помимо «идеи права» и позитивного права, есть еще «особое право». К «особому праву» относятся абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество и государство. Они не приходят на смену друг другу исторически, а сосуществуют, причем низшие формы «особого права» (самая низшая из них — абстрактное право) подчинены высшим. Иерархическую систему (Гегель рассматривает ее как восхождение от абстрактного к конкретному) венчает право государства. Над ним стоит лишь мировой дух, или разум.

    Концепция государства. Именно государство как целостность, высшая форма нравственности, а отнюдь не личность объявляется подлинным носителем мирового духа. Как возникло государство, Гегель не объясняет, но он отвергает теорию общественного договора. Брак и государство, по его мнению, не следует рассматривать как договорные отношения, это означало бы переносить отношения собственности в совсем иную и более высокую по своей природе сферу. Гегель призывает не рассматривать государство как нечто созданное, тем самым противопоставляя рационалистической схеме общественного договора идею закономерности государственных учреждений. Однако, отвергая договор, Гегель идет не столько вперед, сколько назад. Он объявляет государство божественным, проявлением божественной воли.

    Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными, и притом высшими, интересами, собственной волей. Государство представляет собой индивидуальность, которая обладает самосознанием (Гегель развивает в этом отношении традиции Гоббса и в какой-то мере Руссо. Он даже упрекает Руссо за то, что тот понимал общую волю как совокупность отдельных воль, а не как проявление органически единого государства, особой личности. Подобно Гоббсу, он рассматривает государство как живой организм и говорит о его нервной системе. Основная задача государства — не счастье граждан, а благо целого).

    Гражданин поглощается не только государством, но и сословием, человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации.

    Как и Кант, я считаю разделение властей гарантией свободы. Однако статического равновесие властей, ведет к бездействию, отрицанию их «живого единства». Я не считаю суд особой ветвью власти, это всего лишь составная часть правительственной или исполнительной власти. Должно быть следующие ветви власти законодательная, правительственная и королевская власть, причем последняя должна рассматриваться как вершина и в то же время основа всей системы. Она объединяет две другие власти и является олицетворением государства как целого (Гегель — идеолог монархизма).

    Лишь в конституционной монархии я вижу воплощение разума, мирового духа. Монархия придает государству свойства индивидуальности. Наследственная монархия естественна и предпочтительнее выборной. Монархия единственная разумная форма правления. Суверенитет народа, противополагаемый суверенитету монарха (обычный смысл, в каком ныне говорят о народном суверенитете), есть совершенно извращенная мысль, потому что в основании ее лежит бессодержательное представление о народе. Народ, взятый без своего монарха и без необходимого расчленения целого, есть бесформенная масса, которая уже вовсе не государство.

    В процессе законодательства участвуют король, правительство и представительные органы. Решение в последней инстанции должны принадлежать королю. Правительство — инстанция совещательная. Оно обогащает законодательный процесс своими знаниями и опытом. Значение народного представительства сводится к гласности и публичности обсуждения; вопросов, к выражению мнений и пожеланий народа. Народу мешает законодательствовать самостоятельно отсутствие знаний, мудрости (он сам не знает, чего хочет) и доброй воли, ибо ему свойственна подозрительность к правительству. Представительная система строится по сословному и классовому признакам и состоит из двух палат. Верхняя палата формируется из земельной аристократии, входящей в нее по праву рождения. По своему положению и традициям она близка к монарху и ослабляет давление народного представительства на правительство. Нижняя палата формируется промышленным сословием гражданского общества и представляет его интересы. Депутаты не избираются гражданами непосредственно, а делегируются корпорациями, общинами, товариществами. Решения нижней палаты не имеют силы без одобрения верхней.

    Я против уравнительного перераспределения собственности на землю. Неравенство в собственности естественно. Состояние зависит от прилежания, а оно неодинаково. Справедливость требует только, чтобы каждому была доступна собственность, иными словами — формального равенства правоспособности. Исходя из этого, я не одобряю рабства, крепостного права и признаю «абсолютное право раба добывать себе свободу».

    Высшей формой развития является национальное государство. Сосуществование государств предполагает конфликты и войны. Они не только неизбежными, но и благотворными.

    Я вижу в войне нравственное начало, не позволяющее считать ее абсолютным злом. Война оздоровляет нравы подобно тому, как ветер и волны очищают море. Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки и т. п.

    Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал именно яСогласно Канту, субъект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Я выступаю против этого.
    Я считаю, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность я называю старым словом идея (возрождается Платон!). Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно моему мнению,- в мире.
    Кант в своих учениях о боге сближается с деизмом, я с пантеизмом.
    Кант как и я отрицаюметафизику, но Кант при этот пытается создать свою альтернативную систему метафизики, хотя сами по себе его априорные суждения являются метафизическими. В моей диалектике также присутствуют отблески метафизики.
    Кант опровергает рационализм , я употребляю слово «разум»не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д.
    В моей философии и философии Канта гораздо больше противоречий чем единства, но диалектические идеи развивает и Кант в учении об «антиномиях», я же наиболее полно раскрывает диалектику в моей философии и ввожу диалектический метод в теорию познания.

    Мое философско–правовое учение оказало огромное влияние на последующую историю политико–правовой мысли. Мое учение дало широкий простор для обоснования как консервативных так и прогрессивных воззрений.

    Это учение имеет особое значение для стран с переходной экономикой, ибо отказавшись от марксистской концепции государства они не готовы к восприятию классической либеральной государственной схемы и вынуждены искать так называемый третий путь, который включал бы в себя демократические принципы и реальные конкретные условия страны в которой эти принципы применяются.

    “Философия права” хотя и написана в начале 19 века может помочь в правильности теоретических изысканий в поисках третьего пути развития.

    Таким образом, многие положения
    моих государственно - правовых взгялдов следует учитывать и сегодня при решении проблем государственного строительства в странах с переходной экономикой.

    Каковы же эти положения?

    1. Никакое государство, никакое гражданское общество не может эффективно функционировать, если в его основе не лежит правоспособная свободная личность, права и свободы которой гарантированы как юридически так и фактически. Любые необоснованные ограничения этих прав и свобод (особенно в экономической области) приводят к неэффективному функционированию экономики, затуханию политической жизни, фактическому уничтожению гражданского общества и как это ни парадоксально к деградации работы государственных органов (при низком уровне развития экономики государство не может платить своим чиновникам достойную заработную плату и те вынуждены, не охранять всеобщие интересы государства и общества, а решать свои личные, либо узкогрупповые проблемы). Эти права должны быть ограничены только в той степени в которой они ограничивают свободу другого (речь идет прежде всего об экономических и личных правах и свободах, политические и социальные права и свободы могут быть ограниченны если они препятствуют развитию двух первых). Еще раз хочется отметить тот факт, что юридического декларирования этих прав и свобод недостаточно, без развитой структуры гражданского общества, фактической поддержки государства и экономического фундамента этих прав и свобод их практической реализации невозможно.

    2. Конкретная реализация свободы (в первую очередь экономической) воплощается в фактическом существовании права частной собственности. Без этого права и его реализации на практике никакое эффективное функционирование гражданского общества и государства невозможно. Как показывает опыт стран с переходной экономикой реально функционировать могут только два вида собственности: частная и государственная. Причем речь идет о фактических, а не декларируемых отношениях собственности. Смешение форм собственности как правило приводит к тому, что эти смешанные формы впитывают в себя пороки обоих видов собственности. Кроме того, в частной собственности выражается формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере ее владения. Наличие большого объема государственной собственности должно являться не самоцелью, а вынужденной необходимостью (недостаток капитала у инвесторов для покупки по рыночным ценам государственной собственности, недостаточный интерес к ней со стороны внешних инвесторов и так далее). В перспективе, большинство отношений собственности должно функционировать в ее частной форме. Иерархия прав и свобод личности следующая: личные, экономические, социальные и политические. Другими словами, вначале государство в максимально возможном для этого уровня объеме гарантирует личные права и свободы, затем создает экономический фундамент через реализацию экономических прав и свобод для социальных прав и свобод, и лишь затем в полном объеме гарантируются и фактически обеспечиваются политические права и свободы.

    3. Право свободной личности должно также включать и свободу убеждений, в соответствии с которой взгляды человека не подлежат наказанию. Наказуемыми являются лишь деяния запрещенные действующим законодательством.

    Влияние философии г.Гегеля и л.Фейрбаха на становление марксистской философии.

    Объективно-идеалистический характер философии Гегеля.

    В основе моей диалектики лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Я считаю, что «только в понятии истина обладает стихией своего существования”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Я ставлю своей задачей показать самодвижение понятия. Надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Я рассматриваю свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

    Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    С точки зрения Фейербаха, идеализм есть рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, противоположны друг другу. Поэтому первейшая задача философии в критике религии. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Его материализм не сводит всякую реальность к механическому а рассматривает ее как организм. Фейербах отвергает идеалистическую трактовку человека, при которой он рассматривается как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Ф. Полагал, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.

    Диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса

    Большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказал именно я и Фейербах. В начале своей деятельности Маркс и Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но позже они стали отрицательно относиться к моей метафизической системе идеализма, к моим консервативным политическим взглядам.

    В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для борьбы друг с другом. Я использовал для борьбы с материализмом, а Фейербах вместе с моим идеализмом отвергал и диалектику. Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии.

    В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика. “Для Гегеля,— писал Маркс,— процесс мышления, который он превращает в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”. Если поставить вопрос, что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с ней.

    Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления.

    В новой философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории. Доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума. Раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, но и его изменение, преобразование. Она выступает в качестве метода познания действительности, ее преобразования. Диалектический материализм “не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками”. От прежней философии остается учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. А диалектика, в понимании Маркса и в моем понимании, включает в себя то, что ныне зовут гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.

    Многие философы прошлого считали, что их системы выражают абсолютную истину. Именно такую точку зрения я и развивал. Я объявил свою философскую систему абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений создатели диалектико-материалистической концепции считали, что их философское учение не является истиной в последней инстанции, что она неизбежно будет изменяться, уточняться обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.


    написать администратору сайта