Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие культуры, её сущность, функции, формы и ценности культуры.

  • Понятие СКД, функции СКД в системе духовной жизни общества.

  • Средства СКД, их классификация и характеристика. Принципы выбора и применение средств СКД.

  • Вечер. Специфика, типы и виды вечеров в УК.

  • Аудитория институтов СКД и методы ее изучения

  • Содержание и формы СКД, их характеристика. Применение форм СКД с учетом потребностей аудитории.

  • Клубные учреждения как СК центры духовного обогащения, самодеятельного тв-ва, отдыха и общения. Основные направления их деятельности.

  • Праздник его значение, классификация праздников. Основные структурные элементы.

  • Любительские объединения и клубы по интересам, организация их деятельности.

  • Методика организации досуга детей младшего школьного возраста. Культурно досуговые программы для младших школьников.

  • Методика организации досуга молодежи

  • Современные формы организации молодежного досуга

  • Организационный комитет праздника, его функции. Технология подготовки и проведения праздника.

  • Методы СКД их характеристика, виды методов, приемы их применения

  • Понятие драматургии. Особенности клубной драматургии. Композиционное построение сценария.

  • Семья как СКИ. Технология включения семьи в СКД.

  • Лул. Конспекты по предмету социально-культурная деятельность. Система ски, их функции и взаимодействие в сфере свободного времени


    Скачать 105 Kb.
    НазваниеСистема ски, их функции и взаимодействие в сфере свободного времени
    Дата19.09.2022
    Размер105 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспекты по предмету социально-культурная деятельность.doc
    ТипДокументы
    #684181

    Система СКИ, их функции и взаимодействие в сфере свободного времени. СКИ – это формальные и неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной деятельности. В узком понимании – это название специализированных научных и учебных заведений (ГУКИ). В широком понимании – совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений(институт брака, инст.семьи). сущность СКИ состоит в том, что объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека и для решения соц.-культ. задач. Институты СК сферы: 1)институт духовного производства(НИИ, академии, театры, филармонии, киностудии).2)культурно-охранительные институты(заповедники, архивы, реставрационные мастерские),3)средства распространения культуры(киноиздательство, телевидение, радио, типография). Основными институтами СКС являются: научно-просвятительские учреждения(музеи, выставки, библиотеки, зоопарки, планетарии); образовательно-воспитательные (дошкольные учреждения, учебные заведения); культурно-досуговые (клубы, ДК, парки культуры и отдыха, концертные залы, кинотеатры, дома художественного и технического творчества); санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные(санатории, здравницы, детские лагеря, спортивные базы). Функции СКИ: сущностные – социализация(воспитательная, образовательная, процесс адаптации, творческая, индивидуализация личности, функция социальной памяти); прикладная – (культурно-просвятительная, научно-воспитательная, идеологическая, гедонистическая, внешкольно-образовательная). В сфере свободного времени СКИ, активно взаимодействуют между собой.

    Досуг как сфера СКД. Досуг – это деятельность направленная на духовное и физическое развитие личности в свободное время. Из истории досуга: Аристотель ввел понятие «высокий досуг». Это форма интеллектуального развития и философского общения разума с божеством. В Средневековье досуг был продолжением обыденных (домашних) занятий. В своем словаре В. Даль: «досуг – это свободное, не занятое время, простор от дела…» время свободное от работы и обязанностей, зависит от интересов человека, от его уровня культуры, от материальных возможностей. Сущность свободного времени выражается не в бездеятельности, а в правильной организации своей деятельности. Свободное время используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека. Специфика досуга проявляется в том, что здесь встречается как высокая элитарная, так и массовая культура, границы между которыми подвижны и размыты. Сколько людей, столько и моделей досуга. В использовании досуга можно выделить несколько типов личности: 1) Деятельный – организованный, разносторонне одаренный человек, максимально использует свой досуг. 2) Рациональный – активная личность, интересы сосредоточены на 1-2 увлечениях; 3) Работник-энтузиаст – он лишен досуга или имеет его в ограниченных количествах. Функции досуга:1)рекреативная – снятие любых форм напряжения;2)развивающая – просвещение; 3) компенсаторная(самореализация творческих способностей). Формы досуга: 1. Активная рекреация(не профессиональный спорт), 2. Товарищеское общение(все, что происходит в компании),3. Индивидуальное потребление ценностей культуры,4. Потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера, 5. Познавательный и спортивно-оздоровительный туризм,6. Любительское творчество, 7. Корпоративный досуг. Уровни досуговой деятельности: 1. Развлечение (зрелище),2. Праздник. Не только пассивное восприятие
    , но и активное участие непосредственно в самом действии. Пазитивное отношение к памятным датам, традициям. Критерии эффективности досуга: 1. Отказ от излишних идеологических функций, 2.создание системы материального, правового, психолого-педагогического обеспечения УК.3. разработка и обеспечение федеральных программ, 4. Коренная перестройка образования в СКС.5. Создание новых центров досуга.6. Мобильность учреждений в СКС.7. Рациональное использование финансовых средств в КДУ и привлечение к финансированию, спонсорству, меценатству.

    Понятие культуры, её сущность, функции, формы и ценности культуры. Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей накопленных человечеством за время своего существования, а так же дальнейшее создание духовных ценностей. Первоначально культура означала возделывание земли, почвы. Вмешательство человека в природные процессы. В Античности культуру понимали как триаду – истина(наука), добро(религия), красота(искусство). Древние греки понимали культуру, как воспитанность. В эпоху Возрождения, культура понималась, как идея гуманизма. В эпоху Просвящения, культура – идея разумности на научной основе.19 век – культура и человек, как нравственный аспект. В России слово «культура», появилось в первой четверти 18 века, как образованность и просвещенность. Культура всепроникающее понятие, которое включает в себя: культуру быта, общения, семьи, общественных отношений, досуга, физиологическая, санитарно-гигиеническая. Культура различается по формам: Элитарная, народная, массовая, виртуальная. Функции культуры: гуманистическая(человекотворческая), информационная, гносеологическая, регулятивная, семиопическая, ценностная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, ф-ия приспособления к среде. Культуру подразделяют на материальную – производство материальных ценностей и духовную. Духовная ценность – это результат различных видов умственной и художественной деятельности человека, получившей высокое общественное признание и ставшая факторами культуры. Духовные ценности классифицируются по 2 признакам: 1) по содержанию(научные, нравственные); 2) по степени распространенности(общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, личностные ценности).

    Понятие СКД, функции СКД в системе духовной жизни общества. СКД – это обусловленная нравственно-интелектуальными мотивами, общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Направления СКД: 1) создание ценностей культуры (на профессиональной и любительской основе). Работа художников, музыкантов, ювелиров, дизайнеров, писателей, научных работников.2) Освоение ценностей культуры (каждый человек в большей или меньшей степени);3) сохранение ценностей культуры(национальной и мировой культуры) на профессиональной основе: музейные работники, реставраторы, коллекционеры, архивариусы. 4) распространение ценностей культуры(СМИ, экскурсоводы, преподаватели, соц. работники).5) развитие ценностей культуры(представление менеджерами по культуре, которые берут на себя обязанности по содержанию условий, для вовлечения человека в мир культуры. Берут на себя организационно-посреднические, административно-управленческие, психолого-педагогические функции). Функции СКД: адаптивно-нормативная(процесс хоменизации, очеловечивания), образовательно-развивающая (процесс инкультурации), преобразовательно-созидательная (вовлечения личности в процесс создания ценностей культуры), эколого-охранительная (экологические программы), информационна-просвятительная(накопление информации), интегративно-коммуникативная(диалог культур, сохранение национальной культуры), рекреативно-игровая (формирование празднично-обрядовой культуры, зрелищно-развлекательный досуг).

    Средства СКД, их классификация и характеристика. Принципы выбора и применение средств СКД. СКД – это обусловленная нравственно-интелектуальными мотивами, общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Средства – это материальные и духовные факторы и виды деятельности, с помощью которых осуществляется эмоциональное воздействие на людей в социально-культурном процессе. Средства отвечают на вопрос при помощи чего воздействовать на личность. Группы средств: художественно-выразительные, музыка, хореография, цирковое искусство, киноискусство, живопись, театр, вокал, изобразительные средства(оформление клубного пространства, костюмы, декорации, свет, видео ряд), средства наглядной агитации(афиши, стенды, реклама, выставки, транспоранты, призывы, объявления), вспомогательные средства(пиротехника, фейерверк, файер-шоу), технические средства, материальные средства(ДПИ), финансовые средства, СМИ.

    Вечер. Специфика, типы и виды вечеров в УК. Клубный вечер – это идейно и сюжетно-организованная цель, устных выступлений, сценических действий, художественных зрительных образов, связанных между собой не только сюжетом, но и определенным сценарным и режиссерским ходом. Клубный вечер состоит из 3 частей: 1) информационно пропагандисткая деятельность (вступление, официальная часть)2) художественно-зрелищная деятельность(концерт, шоу, показательные выступления),3) массово-развлекательная деятельность. В зависимости от того какой вид деятельность преобладает на вечере, их можно разделить на :1) информационно-просвятительная (цель направлена на удовлетворение и стимулирование познавательных процессов. Проводятся в библиотеках, музеях, научно-технических центрах).2) художественные вечера(цель: акцент на художественное воплощение темы. Различных жанров и видов искусства, тема спорта литературы. Могут быть составной частью соц.-культ. программы или проекта. Вечер может быть заказан фирмой, компанией, организацией. Их называют корпоративными вечерами. Цель корпотативов : формирование корпоративной культуры, неформальное общение сотрудников фирмы).3) Вечера развлекательного досуга. (они дифференцированы по возрастным интересам. Цель: отдых, развлечение, общение, творческая самореализация). При проведении учитываются: предпочитаемые формы проведения, культурные запросы, национальные особенности. Для молодежи: конкурсно-развлекательные программы, выпускные балы, посвящение в студенты, новогодние балы, вечера-дискотеки. Для среднего возраста: корпоративы, тем кому за…, вечера танцев, знакомств, тематические вечера. Могут быть коммерческого плана, а так же входить в соц.-культ. проекты. Художественные вечера, классификация: 1) посвященные государственным праздникам,2) общественным деятелям, политическим лидерам, избирательным компаниям, 3)посвященные различным профессиям(чествование трудовых династий, презентации АО, ОО, фирм, профессионально-ориентационные вечера, посвященные отдельным наукам). Художественный вечер: берется одна тема и раскрывается по различным параметрам на протяжении всего вечера.. До начала худ. Вечера могут быть использованы: выставка картин, оркестр. Выстраивается по законам драматургии. Должен соблюдаться темпо-ритм. Особая роль отводится ведущему, на 70 % успех вечера зависит от него. Развлекательные вечера: вечера-дискотеки, ретро-вечера, кому за… (цели: способствуют общению, знакомству). Формируются эстетические вкусы, имеют соревновательных хар-р. Классификация: 1)вечера-зрелища(преобладает театрализованных концерт, где действие разворачивается по традициям русского гостеприимства, где есть хозяин, хозяйка вечера и гости(зрители), которые вовлекаются в само действие). 2) танцевальные вечера (акцент на танцевальную программу и на подбор музыкального материала).3) новогодние балы, вечера, карнавалы, они разбиваются на несколько частей: игровая программа, парад костюмов, награждение победителей. 4) вечера-конкурсы (угадай мелодию), 5) вечера тем кому за…(для общения и знакомства), 6) корпоративные вечера.

    Аудитория институтов СКД и методы ее изучения. Аудитория – это собирательное название зрителей, слушателей, читателей, посетителей УК. Аудитория УК – не однородна; различают реальную и потенциальную аудиторию. Потенциальная ауд. – это совокупность читателей, зрителей, слушателей, т.е. людей, которые объективно могут стать посетителями УК. Реальная ауд. – это часть потенциальной ауд., которая привлечена к деятельности УК. Она делится на 3 группы:1) активисты, 2)постоянные посетители, 3) эпизодические посетители. Массовая ауд. – это большое количество людей одновременно участвующих в мероприятиях клуба. Состав массовой аудитории не стабилен он меняется в зависимости от мероприятия. Массовая ауд. По составу не однородна. Разное восприятие, вкусы, настроение, эмоции, поведение. Численность и состав массовой ауд. Определяется следующими факторами: 1) формой и содержанием мероприятия, 2) запланированный способ общения приглашенных,3) огранизационно-материальнимы условиями. Знание ауд. – это необходимое условие КДД. Сознательное формирование ауд. Не только облегчает проведение массовых форм КДД, но и способствует принципу дифференцированного подхода, что весьма важно и помогает дальнейшему формированию аудитории. Для этого существует паспорт ауд., состоит из 5 разделов: 1. Общие признаки ауд., 2. Соц.-демографические данные,3. Соц.-культ. хар-ка каждой группы, 4. Соц.-псих. Факторы объединяющие ауд., 5. Выводы и рекомендации. Хар-ка ауд.: 1. Возраст (дети 1-11, подростки11-15, юношеский возр 15-20, молодежь 21-29, ср. возр 30-60, старшее поколение 61-80, долгожители 81-…).2. Образование(школьники, учащиеся ср. проф уч. Зав, студенты, ауд. С неполным ср., с высшим обр., малограмотные). 3. Семейное положение(полные семьи, не полные, многодетные, молодожены, одинокие). 4. Место жительства (жители микрорайона, улицы, двора, сельские жители, городские жит., переселенцы, новоселы, старожилы, дачники, хуторяне, фермеры). 5. Пол (м, ж, дев, мал., юноши, девушки). 6. Принадлежность к союзу, движению, партии, ОО, фонду. 7. Производственный критерий(рабочий, служащий, крестьянин, интилегенция).8. Национальность (русские, финны, евреи…). 9. Граждане нуждающиеся в социальной реабилитации(инвалиды труда, детства, войны, жертвы стихийных бедствий, мигранты, беженцы, эмигранты, наркоманы, алкоголики).

    Содержание и формы СКД, их характеристика. Применение форм СКД с учетом потребностей аудитории. СКД – это обусловленная нравственно-интелектуальными мотивами, общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Определяется: запросами ауд., событиями происходящими в стране и мире, обычаями и традициями региона, знаменательными и памятными датами, календарями государственных и православных праздников, уровнем профессионализма работников культуры, материально-техническими и финансовыми возможностями. Содержание СКД – это комплекс специально отобранных и синтезированных видов деятельности в процессе которого: 1) постигаются, расширяются и углубляются знания об окружающем нас мире, 2) формируются интеллектуальные, практические навыки и умения в сфере социального, технического и художественного творчества. 3) создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются в дальнейшем ценности культуры,4) усваиваются способы культ.-досугового творчества, 5) обогащаются духовные и естетические потребности людей. Формы – это способы реализации содержания, а так же способы и приемы организации клубной ауд.: Эпизодические(концерты, лекции, беседы, игры), Стабильные(наиболее удачная форма работы в УК нар. Кол-вы, кружки, студии), Комплексные (включают в себя и эпизодические и стабильные формы работы, народные гуляния, вечера, праздники, фестивали, смотры). Способы организации ауд.: индивидуальные(работа с ведущим, вокалистами), Групповые(работа с группами), массовые. Форма должна соответствовать содержанию, чтобы она могла раскрыть её наиболее полно.

    Клубные учреждения как СК центры духовного обогащения, самодеятельного тв-ва, отдыха и общения. Основные направления их деятельности. Дк, ДЮЦт, КДУ, дворцы молодежи, дома офицеров. Под УККТ понимаются организации, основной деятельностью которых является изучение и предоставление населению разнообразных услуг соц.-просветительского, оздоровительного характера, а так же создание условий для занятий любительским творчеством. По уровню организации бывают: многопрофильные(ДК, ДЮЦт), однопрофильные(Спорт школы), ориентированные на культурные интересы, специализирующиеся на подвижном хар-ре. По административно-территориальному признаку(районные, городские, сельского поселения, культ.-досуг. комплексы). Основные признаки УККТ: 1) обеспечение конституционного прва граждан РФ на свободу творчества, на равный доступ,2) гуманистический хар-р деятельности, 3) реализация творческого потенциала, 4) культурно-бытовая, 5) рекреативная. Основные виды деятельности: 1) развитие разнообразных клубных образований, 2) проведение массовых мероприятий, 3) просветительская работа.4) осуществление международных контактов5) развитие платных услуг, 6) издательская деятельность(реклама, буклеты). УККТ осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 06.10.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». К вопросам местного значения в области культуры относятся10 организация библиотечного обслуживания,2)создания условий, для обоспечения досуга населения, 3) охрана объектов культурного наследия.

    Праздник его значение, классификация праздников. Основные структурные элементы. Праздник – это сумма разнообразных представлений, сценических действий, образов заключенных в единовременные рамки. Праздник можно рассматривать как особый вид массового действия в часы досуга, и предполагает несколько типов: торжественный обряд, ритуал, карнавал, бал. Преобладание тогоь или иного типа в общем объеме действия формирует праздник: торжественный митинг, демонстрация, народное гуляние, бал-карнавал. Уровни праздника: международный(день мира), государственный(новый год, день Победы), региональный(учитывая историю региона, климат. Проводы белых ночей, День снятия блокады), локальный(день города). По содержанию: историко-культурные события(реконструкция военных действий), трудовые (праздник урожая), посвященные природе и временам года, праздники религиозного содержания, гражданско-бытовые по микро-районам, посвященные лит-ре и искусству, культуре, спортивные праздники. Особенности праздника: 1) повод, 2) массовость, 3)зрелищность (шествие, фейерверки, костюмы, декорации), 4) , 5) праздник не имеет границ, 6) комплекствность в использовании различных досуговых форм, 7) праздники сочетают различные виды самодеятельного и профессионального искусства, 8) использование символики(цветы, кольца, гербы, флаги), 9) документальность, 10) учитывается единство стиля. Структурные элементы праздника: торжественное открытие праздника, ритуальная часть сценического действия, в соответствии с видом праздника, зрелище(мини-концерт, литературно-музыкальная композиция), массово-развлекательная часть, финал(салют, фейерверк).

    Технология КДД. Технология КДД – это научно-обоснованная система знаний об условиях, формах, методах, приёмах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир линости. Прежде чем выстраивать технологический процесс воздействия на личность, нам нужно знать:1) каким образом воздействует на личность внешняя социальная среда(общество), каким образом воздействует микро-сфера(семья, кол-в, друзья), 3) как воздействует на личность КДД. Технологический процесс в УК включает в себя следующие элементы:1) объект деятельности, 2) субъект(руководитель, специалист), 3)деятельность УК(процесс воздействия). Компоненты деятельности: цель, содержание, форма организации ауд., средства и методы/все эти элементы используются УК для осуществления стоящих перед нами задач. В се элементы в УК находятся в единстве и взаимодействии и образуют единую систему. Специфика технологии КДД заключается в том, что в ситуации массового действия личность может стать не только зрителем, но и участником события. Функции технологии: познавательная, преобразовательная, оценочная, знаковая, коммуникативная. Черты технологии: целостность, целесообразность, функциональное единство составных компонентов. Основные этапы технологического процесса: анализ обстановки и формулировка целей, создание сценарной, режиссерской, организаторской группы, сбор материала для достижения поставленных целей(написание сценария), развитие настойчивости в достижении результатов и чувство коллектива(корректировка целей и репетиций), проведение программы, анализ проведения, подведение итогов.

    Любительские объединения и клубы по интересам, организация их деятельности. Под клубным формированием понимается добровольное объединение, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским, художественным и техническим творчеством. К ним относятся: кружки, кол-вы, студии, любительские объединения, клубы по интересам, школы и курсы, туризм и спорт. Задача: формирование нравственной, эстетической, экономической, правовой, политической культуры. Существует 2 вида деятельности:1) предметно-творческая(кружки, студии, мастерские), 2)деятельность в основе которой лежит общение(гостиные, циклы, встречи, беседы об искусстве, творческие вечера)/ они органично связаны между собой. Ожидаемый результат: развитие навыков, способностей, задатков. Создают культурные ценности, расширяют свой кругозор. Приобретают опыт организации своего досуга, развитие социальной активности. Человек творчески развивается. Классификация: 1) по содержанию работы(художественно-творческие, естественно-научные, экологические, технические, спортивные, политические), 2) по демографическому признаку(молодежные, детские, подростковые, женские, семейные)., 3) по направлениям работы(профессиональные, художественно-творческие, спортивно-оздоровительные, туристические клубы, семейно-бытовые, коллекционно-собирательные, поисковые, культурно-досуговые, фольклорные, общественно-политические). Организация клубов: 1) с помощью широкого информирования о намерении создать клубное объединение, 2) на основе постоянно действующих форм клубной работы,3) путём формирования информационной группы, т.е. актива клуба, вовлечение участников в активную деятельность, таким образом, чтобы случайный интерес перерос в устойчивое увлечение.

    Методика организации досуга детей младшего школьного возраста. Культурно досуговые программы для младших школьников. Психологическая хар-ка: 1) формируются зачатки самосознания, 2) могут выдерживать физические нагрузки, 3)основной деятельностью является игра, 4) ещё инициативны, 5) любят заниматься общ. Деятельностью, занимаются искусством, 6) остро встает вопрос о самооценке. Если самооценка адекватная – это придает уверенности в себе и смелости. Проблемы: в общении с учителями, в отношениях со сверстниками, с распорядком дня. Задачи педагогов(организаторов досуга): 1) должны расширять кругозор ребенка, 2) развитие эстетических возможностей, 3) разглядеть и развить таланты,4) знакомить с различными жанрами искусства, 5) обучать работе в коллективе. Типы досугового общения: 1) лидер(главное быть первым),2) одаренный(индивидуальные способности), 3) конформный(быть как все), 4)тревожный (замкнутые дети), 5) шаловливый(очень активны, склонны к озорству). Формы СКД: Если мы будем формировать создание теплой, дружеской атмосферы в семье, формирование у ребенка ощущения успеха(формы работы: празднование Нового года, 8 марта, акция «я на год старше»), развитие у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну(«День города», викторина «Наш город», праздник 9 мая, посещение краеведческого музея, встречи с ветеранами), развитие толерантности(программа «Голубь мира»), привитие и закрепление знаний этикета и этики (рыцарские турниры, госпожа вежливость), чувство коллективизма(день учителя, классные огоньки), расширение кругозора(экскурсии, беседы, «по страницам красной книги, «путешествие по глобусу»), формирование экологической культуры(«зеленый день», прогулки по лесу, походы, составление гербария), развитие художественно-творческого потенциала (кружки(ДПИ), музыкальные вечера, посещение филармонии, театров, музеев, лекций-концертов), преобщение трудовой деятельности(озеленение участков, уборка класса, домашняя мастерская, знакомство с профессиями, экскурсии по заводам), формирование о сознании принадлежности к полу и ответственности за звание женщины и мужчины, физическая закалка(день здоровья, занятия в спортивных секциях).

    Методика организации досуга молодежи. Молодежь(18-29 лет) – это исторический лидер общества, производительная сила, потенциал, готовый к любому начинаю, посредник между поколениями школьников и взрослых. Молодежь - это основной потребитель культуры на данном этапе развития современного общества, молодой человек должен обладать следующими качествами: быть профессионально-успешным, социально-активным, политически-грамотным, здоровым. Молодежь как отдельная социальная группа: 1) школьники старших классов, 2) студенты, 3) молодые предприниматели, 4) молодые военнослужащие, 5) молодые семьи. Классификация молодежной аудитории: 1) учащаяся молодежь, 2) рабочая мол., 3) интеллектуальная мол., 4) семейная, одинокая, разведенная,5) по национальному признаку,6) по религиозному вероисповеданию, 7) безработная, 8) молодежь инвалиды, 9) эмигранты, 10) юноши и девушки, 11) малоимущая, среднего достатка, богатая. Проблемы молодежи: здоровье, неблагополучные молодые семьи, жилищные, асоциальное поведение, безработица. Организация досуга молодежи: не имеет высокой значимости. Возрастает виртуальное общение. Развитию общ. Объедин. Отводится большое значение. ОО – необходимы молодым людям для развития инициативы пассивного и реального участия в жизни общества, для развития чувства новго. Формируются на базе школ, центров досуга. Особенности организации досуга для молодежи:1) При организации досуга молодежи необходимо учитывать(хар-р нации, менталитет, историю гос-ва, особенности психологии соц. Группы, ценности народной национальной классической культуры вытесняются Западной культурой, предпочтение молодежью мероприятий зрелищного, развлекательного хар-ра).2) Учитывать слабую изобразительную культуру, 3) Отсутствие этно-культурной связи с национальными традициями, 4) Комерциризация СМИ. При разработке программ нужно ориентироваться: на гуманистическую направленность, многосторонний интерес деятельности молодежи, учитывать интересы вкусы желания, эмоциональную окрашенность, дать возможность раскрыть свои таланты и возможности, формировать стремление к инновациям, формировать гармонию, учитывать финансовые и культурные возможности, особенности вероисповедания. Организация массовых акций для молодежи: день молодежи, день первокурсника, день студента, посвящение в студенты, посвящение в профессию, алые паруса, 14 февраля, день матери. Государственная молодежная политика. На уровне гос-ва разработана целевая программа «Молодежь России 2006-2010». Цель: создать и развить правовые, экономические условия для воспитания молодого поколения. Разработана региональная программа «Молодежь ЛО». 1) Развитие системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики. Развитие муниципальных, информационных центров и служб(Областной конкурс СМИ), 2) Гражданско-патриотичекое воспитание, 3) Поддержка деятельности ОО реализующих гос. Политику(действуют в ЛО 145 МОО, участвуют более 15.000 чел.). Профилактика асоциального поведения молодежи в соц. среде. Профилактика употребления психоактивных веществ в подростковой среде. Поддержка художественного и научно-технического творчества молодежи. Работа со студенческой и профессионально обучающейся молодежью. Поддержка молодых семей. Организация досуга сельской молодежи.

    Современные формы организации молодежного досуга. Молодежь(18-29 лет) – это исторический лидер общества, производительная сила, потенциал, готовый к любому начинаю, посредник между поколениями школьников и взрослых. Молодежь - это основной потребитель культуры на данном этапе развития современного общества, молодой человек должен обладать следующими качествами: быть профессионально-успешным, социально-активным, политически-грамотным, здоровым. Молодежь как отдельная социальная группа: 1) школьники старших классов, 2) студенты, 3) молодые предприниматели, 4) молодые военнослужащие, 5) молодые семьи. Классификация молодежной аудитории: 1) учащаяся молодежь, 2) рабочая мол., 3) интеллектуальная мол., 4) семейная, одинокая, разведенная,5) по национальному признаку,6) по религиозному вероисповеданию, 7) безработная, 8) молодежь инвалиды, 9) эмигранты, 10) юноши и девушки, 11) малоимущая, среднего достатка, богатая. Проблемы молодежи: здоровье, неблагополучные молодые семьи, жилищные, асоциальное поведение, безработица. Организация досуга молодежи: не имеет высокой значимости. Возрастает виртуальное общение. Развитию общ. Объедин. Отводится большое значение. ОО – необходимы молодым людям для развития инициативы пассивного и реального участия в жизни общества, для развития чувства новго. Формируются на базе школ, центров досуга. В ЛО принят закон «О государственной поддержке молодежных и детских ОО, реализующих молодежную политику на территории ЛО».В содержание деятельности МОО включаются социально значимые проекты: «За здоровый образ жизни молодежи», «Мы - патриоты», «Социально активная молодежь – гарантия достойного будущего». Некоторые ОО работают на патриотическое воспитание. Формы СКД с молодежью:1) художественно-творческое направление(в кружках, студиях, коллективах, театр, вокал, эстрадное творчество, фестивали студенческого творчества, АРТ-студии, международные фестивали молодых исполнителей, музыкальные проекты, посещение ночных, боулинг, бильярд клубов, конкурсы красоты, фестивали молодежных и подростковых клубов, КВН, музыкальные ринги, встречи в джаз-клубах, дни добрых дел), 2) Развивающие интеллект и лидерские качества(Игры «Что? Где? Когда?», «Колесо истории», «Умницы и умники», школы студии эрудитов, клубы интеллектуалов, ярмарки молодежных инициатив, круглые столы, игры-викторины, «Молодой политик», Конкурсы «Лидер 21 века», празднование дня молодого избирателя, встречи с интересными людьми, областные конкурсы молодежных СМИ). 3) Военно-историческое и патриотическое воспитание(акции памяти, митинги, концерты и спектакли к знаменательным датам, конкурсы и фестивали патриотической песни, поисковая работа, молодежные морские путешествия, шлюпочные регаты, прохождение практики на судне «Адмиралтеец», соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта, международные фестивали, клубы реконструкций). Социальное направление помощь в трудоустройстве: клубы молодой семьи, работа областной и городской биржи труда и обучение для молодежи, трудовые отряды для работы с/х в ЛО, лагеря труда и отдыха в дневное время, акция по благоустройству города, социальный патруль. Особенности организации досуга для молодежи:1) При организации досуга молодежи необходимо учитывать(хар-р нации, менталитет, историю гос-ва, особенности психологии соц. Группы, ценности народной национальной классической культуры вытесняются Западной культурой, предпочтение молодежью мероприятий зрелищного, развлекательного хар-ра).2) Учитывать слабую изобразительную культуру, 3) Отсутствие этно-культурной связи с национальными традициями, 4) Комерциризация СМИ. При разработке программ нужно ориентироваться: на гуманистическую направленность, многосторонний интерес деятельности молодежи, учитывать интересы вкусы желания, эмоциональную окрашенность, дать возможность раскрыть свои таланты и возможности, формировать стремление к инновациям, формировать гармонию, учитывать финансовые и культурные возможности, особенности вероисповедания. Организация массовых акций для молодежи: день молодежи, день первокурсника, день студента, посвящение в студенты, посвящение в профессию, алые паруса, 14 февраля, день матери.

    Организационный комитет праздника, его функции. Технология подготовки и проведения праздника. Праздник – это сумма разнообразных представлений, сценических действий, образов заключенных в единовременные рамки. В соответствии с уровнем праздника, его заказчиком является: глава администрации, области, региона, муниципального образования, админ. предприятия. Исполнителями являются: отдел культуры, УК, на базе которых проводятся праздники, специалисты культуры. Отношения между заказчиком и исполнителем строятся на основе договора. Создается организационный комитет для подготовки праздника, в него входят: 1) председатель комитета (зам.главы администрации по соц. вопросам), 2) зам. председателя (специалист по культуре). На правах членов в орг. Комитет входят: представители творческих союзов, началник ЖКХ, представители правоохранительных органов, представители электро-…???. Количественный состав утверждается коллегиально. Функции орг. Комитета: 1) Организационная (создаются исполнительские группы, распределяются обязанности, организация транспорта, технического оснащения, решаются организационные вопросы), 2)Координирующая (координация совместных действий учреждений культуры, финансовых оргнов, народного образования, правоохранительных органов, коммерческих структур, спонсоров), 3) Контролирующая (контроль за целесообразным использованием финансовых средств, материальных средств, за выполнением планов подготовительных работ, анализу качества праздника). Для выполнения всех этих задач, до праздника собирают 3-4 заседания. На первом заседании: разговаривают о целях и задачах праздника, знакомство всех членов заседания, режиссер представляет заявку(кратко рассказывает задумку, основной сценарный ход), какие площадки задействованы, временные рамки, краткое действие на каждой площадке, проект сметы. Второе заседание: создаются инициативно-исполнительские группы, каждую группу возглавляет представитель огр. Комитета, четкий план подготовительных работ(группы: массовых ритуальных работ, сценарная, режиссерская, информационная, художников-оформителей, технического обслуживания), Третье заседание: проводится накануне праздника и рассматривается вопрос о готовности всех работ к празднику. Решаются оперативные вопросы. Четвертое заседание: проводится по итогам проведения праздника. Отмечается работа режиссера, выдается з/п, Выявляются недостатки и недоработки и их причины. Материально-финансовое обеспечение праздника. Составляется заявка и смета(организационным комитетом во главе с режиссером совместно с заказчиком). Заявка: строительство сценических помостов, наглядное оформление, рекламные услуги, установка аттракционов, транспорт, пиротехника. На основании заявки составляется смета.

    Методы СКД их характеристика, виды методов, приемы их применения. Метод – это путь. Это система информационного и эмоционального воздействия, это совокупность способов обеспечивающих достижение поставленных целей. Принято выделять на практике следующие группы методов: родовые методы(эта группа включает в себя): 1) метод театрализации(который предполагает использование в досуговых программах приёмов драматургии, т.е. выстраивание сюжетного образного решения программы), 2) метод иллюстрирования(показ в какой либо форме информационного материала, чтобы просто текст стал образным, зримым), 3) метод игры(т.е. игрой можно активизировать аудиторию, через игру, устанавливаются межличностные отношения в программе). Кроме родовых методов в СКД используются другие методы заимствованные из наук(педагогика, социология). Это методы формирования общественного сознания: 1) метод убеждения, информирования, заражения, разъяснения, 2) метод включения в СКД(привлечение к различным методам творчества)2) метод мотивации, просвещения, 3) метод стимулирования(положительный пример, соревнования, метод поощрения поступков, метод порицания).

    Понятие драматургии. Особенности клубной драматургии. Композиционное построение сценария. Клубная драматургия, она предполагает сценарную разработку театрализованных форм работы, именно сценарий является основой клубной драматургии. Сценарий – это подробная литературно-режисерская разработка клубного действия. В котором в строгой последовательности сложены все эпизоды действия, раскрыта тема, показаны приемы активизации аудитории, а так же слова ведущих и оформление самого мероприятия. Любому сценарию присуще: документальный хар-р(основан на конкретных исторических датах, событиях, архивные данные, личные вещи, письма), оперативность сценария(тема клубного сценария должна быть актуальна интересна, востребована сегодня), синтетичность(т.е. в сценарии соединяются все виды театрального действия, выразительные средства, виды искусства, а так же действия могут проходить на нескольких площадках одновременно, но все подчиняется единому сюжетному ходу), эпизодическое построение(сценарий строится по эпизодам, каждый эпизод – это минисценарий, все эпизоды объединяются в блок), активизация аудитории(человек в сценарии не просто зритель, а активный участник, для этого нужно применить приемы: театральное шествие, импровизационный конкурс, игра, массовый танец, коллективное пение, аукцион). Основные этапы работы над сценарием: 1) определить темы и идеи(тема – это то о чем автор хочет сказать, идея – это основной вывод автора). 2) учет аудитории, 3) выбор формы и жанра(тематический вечер), 4) работа над замыслом(разработка сюжета),5) определение конфликта, 6) композиционное построение которое включает(экспозицию(ввод), завязка, развитие действия, кульминация, финал развязка).

    Семья как СКИ. Технология включения семьи в СКД. Семья – это институт, который представляет совокупность брачных и родственных отношений. Семья для человека – это носитель культурных образцов наследуемых от поколения к поколению. Становление личности наилучшим образом происходит в семье. 20 век стал веком распада семьи: увеличилось число разводов, понизился уровень рождаемости, низкое материальное положение, социальное неблагополучие, большой процент рождаемости нездоровых детей. Основные функции семьи: поддержки и развития любви, репродуктивная, социализации, экономическая, статусная, досуговая, коммуникативная. Семья проходит ряд этапов: вступление в брак, рождение первенца, рождение последнего ребенка, пустое гнездо, прекращение существования семьи в ходе смерти одного из супругов. Виды семьи: полная, не полная, многодетная, бездетная, молодая, межнациональная, асоциальная, неблагополучная. Организация совместной досуговой деятельности семьи зависит от нескольких факторов: сплаченность и полнота семьи, материальное благополучие, уровень образованности и культуры родителей, субкультура самой семьи, продолжительность времени уделяемого родителями ребенку в сфере досуга. Ворганизации свободного времени семьи есть своя специфика: 1) Организуя семейный досуг учитываются интересы и потребности всех членов семьи, особенно детей,. 2) эффективность свободного времени, максимальная отдача от деятельности, 3) нужно относится к свободному времни семьи как к богатству, 4) деятельность должна быть пронизана общением5) использовать природный потенциал в часы досуга. Ведущим видом деятельности при организации досуга должна стать театрализация и игра. Формы работы учреждений СКС по организации семейного досуга: 1) организация пропаганды педагогических знаний среди родителей(консультации, дискуссии, ролевые игры, лекции-беседы, ток шоу), 2) включение в совместную досуговую деятельность всех членов семьи(спортивные мероприятия, туристические слёты)наиболее удачная форма работы, организация семейных клубов, 3) развитие творческого потенциала семьи и пропаганда семейного творчества(это выставки, фестивали, концерты) 4) пропаганда ценностей семейной жизни, традиций(проведение ритуалов, день семьи, день матери, день защиты детей)проводятся в виде художественного вечера, как конкурсные программы, сюжетно ролевые игры. 5) передача родителям передового опыта семейного воспитания.


    написать администратору сайта