Главная страница
Навигация по странице:

  • Факультет телерадиовещания, театрального и изобразительных искусств Кафедра театрального искусства ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа)

  • Трансляция обрядовой культуры восточных славян средствами фольклорно-этнических праздников. Театрализованное представление

  • Краснодар 2020

  • РЕЖИССЁРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «Трансляция обрядовой культуры Восточных славян средствами фольклорно-этнографических праздников» 4ВВЕДЕНИЕ

  • Актуальность темы исследования.

  • Объект исследования

  • Научная новизна исследования

  • Практическая значимость исследования

  • Теоретико-методологическая база исследования

  • Структура и объем выпускной квалификационной работы

  • 1.2 Культура Восточных славян в мировом культурном процессе

  • Трансляция обрядовой культуры восточных славян средствами фольклорно-этнических праздников.. краснодарский государственный институт культуры


    Скачать 1.21 Mb.
    Названиекраснодарский государственный институт культуры
    АнкорТрансляция обрядовой культуры восточных славян средствами фольклорно-этнических праздников
    Дата09.04.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGerasimenko.docx
    ТипДокументы
    #1047227
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Министерство культуры Российской Федерации
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
    КУЛЬТУРЫ»
    Факультет телерадиовещания, театрального и изобразительных искусств Кафедра театрального искусства

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    (бакалаврская работа)
    Трансляция обрядовой культуры восточных славян средствами

    фольклорно-этнических праздников.

    Театрализованное представление

    «Пусть приходит к нам весна и румяна, и красна»
    Студента 4 курса очной формы обучения
    Направление подготовки
    51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
    Квалификация (степень)
    бакалавр
    Направленность (профиль)
    Театрализованные представления и праздники
    Герасименко Богдана Александровича
    Научный руководитель: Допущен к защите:

    К.п.н., доцент Малахова О.В. Зав.кафедрой
    «______» ____________ 20____ г. ____________________________

    ____________________________ ____________________________

    (подпись) «______» ____________ 20____ г.
    (подпись)
    Выпускник

    ____________________________
    (Ф.И.О., подпись)

    «______» ____________ 20____ г.

    Краснодар

    2020

    ОГЛАВЛЕНИЕ




    I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




    «Трансляция обрядовой культуры Восточных славян




    средствами фольклорно-этнографических праздников»

    4

    ВВЕДЕНИЕ

    5

    РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ




    ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    9

    1.1Основные категории традиционной культуры:




    «Традиция», «Обряд», «Ритуал»

    9

    1.2 Культура Восточных славян в мировом культурном




    Процессе

    13

    РАЗДЕЛ 2. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ




    ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕНОЙ




    РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И




    МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

    22

    2.1 Механизмы сохранения и передачи традиционной




    Культуры

    22

    2.2 Режиссура фольклорно-этнографических праздников,




    как способ трансляции обрядовой культуры Восточных




    Славян

    25

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    30

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    32




    1. РЕЖИССЁРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН Театрализованного представления «ПУСТЬ ПРИХОДИТ К




    НАМ ВЕСНА И РУМЯНА, И КРАСНА»

    34

    1.

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ

    35




    1.1

    Форма театрализованного мероприятия

    45




    1.2

    Список использованной литературы

    46

    2.

    ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

    47

    3.

    ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    51




    3.1

    Тема

    51




    3.2

    Идея

    52




    3.3

    Конфликт

    53




    3.4

    Сверхзадача

    54




    3.5

    Сквозное действие

    55




    3.6

    Событийный ряд. Композиция

    56

    4.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

    58

    5.

    ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН

    61




    5.1

    Режиссерский замысел

    61




    5.2 Звуко-шумовая партитура

    64




    5.3

    Выписка по декорациям и оформлению

    69




    5.4

    Выписка по реквизиту и бутафории

    70




    2

    5.5

    Выписка по костюмам

    71

    5.6

    Эскизы оформления

    72

    5.7

    Эскизы костюмов

    73

    5.8

    План подготовки театрализованного мероприятия

    77

    5.9 График репетиций

    79

    5.10

    План проведения

    80

    5.11

    Финансовая смета

    82

    5.12

    Афиша

    83

    5.13

    Приглашение

    84

    6. ДОКУМЕНТАЦИЯ

    85




    3



    I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    «Трансляция обрядовой культуры Восточных славян средствами
    фольклорно-этнографических праздников»

    4

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования.
    В связи с подменой ценностей в общественном сознании социума, вопрос о сохранении духовного наследия приобретает свою актуальность в современных реалиях. Важно понимать и знать, что наши предки оставили большое культурное наследство, знать который должен каждый из нас.


    • силу ряда причин большая часть духовного культурного наследия и предметов народной материальной культуры были утеряны. К сожалению и в наши дни по объективным и субъективным причинам, происходит утрата того самого наследия духовной и материальной культуры. В связи с этим,


    может произойти утрата всех ценностей, да и вообще духовной связи нынешнего и будущего поколения с традициями и наследием предков будет окончательно разрушена. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.
    Праздник всегда был неотъемлемой частью жизни человека и общества. От поколения к поколению праздник «сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа». Праздник – важнейшее средство формирования


    • утверждения общности, праздник всегда наполнен идеологической составляющей, так как «праздновать – значит сосредоточиваться на какой-


    либо всеобщей идее».
    Первые театрализованные праздники появились еще в глубокой древности, в эпоху ранних языческих обрядов и ритуалов. В то время сознание древнего человека и его мировосприятие, как нечто единое, неразделимое. Явления природы, флоры и фауны, весь окружающий мир наделялся душой и отображался в божестве. Для удачной охоты, для богатого урожая, для благополучия семьи, для улучшения погоды, для помощи в быту следовало задобрить одно из божеств. Отсюда берут свое

    5

    начало обряды и ритуалы, в которых в театральной форме изображались сцены, связанные с главными, жизненно важными событиями социума того времени.
    Праздник в настоящем его понимании это зрелище, подкреплѐнное смысловой нагрузкой, заставляющей задуматься и рассуждать на заданные
    режиссером вопросы. Современный праздник преобразуется, видоизменяется, трансформируется, требования технического прогресса заставляют его идти в ногу со временем. Меняются его цели и задачи, какие-то формы исчезают за ненадобностью, какие-то появляются или вырастают из «устаревших», приобретая новую популярность и распространение среди масс.
    Разнообразие праздничных форм и стремление к чему-то новому и необычному свидетельствует о новом этапе современной режиссуры. Данный этап повлияет на режиссуру всех мероприятий, в том числе и в работе с фольклорно-этнографическим материалом.
    Сейчас праздники развиваются стремительно. Распространяются новые виды, жанры, формы проведения мероприятий. В гонке за зрелищностью и спецэффектами, многие праздники теряют смысловую нагрузку, превращаясь просто в яркую картинку мероприятия, однако не оставляют за собой эмоциональной насыщенности. Однако в современном обществе современный праздник найдет своего благодарного зрителя, который оценит все стороны и аспекты мероприятия. Важно понимать, что, сколько будет продолжаться творческий процесс, столько и связь поколений не утратит свою нить.
    Объект исследования: традиционная ритуально-обрядовая культура.
    Предмет исследования: значение и влияние ритуально-обрядовойкультуры в современной режиссерской культуры.
    Цель исследования: теоретический анализ традиционной ритуально-обрядовой культуры восточных славян и ее роль в современной режиссерской практике массовых театрализованных мероприятий.

    6

    Задачи исследования:


    • определить роль и значение культуры Восточных славян в современном культурном процессе;




    • охарактеризовать механизмы сохранения и трансляции традиционной культуры Восточных славян;




    • изучить понятия «традиция», «обряд», «ритуал», как составляющую часть традиционной культуры;




    • изучить особенности культурного наследия восточных славян;




    • определить духовные ценности и материальное наследие традиционной культуры Восточных славян;


    Методы исследования: сравнительно-исторический–детальное иуглубленное изучение истории культуры Восточных славян, определение еѐ значимости в истории развития современной режиссуры.
    Комплексный подход к изучаемой проблеме подразумевал так же
    применение системно-аналитического и семантического анализа традиционной обрядовой культуры восточных славян в современной режиссуре театрализованных представлений.
    Научная новизна исследования:


    • проанализирована классификация типов культур;




    • теоретически обоснована роль понятий «традиция», «обряд», «ритуал»,


    как составляющей части традиционной культуры;


      • определена роль традиционной обрядовой культуры восточных славян




    • современной режиссерской практике и мировом культурном процессе в целом.


    Практическая значимость исследования.Результаты данной работымогут стать основой теоритических исследований особенности традиционной культуры восточных славян, а также роли и значения традиционной ритуально-обрядовой культуры в современных культурных реалиях. Помимо
    этого, материалы данной работы могут быть использованы в образовательном процессе: для создания спецкурсов, учебных программ,


    7

    учебных пособий культурологического, искусствоведческого,
    педагогического и этнографического направления.
    Теоретико-методологическая база исследования: основнымиисследовательскими работами, в которых дается освещение данной темы, являются труды: Барановой О. Г., Власовой Г. И., Воропая О., Лазаревой Л. Н., Литвиновой Н В. и др.
    Структура и объем выпускной квалификационной работы: введение;2 раздела; 4 параграфа; заключение, список использованной литературы.


    8

    РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН


    1.1 Основные категории традиционной культуры: «Традиция», «Обряд», «Ритуал»
    Культура восточных славян, как и культуры других этнических народов, крайне интересна и познавательна. Несмотря на близость понятий и сохранение многих обычаев славян и по сей день, большая часть информации была утеряна или дошла не в полном своем понимании. Однако рассмотрим известные ранее факты.
    Что такое культура восточных славян? К культуре восточных славян можно отнести следующие наследия:


    1. Наследия материальной культуры;




    1. Наследия духовной культуры;


    Если с наследиями материальной культуры, сравнительно понятно. Это все ценности, которые дошли до наших дней путем раскопок, передачи антикварных изделий из поколения в поколение и т.д. То с духовным наследием следует разбираться более подробно.
    Основными духовными наследиями можно считать следующие положения:


    1. Традиции;




    1. Ритуалы;




    1. Обряды;


    Следует понимать, что каждый из компонентов является важным составляющим большого понятия «культура восточных славян». Рассмотрим каждый компонент более детально и углубленно.
    Традиция в культуре восточных славян.


    9

    Традиции разных народов и как понятие в целом рассматривают с разных точек зрения в зависимости от направления изучаемого материала. Если это гуманитарные дисциплины, то традиция в данном случае рассматривается как фольклорные достижения представителей той или иной этнографической группы. Основной упор в исследованиях здесь направлен на изучение литературы, устного народного творчества, песен и так далее.
    Исследователи в сфере культурологической деятельности дают разные определения одному понятию «традиция» по части восточных славян. Так Громова А.Ю. утверждает, что традиция, это прежде всего то что сохранилось до наших дней, путем передачи от поколения к поколению. Если обратиться к научным трудам Первушина О.В. «Традиция как проблема философско-культурологического дискурса», он дал определение традиции следующим образом, что это духовно-материальное наследие представителя каждой народности в независимости от его понимания, а просто как наличие данного факта.
    Мы видим, что два исследователя по разному понимают одно и тоже понятие. Громова считает, что традиция - это, прежде всего, то что помниться, а Первушин уверен, что традиции это сам факт наличия наследия народа.
    Однако в некоторых понятия исследователи сходятся, обратим внимание на исследования этнографов.
    Этнографы, изучая традиции, уделяют внимание на все «духовное» в широком понимании этого термина. Ученые этой отрасли делают акцент, на бытовые наследия, которые делят на определенные категории:


    1. Быт - изучение обыденной жизни населения, представителей изучаемого народа, в нашем случае восточных славян;




    1. Нравы - характерные особенности поведения и темперамента


    славян;


    1. Условия жизни - изучения жилищных особенностей в зависимости от статуса и значимости представителей славянства;

    10

    1. Религия и вероисповедание - особенности религиозных предпочтений и отличительные черты вероисповедания конкретно славянского народа;




    1. Воспитание - способы воспитания в семьи и среди общества.


    Традиции восточных славян, славятся своей актуальностью, и по сей день. Это обуславливается их географическим расположением. Это означает следующее, славяне располагались на равнине окруженной лестной местностью и реками, все это обусловило их быт, обычаи и вероисповедание. Славяне верили, что их божества живут и помогают им в неизвестном, для них месте лес, для объяснения и облегчения жизни себе ими были придуманы обряды вызывающие «благодать богов», появились приметы и т.д. Все эти традиции дошли и до наших дней, однако в современном мире, человек не устраивает ритуал, для помощи во время сбора урожая, а все это наследие имеет развлекательный характер.
    Обряды и ритуалы в культуре восточных славян.
    Как мы уже указали, что восточные славяне, были поселенцами лесной местности, соответственно, это так же повлияло на их вероисповедание, вероисповедание повлияло на развитие обычаев и ритуалов.
    Обычаи и ритуалы славян обширны и многогранны. Это, прежде всего, связанно с тем, что у славян было многобожье: Кострома, Купала, Мара, Макошь, Перун, Род, Велес, Ярило, Стрибог, Лада, Леля, Белобог, Хорс, Числобог и многие другие. Каждый из божеств отвечал за определенную часть жизнедеятельности славян. Обряды и ритуал здесь выступают в качестве духовной связи человека и божества. Согласно славянским историям, путем совершения ритуала или проведения обряда они верили, в что это помогает им поддерживать связь с богами.
    Каждый ритуал и обряд имел свое значение и предназначение. Славяне все жизненно важные вопросы доверяли божественным силам, например: свадебные обряды, обряд на сбор урожая, похоронные ритуалы, обряды на рождения ребенка, обряды имянаречения и т.д.


    11

      • современном же понятии принято разделять эти два термина «обряд»




    • «ритуал».


    Обряд - это совершения тех или иных действий, для достижения целей без привлечения божественных сил, напрямую, но с косвенным отношениям к ним.
    Ритуал - это достижение, нужного путем просьбы помощи непосредственно у божеств.


    • наши дни обряды и ритуалы не являются актуальными, о них мы знаем лишь из научных работ исследователей в данной области. Однако не стоит забывать о их значимости в становлении народа. Из этого всего следует, что трансляция культурного наследия славян необходимо нам,


    прежде всего, для понимания истории и становления общества от самых его истоков.


    12

    1.2 Культура Восточных славян в мировом культурном процессе
    Культура Восточных славян славится своим наследием, как духовной культуры, так и наследием материальной культуры.
    Принято выделять три этнических ветви славянства:


    1. Южная (болгары, хорваты, сербы);




    1. Западная (чехи, словаки, поляки);




    1. Восточная (русские, украинцы, белорусы);


    Рассмотрим более углубленно и детально культуру и культурное наследие представителей восточной ветви славянства. Прежде чем приступить к анализу культурного наследия, следует указать какие факторы, повлияли на: менталитет, традиции, фольклор и культуру в целом.
    Первый и один из самых главных факторов, считается расположение представителей восточного славянства. После великого переселения народов, восточные славяне, расположились на следующих территориях:






    район Карпатских гор;






    район Средней Оки;











    верховье Дона;











    район Невы;











    Ладожское озеро;











    Среднее Проднепровье;











    берега крупных рек (Днепр, Ока, Москва-река и т.д.)













    • силу такого расположения племена Восточных славян имели разные названия, которые происходили от непосредственно местности (поляне,


    бужане), или же от величайших прародителей (радимичи, вятичи).
    Такое территориальное расположение обусловило основной вид трудовой деятельности славян. Главными занятиями восточных славян становятся земледелие и скотоводство. Славяне занимали определенную


    13

    часть поверхности равнины засевали, это продолжалось в течении 2-3 лет, после того как земля была полностью использована, племена переселялись на другю часть равнины. Еще одним видом земледелия была подсечно-огневая система, данный вид трудовой деятельности подразумевал под собой следующее: (выкорчевывались деревья, сжигались, а землю продолжали использовать до еѐ полного истощения, после чего вновь осваивались новые участки).
    Главным достижением этого периода можно считать совершенство скотоводства. После того, как человечество повсеместно стало использовать железо в своей деятельности, славяне придумывают плуг и соху, они стали использовать домашний скот в качестве тяговой силы, а это все повлияло на переход к более прогрессивному пашенному земледелию.
    Становление племенных славян в общей сложности зависило от ряда факторов, можно выделить несколько из них:


    1. Этническое однородство;




    1. Социальное однородство;




    1. Кровное родство;




    1. Территориальное родсво;




    1. Религиозно-культовое родство;


    Однако среди всего вышеперечисленного было и то, что объединяло все племена, несмотря на различные факторы. Это прежде всего значение религии в жизни славянской духовности.
    Как нам известно, основное религиозное верование славян это язычничество. Многобожье объяснялось тем, что славяне верили что у всех явлений происходящих вокруг них есть свое божество. Поэтому было принято, что каждый сезон года имеет своего покровителя, что каждое погодное явление, это проявление гнева или наоборот одобрения со стороны богов. Благодаря язычничеству славяне оставляют огромное культурное наследие не только для традиционной культуры, а и для мировой культуры в целом.


    14

    Главное достижение славянского народа, это наследие духовной культуры. Это проявляется в следующем, на своих первых этапах развития славянский фольклор пополняется сказками и былинами, которые дошли и до наших дней, с развитие скотоводства популяризуются обрядовые песни, так же сохранились загадки.
    Одно из главенствующих мест в славянском фольклоре принято выделить для легенд. Славянство славилось на сложение легенд, которые повествуют о богах. В основах таких легенд история появления божеств, его влияние на жизнь человека, проявление его гнева и радости, обряды позволяющие задобрить его и т.д.
    Так же славяне славились своим музыкальным фольклором. Славяни слогали песни на все события происходящие в их жизни. Как известно было много обрядовых песен, погребальных, свадебных, песен на рождение ребенка и т.д.
    Стоит упомянуть, что именно восточные славяне используют смычковые и струнные музыкальные инструменты. На их основе и зарождается широкое использования народного творчества в повседневной жизни. Все это повлияло, на то что не одно гуляние и пиршество не проходило без местных балагуров и весельчаков.
    Однако не одним духовным наследием славилось славянство, так же до наших дней дошло множество реликвий материальной культуры.
    Об умении и понимании чувства прекрасного говорит нам прежде всего наследие ювелирной работы славянского народа. Археологами и специалистами изучающих историю славянского народа удалось раздобыть множество фигур лошадей, выполненных из серебра, однако гривы их были выполнены из золота.
    Так же о высоком уровне мастерства говорят нам работы, мастеров кузнецкого дела. Зная, что основой религии славян было язычество, каждый из богов имел свой идол, которому поклонялись восточные славяне.



    15

    Идол, это было олицетворение одного из богов, к этому идолу принято было приносить жертвоприношения, проводить обряды и т.п.
    Так же славяне стали использовать свои художественные наклонности. Их рисунки становятся более красочные и акцентированные. Основные изображения славян принято считать изображения родного края. Но главным культурным наследием славян в художественной области принято считать, умение облагораживать хаты. Именно они стали расписывать внешние части стен и окон хат.
    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что языческая Русь


    • моменту созревания единого централизованного государства достигла высшего проявления духовной и материальной культуры в целом.


    Сознание восточных славян, главным образом состоит в колликтивной работе в рамках общины.
    Человеческое сознание восточных славян это прежде всего: зависимость человека от сил природы.
    По окончанию школьного периода и при переходе в высшее или средне-специальное учебное заведение, в жизни молодых людей происходят определенные изменения, как эмоционального состояния, так и биологического. В данный период происходит перелом сознания и переосмысление ценностей. Все это приводит к изменениям темперамента, характера и нрава представителей данной возрастной категории.
    Студенческой молодежью принято считать молодых людей возрастом от 17 до 25 лет. Данный возрастной отрезок принято делить на два периода:


    1. Юность (17 – 20 лет)




    1. Молодежь среднего возраста (21 – 25 лет)


    Рассмотрим более детально и углубленно каждый из периодов становления личности в студенческом возрасте.
    Юность – период развития и окончательный процесс формирования физического созревания человека. На данном этапе в жизни молодого человека или девушки в сознании происходят изменения, которые


    16

    предопределяют его неповторимость, желание не быть похожим на остальных , стать полноценной независимой личностью. Однако главным парадоксом данного возраста является то, что с пониманием собственной индивидуальности на эмоциональном уровне так же происходят изменения. Эти изменения приводят к рассуждениям о чувстве одиночества. Из этого всего следует необходимость постоянного общения со сверстниками и налаживания коммуникабельного контакта с окружающими. На данном этапе жизни человека общение приобретает максимально избирательный характер, представители этого возрастного периода могут частично или кардинально-полностью изменить круг общения. Главной отличительной чертой юношеского периода является чувственность к «внутренним» переживаниям, проблема их эмоционального состояния и психологические проблемы.
    Юношеский период более стабилен и уравновешенней подрасткового. На данном периоде в сознании человека происходят изменения, которые влияют на выбор будущего ремесла и формирования социальной картины мира.
    Уровень коллективной жизни у людей этого возраста, так же достигает пикового значения. Это происходит за счет того, что на данном моменте жизни и формирования личности, юношам и девушкам требуется не только личностное удовлетворение поставленных целей, а так же они в постоянном поиске одобрения их поступков обществом, что означает, повышается уровень социальной значимости, который в свою очередь стимулирует общественную деятельность.


      • период юности у молодежи интересы становятся более углубленными




    • сознательными. Из общеобразовательного интереса, как правило,


    проявляется более, точечный интерес к одной из сфер науки. Молодые люди этого возраста интересуются не только общими чертами увлекающий его сферы жизнедеятельности, его начинает волновать природа этого явления, его особенности, закономерности развития, теоретические аспекты и т.д.



    17

    Так же в юности можно заметить и значительные изменения на интеллектуальном уровне молодежи. В период от 17 до 20 лет, можно замечать активное развитие мышления личности. В этом возрасте молодые люди способны воспринимая информацию сразу выделять главное.
    Отличительной характеристикой юношеского периода является процесс формирования мировоззрения нравственных убеждений и внутреннего сознания в целом. Молодежь этого возрастного промежутка уже начинает не только понимать, но осознавать такие понятия как: «честь», «совесть», «долг», «достоинство».
    Период студенческой аудитории «молодежь среднего возраста» (21 – 25 лет) – это возрастной период молодежи, при котором она является главным образом объектом воздействия и влияния от представителей старшего поколения. На данном этапе жизни происходит активное заимствование жизненного опыта старшего поколения. Представители этой возрастной группы начинают исследовать мир взрослых взаимоотношений, как личных, так и социальных, производственных и т.д. Это период окончательного определения социального и личностного статуса, определение будущей профессиональной деятельности и начало обустройства зрелого окружающего мира. Принято считать, что студенты и молодежь этого периода обладает достаточно развитым интеллектом и физическими способностями. Молодежь среднего возраста уже знает свои права и обязанности, проявляет свои гражданские качества и окончательно занимает «свободные места» в современном социуме.
    Молодежь этого возраста в некоторых случаях, может смешивать некоторые понятия. Например, в отличие от юношества молодежь среднего возраста не стремиться проявить свою индивидуальность, их первостепенная цель стать полезным для общества, в некотором плане стать, как все. В данном случае, та юношеская индивидуальность воспринимается, как умение вести себя как все, быть похожим на среднестатистического успешного человека.

    18

    • данный период обращаясь к конкретно студентам, в их сознании происходят изменения, которые окончательно предопрелеляют человека, как социально значимый элемент. Студент возрастом от 21 до 25 лет, уже четко имеет свою позицию, которую он достигает во время обучения. На этом этапе у молодежи особо активна развита память и мышление. Основное что влияет на развитие именно этих областей сознания студента, это непосредственно образовательный процесс.


    А.Степанов и Ю.Кулюткин более подробно изучили этот феномен. Согласно из их следования, мы можем понять, что процесс особо развития памяти и мышления в данный возрастной период происходит за счет постоянного обучения и готовности студена к приему знаний. Подготовка к экзаменам и прочих нюансов образовательного процесса заставляют, активизировать эти спектры интеллектуальной деятельности даже в период окончательного созревания.
    Главным механизмом студенческого возраста можно считать, механизм социализации, во всех ее проявлениях. Т.е. усвоение социальной роли студента, механизм социального влияния преподавателей, как на студентов в первую очередь, но так же и на личность, механизм освоения социальной роли (специалиста – профессионала).
    Отличительная черта молодежи среднего возраста это прежде всего то, что они уже не так рассеянны, как в юношестве, но еще не достигли тех идеалов зрелого человека. Однако именно в этом возрасте наблюдается стремление человека познать азы того или иного ремесла, стремление к становлению человека как социального элемента общества. В этот период главными вопросами волнующие молодежь является их дальнейшая судьба как граждан, как социально значимого компонента. Молодежь именно на этом жизненном этапе ставит первостепенные задачи и цели, выполнение которых и определяет его дальнейший правовой статус.
    Молодежь среднего возраста, так же становится участником политических процессов. В этом возрасте наступает момент согласие или не


    19

    согласия с политическими режимами, появляются определенные лидеры, действия которых считаются правильными и наоборот. Студенты уже имеют право, как полноценные граждане проявлять свою гражданскую позицию, участвовать в выборах, озвучивать проблемы которые их волнуют.
    Основной проблемой молодых людей возрастом от 21 до 25 является профессиональная адаптация. Многие сталкиваются с тем, что за момент обучения теряется интерес к будущей профессии, или приходит понятие, что это «не для тебя». И в этот момент перед студентом стоит главный выбор, остаться в «профессии» или же сменить сферу деятельности.
    Проанализировав более углубленно 2 периода студенческой молодежи, можем выделить схожесть периодов. Главное, что объединяет эти жизненные этапы прежде всего общественная значимость. Как в юношестве, так и в среднем возрасте, молодежь стремиться занять свое место в обществе, быть общественно значимым. Так же к сходствам периодов можно отнести образовательный процесс, т.к. вступая в юношеском возрасте в образовательный процесс и завершая его уже в среднем возрасте, процесс образования является связующим звеном этих двух периодов.
    Главной отличительной чертой рассматриваемых, возрастных этапов является установка и постижение целей. Если в юношестве основной целью считается окончить период обучения, то в среднем возрасте основными целями можно считать это занятие определенного социального и правового статуса.
    Студенческие годы это прежде всего стремление осознанно, самостоятельно определиться с жизненными идеалами, определения комфортного стиля жизни, соответствующий условиям социализации.
    Проанализировав возрастные особенности студенческой молодежи, можно выделить особенности при постановке мероприятий для данной группы лиц. Из всего вышеперечисленного теоретического материала, становится понятно, что в этом возрастном периоде происходит переломный момент в сознании личности. Соответственно все это накладывает двойную

    20

    ответственность на режиссера при постановке мероприятия. Любое мероприятие, предназначенное на молодежную аудиторию должно быть содержательным, информативным и актуальным. Вопросы, поднимающиеся в ходе мероприятия, должны найти свои отголоски в сознании молодежи. Режиссеру, подготавливая свой материал, необходимо понимать, что данная возрастная группа, восприимчива к любой информации. Поэтому главное не только сама информация, а так же форма в которой она будет подана. И именно от формы будет зависеть понимание материала.


    21

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта