Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Механизмы сохранения и передачи традиционной культуры

  • 2.2 Режиссура фольклорно-этнографических праздников, как способ трансляции обрядовой культуры Восточных славян

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Трансляция обрядовой культуры восточных славян средствами фольклорно-этнических праздников.. краснодарский государственный институт культуры


    Скачать 1.21 Mb.
    Названиекраснодарский государственный институт культуры
    АнкорТрансляция обрядовой культуры восточных славян средствами фольклорно-этнических праздников
    Дата09.04.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGerasimenko.docx
    ТипДокументы
    #1047227
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    РАЗДЕЛ 2. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕНОЙ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

    2.1 Механизмы сохранения и передачи традиционной культуры
    Сохранения и передача традиционной культуры в современном обществе занимает особо значимую часть, в силу утраты моральных ценностей и устоев. Каждое из последующих поколений перестает ценить те моральные убеждения которые были во главе в прежние временя. Это можно объяснить утратой актуальности, однако это не освобождает современное поколение от памяти и сохранении ценностей предков.
    Само понятие «традиционная культура» трактуется современными исследователями по-разному. Наблюдается на равных употребление таких терминов, как :

    • «традиционная»;




    • «фольклорная»;




    • «народная»;




    • «архаическая»;




    • «крестьянская»;




    • «бытовая» культура;


    Традиционная культура, принято считать, что это сохранение не приходящих ценностей, а совершенствование уже устоявшихся в том или ином обществе.
    Традиция, как культурная единица, является одним из самых спорных понятий современной культурной практики. Одни современники говорят, о традиции, как о устаревшем понятии, который тормозит развитие

    22

    современного искусства, навязывая устои прошлого. Другие же
    исследователи в области культурологии, говорят о значимости традиций в современном культурном прогрессе. Они утверждают, что традиция это прежде всего идеалы, которые предопределили современное понимание творчества и его главные аспекты.


    • вопросах механизмов сохранения и передачи традиционной культуры выделяют такие особенности как, содержание культуры, и главный это способ коммуникации традиционных ценностей.


    Содержание культуры. Сохранение традиционной культуры в данном случае зависит, главным образом, от насыщенности культуры, еѐ наполненности и вызываемый интерес у будущих поколений. Т.е. главное в культурном наследии должно быть информативность, которая лаконично и кратко, а главным образом доступно доносит наследие предыдущих поколений.
    Способ коммуникации культурных ценностей. Выделяют три основных этапа в развитии коммуникаций:





    Вербальный;
    Письменный;


    • Печатный и электронный;


    Данные этапы указывают нам на разнообразие коммуникативных элементов, что означает на обширность влияния традиций на спектр жизнедеятельности человека.
    Становиться понятным, что сохранение традиционной культуры важная часть общественного сознания личности.
    Проведем сравнительный анализ и определим, какой из вариантов сохранения и трансляции традиционной культуры наиболее актуален в наше время.


    23

    Многие исследователи спорят о сохранении исконно печатного формата, так как убеждены в надежности этого формата трансляции традиционного культурного наследия.
    Другие же исследователи уверенны, что именно устное-народное творчество должно передаваться из уст в уста, так как в этом случае сохраняется колоритность и вся наполненность традиционной культуры.
    Письменный формат сохранения так же имеет право быть и равноценно существовать, однако в силу развитий технологий данный способ трансляции и сохранения традиционной культуры уходит на второй план.
    Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что традиционная культура, это прежде всего наследие, которое принадлежит конкретной этнической общине, является ее отличительной чертой и жизненный опыт, который предопределяется их мышлением и стилем жизни.
    Из вышеуказанных факторов сохранения и трансляции традиционной культуры можно понять, что каждый из предложенных факторов являютяся важными. Однако в современное время, которое диктует технический прогресс, оптимальным способом сохранения и трансляции информации является печатный формат. В силу прогрессивного развития, этот формат становиться более понятным для всех без исключения.


    24

    2.2 Режиссура фольклорно-этнографических праздников, как способ трансляции обрядовой культуры Восточных славян
    Одной из самых важных и значимых частью культуры народа является его фольклор. Он транслирует те ценности, которые были важны для народа


    • влияли на ход их жизни, так же народная культура задавала ориентиры в окружающем личность культурном пространстве.


    Следует рассматривать фольклор, не как сугубо личностные достижения, а как коллективную культурно-творческую деятельность целого народа. Этот факт подтверждается большим количеством «народной поэзии»:







    Песни;






    Частушки;











    Сказки;











    Эпос;











    Байки;











    Легенды;











    Притчи;











    Народная музыка:

     Песни;


    • Инструментальные наигрыши и пьесы;




    • современной режиссерской практике возникает ряд проблем, при организации досуга с фольклорно-этнографическим материалом. Одной из главных проблем является размытие границ в понимании основы обрядово-


    культурное наполненность мероприятия. Всѐ это повлияло на серьезные изменения в системе празднично-обрядовой культуры, т.е. обрядовое действо, лишилось самого главного сакрального смысла – обряд, а приобрело более развлекательный и зрелищный характер действа. Однако для


    25

    современной постановочной группы, это является огромным бонусом. Современные массовые театрализованные мероприятия
    по своей сути направлены на удивление зрителя, при всѐм этом празднично-обрядовая культура способствует достижению нужного отклика зрителя за счет своего колорита.
    Подходя к выбору материала для постановки фольклорно-этнографических праздников, следует учитывать следующие моменты: значение праздника, его предысторию, сущность и место в духовных ценностях народа. Для современного зрителя, вопросы поднимаемые в ходе мероприятия должны быть актуальными на сегодняшний день , что бы, найти нужный отклик, закладываемый изначально в суть мероприятия режиссером.
    Культурное наследие фольклорного материала Восточных славян, достаточно богато и значимо в культурно-просветительском понимании «культуры». Это наследие даѐт волю в выборе проблематики и поиску сравнительно похожих проблем Восточных славян и современного зрителя. Широта данного выбора позволяет в освоение такого метода реконструкции традиционной народной культуры, как наблюдательный метод исследования. Т.е. благодаря усилиям постановочной группы, современному человеку, в интересующей его форме демонстрируется материал духовного наследия его прародителей
    Так же, при постановке этнографических праздников, не стоит забывать


    • главной функции обрядовой культуры, поучительной. Данная функция на ярко выраженных примерах из сказок, баллад, былин, указывает на вопросы которые имеют актуальность в общественном сознании, того или иного времени. Так же фольклорные и народные традиции, позволяют более


    свободное и раскрепощѐнное вхождение зрителя, в праздничное
    пространство, активно вовлекая, его в игровую программу и делает непосредственным участником действа в целом. Как известно все достижения духовной культуры, были и есть, направленны на просветительский уровень понимания проблематики жизненно важных


    26

    вопросов. В разные времена народ волновали разные проблемы, с которыми они сталкивались на своем жизненном пути. На первых стадиях становления культуры славян волновали такие вопросы как: где расположиться, как облагородить свое жилище и т.д. Все это наложило свой отпечаток на бытовые ценности, которые увековечили Восточные славяне в своем устном-народном творчестве. Для режиссера это дает в первую очередь понимание менталитета народа и его отношения внутри своего общества и окружающей средой в целом. При постановке, это позволяет нам понять особенности поведенческой деятельности и расставлению приоритетов представителей той или иной народности.
    При подготовке фольклорно-этнографического праздника, или как принято говорить «народное гуляние», необходимо учитывать ожидание зрителя от будущего мероприятия. Идя на массовое народное гуляние, современный зритель ожидает увидеть традиционное народное гуляние, которое будет сопровождаться традиционными народными персонажами, традиционной песни, которое в лучшем случае будет сопровождаться живой, народной, инструментальной музыкой. В сумме все это дает полное погружения зрителя в атмосферу того времени, позволяет проникнуться проблемами той временной ветви, забыть о насущных тревогах и полностью прочувствовать ту внутреннюю связь и принадлежность к определенной этнической группе.
    Так же не стоит забывать, о стимуляции зрителя как участника действия. Это может проявляться во влечении зрителя в инсценировки обрядовых действ, во влечение его в народные забавы, поощрения его заинтересованности традиционными подарками и сюрпризами.
    Стоит отметить, что любое народное гуляние, приуроченное к одному из народных праздников, волей не волей, становится тематическим мероприятием. Данный формат театрализации задаѐт вектор развития событий в том или ином направлении, в зависимости от назначения праздника и его сути в традиционной народно-культурной традиции.

    27

    Политика нашего времени диктует потребность возрождении духовных ценностей и пропаганду народного творчества и наследия наших предков. Следовательно, режиссер, берущий на себя ответственность за постановку фольклорного праздника, должен просчитать все моменты до мелочей. Т.е. режиссѐр должен обратить внимание не только на главенствующие факторы выбора мероприятия, но и на второстепенные в том числе. Например, при выборе этнографического материала следует учитывать особенности региона, в котором будет поставлено будущее мероприятие.
    Так же при постановке мероприятий фольклорного цикла, не стоит забывать, о том, что фольклор это, прежде всего отображение общественно бытовой жизнедеятельности наших предков. Режиссѐрская группа в ходе мероприятия должна демонстрировать не только достояние творчества народа, но и его отражения трудовой деятельности, значения в жизни народа природы, верования и религии.
    Однако при постановке фольклорно-этнографических праздников, задача режиссѐра, если можно так сказать, упрощается. Упрощение происходит за счѐт следующих типов активизации аудитории массовых народных гуляниях. Данные типы активизации основываются на сложившихся народных традициях, которые пришлись по душе и современному зрителю:






    Костюмированние участников;






    Коллективная импровизация;











    Ритуальное действо.











    Рассмотрим каждый из составляющих компонентов в отдельности и более детально.
    Костюмированние участников. Данный тип активизации аудитории выступает в роли защитной оболочки за счет наличия костюма или его элемента зритель чувствует свободу действий и становится более раскрепощен. Так же данный тип активизации позволяет зрителю стать не



    28

    только участником действа, а так же демонстрирует ему достижения народного творчества проявляемой в традиционном костюме.
    Коллективная импровизация. Это спонтанное реакция человека на художественное произведение, или конкретное отмеченное событие которое выражается в хоровом пении, общих танцев и т.д. Данная импровизация позволяет зрителю повлиять на ход мероприятия и продемонстрировать отношения зрителя к тому или иному событию.
    Ритуальное действие. Здесь главным является структурный элемент театрализации празднично-обрядового действия – это ритуал. Зрителя всегда привлекало таинственное, ранее не изведанное, пугающего осознание, но очень привлекающее сознание действо. Ритуал в данном случае выступает в роли проявления одной из нестандартных форм активизации зрительского внимания. Ритуальные элементы оказывают магнетическое привлечение внимания современного зрителя, например такие элементы, как: знаки и символы, амулеты, обереги, тотемы и прочее.
    Таким образом, всѐ выше перечисленное даѐт нам возможность делать вывод, что режиссура фольклорно-этнографических праздников является одним из важнейших способов трансляции культуры восточных славян. За счѐт умения режиссѐра и его постановочной группы использовать фольклорно-этнографическое наследие Восточных славян, материал доносится до зрителя в простой и доступной форме, но в тоже время имеет поучительный характер мероприятия.


    29

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Наследие восточных славян имеет большое культурное наследие, как для мирового культурного процесса, так и для представителей данной этнографической группы. Обрядово-ритуальная система проведения славянских мероприятий уже занимает значимую часть в современном режиссерском сознании. Зритель так же тепло принимает мероприятия фольклорного цикла, наряду с современными мероприятиями, ничуть не уступая по зрелищности.





    1. Культура восточных славян, имеет огромное значение в современном культурном процессе, так как помогает сохранить нить связывающие поколения, сохраняет духовное и материальное наследие,


    которое помогает изучать и интересоваться культурной историей наших предков.


      1. Главными механизмами сохранения и трансляции традиционной культуры восточных славян, по праву считаются такие формы передачи информации как устное-народное творчество (передача фольклорного материала из уст в уста); письменная форма, которая сохранила многие элементы традиционной культуры недоступные сейчас; печатная форма трансляции, ныне наиболее распространѐнная, в силу своей всеобщей доступностью и предпочтительностью в использовании.




      1. Главной особенностью и достижением восточных славян принято считать их трепетное отношение к фольклору. Благодаря такому отношению




    • народному творчеству, прежде всего от народа, традиционная культура славян стала основой и для нынешней культуры общества.




      1. К духовным ценностям восточных славян можно отнести их устный материал (сказки, байки, песни, загадки и другие достижения устного-народного творчества); к наследиям материальной культуры

    30

    отнесем: ювелирные украшения, предметы бытового использования, народные инструменты и прочее).


    • ходе работы были использованы научные работы исследователей из сферы культурологии, этнографии и социологии: Барановой О. Г., Власовой Г. И., Воропая О., Лазаревой Л. Н., Литвиновой Н В. и др.


    31

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-
    семантический анализ восточнославянских обрядов: монография /
    А. К. Байбурин. – СПб. : Наука, 1993. – 240 с.


    1. Воропай, О. Обычаи нашего народа: В 2 т. / О. Воропай. – К. : Обереги, 1995.


    – Т. 1. – 230 с.


    1. Генкин, Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. – М. : Просвещение, 1975.


    – 140 с.


    1. Городнова, И. Фольклор – это особое искусство, которое позволяет выпевать душу свою. [Электронный ресурс] / И. Городнова. – Режим доступа: http://cheldiplom.ru/text/ charisma/16832.html




    1. Гуд, П. А. Народные традиции в современной праздничной культуре Беларуси // Вестник ЧГАКИ. 2008. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-traditsii-v-sovremennoy-prazdnichnoy-kulture-belarusi




    1. Донская, Т. К., Голиусова, И. В. Выразительные средства театрализованных представлений и праздников и их воздействие на зрителей // Наука.


    Искусство. Культура. 2015. №4 (8). URL:
    https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnye-sredstva-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov-i-ih-vozdeystvie-na-zriteley


    1. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников : учебник / Л. Н. Лазарева. –


    Челябинск : ЧГАКИ, 2010. – 251 с.


    1. Литвинова, М. В. Массовые праздники и зрелища в современном культурно-идеологическом пространстве / М. В. Литвинова // Личность. Культура. Общество. – 2007. – № 2 (36). – С. 262 – 271




    1. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования / А. И. Мазаева. – М. : Наука, 1978. – 392 с.


    32

    1. Народный календарь: Праздники, приметы и обычаи от Руси до России /


    Сост. А. А. Проскурин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 192 с.


    1. Науменко, Г. М. Праздники в народных традициях / Г. М. Науменко. // Молодѐжная эстрада: муз. альманах, вып. 11. – М., 2004. – С. 7.




    1. Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей




    • современном обществе : сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф.(с международным участием). – 1-2 апреля 2010 г. / науч. ред. А. С. Каргин. – Орѐл : Орловский гос. ин-т искусств и культуры; ООО


    «Горизонт», 2010.


    1. Руднев, В. А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе / В. А. Руднев. – М. : Профиздат, 1984. – 158 с.




    1. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб. : Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.




    1. Семенова, М. Быт и верования древних славян / Семенова М. – СПб. :


    Азбука, 2000. – 556 с.


    1. Современный праздник Ивана Купала: гармония древних традиций и прогресса. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/ru/photo/sovremennyy-prazdnik-ivana-kupalagarmoniya-drevnih-tradiciy-i-progressa.html.




    1. Соколова, В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX–XX в / В. К. Соколова. – М. : Наука, 1979. – 286 с.




    1. Театрализованные представления и праздники в контексте современных тенденций развития культуры : Материалы Международной научно-практической конференции, посвящѐнной 40-летию кафедры режиссуры


    театрализованных представлений и праздников Хабаровского государственного института культуры (6 – 7 апреля 2016 г., г. Хабаровск) / сост. Е. Н. Лунегова. – Хабаровск : ФГБОУ ВО «ХГИК», 2016. – 175 с.

    33


    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта