Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Внеклассное чтение на уроках литературы

  • Глава 2. Планирование системы уроков внеклассного чтения в старших классах

  • 2.1 Основные требования к урокам внеклассного чтения

  • Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • Задачи уроков внеклассного чтения 7-9 классы

  • Требования к урокам внеклассного чтения

  • 2.2 Система уроков внеклассного чтения в старших классах

  • Урок внеклассного чтения

  • курсавая работа. Дадахонов курсавая. Система уроков по внеклассному чтению в старших классах


    Скачать 68.49 Kb.
    НазваниеСистема уроков по внеклассному чтению в старших классах
    Анкоркурсавая работа
    Дата14.08.2022
    Размер68.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДадахонов курсавая.docx
    ТипКурсовая
    #645388
    страница2 из 3
    1   2   3

    1 https://pedlib.ru/Books/2/0497/2_0497-301.shtml/ Проблемы социологии и психологии чтения. М. 1975 г. Стр 40


    2 https://pedlib.ru/Books/2/0497/2_0497-301.shtml/ Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев, 1974.- С.206
    основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.

    Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».

    Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

    Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор о героическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды о благородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков.

    Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

    Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.

    1.3 Внеклассное чтение на уроках литературы

    Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений».

    Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

    Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

    Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

    В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

    Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

    На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

    На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

    На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

    Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

    Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

    Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

    Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

    Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

    Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе.

    Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой».

    Выводы.

    Таким образом, уроки внеклассного чтения, отвечая всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литера­туры, вместе с тем имеют свои отличительные черты — большую свободу выбора произведений, известную праздничность, и вместе с тем эти уроки должны быть внутренне связаны не только друг с другом, но и с произведениями, изучаемыми по программе Знание отличительных особенностей уроков вне­классного чтения помогает учителю правильно их спланировать и хорошо провести.

    Глава 2. Планирование системы уроков внеклассного

    чтения в старших классах

    Русская классическая литература с ее извечными вопросами нравственного поиска, выбора пути все более и более отдаляется от нас. Отдаляется, к сожалению, не только во времени. Современная молодежь практически не воспринимает идеалы прошлого, считая их устаревшими, не подходящими к сегодняшней жизни.

    Перед учителем-словесником сегодня стоят сложнейшие задачи, связанные с поиском произведений в современной литературе, которые бы отвечали требованиям воспитания современной молодежи.

    По-прежнему во главу угла ставятся такие нравственные проблемы, как отношение к добру и злу, к жизни и смерти, взаимоотношения человека и общества, любовь, дружба и др. В современном обществе эти проблемы приобрели иное звучание. Изменился человек, изменились его взгляды. Он становится все более прагматичным, черствеет душой. Люди отдаляются друг от друга, замыкаются в себе. Как вернуть человеку утраченную надежду, как заставить вновь поверить в идеал? Да, спасти нас может только литература. В который раз огромный человеческий опыт, спрессованный в страницах литературных произведений, укажет верный путь.

    Современная русская литература сложная, многоликая, подчас отталкивающая, но при том сохранившая верность традициям прошлой литературы – интерес к человеку, к его душе.

    Из всего многообразия произведений русской литературы мы остановились на следующих: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…», В.Распутин «Женский разговор», Л.Бородин «Ловушка для Адама», В.Пелевин «Хрустальный мир», В.Астафьев «Ельчик-бельчик».

    2.1 Основные требования к урокам внеклассного чтения

    При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

    - разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

    - тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

    - сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

    - чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

    - систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

    Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

    Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

    2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

    3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

    Задачи уроков внеклассного чтения 7-9 классы

    Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике .

    Требования к урокам внеклассного чтения

    1. Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.

    2. В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.

    3. Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)

    4. За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.

    5. Чаще проводите игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.

    6. Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.

    7. На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для зрителей.

    8. Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.

    9. Сотворчество, содружество. Учащиеся – это творцы урока .


    2.2 Система уроков внеклассного чтения в старших классах

    Возможности уроков внеклассного чтения чрезвычайно велики. Они готовят учащихся к самостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческие способности.

    Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассных занятий на основе проблемно-тематического принципа.

    Уроки внеклассного чтения в 5-9 классах можно провести по темам:

    1. Устное народное творчество и мифы Древней Греции. (старших кл.)

    2. Дети и взрослые. Тема детства в творчестве писателей XIX – XX в.(8-9кл.)

    3. Боль за все живое. Тема милосердия в русской литературе. (старших кл.)

    4. Зарубежная литература XIX-XX в. (8-9кл.)


    8 класс

    Примерный срок проведения

    Предшествующий

    программный материал

    Урок внеклассного чтения

    Сентябрь

    1ч.

    Устное народное творчество. Былины.

    Пословицы и поговорки

    Урок-игра по устному народному творчеству. (см. приложение)

    Октябрь

    1ч.

    Древнерусская литература “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

    Урок-рекомендация


    • Моление Даниилы Заточника.

    • Повесть о Шемякином суде.

    Ноябрь

    2ч.


    Русские писатели XIX в.

    А. С. Пушкин

    “Полтава”.

    “Медный всадник”.

    “Борис Годунов”.

    (читать без сокращений)

    Урок-исследование по произведениям А. С. Пушкина

    “Медный всадник”

    “Борис Годунов”

    “Полтава”

    Игра (см. приложение)

    Январь

    1ч.

    Н. В. Гоголь

    “Тарас Бульба”.

    Н. В. Гоголь. Сопоставительный анализ повестей “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

    Февраль

    1ч.

    М. Е. Салтыков-Щедрин

    Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

    М. Е. Салтыков-Щедрин Урок-исследование. Сатира и гротеск в сказке “Дикий помещик”.


    Март


    Л. Н. Толстой


    “Детство”.

    “Счастливая, невозвратимая пора детства…” Научная конференция по теме “Детство в творчестве писателей XIX и XX в. ” План : (см. приложение)

    Март-апрель

    2ч.

    М. Горький

    “Детство”.

    “Но вырастет он - если богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему.”

    Урок – анализ по рассказам


    Л. Андреева “Ангелочек”, “Петька на даче”, “Гостинец”, “Алеша- дурачок.”

    Апрель

    1ч.

    М. Горький

    “Легенда о Данко”.

    А. Грин “Алые паруса”. “Нет сказки причудливее, чем сама жизнь”.

    Апрель-май

    1ч.

    Л. Андреев

    “Кусака”.

    “Добро мертво без боли, выстраданное дороже и крепче”. Урок-анализ по произведениям Петра Краснова “Шатохи” из сб. “По причине души”. и Троепольского “Белый Бим, Черное Ухо”.

    1   2   3


    написать администратору сайта