Сквозные темы в преподавании литературы. Лекция Сквозные темы в преподавании литературы. Системы ориентации учащихся в золотом фонде мировой литературы, как классической, так и современной. Вот такой своеобразной системой ориентации и может быть система сквозных тем
Скачать 18.92 Kb.
|
«Подобное познается подобным», - гласит старинное дидактическое правило. Следовательно, в ходе изучения художественного произведения нельзя не учитывать его органическую природу, тематику и проблематику, его связь с другими произведениями подобной тематики и проблематики, влияющей на формирование собственного опыта учащихся, формирование их мировоззрения. Преодоление разрыва между разумом и чувством, между знаниями, умениями и убеждениями есть основная цель комплексного подхода к обучению и воспитанию вообще, и литературному образованию учащихся в частности. Именно этот момент подчеркивал Е.В. Квятковский, когда указывал на ощутимый разрыв между тем, что литература может дать ученику, и тем, что ученик хочет и реально в состоянии взять у нее. Из всего этого органически вытекает необходимость отражения в содержании литературного образования системы ориентации учащихся в «золотом фонде» мировой литературы, как классической, так и современной. Вот такой своеобразной системой ориентации и может быть система «сквозных» тем в школьном курсе литературы. Воспитание личности через воспитание квалифицированного читателя – такова основная задача учителя литературы в настоящее время. Как утверждают многие известные методисты (О.Ю.Богданова, В.Г. Маранцман, Н.Д. Тамарченко, Е.А. Пасичник, Л.Ф. Мирошниченко и др.) этот процесс должен происходить постоянно, непрерывно, образуя определенную систему в течение всего школьного курса обучения. Только тогда возможен успех. В связи с этим и возникает необходимость совершенствования методики преподавания литературы в целом и в частности поиска новых методических приемов и форм анализа художественного текста, направленных на преодоление «разорванности» в восприятии литературы, построении системы уроков, помогающих проследить духовное взросление учеников в течение всех школьных лет при помощи «сквозных» тем в преподавании литературы. «Сквозная» (другое название «взрослеющая») тема – это тема, проходящая через весь курс литературы с 5 по 11 класс. (Например, «Духовный опыт детства», «Воспитание духовных ценностей через неразрывную связь человека с природой», «Воспитание духовных ценностей через библейские образы в литературе», «Живой мир человеческой души и мир приключений» и т.д.) Преодоление разрыва между разумом и чувством, между знаниями, умениями и убеждениями есть основная цель комплексного подхода к обучению и воспитанию вообще, и литературному образованию учащихся в частности. Именно этот момент подчеркивал Е.В. Квятковский, когда указывал на ощутимый разрыв между тем, что литература может дать ученику, и тем, что ученик хочет и реально в состоянии взять у нее. Из всего этого органически вытекает необходимость отражения в содержании литературного образования системы ориентации учащихся в «золотом фонде» мировой литературы, как классической, так и текущей. Вот такой своеобразной системой ориентации и может быть система «сквозных» тем в школьном курсе литературы. Если отталкиваться от семантики слова «сквозной» – проходящий насквозь, от одного края до другого с выходом наружу, то мы видим, что уже в самом значении этого слова заключена возможность проследить изменения, происходящие с объектом от начала до конца. Именно такие темы дают возможность опереться на живые впечатления детей, их эмоциональный и поведенческий опыт, инициировать учеников, создать условия их духовного роста и проследить этапы этого роста, раскрыть живые связи жизни и искусства, а также быть своеобразным компасом, ориентиром, позволяющим ученикам не затеряться в огромном пространстве, именуемом литературой. Таким образом, необходимость создания системы преподавания «сквозных» тем в процессе изучения литературы вызвана современным состоянием формирования квалифицированного читателя и потребностью в усовершенствовании методического обеспечения для решения этой проблемы. Само понятие «сквозных» тем не ново для литературоведения. Так как одним из мощных источников тематики произведений является сама литература, то существуют так называемые «вечные темы», наряду с «вечными образами», «бродячими сюжетами» и т.д. Из «вечных», «национальных», «исторических», «внутрилитературных» появляется общее название – «сквозные» темы, т.е. проходящие через определенные литературные пласты, эпохи, времена и зачастую объединяющие их. В литературоведении определяют «Сквозные» темы в произведениях различных авторов, которые выявляются путем сопоставления произведений нескольких авторов одной или разных эпох, при этом исследователю необходимо иметь достаточное представление о литературном процессе в целом и месте и роли в нем исследуемых авторов. Например, «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова», «Образ родины в лирике серебряного века», «Тема любви в произведениях Стендаля, Флобера, Бальзака» и т.д. «Сквозные» темы в творчестве одного автора, в этом случае отправной точкой должно быть представление о мировоззрении автора, эволюции его творчества, понимание своеобразия его стиля: «Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина», «Философия природы в творчестве П. Верлена» и т.д. «Сквозная» тема в одном произведении – пронизывает произведение от начала до конца: «Тема любви и самопожертвования в повести Куприна «Олеся», «Высшие ценности человеческой жизни в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и т.д. Так как понятие “сквозных” тем, проблем, персонажей и образов не ново для теории литературы, следовательно, не может оно быть новым и для методики преподавания. В разное время касались этой проблемы такие ученые, как В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, А.С. Дорошкевич, С.И. Абакумов, Н.М. Соколов, М.А. Рыбникова, А.П. Малинин, В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев. Определенное внимание преподаванию «сквозных» тем уделяли также В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова, Н.Д. Тамарченко, И.И. Аркин, Л.Ф. Мирошниченко и др. Важнейшими принципами, позволяющими строить систему «сквозных» тем являются принципы систематичности и последовательности, а также прочности в овладении знаний, умений и навыков, хотя, в той или иной мере, используются и остальные общедидактические принципы. Принцип концептуальностиполучает свое реальное воплощение в системе организации преподавания «сквозных» тем как бы по горизонтали – в пределах одного класса, а принцип системности – в системе организации как бы вертикальных связей «сквозных» тем на протяжении ряда лет. Так сквозной идеей, концепцией курса литературы 9 класса является проблема: «Человек и идеалы гуманизма, добра, чести и достоинства. Поиски справедливости и свободы». В 10-м классе к этой проблеме в качестве «сквозной» еще добавляется и проблема «Красоты и уродства человеческой души в жизни». Основной пафос учебного курса по зарубежной литературе в 11 классе – это «Любовь правит миром», хотя не утрачивают своей актуальности и предыдущие темы. В 5-8 классах можно также проследить общие концепции курсов. Так в 5 классе это темы «Духовный опыт детства» и «Воспитание духовных ценностей через неразрывную связь человека и природы», в 6-м – «Мифы и героический эпос народов мира», а также «Живой мир человеческой души и мир приключений», в 7 классе достаточно тяжело выделить какую-то одну «сквозную» тему, т.к. их здесь несколько: «История в гостях у литературы», «Вечный свет библейских истин», «Средствами сатиры и иронии». В 8-м классе это опять «Человек и природа», появляется тема любви, а также тема, которая станет основной в 9-м классе – «Человек и идеалы гуманизма, добра, справедливости». Принцип концептуальности предполагает группировку содержания литературного курса вокруг основной для данного класса идеи, проблемы, темы. В каждом классе определен проблемный лейтмотив курса: 5 класс – «Красота сердца человека в поступках.», 6 – «Человек и мир», 7 – «Утверждение романтического идеала», 8 – «Благородство души человека». Задача соединения содержания , восприятия и анализа литературных произведений в общую картину литературы, объединения их единой системой, принципов и идей обусловливает необходимость последовательного осуществления в школьном литературном образовании принципа системности знаний, умений и навыков, призванного обеспечить полноту и системность знаний об основных писателях зарубежной литературы (сквозная тема «Писатель в школе»), об основных родах и жанрах литературы (сквозные теоретико-литературные темы), а также полноту и системность представлений учащихся в отношении важнейших нравственных, гражданских, эстетических тем и проблем, раскрытых литературой. Принцип системности предполагает, во-первых, эффективное овладение учащимися на уровне развитых умений и навыков системой анализа художественных произведений в их жанрово-родовой специфике, в единстве содержания и формы, а также обоснованной оценки самостоятельно прочитанного. Во-вторых, связан со способностью учителя видеть диалогичность мировой литературы, а в национальной литературе всегда ощущать тот диалог писательских поколений, литературных направлений и индивидуальных стилей писателей- классиков. Отсюда «сквозные» темы уроков. В таком представлении литература не распадается на ряд имен и отдельных произведений, а становится целостным достоянием ученика, основой его ценностных ориентаций, приобщает его к мировой культуре. Таким образом, сквозные темы и проблемы должны, на наш взгляд, пронизывать всю программу по литературе и содержание самостоятельного чтения, связывая воедино содержание литературного образования, организуя его вокруг своеобразных идейно-эстетических «стержней». Эти темы и проблемы могут быть различного уровня, разной степени обобщенности, разной, если так можно выразиться, пространственно-временной протяженности. Кроме того, при итоговом повторении курса «Литература» в 11 классе принято углубленное, но, естественно, сокращенное повторение материала в той же хронологической последовательности и в том же тематическом оформлении, как он изучался. Опыт показывает, что развитие обобщающих, сопоставительных и оценочных способностей учащихся происходит гораздо эффективнее, когда повторение идет не по теме «Пушкин», «Лермонтов» и т.д., а когда ученики должны реально сопоставлять, обобщать и оценивать уже известный им материал, когда он сгруппирован в сквозных обобщенных темах, например, «Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Бодлера, Маяковского» В этом случае можно особенно наглядно увидеть наличие и уровень развития опорных, фундаментальных знаний и обобщенных умений и навыков. |