Главная страница

Sittlichkeit


Скачать 24.52 Kb.
НазваниеSittlichkeit
Дата21.10.2019
Размер24.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkollokvium_1.docx
ТипДокументы
#91252

  1. Объясните выражения Канта «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности», «выбирая себя, мы выбираем всех людей». Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?

  2. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». Мораль как особая форма регуляции общественных отношений.

Этика (от греч. ἦθος – обычай, нрав) — раздел философии, изучающий человеческое поведение и совместную жизнь людей в аспекте их обусловленности законами свободы; наука о морали; как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. Однако Цицерон в 1 книге сочинения «О судьбе» с прямой ссылкой на Аристотеля переводит на латинский язык греческое понятие ἠθικός словом moralis, в частности, используя его в словосочетании «моральная философия». Впоследствии от прилагательного «моральный» было образовано понятие moralitas (мораль), которое является латинским эквивалентом греческого термина «этика». Учебно-академическая традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) ее предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение жестко не закрепилось; например, в русском языке слова «этика», «мораль», «нравственность» остаются взаимозаменяемыми. Интересно, что ученым удалось на основании изучении исторических документов установить, что в этический тезаурус русского языка формировался на протяжении всего XVIII века. Кроме того, хотя во многих европейских языках сосуществуют такие понятия «этика» и «мораль»; однако, в немецком, например, существует еще и термин собственно германского происхождения и обобщающий определенную действительность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми — Sittlichkeit — который можно найти уже в словарях XVI века.

Мораль как форма регуляции поведения человека. Мораль (лат. moralis - нравственный, mores - обычаи, нравы, поведение) - специфический способ нормативной регуляции пове­дения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармониза­ции интересов индивида и общества. Требования, правила и оцен­ки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обес­печить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с дру­гом и с интересами общества в целом. В качестве синонима понятия морали часто употребляется по­нятие нравственности. Между феноменами, зафиксированными в содержании данных понятий, существует внутренняя связь: мо­ральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем необходимо учитывать, что под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-дол­жного). Понятие нравственности включает совокупность реаль­ных практических норм поведения человека в конкретных жиз­ненных ситуациях (сфера сущего). Мораль - сложное системное образование. Ее основные струк­турные элементы - моральные нормы («не лги», «не прелюбодей­ствуй», «почитай старших» и т. п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-пси­хологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Важнейшими чертами, выражающими специфику морально­го регулирования поведения человека, являются: 1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением обществен­ного мнения); 2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключе­ния сферы человеческой жизнедеятельности); 3) императив­ность (требования морали апеллируют не к внешней целесообраз­ности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловно­го повеления); 4) кроме того, мораль - сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности. Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и со­держание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху оп­ределяется многими факторами: типом материально-производ­ственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуля­ции, средствами коммуникации и т. д. Однако, чтобы зафиксировать эти трансформации ценностно-нормативной структуры морали, не­обходимо сопоставить сравнительно длительные этапы эволюции об­щества. Существуют следующие основные теории происхождения морали: естественно-историческая, религиозная, априорно ценнос­тная. Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой. Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общес­твенных отношений людей, средством духовно-персонального са­моопределения личности, атрибутивной характеристикой соци­ального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее мо­ральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа. К основным социальным функциям морали относятся:

оценочная (проявляется в стремлении морали придать пов­седневному человеческому бытию высший смысл);

  • императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

  • воспитательная (создает условия для самосовершенствова­ния личности);

  • коммуникативная (формирует в каждом человеке способ­ность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

  • гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

  • познавательная (обеспечивает человеку возможность позна­ния мира и смысла человеческого существования).




  1. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики).

Под таким фундаментальным понятием, как свобода, в этике понимается, в первую очередь, свобода воли. Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из определенной свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода нуждается в категоризации (в рамках того или иного этического учения), чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они сами делают и позволяют делать другим.
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, причинности, судьбы и т.п.). В античности речь шла прежде всего о свободе и судьбе (у Сократа и Платона), затем о свободе от политического деспотизма (Аристотель, Эпикур) и о бедствиях человеческого существования (Эпикур, стоики, неоплатоники).


  1. Этика И.Канта. Понятие категорического императива. Принцип автономии морали.

Иммануил Кант (1724—1804) сделал важный вклад в этическую теорию, предложив в своих работах разработанную этику долга. Его собственно этическое учение исходит из того, что, хотя разум не способен понять предметы чисто априорно, то есть без опыта, однако он может определять волю человека и его практическое поведение. При этом оказывается, что по своему «эмпирическому» характеру (как личность) человек стоит ниже законов природы, находится под влиянием внешних сил, законов природы, короче, человек детерминирован и несвободен. Согласно своему «познающему» характеру (как индивидуальность) он свободен и следует только своему практическому разуму. Закон морали, которому он при этом следует, — это категорический императив; иначе говоря, важно не стремление к счастью, направленное на достижение внешних благ, не любовь или симпатия делают поступок моральным, а одно только уважение морального закона и следование долгу. Такая этика долга дает не теоретическую, а практическую уверенность в свободе морального поступка, в бессмертии морально поступающего лица, поскольку в этой жизни он не имеет права на вознаграждение за свою моральность, дает уверенность в Боге как гаранте моральности и награды за нее. Эти три убеждения Кант называет «практическими постулатами» Бога, свободы и бессмертия.

Учение о категорическом императиве (непреложном нравственном законе) нередко расценивается учеными как сердце кантовской этики.] Самая известная формулировка его: «Всегда поступай так, чтобы максима твоей воли в любой момент могла стать основой всеобщего законодательства». Под максимой понимается принцип, согласно которому человек совершает поступок. Тот или иной моральный поступок всегда следует рассматривать как всеобщий, или как такой закон, по которому будут жить все люди. Например, если мы утверждаем, что лгать нельзя, то из этого следует, что лгать нельзя ни при каких обстоятельствах; значит, такое распространенное понятие как «ложь во спасение» несостоятельно, и на вопрос, например, преступника о том, действительно ли у вас в доме укрылся ваш друг, необходимо отвечать правду и только правду.

Существует еще две формулировки категорического императива. Моральность независима ни от внешней, эмпирической цели, следует признать, что единственной разумной целью морали может быть только сама нравственная личность. Поэтому вторая его формулировка такова: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Поступая так, мы сами возвышаемся до морального существа и другого воспринимаем как носителя автономной воли. Наконец, третьей формулировкой категорического императива является утверждение о том, что идея воли каждого разумного существа понимается относится к воле, устанавливающей всеобщие законы. Иными словами, мы сами исполняем категорический императив, и делаем это добровольно. Иначе говоря, этим тезисом Кант поясняет, что означает положение об автономии воли; вот его слова: «В личности нет ничего возвышенного, поскольку она подчиняется моральному закону, но в ней есть нечто возвышенное, поскольку она устанавливает этот закон и только потому ему подчиняется».

  1. Утилитаристская этика (И.Бентам, Д С Милль). Какие выражения были выдвинуты против утилитаризма? В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?

  2. Моральный нигилизм Ф.Ницше. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания? В чем заключается сущность истинной морали по Ницше? Два типа морали по Ф.Ницше.

Ницше утверждает, что существует два основных вида морали: «мораль господ» и «мораль рабов». Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как мораль господина подразумевает наличие у него гордости, силы и благородства. Мораль господ даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими или плохими были последствия для того, кто их совершил. Рабская мораль, напротив, оценивает поступки согласно добрым или злым намерениям. Мораль господ и мораль рабов не принимают во внимание человеческие эмоции.

Ницше утверждал, что мораль неотделима от формирования определенного вида человеческой культуры. Язык культуры, её коды и практики, культурный опыт и институции происходят от борьбы этих двух нравственных структур.

Мораль господ. Ницше определяет мораль господ как мораль людей сильной воли. Он критикует такую точку зрения, которую отождествляет с современной ему английской философией, согласно которой хорошо всё то, что полезно, а плохое есть всё, что вредно. Ницше утверждает, что данное представление не принимает во внимание истоки своих же ценностей и основывается исключительно на некритическом принятии привычки: что полезно, всегда определяется как нечто хорошее, следовательно, полезность добра является ценностью. В доисторическом обществе по мнению философа, «ценность или отсутствие ценности действия вытекало из его последствий», и, в конечном счёте, «нет моральных явлений, есть только моральные интерпретации явлений». Для сильного духом человека, нечто «хорошее» есть благородное, сильное и мощное, в то время как «плохое» ― слабое, трусливое, робкое и мелкое.

Суть морали господ заключается в благородстве. Прочими же качествами, которые также часто считаются ценными в данном случае, являются широта взглядов и непредвзятость, мужество, правдивость, доверие, а также точное чувство собственного достоинства. Мораль господ берёт начало в «благородном человеке», в душе которого спонтанно формируется идея блага, в то время как идея того, что есть плохо, развивается от противного, то есть от того, что не есть благо. «Благородный тип человека сам по себе определяет ценности; он не нуждается в одобрении; он судит в следующем ключе: что вредно для меня, то вредно само по себе; он сам знает, как следует относиться к вещам; так он создаёт ценности.» В этом смысле, характеристикой морали господ является полное признание того, что сам человек является мерилом всех нравственных истин. Если нечто является полезным для волевого человека, то это для него и ценно; таким образом, волевой человек ценит такие вещи, как нечто благое, потому что они помогают ему в процессе его самоактуализации через волю к власти.

Мораль рабов. Господа являются творцами морали; рабы отвечают им формированием своей собственной морали. В отличие от морали господ, которая основана на sentiment, рабская мораль основана на ressentiment — она настроена на обесценивание того, что является ценностью для господ и чего рабы не имеют. Мораль господ зарождается в сильных духом, мораль рабов ― в слабых, и обе они являются противоположностями. Рабская мораль есть реакция на угнетение, поэтому она направлена на то, чтобы очернить своих угнетателей. Она же характеризуется пессимизмом и цинизмом.

Рабская мораль не ставит себе целью навязать свою волю посредством силы, поэтому ей приходится прибегать к более тонким манипуляциям. Она стремится не превзойти господ, а также обратить их в рабов. Сущностью рабской морали является утилитарность:[2] благом для неё является то, что представляется наиболее полезным для всего общества, а не классу сильных. Ницше усматривал в этом противоречие. Поскольку сильные малочисленны по сравнению с массами слабых, последние обретают власть посредством развращения сильных, распространяя идеи о том, что причинами рабства (а именно воля к власти) является нечто «дурное»: якобы рабы изначально родились со своим набором качеств и не имели возможности его изменить. Говоря, что смирение является добровольным видом поведения, рабская мораль избегает признания того факта, что на самом деле изначально смирение было навязано господами. Библейские принципы, вроде «подставь другую щёку», идеи смирения, милосердия и жалости являются результатом распространения положения рабов на всё человечество, в том числе и на господ. «Демократическое движение является наследником христианства» — писал Ницше[3]. Политическим проявлением морали рабов является одержимость идеями свободы и равенства.

  1. Этика А.Швейцера. Как понимаются отношения между человеком и природой в этике благоговения перед жизнью? Каковы причины этического конфликта между обществом и личностью? Что представляет собой нравственная личность по мнению Швейцера?

  2. Каковы причины истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд? Как лечил истерию Брейер? Как объяснял Брейер возникновение истерических симптомов в отличие от Фрейда?

  3. Что такое истерическая конверсия? Что такое расщепление личности? Какова теория истерии Жане и почему Фрейд с ней не согласен? Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения? Почему Фрейд считает необходимым исключить гипноз? Каково основное правило психоанализа?

  4. Какими путями можно сделать освобождение психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида? На чем основана техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного? Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом? Что такое сновидение по мнению Фрейда и что надо учитывать при их толковании?


написать администратору сайта