Кукольный театр. Сказка Колобок Инсценировка Олеси Емельяновой для домашнего кукольного театра
Скачать 2.3 Mb.
|
1 Русская народная сказка Колобок Инсценировка Олеси Емельяновой для домашнего кукольного театра http://www.olesya-emelyanova.ru 2 Этот набор подходит и тем, кто только начинает заниматься домашним кукольным театром, и тем, для кого это уже стало любимым хобби. Если вы хотите, чтобы в вашем доме поселился праздник, а друзья и знакомые по достоинству оценили ваши таланты, всё, что нужно – это устро- ить домашнее кукольное представление. Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями и искрометным юмором. Участвуя в постановке даже давно зна- комой сказки, вы сможете взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно открое- те для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания. Сказка «Колобок» в вашем испол- нении еще раз напомнит зрителям о том, что хвастовство и излишняя самоуверенность до добра не доведут. Прежде чем приступить к подготовке спектакля, соберите всех, кто хотел бы участвовать в нем, чтобы вместе прочитать сценарий. Сценарий Действующие лица: Дед Бабка Колобок Заяц Медведь Лиса Волк Действие первое На переднем плане слева – деревенский дом. Справа – деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит Дед с вязан- кой хвороста и идет к дому. Дед Ох, умаялся! Устал! Я сегодня рано встал, Десять грядок посадил, В лес за хворостом сходил. Много переделал дел, А покушать не успел. Бабка, скоро ли обед? Из окна выглядывает Бабка. Бабка (весело) А его, дедочек, нет! Ели хлеб и пили квас Вот и вышел весь запас! Будет новый урожай, Так обедать приезжай! Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается. Дед Погоди-ка, бабка, слышишь, В кладовой скребутся мыши. Ты скорей туда пойди, По сусекам помети. Собери муку в совок, Испечем мы колобок. В общем, бабка, покумекай. Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду. Бабка Ты ж пока сходи на реку И водицы принеси, Чтобы тесто замесить! Ну а лучше ключевой Да не мертвой, а живой! 3 Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа. Бабка (напевает) Как пойду я, как пойду По сусекам помету! Соберу муку в совок, Испеку нам колобок! Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке. Дед Вот студеная вода! Бабка Наливай ее сюда! Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто. Бабка (поет) Тили-тили-тили-тесто – Дед жених, а я невеста, Коли доживем до мая, Будет свадьба золотая! Бабка перестает месить и достает из миски ком теста. Дед (нетерпеливо) Ставь его скорее в печку! Бабка Обожди, мое сердечко! Коли тесто подойдет, Легче в рот потом войдет! Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас Ставить в печку в самый раз! Бабка уносит комок теста в дом. Дед Вот премудрое занятье! Никогда не мог понять я, Почему бы хлеб нам печь Не могла сама испечь? Бабка выглядывает в окно. Бабка Что стремиться к чудесам, Если можешь сделать сам? Бабка выносит Колобка на улицу. Его лицо обращено от зрителей. Бабка Вот смотри-ка с пылу с жару. Скоро сядем к самовару И, как водится, вдвоем С колобком чайку попьем. Дед дотрагивается до Колобка, но обжигается. Дед Ай! Бабка Ты руки не тяни, Пригодятся нам они. Подожди еще малечко, Пусть постынет на крылечке. Мы ж, пока он спустит жар, Подогреем самовар. Дед с Бабкой скрываются в доме. Колобок по- ворачивается лицом к зрителям. Колобок (испуганно) В печке чуть не засушили, А теперь и съесть решили. Ждать я смерти не могу, Я из дома убегу! Колобок катится по сцене и скрывается за правой кулисой. Бабка и Дед выходят из дома. Бабка (изумлено) Дед, смотри, он укатился, 4 С нами даже не простился! Дед (сокрушено) А все ты! Мол, посиди, Подожди да подожди. Вот, остались без обеда! Бабка Может быть, пойдем по следу? Дед Полно, бабка, не шути, Колобка нам не найти! Занавес закрывается, оставляя только Бабку и Деда посреди сцены. Идет смена декорации левой кулисы – вместо дома появляется группа деревьев. В это время Дед и Бабка отвлекают зрителей разговором. Бабка (причитая) Эх, дедочек мой, дедочек, Укатился колобочек, Сколько лет с тобой живем – Все вдвоем, да все вдвоем… Нет ни дочки, ни сынка. Дед Да не уж-то Колобка Хочешь ты усыновить? Бабка (вздыхая) Может быть, дед, может быть! Он ведь только что родился. Ах, зачем он укатился И куда теперь пойдет? Пропадет он, пропадет! Получился бойкий слишком! Дед Ох, хлебнет беды мальчишка! Бабка Воротился бы домой, Колобок, сыночек мой! А все ты! У, бессердечный! Дед Что ж меня ты пилишь вечно? Нет моей ни в чем вины. Бабка, испеки блины! Дед и Бабка скрываются за занавесом. Действие второе На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане – лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок. Колобок (поёт) Я по коробу скребен, По сусеку я метен, У меня румяный бок. Я – веселый Колобок! Навстречу Колобку из-за деревьев справа вы- ходит Заяц. Заяц Любит серенький зайчишка Бегать по лесу вприпрыжку! Ушками все слушать, Зубками все кушать! Ты же свеженький совсем, Погоди, тебя я съем! Колобок отпрыгивает в сторону. 5 Колобок Не хочу я быть обедом, Я ушел от бабки с дедом! Я не попаду в беду, От тебя, Косой, уйду! Заяц гоняется за Колобком, но не может пой- мать. Заяц Стой! Колобок (дразнится) Гоняйся хоть пол дня, Не догонишь ты меня! Колобок исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним. Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева. Колобок (поет) Я по коробу скребен, По сусеку я метен, У меня румяный бок. Я – веселый Колобок! Из-за деревьев справа выходит Волк. Волк Хочет ухватить волчок Всех зубами за бочок Положить в свой ротик, А потом в животик. Ты вот свеженький совсем! Погоди, тебя я съем! Колобок Не хочу я быть обедом! Я ушел от бабки с дедом, Ты меня бы не пужал, Я от зайца убежал! Догонять меня без толку, Убегу я и от волка! Волк гоняется за Колобком, но не может пой- мать. Колобок исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Через некоторое время Ко- лобок снова появляется из-за деревьев слева. Колобок (поет) Я по коробу скребен, По сусеку я метен, У меня румяный бок. Я – веселый Колобок! Из-за деревьев справа выходит Медведь. Медведь Обожает с медом пышки Кушать косолапый мишка. Ты же свеженький совсем! Погоди, тебя я съем! Колобок Не хочу я быть обедом! Я ушел от бабки с дедом, Ты меня бы не пужал, Я от зайца убежал! Догонять меня без толку, Убежал я и от волка. Я не попаду в беду, От тебя, медведь, уйду! Медведь гоняется за Колобком, но не может поймать. Колобок исчезает за деревьями справа. Медведь с ревом убегает за ним. Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева. Колобок (поет) Я по коробу скребен, По сусеку я метен, У меня румяный бок. Я – веселый Колобок! Из-за деревьев справа выходит Лиса. Лиса (зрителям) Вы слыхали про лису? Нет хитрей меня в лесу. В назиданье детям всем Колобка сейчас я съем! 6 Колобок Не хочу я быть обедом! Я ушел от бабки с дедом, И от зайца убежал. Волк мне тоже угрожал. Я его не испугался, И медведю я не дался! Я не попаду в беду, От тебя, лиса, уйду! Лиса (вкрадчиво) Славно, милый, ты поешь, Жаль, что слов не разберешь. Сядь ко мне на язычок, Про румяный спой бочок. Лиса наклоняется к Колобку. Колобок (поет) Я по коробу скребен, По сусеку я метен, У меня румяный бок. Я – веселый … Лиса набрасывается на Колобка и съедает его. Лиса Колобок! Он ушел от бабки с дедом, Не хотел он быть обедом. Сел ко мне на язычок… А ведь вкусный, дурачок! Конец. Постановка спектакля В домашнем театре подготовка и репетиции являются для участников не менее значимыми и запоминающимися событиями, чем премьера. Обязательно дайте детям возможность принять уча- стие во всех этапах подготовки. Ведь нужны не только актеры, но и художники-оформители, осве- тители, создатели шумовых эффектов, суфлеры, распространители билетов, билетеры и распоря- дители буфета. В крайнем случае, можно придумать дополнительные должности вроде развлека- теля зрителей до начала спектакля (фокусы, сюрпризы, розыгрыши, загадки). Главное, чтобы игра в театр захватила всех без исключения. Даже если на премьере такой помощник окажется в зри- тельном зале, ему будет вдвойне приятно посмотреть спектакль, ведь он тоже участвовал. И весь этот процесс происходит не сам по себе, а требует умелой организации. Поэтому, перво-наперво, нужно назначить главного режиссера, иначе вместо спектакля получится всем известная басня про лебедя, рака и щуку. Режиссер Режиссер отвечает за то, чтобы все работали слаженно, и дело увенчалось успехом. Конечно, мнение каждого участника спектакля важно, но именно режиссер решает все организационные и спорные вопросы и по ходу постановки утихомиривает неизбежные творческие разногласия. В до- машнем театре в этой роли, как правило, выступает взрослый. Чтобы актеры действительно стали труппой, а спектакль получился интересным, нужно хорошенько постараться. Режиссер должен быть справедлив, всех воодушевлять и направлять в нужное русло. Прежде чем начнется работа над спектаклем, у режиссера должны быть готовы ответы на глав- ные вопросы – кто участвует, сколько репетиций, когда премьера и кто будет зрителями. Также ему не мешает заранее внимательно перечитать сценарий, оценить относительную сложность ролей и продумать все моменты, где требуются дополнительных рук – в некоторых сценках актерам прихо- дится не только управлять куклами, но и подавать своим куклам предметы. Например, когда Бабка достает из миски тесто. Прежде чем распределять роли, режиссер должен внимательно изучить 7 такие сцены, сразу решив, кто из актеров, что будет делать. Чем меньше актерский состав, тем слаженнее и виртуознее должна быть организация скрытой от глаз зрителей деятельности. Взрослый, руководящий постановкой, должен следить, чтобы поставленная задача оказалась детям по силам, и обязательно увенчалась успехом. В игре в театр не должно быть проигравших! Распределение ролей Для кукольного театра не столь важно, как выглядит актер, управляющий куклой-перчаткой. Го- раздо более важен его голос и способность его изменять, если речь идет об исполнении одним актером сразу нескольких ролей. Большинство людей никогда не слышали свой голос со стороны, часто он звучит совсем не так, как им самим кажется. Подбирая актеров, попросите их прочитать пару строчек понравившейся роли так, как они себе это представляют. А еще лучше запишите «пробы» на диктофон и вместе прослушайте. Это позволит правильнее распределить роли и показать каждому актеру, какая роль ему подходит больше всего. В спектакле «Колобок» 7 героев. Если в спектакле принимают участие малыши, то лучше, чтобы каждый из них исполнял только одну роль. Ее проще выучить и не требуется изменять голос. Са- мая простая роль в этом спектакле – это роли животных, поскольку у них очень мало текста, кото- рый нужно выучить. Далее по возрастанию сложности идут роли Деда, Бабки и Колобка. Но может случиться так, что актеров меньше, чем ролей. Такая проблема вряд ли возникнет в детском саду, школе или детской театральной студии, зато в домашнем театре – запросто. Если актеров не хватает или за ширмой маловато места, некоторые роли придется совместить, и здесь уже важен не только голос и способность его изменять, но и взаимодействие персонажей, достав- шихся одному актеру. Поскольку Дед и Бабка манипулируют предметами – хворост, ведро, миска с тестом, то их роли не может выполнять один актер. Поэтому в спектакле «Колобок» при 2 актерах лучше распределить роли следующим образом: Для участников постарше лучше распределить роли следующим образом. При 3 актерах: Первый актер – Колобок. У него больше текста, и он во втором действии движется навстречу Зайцу, Волку, Медведю и Лисе. Второй актер – Дед, Медведь и Волк. Эти герои никогда не участвуют в одной сцене, и озвучи- ваются мужскими голосами. Третий актер – Бабка, Заяц и Лиса. Эти герои также никогда не участвуют в одной сцене, и оз- вучиваются женскими голосами. Но если участников спектакля только двое, то не стоит огорчаться. В этом случае тоже можно справиться, если распределить роли так: Первый актер – Колобок, Бабка и Лиса. Второй актер – Дед, Заяц, Медведь и Волк. Одному актеру в этом спектакле не справиться. Разучивание ролей После того, как вы распределили роли, отсканируйте и выдайте каждому актеру сценарий цели- ком, выделив реплики. Для дошкольников и младших школьников в заучивании роли особенно важ- но участие взрослого. Именно он читает малышу текст и делает паузы там, где должен говорить его герой. Такое разучивание очень интересно для малыша и нескучно для взрослого, поскольку они вместе играют в представление, а рифмы сами подсказывают продолжение. К тому же, ребе- нок ясно запоминает свое место в спектакле, что существенно упрощает репетиции и задачу ре- 8 жиссера. Но, конечно же, роль взрослого не сводится только к чтению. Он должен объяснить все ситуации, ответить на все вопросы ребенка о его персонаже и о других героях, вместе с малышом придумать сюрпризы для его куклы – особенную походку, характерные движения и яркие интона- ции. Чем больше души будет вложено в персонажа, тем более впечатляющим будет его появление на сцене и тем больше гордости вызовет сыгранная малышом роль. Ни в коем случае не стоит учить текст по ходу репетиций, иначе этот процесс сильно затянется и всем надоест. К тому же в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить репли- ки, но и управлять куклой, и именно этому нужно уделить на репетициях особое внимание, иначе во время спектакля куклы будут вразнобой шататься по грядке, валяться на ней в неестественных позах, натыкаться на декорации, и красивого представления не получится. Так что приступать не- посредственно к репетициям следует не раньше, чем актеры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком продумают и подготовят сцену, декорации и музыкальное сопровож- дение. Конечно, есть лентяи, которые предпочитают не учить роли, а записать фонограмму и под нее двигать кукол по сцене. Это ускоряет подготовку спектакля, но лишает детей возможности потрени- ровать память, красивую и выразительную речь и почувствовать себя настоящими актерами, то есть сводит к минимуму всю пользу от игры в театр, ограничивая ее чисто внешними атрибутами. Я советую не халтурить, а развиваться, тем самым подготавливая почву для будущих успехов и дос- тижений. Сцена Для домашнего кукольного театра это вопрос не праздный. Именно из-за отсутствия сцены мно- гие спектакли так и не дожили до своей премьеры. Этот раздел написан для тех, у кого еще нет ширмы для кукольного театра, но есть желание сделать ее своими руками. Те, у кого ширма есть, могут пропустить этот раздел и сразу перейти к изготовлению декораций. Чтобы поставить полноценный спектакль со всеми необходимыми декорациями, надо приду- мать, как и на чем их закрепить. Конечно, можно вбить два гвоздя, натянуть веревку поперек комна- ты и повесить на нее простыню, можно поставить две стремянки и положить между ними швабру с перекинутым через нее покрывалом или показывать спектакль из-под стола или из-за спинки дива- на, но, если вы хотите, чтобы актерам было удобно, чтобы ничего не падало, не шаталось, а ваш интерьер не страдал от гвоздей, вбитых в стену, то воспользуйтесь одним из приведенных ниже проверенных способов. Ширма в дверном проеме Домашнего представления с небольшим количеством зрите- лей и актеров как нельзя лучше подходит простая в изготовлении ширма в дверной проем. Единственный недостаток такой ширмы в том, что, если вход в комнату единственный, зрители не смогут выйти из комнаты во время спектакля. Впрочем, и спектакль у нас короткий, поэтому об этом можно сильно не волноваться. Для изготовления вам понадобится большой лист картона чуть шире и выше вашего дверного проема. Если у вас под рукой такого нет, то можете склеить его из нескольких картонных коро- бок. Самое главное правильно выбрать высоту «грядки» (так в ку- кольном театре называют нижнюю часть окошка ширмы). Для 9 этого попросите актера с самым маленьким ростом надеть куклу-перчатку, встать и приподнять руку с куклой над головой так, чтобы запястье оказалось выше макушки, то есть рука была в том же положении, что и во время спектакля. На этой высоте и расположите «грядку». Само же окошко сделайте высотой 35-40 см. Над окошком сделайте отступ еще в 30 см. Он поможет зрителям сосредоточиться на окошке ширмы. Потом сделайте отгибы в 30 см и 5 см и, отогнув боковые треугольные вы- ступы, приклейте их к верхнему отгибу, как показано на рисунке слева. Таким образом, у вас получится основа для крепления фона, которая не провиснет под собственной тяже- стью. Сам фон может быть либо шторкой из ткани, либо листом картона, на котором фон нарисован. Переднюю часть ширмы раскрась- те или обклейте обоями. Только не изобра- жайте на ширме пейзаж или сказочных героев. Ширма не должна отвлекать внимание зрителей от происходящего на сцене или рассказывать им совсем другую историю. Она должна быть всего лишь красивой рамой, внутри которой происходит действие. А чтобы сама ширма держалась в дверном проеме, прикрепите ее с обращенной к актерам сто- роны к дверному косяку обыкновенным широким скотчем. Он, конечно, при отдирании может оста- вить следы на дверном косяке, но их можно легко оттереть салфеткой, намоченной в воде или в спирте. Настольная ширма. Настольная ширма тоже отличный вариант. Такая ширма устанавливается на краю стола, застеленного длинной скатертью до пола, чтобы зрителям не было видно актеров, управляющих куклами. Ее главное пре- имущество в том, что она может быть установлена в лю- бом месте комнаты на столе, стульях или гладильной доске.. Для ее изготовления вам понадобится лист тонкой фанеры или плотного картона, тяжелая половая доска для подставки, 3-4 шурупа-самореза, 2 болта длиной 15- 20 см и картонка или шторка для заднего плана. Чертеж ширмы приведен на рисунке слева. Вертикальная часть ширмы с окошком изготавли- вается из тонкой фанеры или толстого картона и с помощью шурупов-саморезов привинчивается к подставке в 3-4 местах. Подставка должна быть спереди, чтобы не мешать актерам управлять куклами. 10 Затем в верхней части просверлите два отверстия, вставьте в них болты и закрепите гайками. После этого можете либо натянуть между ними веревочку со шторкой из легкой ткани, либо за- крепить на них с помощью гаек легкую картонку, на которой будет нарисован или наклеен задний план. Саму ширму можно спереди раскрасить по своему усмотрению, либо обклеить обоями с подхо- дящим рисунком. Ростовая ширма. Если же вы пригласили на спектакль много зрителей или планируете показать его в школе или в детском саду, то, чтобы всем было хорошо видно происходящее на сцене, лучше сделать полно- ценную ростовую ширму. Размера сцены должно хватать и для декораций, и для самого действия. Сцена не должна быть слишком маленькой и тесной, иначе куклам будет негде двигать- ся, но не должна быть и слишком большой, чтобы куклы и декорации на ней не потерялись. Для нашего спектакля достаточная ширина сцены равна 100 см, но если вы планируете в дальнейшем ставить на ней более масштабные пьесы, то лучше сразу сделать грядку подлиннее. Высота ширмы зависит от роста актеров. Если в спектакле принимают участие дети до 10 лет, и взрослые, то удобно использо- вать ширму с высотой «грядки» 150 см. За такой ширмой ребенок сможет управлять куклой стоя, а взрослый – стоя на коленях. Если же участники спектакля старше 10 лет, то высоту грядки нужно увеличить, чтобы 11 все могли управлять куклами стоя без необходимости наклоняться. В каждом конкретном случае нужно опытным путем подобрать грядку удобной для всех высоты. Учесть необходимо и размер помещения – чем выше грядка, тем дальше от ширмы нужно сажать зрителей, чтобы им не при- шлось слишком сильно задирать головы. Руководствуясь приведенным здесь чертежом, можно склеить ростовую ширму целиком из тол- стого картона или сделать каркас из реек, а потом обить его картоном или тонкой фанерой. Приве- денная конструкция функциональна и устойчива. Она позволяет задрапировать переднюю часть ширмы тканью и повесить занавес, который при необходимости скроет от глаз зрителей смену де- кораций, что необходимо в нашем спектакле «Колобок». Для красоты можно снаружи обклеить стенки ширмы обоями или раскрасить по своему усмот- рению. Напишите на ширме название своего театра, нарисуйте узоры, наклейте аппликацию, в об- щем, украсьте так, как ваша душа пожелает. Главное, чтобы оформление не было слишком бро- ским и не отвлекало от происходящего на сцене. И не изображайте на «фартуке» (передняя часть ширмы от пола до «грядки») пейзаж с небом, иначе декорации самого спектакля будут казаться подвешенными в воздухе. В данной конструкции предусмотрено и крепление декораций второго плана. Лист, на котором изображен второй план, прикрепляется булавками на заднюю стенку ширмы или рисуется прямо на ней. Наличие задней стенки не дает ширме разъезжаться в разные стороны. Декорации к спектаклю Именно декорации в кукольном спектакле во многом создают настроение. К тому же каждому зрителю хочется не просто представить место действия, а увидеть его своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домысливать и представлять себе то, что подразуме- вается по контексту. Чтобы ваш спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше иного спек- такля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго – фон, на котором происходит действие. Таким образом, вы создадите маленький кукольный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены. Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут участвовать в спектакле – это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций. Поэтому не откладывайте их изготовление на последний момент. Декорации первого плана Лучше ограничиться только декорациями, требующимися по сюжету, и не перегружать первый план, иначе зрителям будет сложно понять, что происходит на сцене, а актерам трудно управлять куклами. Со стороны, обращенной к актерам, все декорации должны быть плоскими. Декорации первого плана, как правило, являются кулисами – из-за них куклы выходят и за них же прячутся, уходя со сцены. Такая декора- ция должна быть непрозрачной и устойчи- вой, шириной не менее 20 см и высотой хотя бы чуть выше куклы (обычно 25-30 см.). В этом случае герой может выйти из-за кулисы неожиданно и не будет увиден зрителями раньше времени. 12 В зависимости от того с какой стороны сцены расположена декорация, она может быть левой или правой кулисой. Это необ- ходимо учитывать. Так в нашем спектакле в первом действии дом – левая кулиса, де- ревья – правая кулиса. А во втором дейст- вии обе кулисы – деревья, поскольку дей- ствие происходит в лесу. Для устойчивого крепления на ширме находящиеся на первом плане декорации должны иметь внизу широкое основание высотой 5-10 см. Обычно для креп- ления на грядке картонных декораций используются две при- щепки. Чтобы закрепить сторону декорации, обращенную внутрь сцены, в основании делается небольшой выступ. Сде- лать такой же выступ со стороны, примыкающей к краю грядки, часто оказывается невозможно, иначе при закреплении между декорацией и боковой стенкой ширмы образуется некрасивый зазор, поэтому в декорации выше уровня грядки вырезается прямо- угольное отверстие для прищепки (для стандартной бельевой при- щепки размер отверстия 1х4 см). Так справа приведен чертеж де- корации, изображающей опушку леса, у которой выступ основания расположен слева, а отверстие для прищепки – справа. То есть это правая кулиса. У левой кулисы (рисунок слева) выступ должен быть с другой стороны. Чтобы деревья, расположенные на первом плане, не падали, лучше всего их делать и закреп- лять не по отдельности, а сгруппировав в единую декорацию. Ель идеальна для декораций перво- го плана, поскольку имеет широкое основание, и за ней легко спрятаться кукле. Если вы предпочи- таете лиственные деревья, то обязательно нарисуйте им пышные кроны, а рядом со стволом расположите кусты. Это необходимо для устойчивости и непро- зрачности декорации. Очень нарядно будет смотреться рябина или кусты с цветами или яркими ягодами. Разумеется, декорации могут быть не только картонными. Из сухих веток, цветной бумаги или ткани при помощи нитки или проволоки можно изготовить очень похожие на настоящие де- ревья и кусты. Конечно, это потребует больше времени и уси- лий, но и результат того стоит. Чтобы такой куст или дерево не просвечивали насквозь, а куклы не задевали за ветки, сзади нужно обязательно прикрепить лист картона подходящего цвета, повторяющий контур объемной декорации. 13 Помимо деревьев для нашего спектакля нам понадобится дом с окошком. Рядом ним куклы не должны выглядеть ни великанами, ни лилипу- тами, поэтому очень важно сделать декорацию правильного размера. По ходу действия из окош- ка выглядывает Бабка ее голова должна сво- бодно проходить в отверстие, не протискиваясь и не раскачивая декорацию. Подходящий размер окна 10х10 см. Изнутри окошко надо «занавесить» приклеенным или пришитым чуть выше проема кусочком темной ткани. Когда кукла выглядывает, она поднырива- ет под ткань, придерживаемую актером, и просо- вывает голову в окно. Ткань выигрышно оттеняет куклу и не позволяет зрителям видеть, что происхо- дит за домиком-кулисой. Так зрителям будет ка- заться, что дом не плоский, а имеет внутренний объем. Обращенную к зрителям сторону домика можно сделать не просто нарисованной, а полуобъемной. Можно отогнуть картонные ставни, а на поверхность декорации толстым слоем наклеить размоченные в растворе ПВА бумажные салфетки или туалет- ную бумагу, а затем до высыхания продавить ножом для рез- ки пластилина бревнышки или доски. Также стену из бревен легко смастерить, приклеив к картону полоски бумаги так, как показано на рисунке слева. Для живости крышу можно украсить приклеенной соломой, веточками, древесной корой, сухой травой или черепицей из толстого картона. В отличие от декораций для профессионального театра декорации для театра домашнего не обязательно должны служить годами, поэтому в их изготовлении имеется куда больший простор для творчества и использования природных материалов. Если же вы не очень любите или не умеете рисовать, то можете скачать готовые декорации в нату- ральную величину здесь: Дом: http://www.olesya-emelyanova.ru/dom_teatr-master-class_dekoratsii_dlya_domashnego_teatra_domiki.html Деревья: http://www.olesya-emelyanova.ru/dom_teatr-master-class_dekoratsii_dlya_domashnego_teatra.html Вам останется только распечатать их, наклеить на плотный картон и вырезать по контуру. 14 Как закрепить декорации первого плана Декорации не должны шататься от движений кукол и тем более падать. Как уже говорилось, у каждой декорации пер- вого плана должно быть внизу широкое основание, которое придаст ей устойчи- вость и позволит прикрепить ее к «грядке» прищепками. Для этой цели подойдут лю- бые пластмассовые или деревянные бельевые прищепки с плоскими без вы- ступающих частей боками. Пластмассо- вые прищепки удобнее деревянных, по- скольку шире раскрываются. С помощью них декорация будет надежно держаться вне зависимости от того, плоская она или полуобъемная. Одна прищепка держит декорацию за выступ, а вторая встав- ляется в прорезанное прямоугольное отверстие. А чтобы прищепки не были видны зрителю, их надо замаскировать. Для этого на обращенную к зрителю сторо- ну прищепки нужно наклеить кусочек картона с изображением части деко- рации. Например, на прищепку можно наклеить изображение куста или высо- кой травы. Поскольку приклеенные на прищепки декорации немного высту- пают вперед, они придают всей деко- рации дополнительный объем и красо- ту. Бордюр Чтобы сцена выглядела еще красивее, можно перед креплением декораций закрепить вдоль всего края грядки декоративный бордюр. Бордюр – это просто длинная полоска бумаги, на которой нарисована тропинка или полоска ткани зеленого или песчаного цвета. Бордюр объединяет декорации первого плана в единую композицию. Нижнюю часть бордюра при желании можно сделать фигурной, но верхняя часть должна быть прямой и идти вровень с грядкой, чтобы не мешать креплению декораций и не засло- нять кукол. Готовый бордюр можно приклеить или аккуратно прикрепить булавками. В послед- нем случае будьте внимательны и следите, чтобы концы булавок не торчали наружу. 15 Бордюр из ткани можно просто перекинуть через грядку, чтобы он равномерно свисал с обеих сто- рон. Прищепки, удерживающие декорации, удержат и его. Декорации второго плана. И все же одних декораций первого плана недостаточно. Без декораций второго плана сквозь окошко сцены зрители увидят совсем неуместную в спектакле обстановку вашей комнаты, что ис- портит все ваши старания. Поэтому обязательно позаботьтесь о фоне, на котором происходит дей- ствие. Самый простой способ – это повесить на втором плане шторку из ткани голубого или синего цвета. На ее фоне куклы и декорации будут хорошо выделяться. Если же вы любите и умеете рисовать, то возьмите большой лист бумаги (или склейте между собой несколько маленьких), а затем изобразите на нем поле и лес вдалеке. Но не стоит прорисовывать второй план слишком тщательно. Он не должен быть перегружен деталями и мешать зрителям воспринимать происходящее на сцене. Декорации второго плана ни в коем слу- чае не должны быть объемными, чтобы кук- лам не приходилось через них «продирать- ся». Второй план, нарисованный на листе кар- тона или бумаги, можно закрепить на задней стенке ширмы булавками, скрепками, скотчем или пришить несколькими стежками. Но если в спек- такле участвуют малыши, надо быть осторожными, доверить крепление декораций взрослым участ- никам спектакля и проследить, чтобы из картона не торчали острия булавок, о которые можно пора- ниться. А теперь, когда все декорации уже готовы, самое время перейти к следующему важному этапу – подбору и изготовлению реквизита. Реквизит Хорошо подобранный реквизит придает происходящему на сцене дополнительную достовер- ность. Для спектакля «Колобок» нам понадобятся: вя- занка хвороста, ведро, миска и тесто. Вязанка хвороста. Соберите на улице сухие пру- тики и туго свяжите их вере- вочкой. Ведро. Маленькое ведерко можно сделать из крышки от флакона подходящего размера, приделав ей ручку из проволоки. 16 Миска. Миску можно взять из пластмассового набора кукольной посу- ды или нарисовать на картоне, снабдив снизу ручкой. Последний способ даже удобнее, поскольку такая миска не заслоняет куклу на сцене и ее удобно держать за ручку. Тесто. Разумеется, никакое настоящее тесто, а тем более пластилин, использовать в спектакле нельзя. Поэтому в качестве сырого Колобка используйте комок ваты, выкрашенный в желтоватый цвет. Оглянитесь вокруг, и вам в голову обязательно придет много удачных идей! Свет и звук Обычно во время спектакля зрительный зал погружен во тьму, а сцена ярко освещена. Благо- даря этому зрителям легче сосредоточиться на действии. Если вам хочется, чтобы у вас было все, как в настоящем театре, то возьмите несколько настольных ламп и расставьте их, направив на сцену с разных сторон. Постарайтесь, чтобы при всех включенных лампах вышедшая на сцену кук- ла была ясно видна и не отбрасывала некрасивых теней. Лампы включите в один удлинитель, снабженный общим выключателем, чтобы можно было сразу выключить весь свет или включить его. Но в домашнем театре свет можно и не выключать, главное, чтобы включенная люстра не рас- полагалась за ширмой. В этом случае недостаточно плотная ширма из ткани может превратиться в театр теней, и зрителям будут видны все действия актеров, а свет, бьющий зрителям в глаза, их утомит. Что касается музыки, то в кукольном спектакле, как и в любом другом, она помогает усилить впечатление от той или иной сцены. Для спектакля можно записать фонограмму со специально подобранными музыкальными фрагментами и спецэффектами. Музыку легко подобрать, используя детское караоке или классические произведения. Она привлечет внимание зрителей к началу спек- такля, сделает веселее поход Деда за водой, вымешивание теста, погоню зверей за Колобком. Не забывайте и про обычные шумовые эффекты. Можно сопроводить шаги Деда шарканьем, вымешивание теста хлюпаньем, погоню топотом. Все это превратит ваш спектакль в маленькое чудо, а детям будет занятно узнать, какие звуки можно извлечь из знакомых предметов. Согласовать световое, музыкальное и шумовое оформление с действиями актеров и диалогами помогут репетиции. Репетиции Ни один спектакль невозможно сыграть без предварительных репетиций. Сколько их будет, за- висит от слаженной работы всех участников спектакля и от того, насколько режиссер контролирует ситуацию и четко представляет себе конечный результат. Не откладывайте на потом реквизит и декорации. Лучше, если с первых же репетиций актеры начнут к ним привыкать и координировать движения своих кукол с учетом оформления спектакля. Режиссер и актеры, не участвующие в репетируемом эпизоде, занимают места в зрительном зале. Перед тем, как начать, режиссер рассказывает актерам, как он видит ту или иную сцену. Он может даже иллюстрировать свой рассказ движениями кукол. После этого актеры по знаку режис- сера должны разыграть эпизод. 17 Управление куклой-перчаткой. Куклы-перчатки этого набора необычны. Чтобы голова куклы не была плоской и выглядела более естественно, перед использованием набейте ее ватой, синтепоном или мягкой тканью, оставив внутри ме- сто только для пальцев. Шея у кукол широкая, поэтому, надевая куклу на руку, вставьте указательный и средний пальцы внутрь головы, большой палец – в одну руку, а безымянный и мизинец в другую. Теперь обсудим некоторые сценические приемы и хитрости. Зрители обычно смотрят на ширму кукольного театра снизу вверх, поэтому старайтесь, чтобы кукла не отклонялась за ширму в сторону, противоположную от зрителя и без надобности не удалялась от гряд- ки вглубь сцены, иначе ее будет плохо видно. Если у героя возникает необходимость обойти другого героя сзади, то, чтобы кукла была хо- рошо видна зрителям, ее следует немного приподнять. А, чтобы было удобнее вести куклу вдоль ширмы, можно одевать ее то на левую, то на правую руку, в зависимости от того, из-за какой кулисы она выходит. Поскольку кукла-перчатка лишена мимики, требуется немалое мастерство для восполнения это- го пробела. Разговор сопровождается движениями того героя, который говорит. Тот, кто слушает, должен быть либо неподвижным, если его собеседник говорит короткую реплику, либо его движе- ния должны быть менее активными, чем у говорящего. Когда персонаж выглядывает из окна и разговаривает с кем-либо, как Бабка в начале спектакля, просуньте голову куклы в окно и слегка поверните в сторону собеседника. Создавая впечатление того, что герой идет или бежит, ведите куклу вплотную к ширме, ритмич- но поднимая и опуская ее вверх-вниз или слегка поворачивая кисть из стороны в сторону. Но пом- ните, что кукла не должна появляться над ширмой больше, чем на три четверти ее роста, иначе при неосторожном движении зрители могут увидеть руку актера, что моментально разрушит все волшебство кукольного представления. И поскольку голова куклы не имеет полноценного объема, старайтесь как можно меньше показывать ее зрителям в профиль, используя вместо этого положе- ние вполоборота. Очень важно, чтобы предмет, которым манипулирует кукла, был виден зрителям целиком и на- ходился с обращенной к ним стороны. Если предмет больше не нужен, кукла может наклониться, опустить руки за ширму и отдать его в свободную руку актера. Таким же образом кукла достает не- обходимую вещь из-за ширмы или декорации. Держит предмет кукла всегда двумя руками. Самым сложным моментом в спектакле «Колобок» является сцена, когда Бабка месит тесто. Для этого кукле Бабки, находящейся за миской, актер-Дед должен за ширмой дать комок ваты. Эту вату кукла-Бабка мнет, то приподнимая над миской, то опуская за нее. Чтобы изобразить, как Лиса съела Колобка, надо, чтобы она сделала резкий выпад вперед и на- крыла собой Колобка. Колобок в это время исчезает за ширмой, а Лиса снова распрямляется и произносит финальную речь. Куклу-перчатку оживляет ее движение, поэтому старайтесь, чтобы каждый герой имел свою ха- рактерную манеру перемещения, свои запоминающиеся жесты. Поэкспериментируйте с куклой, и вы убедитесь, что она может быть и веселой, и грустной, и за- думчивой, и даже улыбаться, если актер, исполняющий роль, по-настоящему ею увлечен. Если в спектакле вы решили использовать музыку, то репетируйте сразу с ней, иначе потом вам придется многое переделывать. 18 Отдельное внимание следует уделить смене декораций. В этом коротком спектакле не стоит устраивать антракт. Лучше удержать внимание зрителей диалогом героев, который приведен в конце первого действия. Пока Бабка и Дед разговаривают, дом заменяется на деревья. В общем, репетиция – это процесс исключительно творческий, и на пути к премьере вас ждет множество находок и удачных решений. И вот, когда режиссер полностью уверен во всем и во всех, пора приглашать гостей. Приглашаем зрителей Чтобы все выгляде- ло максимально торже- ственно, заранее сде- лайте пригласительные билеты и красочные программки. Будьте внимательны и не за- будьте никого из тех, кто имеет отношение к постановке. Оформляя программку, поместите на ее обложку название спектакля и картинку с изображением героев или сделанную на репе- тиции удачную фото- графию. Обязательно припасите билетов и программок больше, чем число приглашенных зрителей и самих участников спектакля вместе взятых. Каждый захочет на память о спектакле оставить их себе, а на саму премьеру могут придти неожиданные гости, ко- торым будет очень приятно, что о них заранее подумали. Пусть при входе зрителей встречает гостеприимный билетер, отрывающий «контроль» у биле- тов и выдающий программки. Не забудьте и о буфете – он тоже приносит радость зрителям. А теперь, когда все готовы и всё предусмотрено, остается только дождаться премьеры и полу- чить свои заслуженные аплодисменты, которые, без сомнения, вдохновят вас на следующую по- становку! Подарите детям праздник! Состав набора: 1. Дед 2. Бабка 3. Колобок 4. Заяц 5. Лиса 6. Волк 7. Медведь 8. Сценарий Приглашаем ____________ на самую лучшую постановку рус- ской народной сказки «Битый небитого везет», которая со- стоится ____ _____________ Роли исполняют: Дед – Бабка – Колобок – Заяц – Волк – Медведь – Лиса – Над спектаклем работали: Режиссер – Художник-постановщик – Звукорежиссер – Осветитель – Автор сказки – Русский Народ Автор инсценировки – Олеся Емельянова Отдельное спасибо: |