Главная страница
Навигация по странице:

  • Испания «Песнь о моем Сиде» - XII-XIII век н.э.«Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах – XIII век н.э.«Граф Луканор» Хуан Мануэль – XIV век н.э.Исландия

  • Русская литература средних веков

  • Нидерланды «Похвала Глупости» (1509) Эразма РоттердамскогоГермания

  • Япония «По тропинкам Севера» (1689) Ихара Сайкаку (настоящее имя Хирояма Того, 1642—1693) Эпоха Просвещения

  • Романтизм (к. 18 – н.19 в.в.) Германия

  • Литература. Сказка о потерпевшем кораблекрушение (также Змеиный остров) ок. Xxxvii века до н э


    Скачать 39.02 Kb.
    НазваниеСказка о потерпевшем кораблекрушение (также Змеиный остров) ок. Xxxvii века до н э
    Дата16.01.2022
    Размер39.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитература.docx
    ТипДокументы
    #332825

    Первобытное искусство

    (33 в. до н.э. –16 до н.э.)

    клинопись Шумера и Вавилонии

    Сказание о Гильгамеше – XXII век до н. э.

    Миф о герое Этане – начало 2-го тысячелетия до н. э.

    Нисхождение Инанны в подземный мир.

    Ахура Мазда

    «Авеста» IX и VI в. до н.э.

    «Ясна»

    Библия (Ветхий Завет) XII —II в. до н.э. :

    Древнейшая часть — «Тора», или «Пятикнижие»

    «Бытие», «Исход», «Левиг», «Числа», «Второзаконие»
    Древний Египет:

    «Книги пирамид» - около 3000 г. до н. э.

    «Книги саркофагов» - XVIII в. до н.э.

    Поучения Птаххотепа –

    «Прославление писцов» - 2-3 тыс. до н.э.

    «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (также «Змеиный остров») - ок. XX—XVII века до н. э.

    Древняя Индия

    Веды. (XV в. до н.э.; по мнению некоторых индийских ученых,

    XXV в. до н.э.)

    «Махабхарата» - X — IV вв. до н. э.

    «Рама́яна» - VII-IV век до н.э.

    Древний Китай

    «И Цзин» («Книга перемен») - ок. 700 г. до. н. э.

    «Ши цзин» («Книга песен») - XII —VII вв. до н. э.

    Античность (16 в. до н.э. – 5 в. н.э.)

    Древняя Индия

    Мохенджо-Даро Протоиндийские тексты. (3 тысячелетие до н.э.)

    «Превосходного охотника, яростного (печать)», «Небесная единица весеннего урожая храма почитаемой звезды (Юпитера) (печать)», «Время правления того, кто трех звезд (Ориона) царь царей», «Нашего благого героя (печать)».

    Древняя Греция

    Гомер «Илиада», «Одиссея», «Маргит»

    Пигрет «Батрахомиомахия» («Война лягушек и

    мышей») – конец VI века до н.э.

    Эсхил (VI-V век до н.э.) – трагедии «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей Прикованный»

    Софокл (V век до н.э.) - трагедии «Аякс», «Трахинянки», «Эдип-царь», «Эдип в Коло

    не», «Антигона», «Электра», «Филоктет»

    Аристотель (IV век до н.э.) – труд «Поэтика»

    Аристофан (V-IV век до н.э.) - комедия «Лисистрата»

    Древний Рим

    Плавт (III век до н.э.) – «Горшок», «Хвастливый воин»

    Лукреций (I век до н.э.) – философская поэма «О природе вещей»

    Вергилий (2-я половина I века до н.э.) – «Буколики», «Георгики», «Энеида»

    Гораций (I век до н.э.) – четыре книги «Од» (особенна знаменита одна «К Мельпомене»)

    Катулл ( I век до н.э. ) - сборник 116 стихотворений

    Овидий (2-я половина I века до н.э.-I век н.э.) – сборник «Любовные Элегии», поэма в 15 книгах «Метаморфозы»

    Цезарь (I век до н.э.) – «Записки о Галльской войне», «Записки о гражданской войне», трагедия «Эдип»

    Средние века

    (к. 5 – 14 вв.):

    в Европе до 14 в., на Руси до 17 в., в странах Востока – до 19 в.

    Англия

    «Жизнь Мерлина» Гальфрид Монмутский – XII век н.э.

    Англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» - VII-VIII век н.э.

    «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»—XIV век н.э.

    «Смерть Артура» Томас Мэлори – XV век н.э.

    «Смерть Артура» Томас Мэлори – XV век н.э.
    Франция

    «Песнь о Гильоме» - XI век н.э.

    «История моих бедствий» Петр Абеляр (XII век н.э.)

    «Песнь о Роланде»—XII век н.э.

    «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьен де Труа – XII век н.э.

    «Роман о Тристане и Изольде» - XII век н.э.

    «Роман о Розе» Гильом де Лоррис и Жан де Мен – XIII век н.э.

    «Прекрасная Магелона»—XV век н.э.

    «Фарс об адвокате Пьере Патлене»—XV век н.э.
    Германия

    Пьеса немецкой поэтессы Хросвиты Гандерсгеймской «Пафнутий» - XI век н.э.

    «Бедный Генрих» Гартман фон Ауэ – XII век н.э.

    «Песнь о Нибелунгах» - конец XII – начало XIII века н.э.

    «Кудруна» — XIII век н.э.

    «Крестьянин Гельмбрехт» Вернер Садовник – XIII век н.э.
    Испания

    «Песнь о моем Сиде» - XII-XIII век н.э.

    «Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах – XIII век н.э.

    «Граф Луканор» Хуан Мануэль – XIV век н.э.
    Исландия

    «Песнь о моем Сиде» - XII-XIII век н.э.

    «Сага о Ньяле» - XII-XIII век н.э.

    «Младшая Эдда» Снорри Стурлусон – XIII век н.э.

    Сага Ирландской мифологии «Похищение Быка из Куальнге» (XI-XII век н.э.)

    «История моих бедствий» Петр Абеляр (XII век н.э.)
    Среднегреческая (византийская) эпическая поэма «Дигенис Акрит» - X-XII века н.э.
    Русская литература средних веков

    Нестор «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» - начало XII века

    Илларион «Слово о законе и благодати» - середина XI века

    Владимир Мономах «Поучение» - XII век н.э.

    «Слово о полку Игореве» (80-е гг. XII в.)

    «Повесть о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.)

    «Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о купце Басарге и его сыне Борзомысле» - XV век

    «Сказание о князьях Владимирских» - XV век

    Ермолай «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - середина XVI века

    «Великие Минеи Четьи», «Домострой» - XVI век

    Андрей Курбский «История о великом князе Московском» - XVI век

    «Повесть о Шемякинском суде» - XVII век

    «Житие Протопопа Аввакума» - XVII век

    «Повесть о горе-злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» - XVII век

    «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» - XVII век

    Эпоха Возрождения (13-16 века)

    Италия

    Данте (XIV век) - трактаты «Искусство поэзии на народном языке», «О монархии», «Пир», «Божественная комедия»

    Петрарка (XIV век) - "Канцоньере" ("Книга песен"), эпическая поэма "Африка", "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру"

    Боккаччо (XIV век) - «Фьяметта», «Декамерон»

    Мазуччо (XV век) - «Новеллино»

    Луиджи Пульчи (XV век) - «Большой Морганте»

    Героическая поэма в октавах Лудовико Ариосто (1474—1533) «Неистовый Роланд»

    Джанджорджо Триссино (XVI век) - «Софонисба»

    Торквато Тассо (XVI век) - «Аминта»

    Джакопо Саннадзаро (XVI век) «Аркадия»

    Джабанисто Джиральди (XVI век) «Венецианский мавр»

    Маттео Банделло ( XVI век) – «Ромео и Джульетта»
    Нидерланды

    «Похвала Глупости» (1509) Эразма Роттердамского
    Германия

    «Корабль дураков» (1494) Себастиана Бранта

    «Письма темных людей» (1515—1517) Ульриха фон Гуттена, Крота Рубеана и Германа Буша

    Мартин Лютер - «Послании о переводе» (1530), хорал «Господь — наш истинный оплот»
    Франция

    «Игра о Принце дураков и Дурацкой матери» Пьера Гренгора (ок.1475 — ок. 1539)

    «Собор Парижской Богоматери» (1831). Виктор Гюго

    «Гептамерон» (1542— 1549) Сестры Франциска 1 Маргариты Наваррской

    «Кимвал мира» (1537) Бонавентюр Деперье

    «Декамерона» Боккаччо и «Фацеций» Поджо

    поэтическую школу «Плеяда»

    (г.е. «Семизвездие», по образцу кружка александрийских поэтов

    III в. во главе с Феокритом)

    Пьер де Ронсар циклы сонетов «Любовь к Кассандре», «Любовь к Марии», «Любовь к Елене»

    Этьен Жодель «Пленная Клеопатра» (1552), «Евгений» (1552), «Дидона, приносящая себя в жертву» (ок. 1558)

    Гильома Дю Батраса «Неделя, или Сотворение мира» (1579)

    «Мениппова сатира» (1594)

    «Трагическая поэма» (начата в 1575 г., опубл. в 1616 г.) Агриппы д’Обинье (1552- 1630).

    «Опыты» (1580—1588, опубл. 1595) Мишеля Монтеня (1533—1592)

    «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (ок. 1494—1553)

    «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана

    Гаргантюа», «Бесценную жизнь великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», «Гаргантюа и Пантагрюэль»
    Испания

    «Оливы» Лопе де Руэда

    «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1554)

    Матео Алемана «Гусман де Альфараче» (1599— 1604)

    «Диана» (1558— 1559) Хорхе де Монтемайора
    Англия

    баллада «Два ворона»

    баллада «Робин Гуд и Гай Гисборн»

    «Приятная комедия о Джордже Грине, векфильдском полевом

    стороже» Р. Грина (опубл. 1599).

    «Похвалу Глупости» Томас Мор (1478— 1535)

    «История Ричарда III» (ок. 1513)

    «Утопия» (1515 —1516)

    Томас Уайет (1503—1542), перенесший на английскую почву жанр

    сонета (перевел Петрарку, а затем написал и свои сонеты в духе

    петраркизма), и Генри Говард, граф Сарри (в русской литературе

    нередко Серрей, 1517—1547)

    «Защита поэзии» (1582— 1583, опубл. 1595) Филип Сидни (1554—1586)

    «Астрофил и Стелла» (1583, опубл. 1591)

    «Аморетти»

    «Пастушеский календарь» (1579) и ренессансной эпической поэмы «Королева фей» (1590— 1596).

    «Аркадия» (1581,опубл. 1590)

    Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомияостроумия» (1578—1580)

    Томас Лодж «Розалинда, золотое наследие Эвфуэса» (1590)

    «Как вам это понравится», Роберта Грина «Пандосто» (1588)

    «Тамерлан Великий» (1587— 1588) Кристофера Марло (1564— 1592)

    «Трагическая история доктора Фауста» (1589)

    «Мальтийский еврей» (1590) Марло и «Венецианский купец»

    Шекспира, «Эдуард II» (1592) Марло

    Барокко

    (16-17 в.в.)


    «Предположениях об оригинальных произведениях» Э.Юнга (1759), в предисловии Сэмюеля Джонсона к собранию сочинений Шекспира (1765)

    Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера» (1795—1796)

    «Гамлет»

    «Много шума из ничего»

    «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь», «Великие трагедии», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет».

    Бен (Бенджамин) Джонсон (1573— 1637), «У всякого своя причуда» (1598), «Вольпоне, или Лис» (1607), «Алхимик» (1611)

    Фрэнсис Бомонт (ок. 1584—1616) и Джон Флетчер (1579—1625) создали вместе 7 пьес («Филастр», 1611, опубл. 1620; «Трагедия девушки», 1611, опубл. 1619; «Король и не король», 1611, опубл.

    1619; и др.)

    «Нумансия» (после 1588?). Мигель де Сервантес Сааведра

    «Галатея» (1585)

    «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (закончен незадолго до смерти, опубл. 1617), сборник «Назидательные новеллы» (1613), сатирическая поэма «Путешествие на Парнас» (1614) и др.

    «Дон Кихотом» (1-й том опубл. 1605, 2-й том опубл. 1615).


    Эпоха Просвещения

    Классицизм

    (17 - 18 в.в.)

    Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).

    «Принцесса Клевская» М. де Лафайет
    Испания

    Аларкона «Сомнительная правда»

    Франциско Кевсдо-и-Вильегаса (1580—1645) «Книга обо всем и еще о многом другом»

    «Учитель танцев» (1593), «Фуэнте Овехуна» (ок. 1612—1613, опубл. 1619), «Собака на сене» (опубл. 1618), «Звезда Севильи» (1623), «Девушка с кувшином» (опубл. 1646) и др. Лопе Феликс де Вега Карпьо

    «Новое руководство к сочинению комедий» (1609)

    «Фуэнте Овехуна» (ок. 1612 —1613)

    «Юность Сида» (ок. 1618)

    «Ткач из Сеговии» (1634) и комедия «Сомнительная правда» (до 1619)

    «Дон Хиль Зеленые штаны» (1615,опубл. 1635), «Благочестивая Марта» (опубл. 1636)

    «Осужденный за недостаток веры» (опубл.1635)

    «Севильский озорник, или Каменный гость» (1619—1620?,опубл. 1630)

    «Поклонение кресту» (ок. 1630—1632, опубл. 1634) Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо

    «Жизнь есть сон» (ок. 1632—1635, пост, и опубл. 1635)

    «Пир Валтасара».
    Франция

    Оноре д’Юрфе «Асгрея», «Артамен, или Великий Кир»

    «Ода королю Генриху Великому на счастливое и успешное

    окончание Седанского похода» (1606): «О король наш полновластный, безгранична мощь твоя!»

    «Оде на поход Людовика X I I I для усмирения бунта в Ла-Рошели» (1628) Франсуа Малерб

    «Утешение господину Дюперье по случаю кончины его дочери» (1598— 1599), «Комментарии к Депорту» (1600)

    «Сид» Пьер Корнель (1606—1684)

    «Гораций» (1640), «Цинна, или Милосердие Августа» (1640).

    «Смерть Помпея» (1643).

    «Лгун» (1643)

    «Фиваида, или Братья-враги» (1664),

    «Александр Великий» (1665) Жан Расин (1639—1699)

    «Андромаха» (пост. 1667,опубл. 1668)

    «Британик» (пост. 1669, изд. 1670), «Ифигения» (пост.1674, изд. 1675)

    «Федра» (1677).

    «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (пост. 1690, изд.1691)

    «Смешные жеманницы» Мольер (1622—1673)

    «Школа мужей» (1661), «Школа жен» (1662)

    «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве».
    Англия

    Томас Гоббс (1588—1679) в «Левиафан» (1651)

    «Анатомия меланхолии» (1621) Роберта Бертона (1577 — 1640)

    «По ком звонит колокол» (1940) Э. Хемингуэй

    «Путь души» (1601), «Анатомия мира» (1611)

    Роберт Геррик (1591 —1674) — «Спелые вишни», «Лень — худший грех», «Передник с цветами», «Время для чтения моих стихов», «Моя усадьба»

    «L’allegro» («Жизнерадостный») и «II penseroso» («Задумчивый») Джон Мильтон (1608—-1674)

    «Учение о разводе» (1643), «Ареопагитика» (1644)

    «О воспитании» (1644), «Обязанности государей и правителей» (1649)

    «Защита английского народа» (1650),

    «Вторая защита английского народа» (1654) и «В защиту себя» (1655)

    «Потерянный Рай» (1658 — 1667) и «Возвращенный Рай» (1671), трагедия «Самсон-борец» (1671)
    Япония

    «По тропинкам Севера» (1689) Ихара Сайкаку (настоящее имя Хирояма Того, 1642—1693)

    Эпоха Просвещения

    Просветительский реализм

    (к.17 - 18 в.в.)

    В Голландии «Исторический и критический словарь» (1697)

    «Словарь» Бейля

    «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» Шарль Перро (1628—1703)

    «Апология женщин», 1694

    «Век Людовика Великого»

    трактат «Сравнение древних и новых в вопросах искусств и наук»

    сказка «Гризельда», «Потешные желания», сказка «Ослиная Шкура»,

    «Спящая красавица» (1696), «Сказки моей

    матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными

    поучениями», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Кот в сапогах», «Феи», «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом», «Рике с хохолком», «Мальчик-с-пальчик»

    Джан Батист Базиле «Пентамерон» (1634— 1636)

    Вольтера написал трагедию «Мензиков» Вальтер
    Англия

    Р. Б. Шеридан «Школа злословия»

    «Времена года» Д.Томсона

    «Виндзорский лес» (1713) Александр Поуп

    «Похищение локона» (1712, 2-й вар. 1714)

    «Опыты о морали» (1731-1735), «Опыт о человеке» (1734)

    Даниель Дефо

    «Дневник чумного года» (1722) (о чуме в Лондоне) можно увидеть

    прообраз исторического романа, в«Капитан Сингльтон» (1720)

    «Истории полковника Жака» (1722) — прообраз приключенческого

    романа, «Молль Флендерс» (1722) и «Роксане» (1724) прообраз социально-психологического и уголовного романа, как и в «Жизни и деяниях Джонатана Уайльда» (1725)

    «Жизни и деяниях Джонатана Уайльда» (1725)

    «Робинзон Крузо» (1719—1720)

    Джонатан Свифт

    «Ода Вильяму Сэнкрофту», 1690; «Ода Конгриву», 1693

    «Битва книг» (1697), «Сказка о бочке» (1697, опубл. 1704)

    «Письма суконщика» (1723— 1724), « Путешествия Гулливера »

    «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) Сэмюэл Ричардсон, «Памелой»: «Кларисса, или История юной леди» (1747—1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754)

    «Маскарад» Генри Филдинг, «История

    жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого» (1743)

    «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» (1742), «История Тома Джонса, найденыша» (1749)

    Тобайас Джордж Смоллетт (1721— 1771),

    автор романов «Приключения Родрика Рэндома» (1748), «Приключения Перигрина Пикля» (1751), эпистолярного романа «Путешествие Хэмфри Клинкера» (1771)

    Джеймс Томсон (1700—1748). Томсон — автор поэмы «Времена

    года» (1726—1730)

    Эдуард Юнг (правильнее Янг, 1683—1765) в религиозно-

    дидактическая поэма «Жалоба, или Ночные размышления о

    жизни, смерти и бессмертии» (1742—1745)

    «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) Томаса Грея (1716—1771)

    «Векфильдский священник» (1766) Оливера Голдсмита (1728—1774)

    Лоренс Стерн роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760— 1767), роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760— 1767),

    «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768)
    Франция

    Нивель де Лашоссе «Меланида» (1741), «Памела» (1743)

    Ален Рене Лесаж «Тюркаре» (1709), «Похождения Жиль Блаза из Сантильяны» (1715 — 1735)

    Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё «Персидские письма»

    Антуан Франсуа Прево д’Экзиль «История кавалера де Гриё и Манон

    Леско» (1731)

    первый том Энциклопедии (1751).

    Полное название этого труда — «Энциклопедия, или Толковый

    словарь наук, искусств и ремесел»

    Жан Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании».

    Жак Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737— 1814), «Поль и Виргиния» (1787)

    Вольтер (псевдоним; настоящее имя Мари Франсуа Аруэ)

    «Эдип», «Генриада» (ок. 1728), 30 трагедий (в том числе «Брут», 1730; «Смерть Цезаря», 1731; «Заира», 1732; «Альзира», 1736; «Фанатизм, или пророк Магомет», 1741; «Меропа», 1743; «Ирена», 1778), 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов, «Аделаида

    Дюгеклен» (1734), «Блудный сын» (пост. 1736, изд. 1738), «Семирамида» (1748), «Танкред» (1760—1761), «Орлеанская

    девственница» (1735, опубл. 1755)

    «Письмо слепых в назидание зрячим» (1749) Дени Дидро, «Письмо слепых в назидание зрячим» (1749), трактат «Парадокс об

    актере» (1773 — 1778, опубл. 1830), «Нескромные сокровища», «Монахиня» (1760, опубл. 1796)

    Жан Жак Руссо «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «Юлия, или Новая Элоиза».
    Немецкая

    Иоганн Хрисгоф Готшед (1700— 1766) «Омыт критической поэтики для немцев» (1730), «Умирающий Катон» (1732)

    Фридриха Готлиба Клопштока «Смерть Адама»

    Готхольд Эфраим Лессинг, «Молодой ученый», 1747—1748

    Джордж Лилло «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвелла», 1731; «Роковое любопытство», 1736

    Христиана Фюрхтеготта Геллерта «Больная жена», 1747;

    и др., «Мисс Сара Сампсон» (1755), «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье», «Эмилия Галотти» (1772), «Натан Мудрый» (1779)

    Эпоха Просвещения

    Сентиментализм

    (18 – н. 19 в.в.)

    «трагедия рока» — «Дуглас» Д.Хоума, в 1765 г. — первый «готический роман» — «Замок Отранто» Хорейса Уолпола (1717—1797)

    Жака Казота «готический роман» — «Влюбленный дьявол» (1772)

    баллада «Ленора» (1773) немецкого штюрмера Готфрида Августа Бюргера.

    «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена» (1786)

    «Сочинения Оссиана» (1759—1765, опубл. в 2 т. 1765) Джеймса Макферсона (1736—1796) и «Поэмы Роули» (1764—1770, опубл.

    1777), Томаса Чаттертона (1752—1770)

    Роберт Бёрнс сборник «Стихотворения, написанные по преимуществу на шотландском диалекте» (1786)

    «Макферсон перед казныо» (1788), «Честная бедность» (1794),

    аллегорическое стихотворение «Джон Ячменное зерно» (1782),

    баллада «Возвращение солдата» (1793)
    Франция

    Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732—1799), «Севильский цирюльник» (пост. 1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (пост. 1784)

    Маркиз де Садо «Жюстина» (1791 — 1797), «Жюльетта» (1797), диалога «Философия в будуаре» (1795)

    песня «Марсельеза» военного инженера Клода Руже де Лиля (1760—1836)

    Андре Мари Шенье «Клятва в Зале для игры в мяч», 1791; «Ода Мари-Анн Шарлотте Корде», 1793, опубл. 1819; «Юная пленница», 1794, опубл. 1795

    Мари Жозеф Шенье «Карл IX, или Урок королям» (пост. 1789, опубл. 1790)

    Германия

    литературное движение «Буря и натиск»

    Иоганн Готфрид Гердер автор трактатов «О новейшей

    немецкой литературе. Фрагменты» (1766—1768), «Шекспир»,

    «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов»

    (опубликовано в 1773 г. в сборнике «О немецком характере и искусстве» совместно с Гёте), драм «Брут» (1774), «Раскованный

    Прометей» (1802) и др. издал сборник «Народные песни» (1778—1779)

    «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791)

    Очень ярко соединение «шекспиризации» с руссоистскими идеями воплощено в драматургии Фридриха Максимилиана Клингера

    (1752—1831) — драмах «Отто» (1775), «Страждущая женщина»

    (1775), «Близнецы» (1775), «Стильп и его сыновья» (1777) и особенно

    в драме «Буря и натиск» (1776)

    Иоганн Антон Лейзевиц (1752— 1806), трагедия «Юлий Тарентский» (1776)

    Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности» (1763)

    «Письма об открытиях Геркуланума», 1762

    Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер «Разбойники», «Коварство и

    любовь» (1784)

    «Дон Карлос, инфант Испанский» (1783 по 1787 г.)

    историческая трилогия «Валленштейн» (опубл.

    1800), в которую вошли пьесы «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798),

    «Пиколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799);

    трагедии «Мария Стюарт» (пост. 1800), «Орлеанская дева» (1801),

    «Мессинская невеста» (1803), народная драма «Вильгельм Телль»

    (1804), стихотворения и поэмы «Боги Греции» (1788), «Художники

    » (1789), «Идеал и жизнь» (1795) и др., баллады, в том числе

    «Пловец» (в переводе В.А.Жуковского — «Кубок»), «Перчатка»,

    «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» (все — 1797), эпиграммы, в том числе «Ксении» (1797, совместно с Гёте), новеллы

    «Игра судьбы» (1789) и др., незаконченный роман «Духовидец»

    (1787), эстетические работы «О стихотворениях Бюргера» (1791),

    «О трагическом в искусстве» (1792), «О грации и достоинстве»

    (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795),

    «О возвышенном» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии»

    (1795— 1796), «Об эпической и драматической поэзии» (1797, совместно с Гёте) и др., исторический труд «История Тридцатилетней войны» (1790—1793). Он перевел фрагменты «Энеиды» Вергилия (1789—1790), переработал для сцены Веймарского театра «Эгмонта» Гёте (1796), «Макбета» Шекспира (1800), «Турандот» Гоцци (1802), «Ифигению» Гёте (1801), «Федру» Расина (1805). «Мария Стюарт»

    Иоганн Вольфганг Гёте «Гёц фон Берлихинген» (1773)

    «Страдания юного Вертера» (1774), стихотворение «Степная розочка» (1771)

    Гёте обращался к жанру баллады («Король из Фуле»), оды («Ганимед», «Прометей», «Вознице Кроносу» и др.)

    романы «Ученические годы Вильгельма Мейстера» (1795—1796),

    «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1—3, 1821 — 1829),

    «Избирательное сродство» (1809), трагедии «Ифигения в Тавриде

    » (1787), «Эгмонт» (1788), «Торкватто Тассо» (1790), книга лирики

    «Западно-восточный диван» (1819), «Римские элегии» (1790), баллады «Лесной царь» (1792), «Коринфская невеста» (1797), автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (1811 — 1814), естественно-научный труд «Учение о цвете» (1810), перевод на немецкий язык «Племянника Рамо» Д.Дидро (1805) и др. Трагедию «Фауст» Гёте писал около 60 лет

    Романтизм

    (к. 18 – н.19 в.в.)

    Германия

    Йенский романтизм охватывает 1795— 1805 гг.

    Фридрих Шлегель «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» с включением в него «Речи о мифологии» и «Письма

    о романе» (1800), неоконченного романа «Люцинда» (1799)

    драмы «Аларкос» (1802)

    Вильгельм Генрих Ваккенродер сборник «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797) и «Фантазии об искусстве»

    (1798)

    Людвиг Иоганн Тик философский роман

    «Странствования Франца Штернбальда» (1798), комедия-сказка «Кот в сапогах» (1797), разножанровый сборник «Романтические поэмы» (ч. 1 — 2, 1799—1800)

    Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин «Гиперион, или Отшельник в Греции», 1797—1799; трагедия «Смерть Эмпедокла», 1798—1799, оды, элегии

    Фридрих фон Харденберг «Гимны к Ночи», 1800, «Ученики в Саисе», 1800, «Генрих фон Офтердинген» (1799—1800, опубл. 1802)

    Г е й д е л ь б е р г с к и й р о м а н т и з м . Этот период в развитии

    романтизма охватывает годы наполеоновского нашествия на

    Германию (с 1806 г. по середину 1810-х годов) и связан с пробуждением немецкого национального самосознания.

    выход в свет сборника народных песен и баллад «Волшебный

    рог мальчика» (1806—1808) Людвига Ахима Арнима (1781 — 1831) и Клеменса Брентано (1778—1842)

    сборник немецких сказок «Детские и семейные сказки» (т. 1 — 2, 1812—1814) Братья Гримм, «Красная Шапочка»

    Генриха фон Клейста драмы «Пентесилея» (1805— 1807, опубл. 1808) и « Принц Фридрих фон Гомбургский» (1810, опубл. 1821)

    Комедия «Разбитый кувшин» и повесть «Михаэль Кольхаас»

    «Разбитый кувшин» (1803—1806, опубл. 1811).

    Б е р л и н с к и й р о м а н т и з м . Поздний немецкий романтизм

    (с середины 1810-х годов до конца 1820-х годов) условно называют

    берлинским.

    Творчество Адельберта фон Шамиссо повесть «Необычайная история Петера Шлемиля» (1814), поэтический цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), положенный на музыку Р. Шуманом (1840)

    Эрнст Теодор Амадей Гофман написал первую немецкую романтическую оперу «Ундина» (1814, пост. 1816).

    первый том сборника «Фантазии в манере Калло», в который помимо

    новелл «Кавалер Глюк» и «Дон Жуан» Гофман включил цикл «Крейслериана», В третий том «Фантазий» (1814) Гофман включил

    повесть-сказку «Золотой горшок». роман

    «Эликсиры дьявола» (1815—1816), повести-сказки «Крошка Ца-

    хес по прозванию Циннобер» (1819), «Повелитель блох» (1822), сборники «Ночные рассказы» (т. 1 — 2 , 1817), «Серапионовы братья» (т. 1 — 4 , 1819—1821), «Последние рассказы» (опубл. 1825). Повесть-сказка «Щелкунчик, или М ы ш и н ы й король» (1816) стала, особенно известной благодаря балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1892). «Житейские воззрения кота Мурра», «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами

    биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно

    уцелевшими в макулатурных листах» (1820— 1822), «Угловое окно»

    (1822)

    Генрих Гейне первый поэтический сборник «Книга песен», «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо»

    тома «Путевых картин» (1826— 1830), «Германия. Зимняя сказка»

    (1844), сборник «Романсеро» (1851)
    Англия

    Первый этап английского романтизма (1793 — 1812 гг.) связан с деятельностью «Озерной школы». В нее входили Уильям

    Вордсворт (1770—1850), Сэмюэл Тейлор Колридж (1772—1834),

    Роберт Саути (1774—1843).

    сборник «Лирические баллады» (1798)

    произведением Колриджа стала баллада «Сказание старого морехода»

    трагедия «Уот Тайлер» (1794, опубл. 1817), книга «Жизнь Нельсона», 1813, «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1818), баллада «Суд божий над епископом» (1799)

    В т о р о й э т а п а н г л и й с к о г о р о м а н т и з м а . Этот этап охватывает 1812— 1832 гг. (отвыходав свет 1 и 11 песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта).

    Джон Китс. «Поэзия земли не знает смерти» (сонет «Кузнечик и сверчок», 1816). В его поэмах («Эндимион», 1818, «Гиперион», 1820)

    Перси Б и ш и Шелли стихотворение «Гимн Интеллектуальной Красоте»). Стихотворение «Изменчивость», «Свадебная

    песня», «К Джейн» и др. «Сонет Байрону», «Музыка», «Дух Мильтона», «Лорду-канцлеру», «Мужам Англии» и др.). В стихотворении «Озимандия» (1818). «Ода Западному Ветру» (1819, опубл. 1820), «Королева Маб» (1813), «Восстание Ислама» (1818), в драмах «Освобожденный Прометей» (1819, опубл. 1820), «Ченчи» (1819)

    Вальтер Скотт «Песен Оссиана», баллады «Иванов вечер» (1800, в переводе В. А.Жуковского 1824 г. — «Замок Смальгольм»), «Песни шотландской границы» в 3 томах, 1802—1803, «Песнь последнего менестреля», 1805; «Мармион», 1808

    В. Скотту пришла поистине мировая слава. Среди исторических

    романов писателя — «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818),

    «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823).

    Джордж Ноэл Гордон Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», «Восточные повести», «Манфред», «Каин» (1821), «Дон Жуан» (1817—1823)
    Франция

    «Плот “Медузы”» Т.Жерико, 1819; «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, 1830

    Франсуа Рене де Шатобриан «Гений христианства» (1802), «Атала» и «Рене»

    Жермена де Сталь Трактат «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800), «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807)

    Альфонс де Ламартин сб. «Поэтические раздумья», 1820

    Альфред де Мюссе «Исповедь сына века» (1836)

    Виктор Гюго, Аврора Дюпен (по мужу Дюдеван),

    писавшая под мужским псевдонимом Жорж Санд (1804—1876)


    написать администратору сайта