Главная страница

Сказки индейцев северной америки сравнительный анализ


Скачать 25.52 Kb.
НазваниеСказки индейцев северной америки сравнительный анализ
Дата31.01.2023
Размер25.52 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_889818.rtf
ТипДиплом
#914652

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский Государственный университет»

Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии

ЭССЕ

СКАЗКИ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Выполнила: студентка 2 курса

направление 035300.62 Искусства и гуманитарные науки

Шрамова М. С.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Перенижко О.А.

Краснодар, 2014
Феномен сказки является весьма загадочной темой исследования, так как устное народное творчество более других видов искусства подвержено изменениям и искажениям смысла под влиянием меняющихся факторов социокультурной среды. Тем не менее, рассматривая большие комплексы текстов и сравнивая их, мы можем предположить соответствия между, казалось бы, географически отдаленных между собой народов, например, между индейцами Северной Америки и кочевыми племенами, населяющими евразийское пространство. Углубившись в историю заселения Америки эти соответствия становятся отнюдь не случайными, так как, предположительно, именно эти племена двинулись через Берегов пролив в Америку.

Таким образом, сказки и легенды могут восприниматься не только как порождение сознания и фантазии древнего человека, но и как источники древней истории миграции племён.

Для установления соответствия между разными комплексами рассказов применяется метод сравнения мотивов.

В североамериканском комплексе мотивов выделяются следующие наиболее повторяющееся:

· Брошенный выживает и торжествует

Такие предания с различными деталями и вариацией сюжета рассказывают по всей территории Северной Америки, Евразии, хотя в Южной Америке мотив очень плохо представлен. В основном сюжете мотива люди оставляют мальчика, девочку, сестру с братом, девушку или супругов одних в покинутом селении без огня или изгоняют их. Покинутый, стараясь выжить, добывая себе еду, обнаруживает у себя сверхъестественные способности или находит себе сверхъестественных покровителей, помогает своему народу, либо наоборот, наказывает его.

· Подражание

Сюжет основывается на том, что некий персонаж наблюдает за тем как добывают еду другие персонажи (с помощью магических действий, или действий, характерных их природе), повторяет за ними, но терпит фиаско. Чаще всего это мотив «хождения по гостям»: персонаж ходит по гостям, видит как другие добывают еду, пораженный этим, он зовёт к себе гостей, повторяет те же действия, но терпит фиаско. Мотив был распространен у племён квакиутль, нутка, карьер, на персе, кутенаи, оджибве, команчи и др.

Следующий мотив известен далеко за пределами Америки, что говорит о его архаичности:

· Ныряльщик

Этот мотив является космологическим и рассказывает о сотворении мира у многих народов, в т.ч. известен и у славян (легенда об утке, достающей землю из-под вод мирового океана). В легенде гуронов землю достаёт со дна океана Жаба, у делаваров ныряльщиками выступают черепаха, ондатра, гагара; ныряльщик в виде водоплавающей птицы известен у юкагиров, догриб, нутка, квакиутль и др. У индейцев Северной Америки к западу от континентального водораздела мотив слабо представлен, либо вообще отсутствует.

· Мнимый покойник

Персонаж притворяется мертвым, чтобы осуществить своё тайное желание. Например, супруга оставляет персонажа на месте погребения, ночью он уходит к любовнице. Этот мотив не представлен в Сибири, зато хорошо известен в Центральной и Западной Европе (жена Соломона). Образ широко распространен по всей Северной Америке (племена танайна, тлинкиты, квакиутль и др.) , редко встречается в Южной.

· Фигура на лунном диске

Индейцы северо-западного побережья видели в ней фигуру человека, шедшего за водой (женщина или девочка с ведром), для юкагиров, дакота, индейцев Мексики образ складывался в силуэт кролика или зайца. Зооморфные силуэт известен также у коряков, чукчей, эвенов, эвенков, и даже японских айну, что говорит о распространенности образа среди евразийских и азиатских народов.

· Магическое бегство

Сюжет заключается в том, что убегая некий персонаж бросает позади себя предметы, которые превращаются для преследующих в препятствия. Среди магических предметов часто упоминается гребень, который превращается в густую чащу. Этот мотив распространен у юкагиров, японцев, удэгейцев, в Северной Америке среди племён атна, хайда, квакиутль, оджибве, черноногих и др.

· Нога-мост

Мотив чрезвычайно распространен в Сибири, Северной Америке, но почти не встречается в Южной. Сюжет заключается в том, что персонаж протягивает свою ногу или шею через водную преграду, преследуемые переходят через мост, а преследующий падает в воду, когда персонаж убирает свой мост. В североамериканских версиях этот персонаж обычно Журавль или другая водная птица, тогда как в сибирских версиях зооморфность персонажа в многом утратилась.

· Спор о времени

Очень разнообразный мотив, поскольку имеет отношение к календарю и календарной обрядности.

В споре определяется продолжительность большого периода времени (сколько месяцев в зиме или в году, дней в месяце, часов в тёмном времени суток; должны ли свет и тепло сменять холод и тьму etc.). Например, северные атапаски татлан рассказывают сказку о дикобразе, который хочет зиму длиной в пять месяцев, загибая свои пять пальцев, с ним спорит бобр, который хочет столько зимних месяцев, сколько царапин и трещин у него на хвосте. В ответ дикобраз откусывает себе один палец, говоря о том, что зиме теперь будет предоставлено лишь четыре месяца, бобр пугается и признаёт своё поражение. У алгонкинов меномини существует следующая легенда: медведь хочет вечную ночь, бурундук поровну зимних и летних месяцев, числом равным полоскам у него на теле. Бурундук и медведь спорят, каждый выкрикивая своё мнение, но медведь случайно выкрикивает «День!» и Бурундук выигрывает.

Алтайцы рассказывают такую версию сказки: звери собираются вместе, чтобы установить длину года, медведь предлагает год в сто месяцев, в месяце 100 дней. Все настороженно замолкают, но в конце прибегает ласка, опоздавшая на собрание, которая говорит, что ни один зверь не проживет такой век, в итоге год устанавливают размером в 12 месяцев, в месяце по 30 дней.

Таким образом установив множество соответствий между легендами североамериканских индейцев и сибирскими (иногда даже европейскими) народами, мы можем говорить о неком комплексе прамифов, которые были принесены на территорию Северной Америки в глубокой древности, то есть того периода истории, который не датируется историками, но тем не менее запечатлен в мифологическом сознании людей.

сказка легенда североамериканский мотив
Библиографический список
1. Народы Америки / Народы мира. под общ. Ред Толстого С. П. // под ред. Ефимова В. А., Токарева С. В. - М.: 1959. - 684 с.

2. Березкин, Ю. Е. Мифы заселяют Америку: Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет/ Ю.Е. Березкин. - М.: ОГИ, 2007. - 360 с.


написать администратору сайта