Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • Проблематика и их идейное содержание сказок Пушкина

  • 8

  • 9

  • 10 Список использованной литературы

  • Сказки Пушкина их проблематика и идейное содержание


    Скачать 25.59 Kb.
    НазваниеСказки Пушкина их проблематика и идейное содержание
    Дата11.12.2022
    Размер25.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat.docx
    ТипРеферат
    #838516

    ГПОУ «Берёзовский политехнический техникум»

    Реферат на тему

    «Сказки Пушкина их проблематика и идейное содержание»

    Выполнила: Меслер Ангелина ТОБ-22

    Берёзовский
    2022
    Содержание

    1. Введение………………3

    2. Сказки Пушкина………..4

    3. Проблематика и их идейное содержание сказок Пушкина……5

    4. Заключение………..…..9

    5. Список использованной литературы……………..11






    Введение

     А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний.Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Поэтому сказки А. С. Пушкина – это произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. А ведь очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства.В пушкиноведении определилась традиция изучать произведения поэта в рамках определенного цикла. Основанием этому, видимо, является сложившаяся в 1830-е годы тенденция в творчестве Пушкина – циклизация своих произведений. Вот почему наметившаяся тенденция изучать сказки Пушкина внутри жанрово замкнутого цикла мне представляется неоправданной. Конечно, есть некая жанровая общность литературных сказок Пушкина.


    3


    Сказки Пушкина

    Пушкин получил воспитание и образование, ориентированное на европейскую культуру. С детства он одинаково владел двумя языками русским и французским. Сказывание сказок в пору жизни Пушкина было распространено в дворянском обществе. Пушкин слушал сказки няни Арины Родионовны Матвеевой и бабушки Марии Алексеевны Ганибал. Няня поэта была интересной собеседницей знала много сказок и песен. На Украине на юге в нижегородском Болдине в краях оренбуржья он слушал и записывал сказки, песни, пословицы и поговорки.

    Сказки один из любимых жанров Пушкина. "Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма! - советовал молодым писателям читать сказки, чтобы видеть свойства нашего русского языка. "В круг детского чтения вошли "Сказка о попе и работнике его Балде" (1831), "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"(1831), "Сказка о рыбаке и рыбке"1833, сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"1833, "сказка о золотом петушке"1834. Надо помнить, что все эти сказки предназначались взрослым, написаны они в пору творческого расцвета. Пушкина занимала тема Дома: вопросы природы, общества истории освещались им с

    позиции "домашнего" человека. Под таким углом зрения легко было отделять добро от зла, правду от лжи. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной "простонародной "сказки.

    Пушкинские сказки делятся по их концовкам: заканчиваются счастливо "о царевне Лебеди", сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, а другие справедливо, но несчастливо (о попе, о рыбаке и рыбке, "сказка о золотом петушке). Добро и зло в сказках первого вида однозначно, а в сказках второго вида побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло.

    "Сказка о царе Салтане…" м. б. названа сказкой исполнения желаний. Поэт среди множества желаний выделяет первейшее - "видеть я б хотел отца" Главный лирический мотив сказки связан с "грусть тоскою" разлученных отца и сына. Радость звучит в развязки сказки, когда царь получает как чудо и жену и сына и невестку-диво. Пушкин изображает дальнейшее счастье как большой домашний праздник. 4

    Проблематика и их идейное содержание сказок Пушкина

    В пушкиноведении определилась традиция изучать произведения поэта в рамках определенного цикла. Основанием этому, видимо, является сложившаяся в 1830-е годы тенденция в творчестве Пушкина – циклизация своих произведений. Вот почему наметившаяся тенденция изучать сказки Пушкина внутри жанрово замкнутого цикла мне представляется неоправданной. Конечно, есть некая жанровая общность литературных сказок Пушкина. Но нельзя отрицать и объективного факта, что каждая из них как индивидуальное художественное произведение – оригинально, самобытно; идейное содержание и поэтическая форма их в первую очередь обусловлены временем создания, обстоятельствами, вызвавшими желание написать именно сказку, и, главное, окружением, теми произведениями, которые писались одновременно.

    Выкуп – это однократная плата за свободу. Откуп – многократная выплата по условию. Старуха, не зная об откупе, осуждает мужа за то, что не взял выкупа: «Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто…» Ее требование тоже социально мотивировано, она твердо знает, что за услугу можно брать выкуп.

    Здесь остроумно пушкинское сочетание волшебного (рыбка заговорила человеческим голосом) и социального – предложение откупа; откуп – это термин, определяющий отношения пленника (крепостного) и владельца. Характер откупа – сказочный: «откуплюсь чем только пожелаешь». Рыбка предлагает отпустить ее на откуп за полученную свободу – откуп предполагал многократную выплату. Рыбка потому и выполняет различные желания старухи, что действует по закону откупа.После того как окончательно был установлен источник, началось сравнительное изучение двух сказок, выяснение отличий пушкинской сказки от немецкой, ее связи с русской сказочной традицией, ее оригинальности.
    5
    Итогом исследования сказки фольклористами можно признать следующее заключение И. П. Лупановой: «Внимательное изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» свидетельствует о том, что в отличие от гриммовской сказки, смысл которой исключительно в морали: «будь доволен тем, что имеешь»,- смысл пушкинской сказки гораздо более широк, и, в частности, он заключается в воспроизведении русской народной сатиры на барство, на несправедливое общественное устройство». Подчеркивая социальный характер сатиры пушкинской сказки, И. П. Лупанова показывает общность мотивов этой сатиры с сатирическими народными сказками.

    Правда, в немецкой сказке их больше и некоторые отличаются от желаний пушкинской старухи: сначала хотела хорошую избу, потом замок, затем пожелала стать королевой, императрицей, папой римским и, наконец, богом! Последнее желание не выполняется, и рыба (камбала) возвращает рыбака и его жену в исходное положение – жить в прежней избушке. Это была сказка-притча о жадности, ее мораль – не желай невозможного, довольствуйся тем, что имеешь.

    Как и поэма «Анджело», «Сказка о рыбаке и рыбке» была «подражанием» в пушкинском его понимании: следовать за образцом в надежде «открыть новые миры, стремясь по следам гения», или в результате изучения образца «дать ему вторичную жизнь». В данном случае Пушкин решил следовать по следам народного гения, следовать сказке, созданной народом.

    Рыбак отказался от предложения, ибо не хочет корысти ради использовать неволю рыбки, не хочет торговать свободой и выпускает рыбку на волю.

    С принципиально иных позиций изучает «Сказку о рыбаке и рыбке» В. Непомнящий.

    6

    Анализируя ее как внутренне цельное художественное произведение, исследователь вскрывает глубокий замысел поэта, интересно и тонко характеризует своеобразие ее поэтики. И все же мне представляется, что истинное богатство содержания «Сказки о рыбаке и рыбке», острота и масштабность поднятых в ней вопросов, художественная новизна ее литературной формы раскроются вполне перед читателем, если она будет рассмотрена не в жанрово замкнутом сказочном цикле, а в связи с одновременно писавшимися в Болдине произведениями.

    Человек труда умеет ценить свободу, ему чужда идея обогащения на несчастье другого, требовать откуп за свободу. Жене он сообщает о случившемся иначе; видимо, зная ее характер, он не сказал, что ему был предложен откуп:

    Социальный подход Пушкина кардинально изменил сказку, ее мораль, ее содержание, ее философский смысл. Прежде всего у Пушкина подробнее разработана крестьянская тема: рыбак и его жена – бедные крестьяне, живут на берегу моря «в ветхой землянке», уже тридцать три года «старик ловил неводом рыбу», и занятие это обеспечивало только элементарное существование. Характерна и социально подчеркнутая покорность старика, смиренность его, послушность барыне, царице, готовность выполнить любой приказ.

    В Болдине Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке». Ее проблематика и художественное своеобразие определены не законами цикла и жанра, но теми идеями, которые волновали Пушкина в болдинскую осень 1833 года, а точнее – в октябре этого года. С 4 октября Пушкин начал дорабатывать «Историю Пугачева». Продолжая эту работу до 2 ноября, с 6 по 31 октября он писал «Медного всадника». В то же время завершалась работа над поэмой «Анджело».

    7

    «Сказка о рыбаке и рыбке» была закончена 14 октября. Только учитывая органическую связь всех этих произведений, можно понять, что именно хотел Пушкин сказать своей «Сказкой» и почему выбрал жанр сказки для реализации своего замысла, что значило в его идейных и эстетических исканиях этой поры обращение к народнопоэтическому жанру.

    В «Сказке о царе Салтане…» поэт размышляет о важности семьи, рода, общности.

    Когда завистливые сёстры приказывают закупорить молодую царицу с сыном в смоляную бочку, они раскалывают идеальный мир патриархальных ценностей, разбивая Богом данное единство – семью.

    Для восстановления этого единства князю Гвидону придётся пройти троекратное испытание, добывая «заморские дива».



    Это символическое состязание с отцом приближает момент желанной встречи. Сказка завершается счастливым примирением любящих друг друга людей и женитьбой Гвидона на Царевне-Лебеди.

    Так продолжается идея целостности мира через семью. В этой сказке остров Буян предстаёт прообразом России и всего мира, терзаемых внутренними противоречиями.

    Пушкин показывает, что радость и покой можно потерять в один миг, а вот восстанавливать их придётся долгие годы и то лишь с помощью чуда.

    8
    Заключение

    Наиболее важная особенность сказок Пушкина: они объединены в цикл, пронизаны многообразными внутренними взаимосвязями, каждый последующий текст дополняет предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя каждая отдельно взятая сказка имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет собой только часть универсального поэтического целого и потому становится окончательно понятна именно в контексте всего цикла. Пушкин - единственный писатель первой трети 19 века, которому удалось создать стройный, внутренне логичный цикл литературных сказок.

    Пушкинские сказки интересны, прежде всего, тем, что в них прослеживаются не только отдельные черты фольклорной поэтики, но вся его поэтическая целостность. Фольклор для Пушкина является не средством, а целью. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на вещи и лишь затем выразить собственные мысли, собственный взгляд на жизнь.

    Все сказки Пушкина построены на основе двух устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций. В зависимости от этого тексты можно разделить на три группы: сказки о Балде и рыбаке и рыбке основаны на ситуации использования человеком другого существа (человека) в корыстных целях, эксплуатирующих его физические и духовные силы, характерной для бытовых сказок; сказки о царе Салтане и мертвой царевне основаны на ситуации изгнания истинного героя, его поисков и возвращения, что характерно для волшебных сказок.

    Подобно тому, как народная сказка, постоянно меняющаяся, впитывающая черты новой реальности, литературная сказка всегда была и неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими тенденциями. Литературная сказка не возникла из ниоткуда. Он был основан на народной сказке, которая прославилась благодаря нотам фольклористов.


    9

    В России Александр Сергеевич Пушкин, несомненно, самый любимый и узнаваемый литературный деятель. Его работы настолько разнообразны по тематике и жанру, что каждый может найти среди них что-то близкое своему сердцу. Но самые знакомые творения Пушкина, знакомые каждому с детства, это его сказки. В своей работе я попытаюсь раскрыть эту часть творчества великого русского писателя.

    Как уже упоминалось выше, с раннего детства многие из нас слышали сказки Пушкина от наших родителей. Когда мы становимся старше, мы, перечитывая старые произведения, знакомые нам с детства, видим и многое понимаем в них, что не бросалось в глаза в детстве. От этого Пушкин становится еще ближе и дороже нам.

    Погружаясь в рассмотрение этой темы, поражаешься, насколько глубоко сам автор изучал русский и европейский фольклор, древнейшие народные традиции и культуру устного народного творчества. 




    10


    Список использованной литературы

    1. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах.

    2.
    Москва: Художественная литература, 1964.

    3.
    А. С. Пушкин. Избранные произведения. – Москва: Детская литература.

    4.
    Детская литература. / Под редакцией Е. Е. Зубаревой –
    Москва: Просвещение, 1985.



    11














    написать администратору сайта