19 век. Введение Глава Искусство в xix веке
Скачать 38.21 Kb.
|
ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Искусство в XIX веке…………………………………………………...4 1.1. Романтизм…………………………………………………………………….4 1.2. Англия………………………………………………………………………..6 1.3. Реализм………………………………………………………………………..6 Глава 2. Наука в XIX веке 8 2.1. Научные открытия XIX века 8 2.2. Изобретения XIX века………………………………………………………..9 Заключение……………………………………………………………………….19 ВВЕДЕНИЕ Чем дальше мы удаляемся от XIX века, тем ближе он нам становится. Этот феномен можно объяснить, видимо, тем, что многие проблемы - социальные, этические, художественные, - поставленные тогда, волнуют нас и сегодня. В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры. Были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. Наука далеко шагнула вперед и повлекла за собой качественные изменения в жизни человечества. Появились новые средства продвижения, новые медицинские препараты, новые методы лечения. Человек стал мыслить иначе, и поменял приоритеты в своих ценностях. Если раньше большую роль уделяли качеству произведенных товаров, то сейчас большую роль играет количество, и средства, полученные за их реализацию. По числу происшедших изменений и преобразований, 19 век можно смело назвать веком прогресса. Он заставил человека иначе посмотреть на мир, и на самого себя. Этот век принес много полезного и нового, до этого неизвестного человечеству. Он качественно изменил жизнь людей, в особенности жителей крупных городов. Глава 1. ИСКУССТВО XIX ВЕКА 1.1. Романтизм Новое идейно-художественное движение, охватившее науку и искусство европейской культуры в конце XVIII – начале XIX вв., во многом стало реакцией на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от недавних социальных бурь и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов. Это движение получило название романтизма. Романтизм — это направление, сменившее в XIX веке холодный и идеальный неоклассицизм. Живописцы возвысили эмоции, чувства, индивидуальность. Появились новые герои — мятежные, страстные, противоречивые натуры. Появление этого течения можно назвать реакцией на научно-технический прогресс. Люди стали больше отдаляться от природы и ставить на первое место материальный мир, а не духовный. Последователи романтизма вновь вернулись к теме поиска гармонии. Романтизм — это направление, сменившее в XIX веке холодный и идеальный неоклассицизм. Живописцы возвысили эмоции, чувства, индивидуальность. Появились новые герои — мятежные, страстные, противоречивые натуры. Появление этого течения можно назвать реакцией на научно-технический прогресс. Люди стали больше отдаляться от природы и ставить на первое место материальный мир, а не духовный. Последователи романтизма вновь вернулись к теме поиска гармонии. Описание стиля Расцвет романтизма в живописи пришелся на XIX век. Художники-романтисты возвысили значение эмоций, чувств, мечтаний. Они делали акцент на внутренних переживаниях героев их картин. В живописи начался период персонажей с дерзкими, противоречивыми характерами. Это была эпоха героев, способных повести за собой толпу, зажечь огонь в их сердцах. Сторонники романтизма отвергали любые проявления рационализма, они сосредоточились на личности, ее переживаниях и исканиях. Они придерживались схожих взглядов с сентименталистами, но старались придать сюжетам картин больше драматизма. У романтизма в живописи есть свои отличительные черты и признаки: практически отсутствие строгой геометрической формы; динамичная композиция; доминирование мифологических сюжетов; повышенная выразительность, которой живописцы добивались при помощи игры тени и цвета; эстетика страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте. Несмотря на влияние сентиментализма, в романтизме нет места для слезливых сюжетов. Это смелые герои, которые не боятся бросить вызов миру. Приверженцы этого течения хотели пробудить в людях сильные эмоции, вдохновить их на великие свершения. Полотна эпохи романтизма отличались высокой художественной выразительностью. История возникновения Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи. Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве. Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи. Герои и сюжеты картин романтизма Персонажи полотен живописцев, писавших в этом направлении, напоминают литературных героев. Это тонко чувствующие натуры, постоянно находящиеся в поиске истины. Но это не сентиментальные романтики, а страстные мятежники, сильные духом. Нередко живописцы исследовали темные стороны человеческой натуры. Поэтому нередко на их полотнах можно увидеть грозу, молнии и мистические сюжеты. Художники вдохновлялись стилем барокко, поэтому в их работах виден накал страстей, динамика. Они позаимствовали инструменты для повышения выразительности картины — игру света и тени, динамичный сюжет. В период романтизма произошла эволюцией портретного жанра. Живописцы перестали писать парадные портреты. Для них главной целью было раскрытие личности, индивидуальности, демонстрация переживаний, эмоций. Одной из любимых тем художников-романтистов — тема сломленного человека. Они не боялись исследовать темные грани человеческой души, так как были уверены, что в человеке есть свет и тьма. 1.2. Англия Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле. В картинах Дж. Констебля («Телега для сена», «Пляж в Брайтоне и угольщики») природа занимала господствующее положение, а человек — гость, случайно зашедший в ее владения. Пейзаж написан яркими красками, а крестьяне — грубыми небрежными мазками, что выделяло их на общем фоне. Уильям Тёрнер («Последний рейс корабля «Отважный») придерживался сдержанной манеры в написании картин, но человек пытается достичь величия природы. В творчестве английских романтиков героями выступают не мятежные, революционные персонажи, а простые люди, пытавшиеся найти свое место. Англичане известны своей прагматичностью и рациональным мышлением, что отразилось в живописи. В английской литературе и в искусстве с 40—50-х гг. можно видеть также и попытки бегства от противоречий буржуазной современности в прошлое и фантастику. Вернуть искусству религиозность, которая была присуща ему в средние века, уйти в мир образов древних легенд — вот программа так называемых прерафаэлитов. Изобразительное искусство той поры дальше этой пассивной оппозиции не идет и не создает ничего, что могло бы сравниться с правдой и человечностью произведений английских писателей-реалистов. Но одного из прерафаэлитов, поэта и художника Уильяма Морриса, никогда не покидала мысль об обездоленности рабочего люда в Англии его времени. И на прошлое он смотрел, не расставаясь с этой мыслью. И Моррис сумел поставить очень важный для последующего развития Эстетической мысли и искусства вопрос о единстве труда и творчества в народном ремесле, о необходимости возродить это единство на новой основе. 1.3. Реализм Истоки термина «реализм» Литературный критик Жюль Жанфлери в своей книге «Реализм» впервые обозначил название нового направления. Именно он отметил, что реализм противостоит романтизму, потому что отражает реальную жизнь, обнажает социальные проблемы, обращает внимание на простых людей и их заботы. Как понятие, реализм ввел в литературу русский критик Павел Анненков в 1849 году. Общепризнанным научным понятием этот термин стал позднее – в 1860-е годы. Основные черты реализма: Максимальная приближенность к реальной жизни; Внимание к проблемам простого народа; Конкретная историческая эпоха, упоминание реальных событий; Типизация характеров и ситуаций при сохранении индивидуальных черт; Внимание к деталям, конкретике; Конфликт разумного, справедливого героя с обществом. Реализм в литературе Реализм возник в европейской культуре в 1830-е годы как ответная реакция не только на изменения в общественной жизни, но и как противовес романтизму. Реализм в живописи Реализм в живописи проявился в изображении обыкновенных сцен. Красота сельской природы показана на картинах французских художников, которых возглавил Теодор Руссо. Реалисты доказали, что каждый день, приносящий солнце или тучи, дождь или сильный ветер, может быть интересен и прекрасен. Стоит отметить творчество Гюстава Курбе, отличавшееся вниманием к отдельным сценам из жизни, к обыкновенным людям, к повседневным вещам. Его работы считались скандальными, так как общество с трудом принимало новое искусство. Так, картина «Пожар» показывает драматический момент без прикрас. Реализм возник как реакция искусства на глобальные изменения в обществе, требующие теперь не идеализации и романтизации жизни, а правдивого изображения действительности. Новое направление обращало внимание на обыкновенных героев, повседневные ситуации, особенно внимательно относилось к деталям и конкретике. Глава 2. НАУКА В XIX ВЕКЕ 2.1. Научные открытия XIX века 19 столетии наступил «золотой век» научного развития. За этот период было сделано больше научных открытий, чем за всю историю человечества. Открытие рентгеновских лучей, законов электромагнетизма, теории света, изучение строения атома и исследование радиоактивности – совершили переворот в естественнонаучных представлениях человека, привели к созданию новой научной картины мира, сохранившейся, по сей день. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле. В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением.На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно. В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека. Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана.Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения. Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых. Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями. Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» — мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия). Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун. 2.2. Изобретения XIX века Электрическая лампочка Начиная с сороковых годов девятнадцатого века, идут эксперименты по созданию ламп накаливания. Ток, пропущенный через тонкую металлическую проволоку разогревает её до яркого свечения. К сожалению, металлический волосок очень быстро перегорает, и изобретатели бьются над увеличением срока службы лампочки. В ход идут различные металлы и материалы. Наконец, в девяностых годах девятнадцатого века русский ученый Александр Николаевич Лодыгин представляет ту электрическую лампочку, к которой мы привыкли. Это стеклянная колба, из которой выкачан воздух, в качестве нити накаливания используется спираль из тугоплавкого вольфрама. Эпоха пара. Рельсы Девятнадцатый век стал золотым для паровых машин. Изобретенная в восемнадцатом столетии, она всё больше совершенствовалась, и к середине века девятнадцатого использовалась практически везде. Заводы, фабрики, мельницы… А еще в 1804 году англичанин Ричард Тревитик установил паровую машину на колеса. А колеса опирались на металлические рельсы. Получился первый паровоз. Разумеется, он был очень несовершенен и использовался в качестве занятной игрушки. Мощности паровой машины хватало лишь на передвижение самого паровоза, да небольшой тележки с пассажирами. О практическом использовании этой конструкции речи не шло. Но ведь паровую машину можно поставить и помощнее. Тогда и грузов паровоз сможет перевозить больше. Конечно, железо дорого и создание железной дороги влетит в копеечку. Но хозяева угольных шахт и рудников умели считать деньги. И с середины тридцатых годов позапрошлого века по равнинам Метрополии, шипя паром и распугивая лошадей и коров, пошли первые паровозы. Такие вот неуклюжие конструкции позволили резко увеличить грузооборот. От шахты к порту, от порта к сталеплавильной печи. Появилась возможность выплавлять больше железа, а из него создавать больше машин. Так паровоз и потащил за собой технический прогресс вперед. Телефон В 1876 году американец Александр Белл патентует «говорящий телеграф», прообраз современного телефона. Этот аппарат еще несовершенен, качество и дальность связи оставляют желать лучшего. Отсутствует привычный всем звонок и для вызова абонента нужно свистеть в трубку специальным свистком. Буквально через год Томас Эдисон совершенствует телефон, устанавливая угольный микрофон. Теперь абонентам не надо истошно вопить в трубку. Дальность связи увеличивается, появляется привычная телефонная трубка и звонок. Автомобиль Изобретателем настоящего автомобиля, который подходит для повседневного практического применения, с большой долей уверенности можно считать Даймлера Бенца. Первый выезд на своем автомобиле Бенц совершил в 1885 году. Это был трехколесный экипаж, с бензиновым мотором, простейшим карбюратором, электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Был даже дифференциал! Мощность двигателя составляла чуть менее одной лошадиной силы. Моторный экипаж разгонялся до 16 километров в час, чего при рессорной подвеске и простейшем рулевом управлении, вполне хватало. Конечно, автомобилю Бенца предшествовали и другие изобретения. Так, бензиновый, а точнее газовый, двигатель был создан в 1860 году. Это был двухтактный мотор, в качестве горючего использовавший смесь светильного газа и воздуха. Зажигание было искровым. По своей конструкции он напоминал паровую машину, но был легче и не требовал времени для розжига топки. Мощность двигателя составляла порядка 12 лошадиных сил. Азбука для слепых Будучи еще малышом, изобретатель азбуки для слепых, Луи Брайль ослеп сам. Это не помешало ему выучиться, стать педагогом, и изобрести специальный метод обьемной печати, теперь буквы можно было осязать пальцами. Азбука Брайля используется и поныне, благодаря ей люди, потерявшие зрение или слепые с рождения, смогли получить знания, устроиться на интеллектуальную работу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 век - век великих достижений и открытий. Никогда человечество не совершало таких мощных рывков в своем развитии. Культура и искусство были подняты на принципиально новый уровень. За сто лет мир настолько круто шагнул вперед и качественно изменился, что невозможно представить такой мощный прогресс, скажем, от лошадей и повозок к первым автомобилям и аэропланам, от лампад и свечей к электричеству, от повальной неграмотности к всеобщему стремлению учиться, изобретать, творить. Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого. |