унт. Сказки. Сказки о животных
Скачать 45.3 Kb.
|
Рекомендуемая литература Основная Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов . – 2-е изд. испр. и доп. М., 1983, 2014. С. 377 – 390. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: хрестоматия: учеб. пособ. для филол. спец. ун-тов. и пед. ин-тов. – 2-е изд. испр. и доп. М., 1971, 2014. С. 195-208. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Политическая жизнь Киевской Руси и Новгородской республики в изображении былин. 2. Борьба с нашествием монголо-татар в изображении русского героического эпоса. 3. Образ князя Владимира в героическом эпосе. 4. Русские былины об Илье Муромце. Поэтическая биография богатыря. 5. Женские образы в былинах киевского цикла (поляницы, матери, возлюбленные). 6. Социально-бытовые былины, их сюжеты и образы (Чурила, Дюк, Соловей Будимирович). 7. Образы гусляров в русских былинах (Садко, Добрыня, Вавило). 8. Образ Святогора в былинах о нем. 9. Образ Садко в новгородских былинах. Многообразие вариантов(по сборнику: Новгородские былины. М., 1978). 10. Сюжет и композиция былин (по работам: Лазутин С.Г. Поэтикарусского фольклора. М., 1989. С. 26–44; Селиванов Ф.М. Русский эпос: учеб. пособие для пед. ин-тов. М., 1988. С. 74–91). 11. Соотношение фантастического и реального в сказках (по работам: Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М., 1965. С. 80–84; Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977. Гл. 7). 12. Сказочные и былинные сюжеты и образы в живописи В. М. Васнецова. 13. Идеальные образы женщин в бытовых сказках, их связь с образами идеальных женщин в волшебных сказках. 14. Образ солдата в социально-бытовых сказках и в солдатских песнях. 15. Образ Ивана в русских народных сказках (волшебных и социально-бытовых). 16. Композиция и художественные особенности волшебных сказок (по работам: Лазутин С.Г. Особенности сказочного сюжета // Поэтика фольклора. М., 1989. С. 12–26; Аникин В.П. Русская народная сказка.М., 1977. С. 158–166). 17. Образы, тематика, художественные особенности заговоров. Использовать статьи А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний» и З.И. Власовой «К изучению поэтики устных заговоров». 18. Специфика лечебных заговоров, записанных на Кубани (образы, структура, язык). 19. Своеобразие хозяйственных и любовных заговоров, записанных на Кубани (образы, структура, язык). 20. Определение пословиц и поговорок, их отличие. 21. Поэтика загадок. Использовать работы С.Г. Лазутина «Метафора в загадках» и В. В. Митрафановой «Русские народные загадки». 22. Особенности зимних обрядовых песен (колядки, подблюдные песни, масленичные песни). 23. Весенние и летние обрядовые песни. 24. Поэзия, сопровождающая русскую свадьбу: причитания, песни(величания и корильные), приговоры дружек. 25. Похоронные и рекрутские причитания. Мотивы социального протеста в похоронных причитаниях после 1861 года. 26. Образ Ивана Грозного в исторических песнях. Отличное в методе изображения царя историческими песнями от художественных способов обрисовки князя Владимира в былинах. 27. Образ народного героя в исторических песнях XVI века (Пушкарь, Потанюшка, Ермак). 28. Образ Степана Разина в традиционных народных песнях. 29. Народные песни о Пугачеве. Образ народного заступника. 30. Ранняя историческая песня «Щелкан Дудентьевич». Характер вымысла и фантастики. Финал песни. В. Г. Белинский об этой песне. 31. Соотношение вымысла и действительности в исторических песнях по работе Б. Н. Путилова «Русский историко-песенный фольклор XIII–XIV вв.» (М.; Л., 1960). 32. «Удалые» лирические песни: своеобразие героев, ситуаций, поэтики. 33. Композиционные формы и приемы традиционных лирических песен (подобрать примеры). 34. Поэтика необрядовых лирических песен. Использовать статьи: Лазутин С.Г. Поэтическая символика русских народных песен // Поэтика фольклора. М., 1989. С. 105–120; Астафьева Л.А. Эстетические функции символики в народных лирических песнях // Проблемыфольклора. М., 1975. С. 163–169. 35. Песни литературного происхождения, их особенности. 36. Семья и семейные отношения в протяжных и частых лирических песнях. 37. Споры о времени возникновения частушки. См. статью С.Г. Лазутина «Частушки» (Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: учеб. пособие для вузов. М., 1990. С. 100–117). 38. Композиция частушек. Подобрать примеры из сборников: Бахтин В.С. Частушка. М.; Л., 1966; Частушки / сост. Ф. М. Селиванов. М., 1990. 39. Конспект статьи Н.П. Колпаковой «Типы народной частушки»(Русский фольклор. М.; Л., 1966. Т. 10. С. 264–288). 40. Пьеса «Лодка». Действующие лица. Источники и значение. Социальная сатира. 41. Драма «Царь Максимильян». Происхождение и изменения в вариантах. Идейный смысл, художественные особенности. 42. Кукольный театр «Петрушка». Герои, конфликты сценок. А. М. Горький о главном герое кукольной комедии. 43. А. Н. Радищев – основоположник революционно-демократической науки об устном народном творчестве. Роль народной поэзии в его «Путешествии из Петербурга в Москву». 44. Статьи и заметки А. С. Пушкина о фольклоре. 45. А. С. Пушкин – знаток и собиратель фольклора. 46. Творческое использование Пушкиным произведений фольклора в его « Капитанской дочке». 47. Сказки А. С. Пушкина, их связь с устным народным творчеством. 48. Роль духовных стихов и легенд в повести М. Горького «Детство». 49. Устное народное творчество о Родине. 50. Тема труда в народных сказках. 51. Народная поэзия и ее связь с музыкой. 52. Народная поэзия и ее связь с изобразительным искусством. 53. Узнать и описать, как раньше праздновали Новый год в вашей станице, какие произведения фольклора исполняли. 54. Узнать и описать особенности свадебного обряда в вашей станице. 55. Дать идейно-художественный анализ былины «Садко» (сюжет, композиция, образ «бедного певца», поэтика). 56. Дать идейно-художественный анализ былины «Вольга и Микула Селянинович» (герои, поэтика). 57. Дать идейно-художественный анализ сказки «Перышко Финиста – Ясного cокола». 58. Дать идейно-художественный анализ сказки «Марья Моревна». 59. Дать идейно-художественный анализ сказки «Барин и плотник». 60. Антиклерикальные социально-бытовые сказки. Комическое как одно из средств изображения духовенства. 61. Сатирические сказки о барах, их идейно-тематическое содержание. 62. Народные песни периода Великой Отечественной войны, их герои и художественные особенности (использовать тексты кубанских песен). 63. Частушки периода Великой Отечественной войны, их герои, художественные особенности (использовать тексты кубанских частушек). 64. Устные рассказы периода Великой Отечественной войны: их герои, художественные особенности (использовать тексты кубанских рассказов). 65. Народные сказки и анекдоты периода Великой Отечественной войны (использовать кубанские тексты). 66. Пословицы, загадки периода Великой Отечественной войны. Сравнить с сатирическими частушками этого же периода (использовать кубанские тексты). 67. Сборник сказок А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Принцип классификации сказочного материала. Понятие о вариативности. 68. Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Принцип классификации пословиц и поговорок. 69. Художественная форма пословиц. 70. Русские поэты и писатели о народных песнях. 71. Русские поэты и писатели о народных сказках. 72. Принципы классификации, тематика песен в сборниках В.Г. Захарченко «Народные песни Кубани» (Краснодар, 1987; 1997). 73. Игровые песни, их особенности. 74. Хороводные песни, их особенности. 75. Детский фольклор: разновидности, особенности. 76. Основные положения работы С.Г. Лазутина «Народные песни, частушки и пословицы советского времени» (Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: учеб. пособие.М., 1990. С. 117–158 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Русское устное народное творчество и его особенности. Предмет и задачи фольклористики. 2. Вариативность в фольклоре. Степень различия вариантов фольклорного произведения. 3. Общественная ценность фольклора: познавательное, идейновоспитательное и эстетическое значение фольклорных произведений. 4. Русская наука XVIII века об устном народном творчестве. 5. А.С. Пушкин и народная поэзия. 6. «Мифологическая школа» в русской фольклористике XIX века. 7. «Школа заимствования» в русской фольклористике XIX века. 8. «Историческая школа» в русской фольклористике. 9. Роль А.М. Горького в развитии отечественной науки об устном народном творчестве. 10. Календарная поэзия: ее социальное и художественное значение. 11. Семейно-обрядовая поэзия: ее социальное и художественное значение. 12. Заговоры. Происхождение и виды. Художественные особенности заговоров. 13. Определение жанра сказки. Классификация сказок. Основные сборники. 14. Сказки о животных и их особенности. 15. Волшебные сказки, их герои и художественные особенности. А.М. Горький о фантастике волшебных сказок. 16. Помощники главных героев и чудесные предметы в волшебных сказках. 17. Композиция и художественные особенности волшебных сказок. 18. Положительные и отрицательные образы волшебных сказок. 19. Социально-бытовые сказки, их происхождение, герои и художественные особенности. 20. Женские образы русской волшебной и бытовой сказки. 21. Образ Ивана в русских народных сказках (волшебных и социально-бытовых). 22. А.С. Пушкин, В.Г. Белинский и А.М. Горький о народных сказках. 23. Народная несказочная проза. Жанровые отличия и художественное своеобразие преданий и легенд. 24. Загадки, их происхождение, тематические группы, поэтика. 25. Способы образования метафорических загадок. Основные сборники. 26. Классификация загадок по характеру соотношения в них образов реальных и метафорических. 27. Определение пословиц и поговорок, их различие. 28. Классификация пословиц. Сборник В.И. Даля и его общественная ценность. 29. Былины. Определение. Терминология. Собирание и запись былин. Основные сборники. 30. Классификация былин. Древнейшие русские былины и их герои. 31. Русские былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. 32. Поэтическая биография Ильи Муромца в русских былинах. 33. Идейно-тематическое своеобразие былин новгородского цикла. Основные герои. 34. Образ Садко в былине о Садко. В.Г. Белинский о двух героях в былине. 35. Образ Василия Буслаева в новгородских былинах о нем. 36. Вольга и Микула Селянинович в былине «Вольга и Микула». Поэтика былины. 37. Проявление антикняжеских тенденций в героических и социально-бытовых былинах. 38. Композиция былин. Основные композиционные приемы. Поэтика. 39. Исторические песни, их отличие от лирических. Тематика и идейное содержание исторических песен. Основные сборники. 40. Ранние исторические песни, их герои и основные особенности. 41. Исторические песни XVI века. Образ Ивана Грозного в них. 42. Исторические песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, ихособенности. 43. Духовные стихи. Определение, разновидности. Среда бытования и поэтика духовных стихов. 44. Лирические песни, их отличие от исторических. Собирание народной лирики. Основные сборники. Изучение народных лирических песен в ХХ веке. 45. Классификация народных лирических песен. Тематические группы. 46. Отражение народной жизни в любовных и семейных песнях, их художественные особенности. 47. Песни антикрепостнические и их особенности. 48. Ямщицкие и бурлацкие народные лирические песни. 49. Удалые и разбойничьи народные лирические песни. 50. Солдатские и рекрутские народные лирические песни. 51. В Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о народных песнях. 52. Композиционные формы и приемы народных лирических песен. Поэтический язык. 53. Частушки, их происхождение и развитие. Собирание и запись частушек. Основные сборники этого жанра. 54. Отражение в частушке народной жизни. Композиция и художественные особенности частушек. 55. Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра. 56. Пьеса «Лодка», ее идейное содержание и художественные особенности. 57. Пьеса «Царь Максимилиан». Идейное содержание и художественные достоинства. 58. Кукольный театр «Петрушка». Возникновение и развитие. А.М. Горький о «Петрушке». 59. Разновидности кукольного театра: вертеп и раёк. 60. Возникновение, специфика, тематика, жанровое разнообразие и эволюция фольклора русских рабочих. 61. Фольклор послеоктябрьского времени, его особенности и этапы развития. 62. Основные жанры фольклора послеоктябрьского времени. Судьбы традиционных жанров фольклора в советскую эпоху. 63. Народно-поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны. 64. Особенности фольклора послевоенного периода. Фольклор и постфольклор. 65. Детский фольклор. Его жанровый состав. Особенности произведения детского фольклора. Судьба жанров. 66. Устное народное творчество о Родине. 67. Тема труда в устном народном творчестве. 68. Народная поэзия и её связи с изобразительным искусством и музыкой. 69. Фольклор и литература. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. М., 2001; 2-е изд. М., 2004; 3-е изд. М., 2009. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014. Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: хрестоматия: учеб. пособ. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1971, 2014. |