Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендуемая литература Основная

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 17-18 Тема: ФОЛЬКЛОР В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ И ЕГО НОВЫЕ ТРАДИЦИИ

  • ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ Тема 1. КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

  • Тема 2. СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

  • Тема 8. РАБОЧИЙ ФОЛЬКЛОР

  • Тема 9. ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

  • унт. Сказки. Сказки о животных


    Скачать 45.3 Kb.
    НазваниеСказки. Сказки о животных
    Дата08.03.2022
    Размер45.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаунт.docx
    ТипЗанятие
    #386582
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тема: РУССКАЯ УСТНАЯ НАРОДНАЯ ДРАМА

    1. Народная драма. Происхождение, развитие, особенности.

    2. Пьеса «Лодка». Песня «Вниз по матушке по Волге» (XVIII век), ее место в сюжетном составе народной драмы. Действующие лица.

    Источники и значение социальной темы.

    3. Драма «Царь Максимильян». Происхождение и изменения в вариантах. Идейных смысл. Поэтика.

    4. Кукольный театр, его происхождение и виды.

    5. Кукольный театр «Петрушка». Тексты петрушечной кукольной драмы. Комедийные принципы в развитии действия, в сатирической

    направленности. А.М. Горький о главном герое кукольной комедии.

    6. Запись пьес народной драмы. Основные сборники текстов. Изучение народной драмы.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 609–643.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 256–271.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 858–918, 948-952.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 342–370.

    Русская народная драма XVII–XVIII веков / ред., вступ. ст. и коммент. П.Н. Беркова. М., 1953.
    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 17-18

    Тема: ФОЛЬКЛОР В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ И ЕГО НОВЫЕ ТРАДИЦИИ

    1. Бытование традиционных жанров фольклора в современную эпоху. Отклик в них на явления современной действительности.

    2. Отражение в песнях, частушках, устных рассказах (исторических, втобиографических, новеллистических), анекдотах событий революции, гражданской войны, коллективизации, жизни в колхозах, пятилеток.

    3. Великая Отечественная война в современном фольклоре:

    а) песни-рассказы («Я встретил его близ Одессы родной»); песнибаллады («На стены, под знамя»); песни-романсы («Возвращение с

    фронта мужа-калеки»);

    б) бессюжетные песни: песня-слава («Родина»); песня-послание («Лети, письмо заветное, простое»); песня-призыв («Товарищи, дружно, рубеж не сдавай»); песня-пародия («Ходит Гитлер по Берлину»); песня-элегия («Ты не вейся, черный ворон»);

    в) песни-переделки на мотивы «Кочегара», «Кирпичиков», «Катюши», «Синенького платочка» и др.;21

    г) частушки, устные рассказы, пословицы о событиях Великой Отечественной войны.

    4. Своеобразие фольклора послевоенного времени. Фольклор и постфольклор:

    а) связь городского и традиционного крестьянского фольклора;

    б) специфика городской фольклорной культуры (авторские песни, городские песни, городские романсы, жестокие романсы, новые (современные) баллады); песни воинов-афганцев, солдатские и дембельские песни, гитарные песни студентов, туристов, альпинистов, геологов, парашютистов и другие;

    в) современная постфольклорная проза: городские былички, анекдоты (детские, об армянском радио, о Вовочке, Штирлице, исторических лицах, героях «виртуальной реальности») и т. д.;

    г) рукописные песенники современной молодежи и магнитофонные записи (девичьи альбомы, альбомы туристов, дембельские альбомы и др.);

    д) современные присловья, остроты, тосты, шутки.

    5. Роль масс-медиа (телевидение, радио, печать, компьютерные сети) в формировании понятийной, образной и персонажной структуры

    современного городского фольклора.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 672–677, 692–693, 704–716.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 336–367.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 1002–1008, 1039–1045, 1061–

    1070.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 3-е изд. М., 1987. С. 441–499.

    ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Тема 1. КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

    1. Определение обрядовой поэзии.

    2. Классификация обрядовой поэзии: календарная и семейно-бытовая.

    3. Особенности зимних обрядовых песен:

    – колядки (сочетание фантастического и реального, особенности

    композиции);

    – подблюдные песни (сочетание реального и идеального миров, основные образы);

    – масленичные песни (антропоморфический образ Масленицы).

    4. Весенние и летние обрядовые песни:

    – веснянки (сочетание признаков песенных величаний и заговорных заклинаний в них);

    – егорьевские, вьюнишные, семицкие песни;

    – песни, связанные с обрядом похорон Костромы и днем Ивана Купалы (антропоморфические образы Костромы и Купалы).

    5. Осенние обрядовые песни.

    6. Собирание и публикация обрядовых песен.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 86–161.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 32–48.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 103–177.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 10–19

    Тема 2. СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

    1. Определение семейно-бытовой обрядовой поэзии.

    2. Поэзия, сопровождающая русскую свадьбу: причитания, песни (величания и корильные), приговоры дружек.

    3. Похоронные и рекрутские причитания. Мотивы социального протеста в похоронных причитаниях после 1861 года.

    4. Поэтика причитаний (широкое употребление устойчивых выразительных эпитетов, повторов, обращений, восклицаний, вопросов, синтаксического параллелизма, слов с уменьшительными суффиксами).

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов.3-е изд. М., 2009. С. 163–233.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 49–60.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 178–324.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 19–47

    Тема 3. ЗАГОВОРЫ

    1. Определение жанра.

    2. Тематика заговоров: хозяйственные, лечебные, регулирующие личные и общественные отношения («белые» и «черные» заговоры).

    3. Образы заговоров (реально-бытовые, фантастические, христианские, социальные).

    4. Композиция заговоров. Поэтический стиль и ритмика.

    5. Изучение заговоров.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов.3-е изд. М., 2009. С. 61–85.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 61–66.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019 . С. 91–103.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. Н.И. Кравцова. М., 1971. С. 52–59.

    Тема 4. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

    1. Определение пословиц и поговорок, их различие.

    2. Основные источники возникновения пословиц и поговорок.

    3. Классификации пословиц.В учебниках и учебных пособиях предлагается классификация пословиц по тематике. В «Словаре русских пословиц и поговорок»В.П. Жукова (М., 1967. С. 14–15) дана классификация пословиц по степени их общей метафоричности, согласно которой можно выделить

    три типа пословиц:

    1) пословицы, употребляемые только в буквальном смысле: «Солнышко на лето, зима на мороз», «Милые бранятся – только тешатся»;

    2) пословицы, которые, сохраняя прямой смысл, употребляются и в переносном смысле: «Кашу маслом не испортишь», «Лежачего не

    бьют»;

    3) пословицы, утратившие прямое значение и употребляющиеся только в переносном смысле: «Перемелется – мука будет», «Взялся за

    гуж, не говори, что не дюж».

    4. Общественная ценность пословиц.

    5. Поэтика пословиц и поговорок.

    6. Собирание и изучение пословиц и поговорок.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 240–268.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 67–82.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 323–354.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 48–57

    Тема 5. ЗАГАДКИ

    1. Определение жанра.

    2. Содержание загадок.

    3. Способы создания загадок и их виды.С.Г. Лазутин (Метафора в загадках // Поэтика русского фольклора.

    М., 1989. С. 98–99) выделяет шесть наиболее распространенных типов или способов образования метафорических загадок:

    1) предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (овес);

    2) предметы сопоставляются по цвету: «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березы);

    3) предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации: «В одном бочонке два сорта вина» (яйцо);

    4) предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовойжизни народа: «Прилетел капитан – всех людей напитал» (половник);

    5) предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношения подвижного и неподвижного: «Бурко бежит, а оглобли стоят»

    (река и берега);

    6) предметы сближаются на основе некоторых одинаковых черт и признаков в их поведении: «Круглолица, белолица, во все зеркала глядится» (луна).

    4. Классификация загадок по характеру соотношения в них образов реальных и метафорических (Там же. С. 97):

    а) Р=М, т.е. загадываемый (реальный) предмет сопоставляется с одним метафорическим предметом: «Маленький шарик под лавкой шарит» (мышь);

    б) Р=НМ, т.е. загадываемый предмет выражается через несколько метафорических предметов: «Среди двора стоит копна, спереди вилы,

    сзади метла» (корова);28

    в) НР=М, т.е. несколько загадываемых предметов выражаются через один условный метафорический образ: «Без огня горит, без крыл

    летит, без ног бежит, без ран болит» (солнце, туча, река и сердце);

    г) НР=НМ, т.е. несколько загадываемых предметов сопоставляются с несколькими метафорическими предметами: «Белые силачи рубят

    калачи, красный говорун подкладывает» (зубы и язык).

    5. Поэтика загадок.

    6. Связь загадок с другими жанрами русского фольклора.

    7. Собирание и изучение загадок. Основные сборники.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 498–511.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 83–91.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 733–765.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 58–66.

    Тема 6. НАРОДНАЯ НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА

    1. Определение предания как жанра.

    2. Типы преданий: исторические и топонимические.

    3. Легенды. Определение. Классификация.

    4. Идейно-художественные особенности легенд «Ангел», «Кузнец и черт» и др.29

    5. Суеверные рассказы: былички и бывальщины. Определение. Герои. Поэтика. Тематический спектр жанров. Отношение былички к

    сказке: «актуальные» правила (магия) и условная модель (волшебство, фантастика) контакта человека с иным миром.

    6. Роль региональных и локальных факторов в формировании тематической структуры преданий, легенд, быличек.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 271–300.

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 1983, 2014.

    С. 116–131.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 357–423.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978.

    Тема 7. ДУХОВНЫЕ СТИХИ

    1. Определение духовных стихов как комплекса эпических, лироэпических и лирических произведений, объединяющим началом которых является понятие «духовное», религиозно-христианское, противо-поставленное мирскому, светскому. Народные наименования жанра:

    «стихи», «старины», «псальмы», «канты».

    2. Виды духовных стихов: старшие (эпические) и младшие (лирические). Создатели и исполнители духовных стихов.

    3. Основные темы и сюжеты старших духовных стихов. Народное переосмысление библейских и евангельских тем, житий, апокрифов:

    стихи из «Голубиной книги»; на библейские ветхозаветные сюжеты

    («Осип Прекрасный», «Плач Адама»); евангельские («Рождество Христово», «Избиение младенцев», «Сон Богородицы», «Распятие Христа», «Вознесение»); о героях-змееборцах («Федор Тирон», «Егорий и змей»); мучениках («Егорий и Демьянище», «Кирик и Улита», «Галактион и Епистимия», «О великомученице Варваре»); подвижниках («Варлаам и Иоасаф», «Алексей Божий человек»); чудотворцах («Микола», «Дмитрий Солунский»), праведниках и грешниках («Два Лазаря», «Про Марию Египетскую», «О блудном сыне», «Аника-воин»); о кончине мира и Страшном суде («Михайло архангел – грозный судья», «Архангелы Михайло и Гавриил – перевозчики через огненную реку»).

    4. Младшие духовные стихи (псалмы, канты) на темы из старообрядческой истории (XVII–XIX веков): «О Никоне», «Стих об антихристе», «Гора Афон» и песни сектантов-мистиков (скопцов, хлыстов).

    5. Поэтика духовных стихов. Особенности композиции (цепь эпизодов того или иного события или жития персонажа). Роль монологических стихов («Плач Иосифа Прекрасного») и диалогов («Сон Богородицы»). Поэтический язык (эпитеты, параллелизмы, сравнения). Образ земли после Страшного суда. Описание расставания души с телом,

    переправы через огненную реку и др.

    6. Собирание и изучение духовных стихов.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учеб. для вузов. 3-е изд. М., 2009. С. 421–444.

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учеб. пособие / сост. В.П. Аникин. М., 2006, 2019. С. 590–634.

    Бороздин А. Духовные стихи // Народная словесность: сб. ст. М., 2002. С. 280–303.

    Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: учеб. пособие.Йошкар-Ола, 1995.

    Стихи духовные / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М., 1991.

    Тема 8. РАБОЧИЙ ФОЛЬКЛОР

    1. Определение рабочего фольклора.

    2. Периодизация развития рабочего фольклора:

    а) конца XVIII – начала XIX века;

    б) второй половины XIX века;

    в) конца XIX – начала ХХ века.

    Характеристика каждого периода с учетом центральных тем, идей и образов произведений рабочего фольклора.

    3. Основные жанры рабочего фольклора:

    а) особенности произведений тех жанров традиционного фольклора, которые приобрели рабочую тематику, не изменяя своей жанровой

    структуры;

    б) новые жанры рабочего фольклора.

    4. Характеристика прозаических жанров рабочего фольклора.

    5. Рабочие песни, созданные в новом стиле:

    а) песни лиро-эпического характера (песни-картины, песнирассказы);

    б) лирические песни (элегии, гимны, сатиры).

    6. Революционные песни рабочих.

    7. Изучение и собирание рабочего фольклора.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. 2-е изд. М., 1983, 2014. С. 316–335.

    Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия / под ред. А.М. Новиковой. 2-е изд. М., 1978. С. 407–454.

    Тема 9. ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

    1. Литература и фольклор – две художественные системы. Общие особенности и отличия.

    2. Факторы, обусловливающие обращение литературы к фольклору: социально-исторические, историко-литературные, творческие, биографические.

    3. А.С. Пушкин – знаток и собиратель фольклора. Статьи и заметки писателя о различных жанрах устной народной поэзии.

    4. Сказки А.С. Пушкина и фольклор:

    4.1. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Функция народных сатирических сказок «Батрак», «Шабарш». Песенность пушкинского стиха сказки. «Раёшный стих».

    4.2. «Сказка о царе Салтане. . .». Пушкинская запись этого сюжета от Арины Родионовны, творческое обращение поэта к сборнику Кирши Данилова.

    5. Народно-поэтические мотивы в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Роль сказочных, былинных мотивов и образов.

    6. Роль фольклора в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.

    7. Заметки Н.В. Гоголя о народных песнях.

    8. Функции народных песен, легенд, преданий, быличек, народной игры «Ворон» («Коршун») в «Майской ночи, или Утопленнице» Н.В. Гоголя.

    9. Роль народных легенд и сказок в «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

    10. Функции различных фольклорных жанров в ранней лирике С.А. Есенина.

    11. Роль А. М. Горького в развитии отечественной науки об устном народном творчестве.

    12. Функции духовных стихов и легенд в повести М. Горького «Детство».

    13. Формы использования фольклорных произведений писателями.
    1   2   3


    написать администратору сайта