Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ по предмету «История изобразительного искусства»на тему «Скульптурные памятники А. С. Пушкина»

  • Цель реферата

  • 2. Основная часть

  • 2.2. Памятники в Санкт-Петербурге

  • 2.3. Зарубежные памятники

  • 2.4. Памятники литературным героям А. С. Пушкина

  • 4. Список литературы и источники информации

  • реферат. РЕФЕРАТ Янбаев Л. Ю. Ж8 8-Б (1). Скульптурные памятники А. С. Пушкина


    Скачать 2.53 Mb.
    НазваниеСкульптурные памятники А. С. Пушкина
    Анкорреферат
    Дата18.12.2022
    Размер2.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ Янбаев Л. Ю. Ж8 8-Б (1).docx
    ТипРеферат
    #851341

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Детская художественная школа»

    РЕФЕРАТ

    по предмету «История изобразительного искусства»

    на тему «Скульптурные памятники А. С. Пушкина»
    Выполнил: учащийся группы Ж8 8-Б Янбаев Линар Юлаевич
    Руководитель: преподаватель Поникарова Елена Анатольевна


    г. Муравленко

    2022

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………..........3

    2. Основная часть

    2.1. Памятники в Москве....………………………………………………...4

    2.2. Памятники в Санкт-Петербурге.……………………………….…….10

    2.3. Зарубежные памятники …………………….………………...............15

    2.4. Памятники литературным героям А. С. Пушкина………………….20

    3. Заключение…………………………………………................................24

    4. Список литературы и источники информации………………………..25



    1. Введение

    Творчество Пушкина ― широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной… В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости, его трогательная нежность не боялась сатирической улыбки, и весь он ― чудо.

    Н.А.Бердяев

    Чем дальше уходит время от эпохи, в который жил и творил А.С. Пушкин, тем величественнее раскрывается перед нами бесценный вклад, внесенный им в мировую культуру, в духовную сокровищницу человечества. Почитателям пушкинского таланта дорого его мудрое слово, согревающее и поддерживающее во дни сомнений и горестей, дарящее эстетическую радость и наслаждение. Он внёс большой вклад в художественную литературу и в различные виды искусства: театр, музыка, изобразительное искусство и в скульптуру. Скульпторы почитали за честь создавать памятники поэту, ведь это огромная ответственность и высочайшая планка: надо соответствовать таланту Пушкина и быть достойными масштаба поэта! Его стихи и проза вводят нас в волшебный мир, созданный великим русским поэтом. В них есть какая-то внутренняя красота, и глубокий смысл, и высокая нравственность, где неизменно добро побеждает зло. И естественно, что такое высокое нравственное искусство не могло и не может не привлекать талантливых людей, не могло и не может не дарить им творческие идеи. Общее количество памятников Пушкину точно не подсчитано, они самые разные – от скромных «стандартных» бюстов до великих творений знаменитых скульпторов. Памятники этому замечательному человеку расположены по всему миру. Рассмотрим некоторые из них…

    Цель реферата: проанализировать особенности творческого воплощения образа А. С. Пушкина в скульптуре.
    Задачи:- определить местонахождение памятников А.С.Пушкину;

    - найти сведения об авторах и истории создания памятников;

    - раскрыть образы поэта в скульптурных памятниках.
    2. Основная часть

    2.1. Памятники в Москве

    Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве  6 июня 1880 года. Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского Бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади

    Реставрация памятника проводилась два раза — в 1993 и 2003 годах, капитальное его восстановление было завершено в 2017 году. Кадастровая палата г.Москвы совместно с Департаментом культурного наследия столицы внесли памятник Пушкину в ЕГН как объект культурного наследия.
    Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, — шляпа. Левая нога чуть выдвинута вперед.
    Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы). Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

    И долго буду тем народу я любезен,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал

    вместо написанного Пушкиным

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал

    На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

    И назовет меня всяк сущий в ней язык

    Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.
    В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал.

    • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,

    • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,

    • двустишия были заменены на полные четверостишия.

    Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».



    Памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой на Старом Арбате


    Скульпторы А.Н. Бурганов, И.А. Бурганов, архитекторы Е.Г. Розанов, Е.К.Шумов. Памятник установлен в 1999 году напротив Мемориальной квартиры А.С. Пушкина. Сюда 18 февраля 1831 года Александр Сергеевич Пушкин привёз красавицу-жену Наталию Гончарову. Скульптурная композиция представляет собой бронзовые фигуры поэта и его любимой женщины в процессе венчания, они встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате. Именно здесь, на Арбате, проходил их медовый месяц, в этих переулках они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые. Поразительная это была пара. Тонкая, высокая, стройная, очень красивая девушка с застенчивым и меланхоличным выражением лица и мятежный поэт, «потомок негров безобразный», ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет. Памятник Пушкину и Гончаровой впечатляет своей лиричностью, музыкальностью и высоким художественным исполнением. Не зря он получил одобрение потомков А.С. Пушкина и широкой художественной общественности. Особенностью скульптурной композиции является то, что многие стремятся положить цветы не на постамент памятника, а вложить их в руки Натальи.

    Скульптура копирует сцену после венчания пары и изображает их шагающими вперёд держась за руки. Обе бронзовые статуи выполнены с большим портретным сходством и установлены на гранитный постамент с надписью:

    «Александр Пушкин и Наталья Гончарова»



    Не удивительно, что одна из школ носит его имя. Исторические факты свидетельствуют о том, что на месте школы раньше стоял дом, где и родился поэт в 1799 году. Во дворе школы установлен бюст Пушкина-подростка, совсем еще юного с непокорными вихрами на голове. Вблизи от школы есть большая детская площадка, оформленная фигурами и сюжетами из пушкинских сказок.

    Стоит пройти от школы №353 в сторону Елоховского проезда, как вы обнаружите бюст повзрослевшего Александра Сергеевича в годы его расцвета с вылепленным одухотворенным лицом человека, уже многое прожившего в своей жизни, в своей прозе, в своих стихах. Установлено это скульптурное творение во дворе прекрасного особняка 18-го века.

    А в здании с белыми колоннами по адресу Спартаковская улицы дом №9 размещается библиотека имени А. С. Пушкина, причем ее работа начиналась под руководством одной из дочерей Пушкина Марии Александровны Гартунг.

    Не только Арбат, но и Арбатские закоулочки помнят и чтят поэта. Если от дома №53 двигаться в сторону начала улицы, то вскоре по левую руку окажется Спасопесковский переулок, названный так в честь старинного православного храма 16 века Спас на Песках, а еще ранее в 12 веке тут стоял его предок деревянный Храм Преображения Господня. Храм 16 века сохранился и поныне. А недалеко от него разбит аккуратный скверик округлой формы, который называют Пушкинским еще со времен его постройки в 1870 г. А вот памятник Пушкину здесь появился гораздо позже - в самом конце 20-го века. Он стоит на небольшом постаменте, закинув плащ за плечо и устремив взгляд в ведомые только ему просторы.

    Все эти замечательные памятники, установленные в разные времена, говорят о том, что москвичи с большой любовью относятся к поэтическому гению Александра Сергеевича Пушкина



    2.2. Памятники в Санкт-Петербурге

    Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова — установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде, на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.

    Памятник отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Высота свыше 4 м, вместе с пьедесталом 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом, основание — из гранита. На лицевой стороне пьедестала высечена золотом надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».

    История создания памятника восходит к 1936 году, когда Совет народных комиссаров СССР принял решение о необходимости воздвигнуть монумент к 

    100-летию со дня смерти поэта. В 1937 году был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника. Первоначально предполагалось установить его на Биржевой площади. Она была переименована в Пушкинскую, состоялась торжественная закладка монумента. Однако никто из конкурсантов не смог представить достойный проект, и в итоге на Васильевском острове памятник установлен не был.

    После войны в 1947 году был объявлен новый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Ленинграде. Изначально конечный срок подачи проектов был назначен на 31 июля 1947 года. Скульптор Л. Д. Муравин и арх. И. Каракис получили вторую премию. В 1949 году на IV открытый тур конкурса свой эскиз представил молодой тридцатидвухлетний скульптор Михаил Аникушин, недавний выпускник Академии художеств. В результате его эскиз был утвержден комиссией. Торжественная закладка памятника состоялась в 1949 году, в 150-ю годовщину со дня рождения поэта.

    В процессе работы над окончательным вариантом памятника М. К. Аникушин создал большое число скульптурных и графических портретов А. С. Пушкина, а также фигурные композиции поэта для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская» (1955). «Великолепный монумент, который украшает сейчас площадь Искусств в Ленинграде, — писал в 1958 году Б. Иогансон, — был создан скульптором уже после того, как государственная комиссия приняла ранее сделанный им вариант памятника Пушкину. Однако Аникушин считал его недостаточно совершенным и на свои собственные средства создал новую, более глубокую и законченную модель памятника великому русскому поэту».

    В 1958 году за памятник А. С. Пушкину Михаилу Аникушину была присуждена Ленинская премия.



    Памятник А. С. Пушкину перед Институтом Русской Литературы РАН (Пушкинским домом) на набережной Макарова в Санкт-Петербурге.

    Памятник представляет собой классический бронзовый бюст, созданный скульптором И. Н. Шредером и отлитый на фабрике Н. Штанге. Этот бюст когда-то стоял на Каменноостровском проспекте за зданием Александровского лицея.

    В советское время памятник был снесён, но бюст сохранился. Он был установлен 4 июня 1999 года во время празднования 200 летия со дня рождения поэта. Работы по реставрации и установке выполнены комбинатом «Скульптура».

    Надписи на постаменте выполнены по эскизу архитектора В. И. Новосадюка. С лицевой стороны — это факсимиле поэта, а с обратной — информация о первоначальном архитекторе и о современных авторах, спонсорах и исполнителях реконструкции.



    22 августа 1881 года императором Александром III было подписано повеление о переименовании Компанейской улицы в Пушкинскую в память А. С. Пушкина. Тогда же в сквере на этой улице был установлен небольшой гипсовый бюст поэта работы И. П. Витали. В следующем году городская дума приняла решение об установке на этом месте полноценного памятника Пушкину. Была утверждена одна из моделей скульптора А. М. Опекушина, представленная ранее на конкурсах для московского памятника Пушкину.

    Бронзовая скульптура была отлита на заводе А. Морана. Постамент был изготовлен в мастерской В. Е. Ефимова. 7 августа 1884 состоялось торжественное открытие памятника. Присутствовали сын поэта А. А. Пушкин, историк М. И. Семевский, ректор Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов, поэт А. Н. Майков, журналист А. А. Краевский, Санкт-Петербургский градоначальник П. П. Грессер и другие.

    А. С. Пушкин изображён во весь рост. Его руки скрещены на груди, в одной из них он держит книгу. Прямоугольный постамент памятника выполнен из чёрного полированного гранита. На нём представлены фрагменты стихотворений Пушкина. Высота скульптуры составляет 2,05 м, высота постамента — 2,9 м.

    По мнению историка искусств В. Г. Исаченко, скульптура плохо увязана с пьедесталом. Кроме того, небольшой памятник по своему масштабу плохо вписывается в сквер, окружённый высокими доходными домами. Писатель А. И. Куприн называл этот памятник «самым мещанским, пошлым, жалким, худосочным», имея ввиду не столько его размеры, сколько «идейное ничтожество». Схожего мнения придерживался Ф. И. Шаляпин и многие художники.





    2.3. Зарубежные памятники


    Любят творчество Пушкина и чтут о нем память не только в нашей стране, но и за рубежом. Памятники Пушкину установлены во Франции ( Париж), Китае

    ( Нинбо), Индии, Черногории, Австрии ( Вена), США ( Вашингтон).

    С 1999 года есть памятник Пушкину и в Париже (скульптор - Ю. Г. Орехов). Это очень символично, так как русский поэт, как и все образованные люди своего времени, прекрасно владел французским языком, писал на нем письма и стихи. Пушкина интересовали и идеи Французской революции, и личность Наполеона, и "изящная словесность". Странно, что русская диаспора во Франции не поставила памятник Поэту раньше. В США, например, первый пушкинский монумент, установленный силами эмигрантов, появился в 1941 году (сейчас их 3 на территории страны)

    А в Шанхае русская общественность собрала средства на памятник Пушкину к столетию со дня его смерти – в 1937 году. К сожалению, этот памятник был разрушен во время японской оккупации. Такая же судьба постигла и следующий (1947 год), который не пережил "культурную революцию". Но сейчас в Шанхае снова есть памятник Поэту – он установлен в 1987.

    Памятник Александру Сергеевичу работы скульптора Михаила Аникушина был подарен Нью-Дели правительством СССР в 1988 году.

    Родство двух славянских народов — русского и черногорского подтверждается многими фактами из жизни этих двух стран. И вот в XXI веке Черногория и Россия решили еще больше закрепить свои историко-культурные отношения: в центре Подгорицы был открыт памятник самому знаменитому в мире русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину (скульптор А. Таратынов - ему же принадлежит авторство памятника Высоцкому, архитектор М.Корси).

    Персона Пушкина для увековечивания в бронзе была выбрана неспроста. Перу Александра Сергеевича принадлежат лестные для жителей Черногории строки, которые высечены и в композиции памятника:

    "Черногорцы? Что такое?

    Бонапарте вопросил,

    Правда ль: Это племя злое,

    Не боится наших сил..."

    Ведь в этих строчках отражается вся суть черногорцев: мужественность, гордость, независимость, смелость, - все ради свободы! Один из правителей Черногории, Петр II Негош, особенно хорошо относился к Александру Сергеевичу, называл его «счастливым поэтом великого народа». После гибели Пушкина он даже отслужил молебен по нему и написал стихотворение «Праху А. Пушкина».

    Композиция в Подгорице изображает поэта, увлеченно читающего свои стихи жене — Наталье Гончаровой.

    Столица Австрии Вена с полуторамиллионами жителей - прекрасный музыкальный город. Это город Иогана Штрауса, Людвига Бетховена, Франца Иозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта.

    В среде этих всемирно известных композиторов оказался ещё один гений - наш соотечественник, русский поэт Александр Пушкин.

    Жители Вены были давно знакомы с ним, хоть и заочно. А 20 сентября 1999 года воочию встретились с ним в Венском парке Аберлаа (Аберлоо). Он был одет в модном сюртуке своего времени, в цилиндре и с тросточкой в руке, как бы прогуливаясь по парку: трёхметровый бронзовый памятник создал скульптор Ю.Г.Орехов.

    Это был дар правительства Москвы Вене по случаю 200-летнего юбилея А.С.Пушкина. (см. парижский памятник)

    Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в США установлен около Университета Джорджа Вашингтона. Памятник - подарок от мэрии Москвы Вашингтону, установлен в 2000 году. Автор памятника Александр Бурганов

    Русскоязычные писатели намерены установить памятники А.С.Пушкину во всех странах мира.

    Специальная программа «Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык».

    Все монументы выполнены по одному авторскому проекту скульптора Леонида Ватника и представляют собой бронзовый бюст Пушкина размером 1,1 м.

    Всего в мире установлено около 300 памятников А.С.Пушкину – такого количества монументов не удостоился ни один из литераторов.

    В 2000 г. памятник А.Пушкину был открыт в Муниципальном парке Лимассола на Кипре. Кроме того, памятники поэту установлены в библиотеке Осло (Норвегия), в Сантьяго-де-Чили, чилийской столице, а также в Индии, Болгарии, Словакии, на Кубе, в Китае, Испании, Финляндии.

    Монреаль (Канада) сквер Святопетропавловского собора,
    возле библиотеки имени великого русского поэта
    Открыт 6 декабря 2002 года
    Бюст
    Автор работы петербургский скульптор Виталий Гамбаров



    Париж (Франция) «Сквер поэтов»
    1999 г.
    Бюст
    Скульптор – Юрий Орехов



    Пекин (Китай)
    Открыт в 2007
    Бронза, высота - 2 м,
    Скульптор Григорий Потоцкий



    Подгорица (Черногория) у здания Конституционного суда
    Открыт 13 сентября 2002 г.
    Скульптор А.Таратынов



    Рим (Италия) напротив музея современного искусства в парке виллы Боргезе.
    Открыт 6 июня 2000 г.
    Скульптор Юрий Орехо в

    Сантьяго-де-Чили (Чили) парк Национальной библиотеки
    Открыт в 1999 г.
    Скульптор Анатолий Бичуко

    София (Болгария)
    Открыт в 2001 г.
    Скульптор – Народный художник России Вячеслав Клыков





    Хаммер (Германия)
    Открыт в 1994 г.
    Бронза, высота - 2.8 м
    Скульптор – Григорий Потоцкий




    2.4. Памятники литературным героям А. С. Пушкина

    Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Пушкина. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. Вместе с народом в своих сказках он осудил глуповатых и злых царей, жадных попов и невежественных бояр.

    Героям А.С.Пушкина посвящено множество памятников. В городе Пушкине открыт всем ветрам флюгер "Золотой петушок" – напоминание о пушкинской сказке...

    В городе Кемерово разместилось довольно много монументов посвященных великому русскому писателю. Недавно добавилась еще одна скульптура. Золотая рыбка вознеслась на гребне стилизованной волны, опираясь на хвостовое оперение. Рыбка получилась яркая и блестящая, неспроста она называется золотой. В темное время суток предусмотрена подсветка специальными лампами, установленными в основании постамента.



    Сказочная рыбка и старик в Москве на Манежной площади



    Живописная бронзовая скульптура пушкинского ученого кота появилась в городе Геленджике. Автор скульптуры скульптор Г. А. Панько предложил зрителям «очеловеченный» вариант: с книгой, в мантии, с взъерошенной шерстью на висках, которая символизирует старческую мудрость, «учёность» кота. Неслучайна и поза. Видите: лапа замерла в поучающем жесте, рот открыт, словно кот вещает что-то умное со своей импровизированной трибуны. Это сразу располагает людей сняться с задумчивым видом у скульптуры, будто слушая его речь. Памятник стоит под раскидистым дубом, рядом с которым лежит огромная цепь – конечно же, не «златая».





    Герои сказок Пушкина украшают Поляну сказок в Ялте и детский парк в Симферополе

    3. Заключение

    Сколько же всего в мире памятников этому величайшему русскому поэту? Ответ на этот вопрос решил получить воронежский коллекционер открыток Валерий Кононов. По результатам своих изысканий он написал книгу, в которой сообщает, что во всем мире их установлено 270. Кононов утверждает, что такого количества памятников не удостаивался ни один деятель литературы.
    Со дня выхода книги прибавилось еще несколько памятников: в норвежском Осло, в чилийском Сантьяго-де-Чили. В год 200-летнего юбилея со дня рождения Александра Сергеевича памятник поэту открыт в столице Белоруссии Минске.
    Памятники поэту, который, кстати, сам никогда не выезжал за пределы Российской империи, установлены на Кубе и в Индии, Финляндии и Словакии, Болгарии, Испании, Китае. По два памятника есть в Венгрии и Германии.
    Первый памятник Пушкину в США был поставлен в 1941 году в Джексоне /штат Нью-Джерси/, второй - в 1970 в Монро /штат Нью-Йорк/. 
    Кононов вывел интересную закономерность: памятники Пушкину обычно ставят не на больших городских площадках, а в парках и скверов

    Пушкин – образ, бережно хранимый. Он вечный наш спутник, его не спутаешь ни с кем, образ его входит в нашу культуру, символизирует ее. В России создана великая Пушкиниана, кажется, всеобъемлющая, всеохватная, дающая все ответы на все, связанное с Пушкиным. Наличие по всей России памятников великому поэту еще раз доказывает, что за два века Пушкин укоренился в сердцах многих поколений

    4. Список литературы и источники информации

    1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%83(интернет)

    2.https://infourok.ru/pamyatniki-a-s-pushkinu-v-rossii-i-za-rubezhom-1994332.html (интернет)

    3. https://infourok.ru/pamyatniki-a-s-pushkinu-v-rossii-i-za-rubezhom-1994332.html (интернет)

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%83(интернет)

    5. https://pushkinskij-dom.livejournal.com/162557.html (интернет)

    6. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/01/29/pamyatniki-pushkinu (интернет)



    написать администратору сайта