Словарь музыкальных терминов для детей дошкольного возраста
Скачать 0.5 Mb.
|
Выполнила студентка 34 группы Хазова Надежда Словарь музыкальных терминов для детей дошкольного возрастаСлова, характеризующие эмоционально- образное содержание музыки Веселая Радостная,Игривая,Задорная,Звонкая,Озорная,Шутливая,Бойкая,Забавная,Резвая,Прыгучая,Скачущая,Солнечная,Сверкающая,Ослепительная,Плясовая,Улыбающаяся,Живая,Яркая,Лучезарная Спокойная Добрая,Неторопливая,Убаюкивающая,Колыбельная,Мягкая,Плавная,Напевная,Протяжная,Хороводная,Мирная,Безмятежная,Добродушная,Наивная,Светлая,Прозрачная,Беззаботная,Покорная,Невозмутимая,Неприхотливая Взволнованная Встревоженная,Стремительная,Вьюжная,Ненастная,Тревожная,Беспокойная,Торопливая,Щемящая,Трепещущая,Отчаявшаяся,Раскаявшаяся,Надломленная Торжественная Праздничная,Бодрая,Важная,Маршевая,Четкая,Отчетливая,Гордая,Могучая,Победная,Величественная,Призывная,Ликующая,Восторженная,Пышная,Шумная,Жизнеутверждающая,Оптимистичная,Грациозная,Эффектная Таинственная Сказочная,Волшебная,Колючая,Пугливая,Осторожная,Загадочная,Настороженная,Острая,Подкрадывающаяся Поэтичная Возвышенная,Мечтательная,Одухотворенная,Сердечная,Задушевная,Трепетная,Душевная,Напевная,Проникновенная,Чуткая,Лиричная,Завороженная Грустная Печальная,Жалобная,Тоскливая,Скорбная,Хмурая,Плачущая,Просящая Серьезная Сдержанная Мужественная Бесстрашная,Боевая,Смелая,Отважная,Решительная,Богатырская,Грозная,Суровая,Динамичная Тяжелая Грузная,Громоздкая,Мощная,Неуклюжая,Угловатая,Густая,Насыщенная Нежная Ласковая,Задумчивая,Мечтательная,Легкая,Светлая,Трогательная,Приветливая,Доверчивая,Беззлобная Страшная Зловещая,Грубая,Сердитая,Недовольная,Темная,Трагичная,Тягучая,Грозная,Злая Термины, обозначающие музыкальные жанры, виды музыки Аккомпанемент -музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т. д. Аккорд (созвучие) - одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию. Акцент (ударение) - подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: >, V , ^ , sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности. Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон с помощью знаков: #(диез) повышает на полутон; b (бемоль) понижает на полутон; - (бекар) отменяет диез или бемоль и т. д. Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения. Аппликатура — обозначение в нотах правильного чередования пальцев для удобства игры на музыкальных инструментах. Арпеджио — последовательное исполнение в аккорде звуков одного за другим. Вольта — графическое обозначение повторения предыдущего музыкального отрывка Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней). Гармонизация — инструментальное сопровождение мелодии, написанное в народном или других стилях. Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки. Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента). Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо форте) — умеренно громко, mр (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др. Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым потам и т. д. Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную). Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение согласованности. Жанр - понятие определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.). Затакт - начало музыкального произведения со слабой доли. Звук музыкальный – колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу). Звукоряд – последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа ,соль, ля, си. Импровизация – творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д. Интервал – расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний – вершиной, например прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д. Интонация – мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью. Ключ – знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной сроки. Наиболее употребительны: Скрипичный, басовый соль – на второй линейке), (фа – на четвертой линейке). Консонанс – созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга. Лад – соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков. Легато – связанное исполнение нескольких звуков. Лига – графическое изображение в виде дуги (вогнутой или выгнутой), которая обозначает связанное исполнение нескольких звуков разной высоты, увеличение длительности одного звука, объединение звуков, исполняемых в песне на один слог. Мелизмы -своеобразные музыкальные украшения одного звука: Мажор - ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки. Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием. Метр - последовательное чередование сильных и слабых долей в такте. Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки. Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов). Модуляция— логичный, интонационный переход в другую тональность. Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю. Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки. Нота — графическое изображение звука. Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот. Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки. Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот. Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте. Размер — количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до перемены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ѕ, 6/8 и т. д. Регистр — определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий. Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение. Синкопа – смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую. Стаккато – исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием. Ступени лада – звуки, имеющие следующие обозначения: Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной) Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией). Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderate (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио). Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона. Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда. Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности. Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад. Фактура—сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д. Фермата — графическое обозначение дополнительного продления, звучания в целях большей выразительности. Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы. Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации. Вокально-хоровое искусство А капелла — многоголосное, преимущественно хоровое пенис без инструментального сопровождения. Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки. Вокальная музыка — предназначена для пения. Различают три основных вида пения: сольное (один исполнитель), ансамблевое (дуэты, трио и т. д.), хоровое (коллективное исполнение, одноголосное или многоголосное, с сопровождением или а капелла). Вокальное искусство — певческое мастерство. Детонирование — неправильное, неточное звучание. Диапазон — звуковой объем певческого голоса. Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов. Запев - начало сольной или хоровой песни. Кантилена- напевная, плавная, манера исполнения. Припев - часть песни (в куплетной форме), исполняемая на один и тот же текст. Танец Бульба — белорусская народная песня-пляска оживленного, веселого характера, имеющая двухдольный размер. Вальс — бальный танец плавного, умеренно быстрого характера, имеющего трехдольный размер. Галоп — бальный танец, темп стремительно быстрый; размер две четверти. Гопак — украинский народный танец, быстрый, стремительный, основанный на больших прыжках; размер две четверти. Краковяк — польский народным танец, оживленного характера; размер две четверти; ритм с характерными синкопами. Лявониха - белорусская народная песня-пляска живого, веселого характера с подчеркнутыми притопами в конце каждой музыкальной фразы; темп быстрый; размер две четверти. Мазурка — польский народный танец с характерным острым ритмом; размер трехдольный. Менуэт — старинный французский бальный танец плавного, несколько кокетливого характера; размер три четверти; темп ускоренный. Полька — чешский народный парный танец веселого, легкого, подвижного характера; размер двухдольный; темп быстрый. Хоровод — массовая игра, с пением и движениями по кругу. Термины, характеризующие средства музыкальной выразительности Мелодия-Одноголосно выраженная мысль Лад-Взаимосвязь звуков между собой (Мажор, минор) Регистр-Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей (Ровный, пунктирный) Звуковедение- Штрих (Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно) Тембр-Окраска звука (Звонкий, глухой, мягкий, резкий) Темп-Скорость музыки (Медленный, умеренный, быстрый, динамический) Динамика-Изменение громкости Форма-Построение музыкального произведения (Рондо, вариации, сонатная форма) Аккомпанемент-Сопровождение (Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь) Термины, обозначающие музыкальные формы Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке. Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение). Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни. Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Сонатная форма- форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений. Термины, обозначающие музыкальные инструменты Уда́рные инструме́нты — музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента. АЛЬТ – струнный, смычковый инструмент, чуть ниже по звучанию скрипки. Альт – низкий женский голос. АРФА – струнный щипковый инструмент. БАЛАЛАЙКА – русский народный струнный щипковый инструмент. БАРАБАН – это очень древний ударный инструмент. БАЯН – это разновидность гармони. Своё название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. ВАЛТОРНА – медный духовой инструмент по звучанию чуть ниже трубы. В переводе с немецкого означает – лесной рог. ВАРИАЦИИ – означает изменение. Есть музыкальная форма вариации А А1 А2 А3 А4… ВИОЛОНЧЕЛЬ – струнный, смычковый инструмент, низкий по звучанию. ГИТАРА – струнный инструмент. Родина Испания. Есть шестиструнная и семиструнная. ГУСЛИ – старинный русский народный щипковый КИФАРА – старинный инструмент, предшественник гитары. КОНТРАБАС – струнный, смычковый инструмент самый низкий по звучанию из данной группы. КСИЛОФОН – ударный инструмент, в переводе с греческого языка означает «звучащее дерево». Состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками. ЛИТАВРЫ – инструмент участник симфонического оркестра, ударный инструмент. Имеет высоту звучания в отличии от других ударных. ЛИРА – старинный инструмент, предшественник гитары. ЛЮТНЯ – старинный инструмент. ОРГАН – старинный музыкальный инструмент, самый большой инструмент в мире. СВИРЕЛЬ - русский народный инструмент. СКРИПКА – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. У неё нежный высокий голос. ТРУБА – один из самых древних медных духовых инструментов. ТРОМБОН - медный духовой инструмент по высоте звучит ниже трубы и валторны. ТУБА – медный духовой инструмент самый низкий по звучанию из данной группы. ФЛЕЙТА – деревянный духовой инструмент. Инструмент самый высокий по звучанию из группы деревянных духовых. ЧЕЛЕСТА – ударный инструмент, изобретённый во Франции. Внешне челеста небольшое пианино. Клавиатура фортепианная, только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки. Звук у челесты тихий, красивый, нежный. На ней можно играть мелодию. ШТРИХ – способ извлечения музыкального звука голосом или на инструменте. Термины, обозначающие музыкальные профессии, специальности, коллективы Аранжировщик- способствует продвижению музыкального произведения. Он берет уже существующую композицию и интерпретирует ее. Вокалисты - исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Дирижер – это специалист, обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами, донося до них свое прочтение исполняемой композиции. Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте. Концертмейстер-Так называют музыкантов, которые отвечают в оркестре за какую-то группу инструменталистов. Композитор-сочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Термины, обозначающие характер исполнения, приёмы Термины обозначающие темпы Adagio (адажио) – медленно; нередко темп медленной части сонатного цикла, Alla breve (алла бреве) (букв.—укорочено) — удвоить единицу метра (4-х четвертной такт, в котором счёт ведётся не четвертями, а половинными нотами) Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем allegro и более скорый, чем andante Allegro (аллегро)—скоро, весело, живо, быстро умеренно (традиционный темп 1-й части сонатного цикла) Ancora (анкора)—еще, повторить Andante (анданте) – умеренный темп в характере обычного шага, не торопясь, спокойно (иногда темп медленной части сонатного цикла) Andantino (андантино) – неторопливо, несколько скорее, чем аndante, но медленнее, чем allegretto Assai (ассаи) – весьма, очень Con moto(кон мото) – подвижно, оживлённо (например, andante con moto - скорее,чем анданте) Giusto (джусто) – вкус, con gusto – со вкусом, точно Grave(граве) – значительно, торжественно,тяжело Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo, но медленнее анданте Largo (ларго) – широко, медленно; один из темпов медленных частей сонатного цикла Lento (ленто) – медленно, слабо, тихо, протяжно Moderato (модерато) – умеренно, темп средниймежду анданте и аллегро Meno mosso(мено моссо) – менее подвижно Molto (мольто) – много, очень, весьма Non troppo (нон троппо) – не слишком Presto (престо) – быстро Piu mosso(пиу моссо) – боле подвижно, более оживлённо Sostenuto (состенуто) – сдержано, выдерживая звук Tranquillo (транквиллё) - спокойно Vivo (виво) – быстро, живо; скорее, чем аллегро, но менее скоро, чем престо Vivace (виваче) – живее Термины обозначающие окраску звука Cantabile (кантабиле)—певуче Canto (канто) - пение, напев Corda (корда) - струна; (una corda - в фортепьянной музыке обозначает применение левой педали) Sonore (соноре) – звучно, звонко Una corda—(одна струна) - указание применить левую педаль Термины обозначающие формообразование Attacca (атака) - продолжать без перерыва Da capo (да капо)—повторить сначала Coda (кода)—конец, заключительный раздел Fine (фине) — конец; al fine—до конца Ossia (оссиа) — или, то есть; допустимый вариант исполнения (обычно облегчение основного текста ) Segno (сеньо) — знак; al segno— к знаку, до знака; dal segno— от знака Термины обозначающие динамику Decrescendo (декрещендо) — постепенно затихая Diminuendo (диминуэндо) — постепенно затихая Forte (форте) — сильно, громко Mezzo (меццо) — середина, половина, наполовину; mezzo voce— вполголоса; mf— не очень громко Piano (пиано) — тихо Rinforzando (сокр.rf, rfz) (ринфорцандо) — усиливая Sforzando, sforzato (сокр.—sf., fz., sfz) (сфорцандо, сфорцато)—выделяя, акцентируя внезапный акцент на каком-либо звуке или аккорде Sotto voce (сотто воче) - вполголоса Mezza voce (мецца воче)—вполголоса Crescendo (крещендо) — постепенно усиливая Perdendosi (пердендози) — исчезая, замирая, сводя звучность на нет Термины обозначающие характер исполнения Abbandono (аббандоно) – непринуждённость Affetto (аффетто) - чувство Affettuosо (аффетуозо) – с чувством Agitato (аджитато) – возбужденно, взволнованно Alla…(алля) – по, на, к, до, в, вроде, в характере Alla Marcia(алля марчья) – наподобие марша Amoroso(аморозо) – нежно, страстно Appasionato (аппассионато) - страстно Brillante(бриллянте) – блестяще Capriccioso (каприччозе) – капризно, причудливо Con amore(кон аморэ) – с любовью, любовно Con bravura (кон бравура) – с блеском, блестяще Con brio (кон брио) – с жаром, тепло Con espressione (кон эспрессьёне) – с выражением, выразительно Con forza (кон форца) – с силой Con fuoco (кон фуоко) – с огнём Con passione(кон пассьёне) – со страстью, страстно Con spirito (кон спирито) – с воодушевлением, увлечённо Deciso (дечизо) – решительно, смело Dolce (дольчэ) – мягко, нежно, ласково Dolcissimo (дольчиссимо) – очень мягко, очень нежно Dolente (долэнте) – скорбно, жалобно Doloroso (долорозо) – тоскливо, печально Con dolore (кон долоре) – с болью, тоской Energico (енерджико) – энергично, сильно, решительно Eroico (эроико) – героически Espressivo (эспрэссиво) – выразительно Funebre (фунебрэ) – траурный, похоронный Furioso (фурьозо) – яростно, неистово Giocoso (джокозо) – радостно, весело, игриво Grandioso (грандиозо) – величественно, великолепно, грандиозно Grazioso (грациозо) – грациозно, изящно Lagrimoso (лагримозо) – скорбный, печальный, полный слёз Lamento (ламэнто) – плач, стон, жалоба, рыдание Leggiero (лэджьэро) – легко Leggierissimo (лэджьериссимо) – очень легко Lugubre (люгубрэ) – мрачно, печально Термины обозначающие изменения темпа A piacere(а пьачерэ) - по желанию, ритмически свободно, произвольно Accelerando (аччелерандо) – ускоряя Ad libitum (ад либитум) - по желанию, по своему усмотрению Allargando (алляргандо) - расширяя, замедляя Animato (анимато) – воодушевлённо, оживлённо A tempo (а темпо) - в прежнем темпе Calando (каляндо) – стихая, уменьшая силу звука Colla parte (колла парте) - с партией (певца, солиста) Con anima(кон анима) – с чувством, anima (анима) - душа Con moto(кон мото) – подвижно, с движением; напр. Аллегро кон мотто – скорее, чем аллегро Doppio movimento (доппьо мовименто) - вдвое быстрее Incalzando (инкальцандо) - ускоряя L'istesso tempo (листессо темпо) - тот же темп Lunga (люнга) - долгая (остановка на фермате, паузе) Morendo (морендо) - замирая Mosso (моссо) - оживленно; Piu (пиу) - более Poco, un poco (поко, ун поко) - немного, мало, не очень Poco a poco (поко а поко) - мало-помалу, постепенно Possibile (поссибиле) - возможно, возможный Rallentando (раллентандо) - замедляя Ritardando (ритардандо) - запаздывая, замедляя Ritenuto (ритенуто) - задерживая,замедляя Rubato (рубато) - ритмически свободно, допуская отклонения от метра по желанию исполнителя Smorzando (сморцандо) – замирая, приглушая звучность и замедляя темп Stretto (стретто) (букв. - сжатие) — ускоренно Stringendo (стринджендо) - сжимая, ускоряя Troppo (троппо) - слишком,очень Вспомогательные термины Arpeggio, arpeggiato (арпеджио), (арпеджиато)—подобно арфе, в виде арпеджио Destra (дестра) - правая Forza (форца) - сила; Con tutta forza (кон тутта форца) - со всей силой Legato (легато) - связанно Mano (мано) - рука Meno (мено) - меньше,менее Molto (мольто) - много, очень, весьма Non - не, нет Quasi (куази) – как бы, почти, подобно, вроде Semplice (семпличе) – просто, естественно Sempre (семпре) – всегда, всё время, постоянно Senza (сенца) - без Simile (симиле) – похожий, точно так, как раньше Sinistra (синистра) - левая Sopra (сопра) – над, сверху, на, выше (верхний голос),(ф-п относится к той или иной руке при их перекрещивании) Staccato (стаккато) - отрывисто Subito (субито) - внезапно, внезапный Tenuto (тенуто) - выдерживая длительность полностью или дольше написанного Tre corde (тре корде) - три струны; указание снять левую педаль Tutti (тутти) - все участники ансамбля, оркестра Общие музыкальные термины Динамика – в переводе с греческого - Сила. Музыка богата динамическими оттенками: очень тихо, тихо, умеренно громко, очень громко. Звук – это вибрация. Звуки делятся на две группы: шумовые и музыкальные. Из музыкальных звуков складывается мелодия, они называются мелодичными, поющими звуками. Звуковысотность – каждый музыкальный звук обладает высотой. Высокий звук – тоненький, нежный; низкий звук – толстый, грубый, громовой. Звуковысотность присуща только высотным звукам. Ритм – в переводе с греческого - Мерность. Музыкальный ритм – это закономерное чередование разных музыкальных длительностей. Длинные, короткие, средние по длительности звуки, упорядоченно чередуясь, образуют ритмический рисунок. Тембр – окраска звука. Инструментальный тембр зависит от того, из какого материала сделан инструмент, от способа извлечения звука ( смычком или щипком). Тембр голоса зависит от строения гортани и голосовых связок. Темп – скорость чередования звуков. Темп может быть медленным, подвижным, быстрым, тяжелым, сдержанным, очень быстрым, средним. Характер – основные наиболее устойчивые свойства, качества. В музыке выделяем 3 характера – бодрый, спокойный, веселый. Настроение – временное состояние. В музыке определенный характер может иметь различное настроение: спокойная музыка может быть задумчивой, нежной, тревожной, грустной, печальной и т.д. Жанр – понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом. Так, по системе Д.Б.Кабалевского, мы выделяем 3 жанра музыки – марш, танец, песня. |