Слушание музыки
Скачать 26 Kb.
|
Слушание музыки В решении одной из основных задач музыкального воспитания – формирования музыкального вкуса школьников – мы, прежде всего , сталкиваемся с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего школьную программу по слушанию музыки. Существует точка зрения, согласно которой подросткам будто бы нравится все бурное, темпераментное. В живописи, например, не натюрморты и пейзажи, а такие картины, как «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, в музыке их привлекает бравурность, страстность, а не лиризм. (Крутецкий, Лукин, Психология подростков). Однако следует отметить одну весьма любопытную деталь. В начале наших занятий выяснилось, что круг музыкальных произведений, знакомых подросткам, в жанровом плане довольно ограничен. Но вместе с тем, нельзя было сказать, что для подростков характерна узкая направленность их музыкальных интересов, а именно увлечение только жизнерадостными по характеру музыкальными произведениями. Они интересовались и лирической музыкой, но это в основном были произведения широко известные, легко доступные для слушания. Так, в числе любимых пятиклассники, особенно девочки, называли много протяжных, лирических, правда, не инструментальных пьес. Произведения, предлагаемые детям, должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступными восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт. Относительно произведений Бетховена, Мендельсона, Шопена, Шуберта, Баха, возникает вопрос. Доступны ли экспромты, ноктюрны, сонаты, или даже части сонат, симфоний, сюит учениками 5-6 классов? Способны ли дети воспринимать эту музыку? Каков критерий доступности в связи с возрастом? Трудно найти детей среднего школьного возраста, далеких от чувства патриотизма, героизма, лиризма, патетики, юмора, а вместе с тем многие произведения, эмоционально наполненные именно этими настроениями и чувствами, могут оказаться не доступными для полноценного их восприятия школьниками. Умение слышать выразительные особенности музыкального языка, формы, во многом зависит от субъективной способности разбираться в процессе музыкального движения. Необходимо, чтобы дети научились понимать музыкальную «програмность». Поэтому наиболее существенным критерием подбора доступного материала, является степень сложности музыкального языка в данном произведении. Некоторые современные исследователи утверждают, что младшие подростки не в состоянии воспринимать инструментальную музыку, так как не слышат логику музыкального развития. В переживаниях подростка не отражается динамика становления образа, то есть ученик 11-12 лет не может структурно и целостно воспринимать музыкально-драматическое содержание пьесы. Если согласиться с таким выводом, нужно отказаться от слушания инструментальной музыки. Но возникает вопрос, когда и где школьники научатся воспринимать процесс музыкального развития, что необходимо для полноценного восприятия музыки. Умение слышать произведение, музыкальный образ, который выражен несколькими темами, слышать их чередование, переплетение, означает умение воспринимать музыкальную драматургию, содержание, а не только литературную программу или сюжет сочинения. В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что любой вид музыкальной деятельности может способствовать формированию вкуса учащихся. Но для этого необходима постоянная глубокая взаимосвязь всех видов деятельности на уроке, использование высокохудожественного материала и в распевании, и в пении, и в слушании. |