Главная страница

Вебер М. - Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке. Вебер М. - Смысл свободы от оценки в социологической и экономиче. Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке


Скачать 452.43 Kb.
НазваниеСмысл свободы от оценки в социологической и экономической науке
АнкорВебер М. - Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке.rtf
Дата18.11.2017
Размер452.43 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаВебер М. - Смысл свободы от оценки в социологической и экономиче.rtf
ТипДокументы
#10280
КатегорияСоциология. Политология
страница2 из 4
1   2   3   4
мол­чание и в тех случаях, когда ему милостиво разрешают обсудить те или иные ценностные проблемы.

Однако никоим образом не следует отождествлять вопрос — недоказуемый, поскольку он ценностно обус­ловлен, — можно ли, должно ли, подобает ли выска­зывать практические оценки в процессе преподавания, с чисто логическим определением роли оценок в таких эмпирических науках, как социология и политическая экономия. Это повредило бы дискуссии по собственно логической проблеме, решение которой само по себе не связано с данным вопросом и отвечает лишь чисто ло­гическому требованию полной ясности и четкого раз­деления лектором гетерогенных проблем.

Я не вижу необходимости дискутировать о том, «труд­но» ли разграничить эмпирическое исследование, с одной стороны, и практическую оценку — с другой. Это дей­ствительно трудно. Все мы, в том числе и автор статьи, выставляющий данное требование, постоянно сталки­ваемся с такой трудностью. Однако сторонникам так на-

[555]
зываемого «этического направления» в политической эко­номии следовало бы знать, что и нравственный закон невыполним, но он тем не менее нам «задан». Если обратиться к своей совести, то, быть может, станет оче­видным, что следование данному постулату трудно преж­де всего потому, что мы неохотно отказываемся от возможности проникнуть в столь интересную сферу оце­нок, тем более если это стимулируется привнесением «личного тона». Каждый преподаватель знает, конечно, как проясняются лица студентов и возбуждается их инте­рес, как только он обращается к личным «признаниям», и насколько увеличивается число слушателей его лекций, если студенты рассчитывают на то, что такого рода «признания» будут сделаны. Известно также, что при существующей в университетах конкуренции, связанной с посещаемостью лекций, предпочтение часто отдается самому ничтожному пророку, лекции которого проходят при полной аудитории, а не серьезному ученому — разве что это пророчество слишком несовместимо с существую­щими политическими или конвенциональными требова­ниями. Лишь псевдосвободный от оценок пророк мате­риальных интересов превосходит и его по своим шансам вследствие прямого влияния указанного фактора на политические силы. Я нахожу все это довольно печаль­ным и не могу согласиться с тем, что требование устра­нить из лекций практические оценки «мелочно», что это сделает лекции «скучными». Оставляя в стороне вопрос, следует ли стремиться к тому, чтобы лекции по специ­альным эмпирическим наукам были прежде всего «инте­ресными», я считаю нужным высказать опасение, что чрезмерный интерес, достигнутый привнесением в лек­ции высказываний личного характера, может надолго притупить вкус студентов к серьезным занятиям.

Я не считаю нужным дискутировать и полностью при­знаю мнение, согласно которому именно видимость устранения всех практических оценок с помощью хорошо известной схемы — «заставить говорить факты» — суг­гестивно вводит эти оценки. Ведь именно так — и вполне законно для их целей — строят свои выступления в пар­ламенте и в ходе избирательной кампании наши лучшие ораторы. Едва ли необходимо указывать на то, что применение подобных методов в университетском пре­подавании было бы совершенно недопустимым злоупот­реблением, именно с точки зрения вышеназванного раз-

[556]
граничения сфер. Однако если проявление нелояльности ведет к тому, что видимость выполнения требования вы­дается за истину, то это еще не ставит под сомнение требование как таковое. Сводится же оно к следующему: если преподаватель не может отказаться в своих лек­циях от практических оценок, он обязан сделать это совершенно очевидным и для своих слушателей, и для себя самого.

Самым же решительным образом следует бороться с довольно распространенным представлением, будто путь к научной «объективности» проходит через сопо­ставление различных оценок и установление как бы не­коего «дипломатического» компромисса между ними. «Средний» путь не только совершенно так же не дока­зуем средствами эмпирических наук, как «самые край­ние оценки», но и нормативно наименее однозначен в сфере оценочных суждений. Этому методу не место на кафедре, он применим в политических программах, в стенах бюро или парламентов. Науки, как нормативные, так и эмпирические, могут оказать политическим деяте­лям и соперничающим партиям только одну неоценимую услугу, а именно: 1) указать, какие «последние» позиции мыслимы для решения данной практической проблемы, и 2) охарактеризовать фактическое положение дел, с кото­рым приходится считаться при выборе между различны­ми позициями. Тем самым мы подошли к нашей проблеме.

С термином «оценочное суждение» связано глубокое недоразумение, которое породило чисто терминологичес­кий и поэтому совершенно бесплодный спор, ни в коей мере не способствующий пониманию существа дела. Как уже было сказано, следует полностью отдавать себе от­чет в том, что в рамках наших дисциплин речь идет о практических оценках социальных фактов, которые рас­сматриваются с этической, культурной или какой-либо иной точки зрения как желаемые или нежелаемые. Меж­ду тем, несмотря на все то, что было сказано на эту тему4 ряд исследователей, «возражая» нам, с полной серьезностью указывает на то, что науке нужны резуль­таты: 1 ) «ценные», то есть оцененные как логически и фактически правильные, и 2) ценные, то есть важные по своему научному значению, и что уже в выборе ма­териала присутствует момент «оценки». Возникало время от времени и такое поразительное недоразумение, будто мы утверждаем, что объектом эмпирической науки не

[557]
могут быть «субъективные» оценки людей (тогда как со­циология, а в области политической экономии теория предельной полезности всецело основаны на обратной предпосылке). Между тем речь идет только о весьма тривиальном требовании, которое сводится к тому, чтобы исследователь отчетливо разделял две группы гетероген­ных проблем: установление эмпирических фактов (вклю­чая выявленную исследователем «оценивающую» пози­цию эмпирически исследуемых им людей), с одной сто­роны, и собственную практическую оценку, то есть свое суждение об этих фактах (в том числе и о превращен­ных в объект эмпирического исследования «оценках» людей), рассматривающее их как желательные или неже­лательные, то есть свою в этом смысле оценивающую позицию — с другой. Автор одной в целом серьезной работы пишет: исследователь может ведь принять и свою собственную оценку как «факт» и сделать из него соот­ветствующие выводы. Эта мысль столь же бесспорна. сколь бесспорно заблуждение, в которое вводит форма ее выражения. Можно, конечно, до начала дискуссии прийти к такому, например, соглашению, что определен­ная практическая мера, скажем, издержки по усилению армии, будут покрыты имущими классами, можно рас­сматривать такое соглашение как «предпосылку» дискус­сии и обсуждать только средство его реализации. В ряде случаев это целесообразно. Однако такое сообща при­нятое практическое намерение называется не «фактом», а «априорно поставленной целью». Отличие его от «фак­та» и по существу очень скоро выявляется в ходе дис­куссии о «средствах» реализации — разве что «предпо­сланная» в качестве недискутабельной «цель» окажется столь же конкретной, как, например, решение закурить сигару. Впрочем, в этом случае вряд ли понадобится и дискуссия о средствах. Почти во всех случаях совмест­но сформулированного намерения, например в выше­приведенном примере, становится очевидным, что в ходе дискуссии о средствах выявляется, сколь различно пони­мание отдельными людьми этой как будто однозначной цели. В ряде случаев может также оказаться, что пре­следование совершенно одинаковой цели связано с са­мыми различными мотивами, что влияет и на дискуссию о средствах ее реализации. Однако оставим этот вопрос. Ведь никому еще не приходило в голову возражать про­тив того, что можно отправляться от определенной общей

[558]
цели и спорить только о средствах ее реализации и что такая дискуссия будет носить чисто эмпирический харак­тер. Но ведь центральной проблемой является именно выбор цели (а не «средств» для однозначно данной цели), следовательно, то, в каком смысле оценка, кото­рую кладет в основу своего выбора отдельный индивид, не принимается как «факт» и может служить объектом научной критики. Если это непонятно, все дальнейшие разъяснения ни к чему не приведут.

Не подлежит дискутированию, собственно говоря, и такой вопрос: в какой мере практические оценки, особен­но этические, могут в свою очередь претендовать на норма­тивные достоинства, следовательно, отличаться по своему характеру от такого, например, вопроса, надлежит ли отдавать предпочтение блондинкам или брюнеткам, или от других подобных вкусовых суждений. Это — проблемы аксиологии, а не методики эмпирических дис­циплин. Для последней все дело только в том, что зна­чимость практических императивов в качестве нормы, с одной стороны, и значимость истины в установлении эмпирических фактов — с другой, находятся в плоскостях совершенно гетерогенной проблематики; если не пони­мать этого и пытаться объединить две указанные сферы, будет нанесен урон специфическому достоинству каждой из них. Это в особенно сильной степени проявилось, как мне кажется, в работе профессора Шмоллера5. Уваже­ние к нашему именитому ученому не позволяет мне обой­ти молчанием то, с чем я не могу согласиться в его концепции.

Прежде всего, я считаю необходимым опровергнуть мнение, будто сторонники «свободы от оценочных суж­дений» видят в самом факте колебания значимых оцени­вающих позиций, как в истории, так и при индивиду­альном решении, доказательство безусловно «субъектив­ного» характера, например, этики. Эмпирические факты также часто вызывают горячие споры, и мнение, следует ли данного человека считать подлецом, оказывается в ряде случаев значительно более единодушным, чем согласие (именно специалистов) по поводу толкования испорченной рукописи. Утверждение Шмоллера о расту­щем конвенциональном сближении всех вероисповеданий и людей в основных вопросах практических оценок резко противоречит моему впечатлению. Впрочем, это не имеет прямого отношения к делу. Опровергнуть следует, во

[559]
всяком случае, то, что наличие подобной созданной кон-венциональностью фактической очевидности ряда — пусть даже широко распространенных — практических позиций может удовлетворить ученого. Специфическая функция науки состоит, как я полагаю, в противополож­ном: именно конвенционально само собой разумеющееся является для нее проблемой. Ведь в свое время Шмоллер и его друзья сами исходили из этого. Далее, то обстоя­тельство, что каузальное воздействие фактически сущест­вовавших этических или религиозных убеждений на хо­зяйственную жизнь в ряде случаев исследовалось, а под­час и высоко оценивалось, не должно означать, что по­этому следует разделять или даже только считать «цен­ными» упомянутые убеждения, оказавшие, быть может, большое каузальное воздействие. И наоборот, что при­знание высокой ценности какой-либо этической или рели­гиозной идеи ни в коей мере еще не означает, что такой же позитивный предикат распространяется также и на необычные последствия, к которым привело или могло бы привести ее осуществление. Подобные вопросы не ре­шаются с помощью установления фактов; каждый чело­век выносит здесь свое суждение в зависимости от своих религиозных или каких-либо иных практических оценок. Все это не имеет никакого отношения к обсуждаемому нами вопросу. Отвергаю я со всей решительностью иное, а именно представление, будто «реалистическая» наука, занимающаяся проблемами этики, то есть выявляющая фактическое влияние, которое условия жизни опреде­ленной группы людей оказывали на преобладающие там этические воззрения, а последние в свою очередь — на условия жизни этих людей, будто такая наука в свою очередь создает «этику», способную дать какое-либо оп­ределение того, что следует считать значимым. Это столь же невозможно, как невозможно посредством «реалисти­ческого» изложения астрономических представлений ки­тайцев установить, правильна ли их астрономия; целью такого изложения может быть только попытка показать, какие практические мотивы лежали в основе этих аст­рономических занятий, как китайцы изучали астроно­мию, к каким результатам они пришли и по каким причи­нам, подобно тому как установление факта, что ме­тоды римских агрименсоров или флорентийских бан­киров (в последнем случае—зачастую при разделе зна­чительных наследств) часто приводили к результатам.

[560]
несовместимым с тригонометрией или с таблицей умно­жения, не может служить основанием для дискуссии об их значимости. Эмпирико-психологическое и истори­ческое исследование определенной оценочной позиции в аспекте ее индивидуальной, социальной или политиче­ской обусловленности может только одно: понимая, объяснить ее. И это немало. Не только вследствие до­стигаемого таким образом вторичного (не научного) результата, чисто личного характера, позволяющего быть «справедливее» по отношению к чужому мнению (действительно иному или представляющемуся тако­вым). Сказанное чрезвычайно важно и в научном отно­шении. Во-первых, при изучении эмпирической каузаль­ности в поведении людей это позволяет проникнуть в их действительно последние мотивы. Во-вторых, в дис­куссии, где звучат различные (действительно иные или представляющиеся таковыми) оценочные суждения, это помогает понять действительные ценностные пози­ции сторон. Ведь подлинный смысл дискуссии ценностного характера состоит в постижении того, что в самом деле имеет в виду мой противник (но также и я сам), то есть действительно серьезные, а не мнимые ценности обеих сторон, и в том, чтобы тем самым занять определенную ценностную позицию. Следовательно, требование «свобо­ды от оценочных суждений» в эмпирическом исследова­нии отнюдь не означает, что дискуссии на эту тему объявляются бесплодными или даже бессмысленными; напротив, понимание их подлинного смысла служит пред­посылкой всех полезных обсуждений такого рода. Они просто заранее допускают возможность принципиальных и непреодолимых отклонений в главных оценках. В то же время «все понять» отнюдь не означает «все простить», и вообще понимание чужой точки зрения совсем не обя­зательно ведет к ее оправданию. Напротив, с такой же, а часто и с большей вероятностью оно ведет к ясному постижению того, почему и в чем согласия не может быть. Однако такое понимание и есть постижение исти­ны, для этого и ведутся «дискуссии о ценностях». Без­условно, это не путь к какой-либо нормативной этике (он идет в противоположном направлении) или вообще к «императиву». Всем известно, что «релятивизирующее» воздействие таких дискуссий (во всяком случае, кажу­щееся таковым) скорее затрудняет осуществление цели. Тем самым мы, конечно, совсем не хотим сказать, что

[561]
их поэтому следует избегать. Напротив. Если «этичес­кое» воззрение теряет свою силу вследствие психологи­ческого «понимания» других ценностей, то оно стоит не более, чем религиозные представления, устраняемые развитием научного знания, что нам нередко приходится наблюдать. И наконец, поскольку Шмоллер считает, что сторонники «свободы от оценочных суждений» в эм­пирических дисциплинах могут признавать лишь «фор­мальные» этические истины (по-видимому, в духе кри­тики практического разума), то нам придется на этом кратко остановиться, хотя данный вопрос не имеет не­посредственного отношения к нашей теме.

Прежде всего необходимо отвергнуть отождествление в теории Шмоллера этических императивов с «культур­ными ценностями», в том числе с высочайшими. Можно представить себе точку зрения, которой «заданы» куль­турные ценности, пусть даже и находящиеся в непрео­долимом, неразрешимом конфликте с какой бы то ни было этикой. И наоборот, этика, которая отвергает все культурные ценности, может не быть внутренне проти­воречивой. Совершенно очевидно, во всяком случае, что обе эти сферы ценностей не идентичны. Столь же тяжким (и очень распространенным) заблуждением является мнение, будто в «формальных» положениях, например этики Канта, отсутствуют указания содержательного характера. Возможность нормативной этики не ставится под вопрос из-за того, что существуют практические проблемы, для решения которых она сама по себе не может дать однозначных указаний. (Сюда следует от­нести определенные специфические институциональные, то есть именно «сои.иально-политические» проблемы.) К тому же этика не единственная сфера, обладающая «значимостью», наряду с ней существуют и другие сферы ценностей, и эти ценности может подчас реализовать лишь тот, кто берет на себя «вину» в этическом смысле. Сюда прежде всего относится сфера политической дея­тельности. Мне представляется малодушием отрицать, что политические соображения часто противоречат тре­бованиям этики. Однако вопреки обычному противопо­ставлению «частной» и «политической» морали это ха­рактеризует отнюдь не только политику. Остановимся на нескольких приведенных выше «границах» этики.

К вопросам, однозначно решить которые не способна ни одна этика, относятся следствия постулата «справед-

[562]
ливости». Следует ли, например (что, пожалуй, ближе всего к высказанным некогда Шмоллером взглядам), считать, что тому, кто многое делает, мы многим обяза­ны, или, наоборот, что от того, кто многое может сде­лать, надо и многое требовать; следует ли, другими словами, скажем, во имя справедливости (ибо другие точки зрения, такие, как соображения «стимулирования», должны быть здесь исключены), предоставлять крупно­му таланту большие возможности или, наоборот (как полагает Бабёф), стремиться устранить несправедли­вость неравного распределения духовных благ посред­ством строгого наблюдения над тем, чтобы талант — са­мое обладание которым уже дает радостное ощущение престижности — не мог использовать в своих интересах свои большие возможности, что якобы недопустимо по соображениям этического характера. Надо сказать, что такова этическая проблематика большинства социально-политических вопросов.

Однако и в области индивидуальной деятельности существуют специфические основные проблемы этики, которые этика не может решить, основываясь на соб­ственных предпосылках. Сюда относится прежде всего такой основополагающий вопрос: может ли ценность этического действия как таковая (ее обычно называют «чистой волей» или «настроенностью») сама по себе слу­жить оправданием этого действия в соответствии со сформулированной в христианской этике максимой: «Христианин поступает праведно, а в остальном уповает на Бога» — или же надлежит принимать во внимание предполагаемые возможные или вероятные
1   2   3   4


написать администратору сайта