Главная страница

сочинение мастер и маргарита. Сочинение мастер и маргарита. Сочинение. Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита


Скачать 131.09 Kb.
НазваниеСочинение. Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Анкорсочинение мастер и маргарита
Дата15.12.2022
Размер131.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСочинение мастер и маргарита.docx
ТипСочинение
#845964
страница11 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита


«Мастер и Маргарита» — произведение Михаила Булгакова, известного писателя, автора таких произведений как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. Работа над романом началась Булгаковым в 20-е годы, он писал его до самой своей смерти в 1940 году. Однако сам роман был закончен.

Произведение долгие годы было запрещено на родине писателя и только в 1973 году было издано в СССР.

Главная идея романа – это противостояние добра и зла. Он ставит вопросы о том «что есть истина», где правда, где ложь. Булгаков соединил временные рамки, - время суда и распятия Христа (Иешуа) и пошлость и безвремие 30-х годов двадцатого века (времена Сталина). Время сталинского правление – это когда по всей стране правило бал зло (под видом добра).

В романе же дьявол (Воланд) скорее положительный чем отрицательный герой. Он действует под видом зла, но творит по сути, не то что бы добро в полном смысле слова, а справедливое наказание людей их поступков. Как написано в «Фаусте» Гёте о дьявольской силе «та сила что сеет зло, но желая блага». Не зря Булгаков начал произведение с эпиграфа из Фауста.

В произведении Булгаков как бы ведёт полемику с читателем и пытается показать что человеческой жизнью управляют «высшие силы». Человек не в состоянии всё просчитать и управлять своей жизнью как утверждал Берлиоз, который и поплатился за своё неверие и атеизм. Берлиоз предстаёт перед читателем как скептик а Воланд как «проповедник» того что Бог есть. В итоге побеждает вера Воланд а не скептицизм Берлиоза.

Он наказывает людей за их животные инстинкты и поступки. Булгаков показывает что прогресс человечества не изменил «низменных» страстей человека. Это характерно показано в главе про выступление в Варьете.

Людские пороки (грехи), были во все времена и время не может излечить это. Булгаков показал отношении власть человек и человек власть. На примере сцены когда Маргарита (возлюбленная Мастера) после бала сидит за ужином у Воланда. Он говорит ей что не надо просить у власти «никогда, ничего», они дадут всё сами. Не стоит унижаться перед властителями, кто бы они ни были.

В конце произведения Булгаков делает вывод: да противостояние добра со злом будет всегда, но зло это в первую очередь «мы сами», нужно сначала бороться с внутренним «демоном».

К тому же Булгаков не навязывает никому своего мнения. Читателю самому дана свобода выбора. Поэтому каждый сам должен для себя решить вереи ли он или нет. Какой точки зрения на добро и зло придерживается.

Сочинение по роману №2


Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых противоречивых произведений того времени. Невозможно рассуждать о романе, не отметив, что известный русский писатель вырос в православной семье с богословскими традициями. Булгаков великолепно знал философию, богословие и русскую литературу. Отсюда и вытекает религиозная тема в произведении. Именно поэтому Воланд появляется в Москве – столице России. Ведь сознание русского человека основано на эсхатологии. События московских глав в произведении имеют богословский смысл, город становится атеистическим, это больше всего восхищает Воланда. Так, можно заметить, что атеисты абсолютно беззащитны перед сатаной. Воланд приписывает себе божественные возможности (судить и награждать).  Если же сравнивать Иисуса Христа с героем романа – Иешуа, то важно заметить, что Иешуа – это как бы искаженный образ Иисуса Христа. Например, в Евангелие сказано, что Иисус - сын Бога живого, Иешуа же не знает своих родителей.  У Иисуса есть последователи – апостолы, а Иешуа “один в этом мире”.

Важно заметить, что если отрицается Иисус Христос, то отрицается и церковь. Такая картина и изображена в романе. В Москве разрушается Храм Христа Спасителя, теперь царит Воланд в атеистической Москве. Жизнь москвичей становится кощунственной, как и действия свиты князя тьмы.

 В книге пересекаются два времени:  настоящее время – это основное повествование романа, события разворачиваются в Москве, а прошедшее время – это события “Романа о Понтии Пилате”, которые происходят в римской провинции Иудея.

В настоящем времени автор изображает противостояние здравомыслия  невежеству. C самого начала романа Михаил Булгаков повествует о наказании человека за неучтивость. Так, Берлиозу пришлось заплатить жизнью за свое безрассудное отношение к религии. Он не знал о том, что спорит с самим воплощением зла, поэтому пренебрежительно относился ко всему.

Автор также изображает проблему выбора правильного пути, возникающую у героев.  Это заметно по метаниям Понтия Пилата между своим долгом и благоразумием. Тот же прокуратор знал, что он совершает ошибку, но все-таки объявил Иешуа смертный приговор. В итоге, страх и малодушие поглотили героя. Это касается и Маргариты, когда она сравнивает жизнь с мужем и жизнь, в которой, как ей казалось, она будет абсолютно счастлива, жизнь с Мастером. При этом не стоит забывать, что главная роль Маргариты в романе – это оказание давления на Мастера : “толкала его на борьбу”.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – это спорный роман, не имеющий абсолютно идеальных героев. Это произведение можно считать исключительным произведением тех времён.

В романе «Мастер и Маргарита» очень ясно показана относительность добра и зла. Зло в книге существует по своим законам, но иногда, контактируя с реальностью, вершит справедливость.

Часто от несправедливости в романе страдают хорошие, порядочные люди. Но обычные порядочные люди Воланду и его веселой дьявольской компании неинтересны, они не стремятся спасти всех. А вот кто им действительно небезразличен – это люди талантливые, способные расширить горизонт своего сознания и охватить мыслью мир во всем его многообразии, никого не осуждая, живя в гармонии со вселенной.

Именно такими людьми, по замыслу автора, оказываются Мастер и Маргарита. Он – пророк, способный зреть сквозь время и понимать важные события настолько реально, как будто сам был их свидетелем и участником (а может быть, сценаристом и режиссером – а чем черт не шутит, может быть, Мастер – это еще одна ипостась бога). Маргарита – идеальная спутница пророка, похожая на собирательный образ всех Марий из Нового Завета. Она самозабвенно любит его, а, кроме того, она способна предельно ясно понимать его идеи. Есть, кстати, мнение, что Магдалина считалась грешницей лишь потому, что не принадлежала к иудейской религии. В своем роду она была наделена тайными знаниями, то есть тоже была очень понимающим человеком. Не случайно именно она оказалась идеальной спутницей спасителя.

Главный «грех» писателя для советской цензуры был озвучен им самим в первой главе устами Берлиоза, критикующего Ивана Бездомного. В те времена главной целью пропаганды было убедить народ в том, что Иисуса не было в принципе, а не в том, хорош он или плох. Своей задачей Булгаков поставил показать в романе не только реальность Иисуса, но и реальность его оппонента – дьявола. А более глубокая мораль здесь, по-моему, такова: сколько веревочке ни виться, концу - быть, то есть каждый неизбежно получит по заслугам.

11Свою главную книгу, называвшуюся первоначально “Черный маг” или “Копыто инженера”, М. А. Булгаков задумал зимой 1929/30 года. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал “Мастера и Маргариту” в общей сложности более 10 лет. О романе М. А. Булгакова исследователями разных стран написано очень много. Среди трактовавших книгу критиков есть и такие, кто склонен прочитывать ее как зашифрованный политический трактат: в фигуре Воланда пытались угадать Сталина и даже его свиту расписывали согласно конкретным политическим ролям. Трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа.

Иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявола, любование мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия. При этом они досадовали на атеизм автора, его нетвердость в догматах православия, позволившую ему сочинить сомнительное “Евангелие от Воланда”. Другие же, вполне атеистически настроенные, наоборот, упрекали писателя в “черной романтике” поражения, капитуляции перед миром зла.

В самом деле, М. А. Булгаков называл себя “мистическим писателем”, но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. Воланд и его свита совершали в романе небезобидные и часто мстительные чудеса, наподобие злых волшебников в доброй сказке. Одной из главных мишеней Воланда становится самодовольство рассудка, в особенности его атеистичность, сметающая с пути заодно с верой в бога всю область загадочного и таинственного. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шутки и перелеты Азазелло, Коровьева и кота, любуясь мрачным могуществом Воланда, автор посмеивается над непоколебимой уверенностью, что все формы жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить — стоит только захотеть. М. А. Булгаков сомневается в возможности штурмом обеспечить равномерный и однонаправленный прогресс. Его мистика обнажает трещину в рационализме. Он осмеивает самодовольную кичливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, можно создать точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Здравомыслящие литературные сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в. бога, не верят даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество Случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером на заседании МАССОЛИТа, всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая. Так и Понтий Пилат в “евангельских” главах романа кажется себе и людям человеком могущественным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора не меньше, чем собеседников Воланда странные речи иностранца на скамейке у Патриарших прудов. Самодовольство римского наместника, его земное право распоряжаться жизнью и смертью других людей впервые поставлено под сомнение. Пилат решает судьбу Иешуа. Но по существу, Иешуа — свободен, а он, Пилат, отныне пленник, заложник собственной совести. И этот двухтысячелетний плен — наказание временному и мнимому могуществу.

История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика-дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать все: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа Мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями, но именно оттого трехмерная по объему. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.

Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей. И если его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в командировку от небесной канцелярии. А полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру. К услугам такого Воланда легче прибегнуть и отчаявшейся Маргарите. “Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, — делится она с Мастером, — они ищут спасения у потусторонней силы”. Булгаковская ситуация в зеркально перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.

Мысль о преображении, перевоплощении всегда волновала Булгакова. На низшей ступени — это преображение внешнее. Но способность к смене облика на другом этапе замысла перерастает в идею внутреннего преображения. В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное имя. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он, в бесплодной погоне за воландовской шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье является он в ресторан МАССОЛИТа, изображенный подобием вавилонского вертепа — с буйством плоти, игрой тщеславия и яростным весельем. В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки — грех перед истиной и поэзии. Потеряв рассудок, Иван как бы обретает его, прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления — отказ от претензии на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто за одно с фамилией изменилось и все его духовное существо.

Перевоплощение отметит и фигуру Мастера, и Маргариты. У М. А. Булгакова она уже совсем явно склонна к перевоплощению, миграции души. Есть в ней отсвет Маргариты Наваррской — московской прапрапраправнучкой королевы Марго называет ее Коровьев. Но ведь Маргарите суждено еще обернуться ведьмой и, совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться на балу у сатаны.

Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу Мастера: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Учитель Левия Матвея не хочет взять Мастера “к себе, в свет”, и это место романа не зря стало местом преткновения для критики, потому что, по-видимому, именно в нем заключено собственно авторское отношение к вере и к идее бессмертия.

Выбирая для Мастера его посмертную судьбу, М. А. Булгаков тем самым выбирал судьбу себе. О бессмертии, как о долговечной сохранности души в творении искусства, как о перенесении себя в чью-то душу с возможностью стать ее частицей, размышлял М. А. Булгаков, сочиняя свою главную книгу. Его волновала и судьба наследования идей преданным Левием Матвеем или прозревшим Иваном Бездомным. Научный сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев как ученик, увы, не более даровит, чем нерасстающийся с козьим пергаментом Левий Матвей. Но теперь он полон вопросов к себе и миру, готов удивляться и узнавать. “Вы о нем... продолжение напишите”, — говорит, прощаясь с Иваном, Мастер. Не надо ждать от него духовного подвига, продолжения великого творения. Он сохраняет доброе здравомыслие — и только. И лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами: казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что казни не было...

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта