Сочинение мелодии на заданный текст
Скачать 78.44 Kb.
|
Упражнение «Палитра» · Активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки. · На доске вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой на подставке раскладываются карточки самых разных цветов и оттенков (не менее трех каждого вида). · В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к «палитре» и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. Важно участие каждого ребенка. · В заключение дети прослушивают произведение еще раз, вглядываясь в свое «полотно». 8.ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕНАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр (применительно для внеклассной работы по музыке). «Свободное представление друг другу» Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на своей половине клавиатуры играет что хочет. Наибольший эффект достигается, если играющие — дети с затруднениями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений. «Формирование общей ладовой основы» Каждый из двух участников игры играет только одноголосную мелодию на белых клавишах. Оба партнера начинают и заканчивают одним и тем же звуком, например, если заканчивают на ноте «ре», то формируются представления о дорийском ладе. «Концентрация вниманияна высказывании партнера» Кроме коммуникативных умений, развивается память, музыкальный слух. Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер. «Начало творческого процесса» Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе этого «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически. «Считалка» В этой игре процесс интеллектуального развития проявляется через возможность управлять временными алгоритмами. Развивается чувство ритма, через работу фантазии проявляются личностные качества ребенка. Рекомендуется использовать при изучении темы «Ритм», при изучении сильной и слабой доли.
Детям предлагается сочинить считалку и отбивать руками размер. «Времена года в цвете и звуке» Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, — при этом можно аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. д.). 9.ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ «Пойми образ» Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого (в данном случае используются стихи А. С. Пушкина). Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. По окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему музыкальному произведению. «Передай литературный образ» 1. На доске написаны два стихотворения А. С. Пушкина: «Буря мглою небо кроет...» и «Унылая пора, очей очарованье...». 2. Учащимся предлагается прочитать самостоятельно каждое из стихотворений, прочувствовать их эмоционально-образный строй и, сделав выбор по собственному усмотрению, передать этот образ в рисунке. 3. По окончании работы с изображением в цвете литературного произведения предлагается по желанию сымпровизировать свой рисунок на фортепиано, передавая свои ощущения, чувства, полученные от прочтения пушкинского стиха, в музыке. 4. Под звуковую импровизацию учитель читает исходное стихотворение и иллюстрирует его рисунком, чтобы показать образное слияние уже трех видов искусства. 5. Предлагаем следующие фрагменты стихотворений А. С. Пушкина. Цветок (Фрагмент) Цветок засохший, бездуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной душа наполнилась моя. Где цвёл? Когда? Какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, чужой, знакомой ли рукой? Зимняя дорога (Фрагмент) Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печальный свет она. Ни огня, ни чёрной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... Мороз и солнце (Фрагмент) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? 7. Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождём. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. «Куда плывут ночные облака» Для выполнения упражнения учащиеся слушают отрывки с описанием облаков разных авторов. «Кто из вас не любовался облаками, плывущими на небе? Кто не завидовал свободе их странствия в ифире, когда, подгоняемые ветрами и озаренные солнцем, они плавно движутся, как вереницы темных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись на легкие отряды, быстро скользит вперед, то стройные и проворные, как перелетные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небеснойсокровищницы, то ослепительно белые, как хлопья снега, уносимые на крыльях ветра?». (А. Куприн) Облака ползли медленно, то сливаясь, то обго-няя друг друга и мешая свои цвета, формы, поглощаясами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые... Что-то роковое было в этомдвижении бездушных масс. Казалось, что там, на краюморя, их бесконечно много и они всегда будут так рав-нодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над соннымморем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд». (М. Горький) «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, снежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающейих глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее к небосклонуони сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать, но сами они так лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется весь день и кругом одинаков. К вечеру эти облака исчезают, последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо; алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда». (И. Тургенев)
Школьникам предлагается прослушать литературные отрывки, ноктюрн Клода Дебюсси «Облака» и ответить на вопросы. 1. Какое настроение передал композитор? 2. Какие образы - картины возникли в воображении во время слушания? 3. Какое из прочитанных литературных описаний наиболее подходит, наиболее созвучно по чувствам ноктюрну К. Дебюсси? 4. Представьте себе, что вы рассказываете о пьесе К. Дебюсси «Облака» другу, который ее не слышал. Вызовите у него желание ее послушать. 5. Теперь попробуйте рассказать об этой музыке, одновременно слушая ее. Постарайтесь передать в голосе изменения настроения пьесы. Выберите нужный темп (скорость), громкость и интонацию. Если возникает желание, используйте выразительные жесты. 10. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ Здесь собраны задания, творческие упражнения для детей среднего и старшего школьного возраста. Это материалы для самостоятельного осмысления и выполнения учащимися, так как изложены в виде алгоритмов, карточек, моделей творческой работы. Точные, логичные, несложные для восприятия формулировки помогают учителю и ученику добиться высоких результатов. Задания рассчитаны на развитие не только творческих способностей, но также логического мышления. Они носят более высокий уровень сложности, но являются продолжением целенаправленного, последовательного процесса развития творческих способностей всех видов художественного творчества. Однако для выполнения предлагаются менее распространенные формы деятельности, такие как построение видеомы, сочинение верлибра или создание модели музыкального образа. Все задания также даны в порядке усложнения и при правильном применении дают гарантированную результативность. Задания, изложенные в форме алгоритмов, могут использоваться для самостоятельной деятельности учащихся. Причем школьники могут брать на себя организаторские роли и самостоятельно формировать себе творческие группы для выполнения задания по алгоритму. Алгоритм руководителю гриппы художников-декораторов 1. Внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение. 2. Распределить группу художников-декораторов на подгруппы. 3. Помочь подгруппам выбрать тему рисунка. 4. Помочь продемонстрировать работу, комментируя выбор цветовой гаммы. Алгоритмхореографу-постановщику 1. Внимательно прослушать музыкальное произведение. 2. Показать и разучить с группой несколько движений для совместного исполнения. 3. Разделить хореографическую группу на подгруппы. 4. Установить очередность выхода каждой из подгрупп на сольную импровизацию под музыку. 5. Выбрать элементы костюма. 6. Уметь объяснить характер движений. Алгоритм дирижеру 1. Внимательно прослушать музыкальное произведение. 2. Найти сильную долю, определить размер. 3. Помочь группе оркестрантов выбрать музыкальные инструменты. 4. Объяснить выбор музыкальных инструментов. 5. Грамотно показывать начало музыки для успешного выступления группы оркестрантов. 6. Помочь группе оркестрантов в выборе ритмического рисунка. Алгоритм художественному руководителювокальной группы 1. Внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение в записи. 2. Разбить членов вокальной группы на подгруппы по количеству куплетов изучаемого вокального произведения. 3. Раздать всем исполнителям текст изучаемой песни. 4. Точно распределить текст песни между подгруппами. 5. Выбрать элементы костюмов (если предполагается театрализация) 6. Помочь группе вокалистов включиться в предложенную роль. 7. Уметь объяснить выразительность исполнения. 11.Задания информативного характера, направленные на репродуктивное воспроизведение материала • Пересказ прочитанного текста. • Пересказ рассказанного учителем или другим учеником на уроке. • "Летучки” на термины всем классом или по вариантам. • Составление плана прочитанного текста в виде перечисления. • Составление плана рассказа учителя (другого ученика) в виде перечисления. • "Угадайки” памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: - эпоха, стиль, автор, название, канон (иконографический), сюжет (мифологический). Все это вместе или частично. • Разбиение кинофрагмента на кадры. • Тесты на знание терминов, периодов, имен, названий. • Составление и решение кроссвордов. • Текст с ошибками. • Определение характера тем в музыкальном произведении (быстро, медленно, громко, тихо, весело, печально и т. д.). 12.Задания, имеющие некоторую творческую направленность • Выделение главного в прочитанном тексте. • Выделение главного в рассказе учителя или другого ученика. • Составление плана прочитанного текста в виде иерархии. • Составление плана рассказа учителя (другого ученика) в виде иерархии. • Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кино). • Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?). • Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных. • Попытка интерпретации символики натюрморта. • Анализ воздействия на зрителя цвета в картине. • Анализ воздействия на зрителя линий в картине. • Анализ воздействия на зрителя формата картины. • Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины. • Анализ воздействия на зрителя композиции статуи. • Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?). • Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм и темп, мелодия, гармония, тембр). • Определение стиля произведения. • Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском возрождении?). 13.Задания творческого характера • Какое впечатление на вас произвело это произведение (подобрать точные слова)? • Какими средствами художник добивается этого впечатления? • Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура + одежда + мебель + живопись + скульптура + музыка. Все или по частям. • Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении? • Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению? • Проектирование зданий: школы, дома, дачи в определенных стилях или в совокупностей стилей. • Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западно-европейской картине (Богоматерь, распятие и т. д.). • Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных. • Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки и т. д.) разных эпох. • Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю. • Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды. • Психологический портрет человека по произведению: портрету, натюрморту, пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению. Портрет героя и портрет автора. • Описание примет времени по произведению. • Описание ситуации по произведению (живопись, графика, скульптура). • Описание преддействия и последействия в произведении. • Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?). • Попытки ответить на нерешенные наукой вопросы. "Расшифровать Фестский диск”, "Вопрос о плоском изображении человеческой фигуры у египтян” и т. д. • Организация активного диалога в классе. "Чем икона лучше картины? и Чем картина лучше иконы?” • Представление об идеале в искусстве: идеальный дом, идеальный фильм, идеальная картина, идеальная музыка. • "Пропускание” произведения искусства через себя. "В Средние века храм часто сравнивали с человеком. Почем В 2 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» — ученики сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо. Вот сказка, написанная учеником 2 класса Смоляковым Евгением: Подарили Серёже новый красивый самокат. И решил Серёжа прокатиться на нем по родному краю. Рефрен Едет-едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку. |