Сочинение мелодии на заданный текст
Скачать 78.44 Kb.
|
Эпизод Вдруг увидел Серёжа на берегу озера косулю со своим маленьким детёнышем. Остановился Серёжа, очарованный этим зрелищем. А звери напились водицы и побежали в лес. Рефрен Едет-едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку. Эпизод Вдруг у края дороги увидел Серёжа маленького птенчика, который наверное выпал из гнезда. Серёжа бережно поднял птенчика, залез на дерево и посадил птенца в гнездо. А сам поехал дальше. Рефрен Едет-едет самокат, блестит новенький руль, бегут легко тугие колёса. Едет Серёжа на самокате и поёт весёлую песенку. «Симфонический оркестр» Предлагаю ребятам вообразить себя настоящими музыкантами и импровизировать исполнение оркестром любого симфонического произведения. В 3 классе я использую произведения В. А.Моцарта «Рондо в турецком стиле» (оркестровый вариант) можно взять фрагмент симфонии № 40 В. А.Моцарта. Примеры творческих приемов: Сказка о темпах в музыке. Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучания музыки. Желающих участвовать было очень много, но выбрали всего пять самых достойных участников. Это были музыкальные темпы. Первый темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали Очень Быстрый (presto-очень скоро). Второй темп готовился очень мало и прибежал к финишу четвертым. Его прозвали Медленный (lento - медленно). Третий темп долго тренировался и прибежал вторым Быстрый (allegro-скоро). Четвертый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый его прозвали Умеренный (moderato-умеренно). А пятый темп вообще не готовился и пришел к финишу последним. За это его назвали Очень Медленный (adagio-очень медленно). Вот, откуда произошли названия музыкальных темпов. Загадки В классе мы билет купили, и вчера в театр ходили. Мы во все глаза глядели, весь спектакль артисты пели. Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал. Мы в ладоши хлопали Все мы любим (оперу) Оркестр молчит, а домбра звучит, одной домбре только слово! Оркестр молчит, а домбра звучит, ведь домбра играет (соло) Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер, лад, в котором мы играли называется (мажор) Если в нашей пьесе тучи, Дождик льет во весь опор, это лад печальный, грустный, называется (минор) Ярко зал весь засверкал, приглашает всех на бал. Попрошу ответить вас Что за танец этот (вальс) Динамические оттенки Задание: 1 .Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них красивее и почему? 2.3апомните: динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно. f - - форте-громко. mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко р — планто — тихо sf - - сфорцандо — внезапно громко Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки соответствующие этому цвету. Жил-был кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот. Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил, Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон, вот такой Будто затеял с мышами он бой. f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут mf воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись. А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что: Мыши р вышли из норки, F хрустя, съели хлебные корки, Потом mf смеясь над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, sf чихнул, К стене повернулся, и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, До вечера над ним потешались. Вот и вся сказка. На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы и решают их. Например: 1. Из первых букв названия каждого предмета составь слова. 2. Впиши их в пустые клеточки — вот названия музыкальных знаков и найдены. Большое значение придаю и развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок - музыкальная викторина, урок — защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей. Ролевая игра «Художники — декораторы». Вначальных классахэто задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту. Ролевая игра «Я — сочинитель» (задачи на знание выразительных средств музыки). Учащимся предлагается составить ритмический рисунок в размере 4/4, состоящий из 3—4 тактов. Затем сочинить текст к этому ритмическому рисунку. Далее предлагается сочиненный текст представить как первую часть трехчастной формы, а вторую и третью части выразить в цвете при условии, что вторая часть — контрастная, а третья часть — дублирует характер первой части. «Экспрессивное выражение эмоционального состояния» Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом. Можно ввести в содержание уроков навык дирижерского жеста учащимися и посмотреть, насколько чутко реагирует класс на характер дирижерского жеста. «Ассоциативная сеть» . Однако в связи с недостаточным опытом общения с классической музыкой в повседневной жизни данный прием требует достаточно качественных знаний и обширного объема информации о творчестве композиторов, об особенностях музыкального языка. Я предлагаю для этого, начиная с пятого класса, когда основные понятия уже сформированы, разбирать прослушанное произведение, исходя из плана. «Пропущенное слово». Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей. «Найди ненужное слово». Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления. «Ассоциативные гроздья» Учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий. Заключение Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации. Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Еще П. Ф. Каптерев говорил, что «.. .эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду неприязненные отношения». |