Сочинение по литературе. Важные вопросы Как задания, предполагающие анализ эпизодов, закрепляют и развивают читательские умения
Скачать 0.5 Mb.
|
1 Задания, развивающие читательскую грамотность. «Развитие читательских умений: осмысление, оценка содержания и формы текста и использование информации художественного текста на уроках литературы и во внеурочной деятельности». Важные аспекты: 1. Создание самостоятельного письменного или устного высказывания, повторяющего алгоритм читательских действий. 2. Развитие читательских умений при выполнении заданий в измененной ситуации (сопоставительный анализ и сочинение по литературе). Важные вопросы: 1. Как задания, предполагающие анализ эпизодов, закрепляют и развивают читательские умения? 2. В чем заключается главная трудность сопоставительного анализа и как она решается благодаря читательским умениям? 3. Как использовать читательские умения в работе над сочинением по литературе? 4. Как развивается читательское умение актуализировать прочитанное? 1. Создание самостоятельного письменного или устного высказывания, повторяющего алгоритм читательских действий. Закрепление и развитие читательских умений осмысливать и оценивать содержание текста на уроках литературы и во время дополнительных занятий по подготовке к ГИА-11 по литературе, а также самостоятельная работа по выполнению домашних заданий и проектная деятельность осуществляется в процессе анализа эпизодов эпических, драматических и лирических произведений. Умение интерпретировать фрагмент художественного произведения проверяется заданием ГИА-11 по литературе, в котором требуется развернутый аргументированный ответ в 2 заданном направлении анализа. Для решения данной практической задачи обучающиеся применяют привычный алгоритм работы, двигаясь от частного к общему: находят и извлекают явно заданную информацию фрагмента, находят ключевые слова, делят текст на смысловые части, соотносят вопрос задания с ключевыми словами текста и, установив связи между частями анализируемого фрагмента, выходят на уровень обобщения и осмысления. Ответом на вопрос такого задания является тезис, который обязательно подтверждается аргументами из фрагмента. Задания формата «анализ эпизода» лучше подбирать по силам обучающихся, тогда они станут закрепляющими и развивающими читательские умения. Разберем примеры возможных заданий для самостоятельной работы на уроках. Пример 1. Анализ фрагмента эпического произведения. Задание 1. Почему в эпизоде «Базаров и Фенечка в беседке» (глава XXIII) Базарову стало стыдно за свое поведение? Данное задание предназначено для самостоятельной работы, но является обучающим и развивающим, поэтому обязательны подсказки учителя. Для анализа предложенного эпизода важно напомнить обучающимся о том, что не дает покоя Базарову и с какой целью герой уезжает из родного дома в Марьино, где Павел Петрович его явно ненавидит. Очевидна связь с главой XXI: Базаров под стогом сена говорит Аркадию, что настоящий человек тот, которому все подчиняются или которого ненавидят. Именно таким сверхчеловеком Базаров ощущал себя до встречи с Одинцовой, в Марьино он едет, чтобы вернуться в прежнее состояние уверенности в себе, подавив чувство любви к Анне Сергеевне. Главный ключ к пониманию эпизода – ответ на вопрос, с какой целью Базаров целует Фенечку. Наводящие вопросы учителя помогут подобрать аргументы из текста: 1) Как Базаров заигрывает с Фенечкой? Что ей говорит? 2) Как повела себя Фенечка? Сильно ли сопротивлялась? 3) Что сказала Фенечка и как ее слова подействовали на Базарова? Верные элементы ответа: 3 1. Тезис-ответ. Для героя как ученого-естествоиспытателя практика – критерий истины: Базаров ставит над собой эксперимент, чтобы после привычных ухаживаний за хорошенькой женщиной проверить, что он испытывает по отношению к Одинцовой. 2. Аргументы. 1) Базаров сетует, что тяжко ему быть бобылем и призывает пожалеть, делает комплименты насчет мило двигающегося носика во время чтения, сравнивает речь Фенечки с ручейком, просит плату за лечение, но не деньгами, а красивой розой и вдруг неожиданно целует молодую женщину. 2) Фенечка не сразу отстраняется: Базаров имеет над нею власть, но ее слова «Грешно вам, Евгений Васильевич» звучат упреком, потому что Базаров не имел никаких серьезных намерений и сделал это, не считаясь с чувствами и положением Фенечки, Николая Петровича, который его радушно принял в своем доме. В заключительной части ответа обучающимся обязательно следует объяснить, какова роль данного эпизода в контексте всего произведения: Базарову впервые стало стыдно оттого, что он волочился за женщиной, не испытывая к ней чувств. Раньше для Базарова такое поведение было нормой, а после встречи с Одинцовой герой изменился. В эпизоде проявляется внутренний конфликт: герой, утверждавший принцип полезности и прагматизм, не может отрицать чувство стыда и совести. Эксперимент с Фенечкой заставил Базарова убедиться в бессилии разума подавить сильное чувство, которое пробудила в нем Анна Сергеевна. Пример 2. Анализ драматического произведения. Задание 2. Как раскрываются характеры Молчалина и Лизы в диалоге (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», действие II, явление 12)? В качестве подсказки учитель предлагает обучающимся серию вопросов: 1) Чем манера Молчалина говорить с Лизой отличается от его поведения с Софьей и Фамусовым? 2) Какую оценку поведению Молчалина дает Лиза? 3) Что ценит в горничной Молчалин и какова, возможно, цель его ухаживаний? 4 4) Что предлагает Молчалин Лизе за свидание? 5) Что он говорит об отношениях с Софьей? 6) Как данная сцена связана с предыдущей? Почему Молчалин не оценил порыва Софьи? Элементы верного ответа предполагают обязательный анализ поведения героя и примеры из текста. 1. Тезис. Молчалин самоуверен и циничен. 2. Аргументы. Он ни к кому не испытывает никаких искренних чувств. Но с Лизой он честен: он признается, что волочится за барышней «по должности». А Лизу герой называет живым и веселым созданием и ухаживает за ней, как метко подмечает сама горничная Софьи, «от скуки», чтоб только время провести, оттого и сулит девушке красивые безделушки. 3. Тезис. Лиза, несмотря на то, что крепостная, обладает и здравым смыслом, и чувством достоинства. 4. Аргументы. Героиня не соблазняется обещанными подарками, потому что реально оценивает Молчалина, понимает его ничтожество и способна на искреннее чувство к буфетчику Петруше. Важен выход на уровень обобщения и связи с предыдущими сценами: не случайно Лиза в ответ на восторженные рассказы Софьи о Молчалине хохочет и оправдывается тем, что вспомнила историю «в три дни» поседевшей тетушки. Молчалин не оценил беспокойства Софьи о себе, ему важнее должность у Фамусова, а в самоотверженную любовь он не верит («злые языки страшнее пистолета»). Пример 3. Анализ лирического произведения. Задание 3. Как меняется настроение лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник»? Вопрос задания формата ГИА-11 по литературе не предполагает полного анализа лирического произведения, а предусматривает лишь его элементы, необходимые для ответа в заданном направлении. Для успешного выполнения задания данного формата обучающиеся применяют все читательские умения. 5 Во-первых, важно обратиться к истории создания произведения: можно создать составной текст, то есть к тексту стихотворения приложить небольшие справки из истории создания произведения и напомнить обучающимся о литературном направлении «романтизм», к которому принято относить лирические произведения поэта. Справка 1. В феврале 1837 годаМ.Ю. Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». По словам родственника Лермонтова А.П. Шан-Гирея, поэт «велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал» несколько произведений. Одно из стихотворений под названием «Узник» начинается строчкой «Отворите мне темницу…». Справка 2. Романтизм – направление в литературе, для которого характерно трагическое двоемирие художественного пространства. Романтический герой, сильная, свободолюбивая и гордая личность, отрицает пошлую действительность и создает идеал, к которому стремится, но мечта разбивается о действительность, мир остается прежним, поэтому финал романтического произведения всегда трагичен. Для организации работы по извлечению явно заданной информации, важной для ответа на вопрос задания, учитель предлагает определить сюжет и композицию стихотворения, определить микротему каждой строфы, определить, к какой тематической группе лирики можно отнести произведение М.Ю. Лермонтова. Вопросы к тексту помогут обучающимся подобрать аргументы: 1) Каким настроением проникнута первая строфа? Чего жаждет лирический герой? Какое символическое значение приобретают образы коня, степи и черноокой девицы? С чем ассоциируются эти образы? 2) Как вторая строфа соотносится с первой? Какой композиционный прием использует поэт? 3) Какое чувство испытывает герой в темнице? Какова реальность? 4) Какое значение приобретает образ лампады? Обратите внимание на яркий эпитет, используемый в создании этого образа. 6 Элементы верного ответа: 1) В стихотворении прослеживаются характерные черты романтизма: мечта героя о воле и радостях жизни разбивается о тюремные стены реальности. 2) Герой-бунтарь жаждет свободы, он мечтает о светлом дне, о жизни, полной радости и впечатлений. Свобода ассоциируется с вольной степью для героя- удальца, который молод, любим и наслаждается жизнью во всем ее многообразии. Но мечта недостижима, она разбивается о жестокую реальность: стены темницы высоки, а замки крепки, желанная свобода недостижима: девица в высоком тереме и далеко, а конь в степи. Через образ умирающего огня лампады переданы чувства героя, постепенно утрачивающего надежду на свободу. Применение читательских умений в так называемой прямой ситуации, то есть при выполнении заданий, аналогичных работе на уроках литературы, является основой для формирования главных умений – использования изученных текстов для решения практических задач: сопоставительного анализа и сочинения. 2. Развитие читательских умений при выполнении заданий в измененной ситуации (сопоставительный анализ и сочинение по литературе). Развитие читательских умений осуществляется на уровне умения использовать фактологическую и концептуальную информацию разных произведений, для установления связи между ними в процессе сопоставительного анализа и при написании сочинения по проблемному вопросу. Сопоставительный анализ и сочинение требуют от обучающихся движения от общего к частному. Сопоставительный анализ предполагает поиск произведения, содержащего тему или идею, близкую к исходному. Необходимо сначала на основе концептуальной, а не фактологической информации найти обоснование для сравнения, признак сходства или различия на уровне авторских позиций произведений, после чего необходима конкретика: фактологическая информация – сопоставимые в заданном направлении анализа эпизоды. Чтобы найти обоснование, следует отталкиваться от авторской позиции исходного произведения. Без выявления обоснования невозможно подобрать эпизоды. Обычно типичной в ответах ГИА-11 по 7 литературе на задания данного формата является подмена сопоставления на уровне содержания сравнением фактологической информации, в таком случае экзаменуемые либо сравнивают сюжеты, либо вовсе обходятся общими рассуждениями, а собственно сопоставление отсутствует. Рассмотрим пример 4. Задание 4. Исходный текстом является произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Княжна Мери». Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором герой отвергает любовь. В чем схоже (или чем различается) изображение объяснения героя в этом произведении и в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова? В обучающей работе на уроке можно предложить подсказку: сравнить отповедь Онегина Татьяне после ее письма с признанием и объяснение Печорина с княжной Мери после дуэли. Допустимы вопросы и варианты-подсказки: 1) Что общего и чем различаются в своем поведении Печорин и Онегин? 2) Какие чувства подавляют в душе Онегин и Печорин? 3) В чем благородство и эгоизм Онегина? 4) В чем безнравственность Печорина по отношению к княжне Мери? Подсказки: Печорин и Онегин подавляют разумом чувства. Только Онегин поборол в душе родившееся чувство любви к Татьяне (узнал в ней прежний идеал, любит «любовью брата, и, может быть, ещё нежней»), а Печорин, нарочно влюбив в себя княжну Мери ради призрачного счастья насыщенной гордости, в сцене объяснения испытывает чувство сострадания и угрызения совести, поэтому «еще минута» – и герой бы оказался на коленях и просил бы руки княжны. Печорин и Онегин честны в своих признаниях, хотя и жестоки. Но Онегин поступил благородно, он не воспользовался неопытностью Татьяны, но не понял, что героиня полюбила раз и навсегда. А Печорин только в глазах общества выглядит благородно: стреляется с Грушницким. Однако из-за свидания с Верой и любопытства (заглянул в окно Мери) дал повод для разговоров и подверг сомнениям 8 репутацию Мери. Онегин невольно стал причиной страданий Татьяны, а Печорин это сделал сознательно. Работа с сочинением также требует движения от авторской позиции к конкретизации, анализу эпизодов, которые являются аргументами к оценочным суждениям (тезисам). Читательское умение связывать части произведения, понимать логику композиции, системы образов помогут выстроить и само сочинение. Лучшим инструментом обучения сочинению по литературе является составление плана, чего больше всего не любят делать обучающиеся. Составление плана важно из-за особых условий ГИА-11 по литературе. Объемы и формат задний создают дефицит времени, поэтому на экзамене невозможно написать пять сочинений: четыре развернутых ответа ограниченного объема (не менее 50 слов) и одно сочинение (не менее 250 слов), работая с черновиком. Но черновик сочинения вполне может заменить план. Обучающие сочинения, особенно в девятом классе, можно писать с планами- подсказками учителя, чтобы выработать навык обратного алгоритма читательских действий (от общего к частному). Допустим как вариант пример 5. Задание 5. Напишите сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема: «Счастье было так возможно…»? (В чем трагедия Онегина и Татьяны?) План. I. Вступление. Роман «Евгений Онегин» – лучшее и самое дорогое творение А.С. Пушкина. В этой книге выражены все сокровенные мысли и чувства поэта. Это реалистическое произведение о современнике, о взаимной любви. Но почему главные герои Онегин и Татьяна не обрели счастья? II. Основная часть. 1. Что общего у Онегина и Татьяны? 1) Онегин не удовлетворен праздной жизнью большого света; верит в иную жизнь (примеры-цитаты). 2) Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой» (примеры из текста). 9 3) Потребность героев в искренних чувствах, любовь – родство душ (примеры из текста: отношение Онегина к Ленскому, к Татьяне; отношение героев к поместному и столичному дворянству). 4) Почему друг друга «выбрали»? Дать конкретные эпизоды: почему Татьяна полюбила Онегина? Как Онегин отметил Татьяну после первой встречи? 2. Чем отличаются Онегин и Татьяна? Идеалы героев и отношение к жизни: – вера Татьяны в добро, идеалы и книги; мечта о любви как о духовном единстве, мучительное одиночество (примеры); – «преждевременная старость души» Онегина и его кумиры (примеры). 3. Композиционный прием симметрии или параллелизма (признания в любви в письмах героев). 1) Почему Татьяна пишет Онегину письмо, с чем обращается к Евгению? 2) Как Онегин принял письмо Татьяны? 3) Почему Татьяна и ждет Онегина, и боится объяснения с ним? 4) Почему Онегин отказался от любви? (эгоизм и стремление к душевному покою, примеры из обоих писем). 5) Чего не понял Онегин в письме Татьяны? 4. Что разлучило героев навсегда? 1) Почему Онегин причинил страдания Татьяне? Дать конкретные примеры. 2) Что изменило Онегина? Почему смог полюбить и как изменился? 3) Сразу ли Татьяна отреклась от мечты о счастье любви? 4) В чем проявляется эгоизм уже полюбившего Онегина? Как любит Онегин? 5) Почему Татьяна отказалась от любви? Чем потрясен Евгений? В чем нравственная сила героини? III. Заключение. 1) Кто виноват, что не сбылась заветная мечта о любви? 2) Что помешало героям? Важным этапом работы является актуализация проблематики изученного произведения. Необходимо акцентировать внимание обучающихся на том, чем 10 злободневны авторские идеи в изучаемых произведениях художественной литературы и с какими событиями современности можно соотнести исторический контекст произведения литературы. Оценка достоверности информации важна и в смысле объективности авторской позиции, и на уровне объективности оценочных суждений литературных критиков. Следует приучать обучающихся с большой осторожностью читать критические статьи и сверять их аргументацию с исходным текстом. Выводы: 1) Задания формата анализ эпизода предусматривают активное применение всех читательских умений, но относительная простота работы заключается в использовании привычного опыта работы на уроках литературы. 2) Задания на сопоставительный анализ и сочинения по литературе требуют применения читательских умений в измененной ситуации: происходит движение от концептуальной информации к фактологической. 3) Развитие читательских умений – весьма сложная задача, потому не стоит бояться делать обучающимся подсказки, так как они тоже вырабатывают определенные навыки и алгоритмы, например, такой важный навык, как написание сочинения по заранее составленному плану. 4) Развитие навыка актуализации концептуальной информации в художественном произведении и оценка достоверности информации формирует главные личностные и деловые качества – умение самостоятельно мыслить. |