Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение

  • Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения

  • Заключение

  • Глава 1.Общая характеристика Философии Возрождения § 1 Основные понятия Ренессанса

  • Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения § 1 Известнейшие деятели Ренессанса

  • Список использованной литературы

  • реферат по философии Лапин В.В.. философия. Социальная философия эпохи Возрождения


    Скачать 50.83 Kb.
    НазваниеСоциальная философия эпохи Возрождения
    Анкорреферат по философии Лапин В.В
    Дата16.03.2023
    Размер50.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипРеферат
    #993889

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»

    Факультет факультет охотоведения им. В.Н. Скалона


    Кафедра философии, социологии и истории


    РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия»

    Тема: Социальная философия эпохи Возрождения

    Выполнил:

    Студент Лапин Владислав Вячеславович 2 курса

    Уровень бакалавриата/магистратуры

    Очной/заочной формы обучения

    Направление подготовки 35.03.08 Водные биоресурс и аквакультура

    Проверил: доцент кафедры философии, социологии и истории,

    к. филос. н. Альшевская Л.В.


    Молодежный 2023 г.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Общая характеристика Философии Возрождения……………….4

    § 1 Основные понятия Ренессанса………………………………………………..4

    § 2 Проблема личности………………………………………………………….5

    § 3 Пантеизм и алхимия…………………………………………………………...6

    § 4 Основные направления………………………………………………………..7

    Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения…………………….8

    § 1 Известнейшие деятели Ренессанса…………………………………………...8

    § 2 Учёное незнание Николая Кузанского……………………………………….9

    § 3 Франческа Петрарка - первый гуманист эпохи Возрождения…………….11

    §4 Пико дела Мирандола между платонизмом,аристотелизмом,Каббалой и религией…………………………………………………………………………….12

    § 5 Идеи Николо Макиавелли…………………………………………………...13

    § 6 «Утопия» Томаса Мора…………………………............................................14

    § 7 Теория Николая Коперника…………………………………………………15

    Заключение……………………………………………………………………...17

    Список использованной литературы…………………………………………...18

    Введение

    «Возрождение» является термином, который, в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса -- антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту, был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит её важная роль, она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что мы должны установить в качестве существенного момента - это то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».

    Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Меня очень привлекла эта, потому что, в ней я увидел возвращение к истокам, к корням, на мой взгляд сейчас многое осматривается назад и ищет там ответы. Я хотел бы побольше узнать об этой эпохи и выбрал эту тему.

    Глава 1.Общая характеристика Философии Возрождения

    § 1 Основные понятия Ренессанса

    Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

    В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

    В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

    С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

    В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

    В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

    § 2 Проблема личности

    Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает нравственных потенций человека. Это -- как бы взгляд на него со стороны, извне.

    Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями. Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная сторона" нет ничего ненаучного, -- писал А. Ф. Лосев, -- всякая вещь на свете имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.

    Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии предельных выражений.

    Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся деятелей Ренессанса.

    «Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемика пересыпана оскорблениями и обвинениями, -- передает бытовой настрой эпохи А. Ф. Лосев. -- ...причины их столкновений обычно ничтожны -- это взаимные ущемления тщеславия».

    Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее -- это нулевая граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».

    § 3 Пантеизм и алхимия

    Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения. (В переводе с греческого это слово означает «всебожие».) Христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой. Последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в античности.

    В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В значительной степени она становится «натурфилософией», которая представляет собой умозрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.

    Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод -- изучать природу в соответствии с ее собственными принципами существования. Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественное начало исключается из природы и из сферы философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть. Так, в частности, причину движения нужно искать в самой природе. Небесные тела находятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылает огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы этого времени видели в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи между веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у них соответствовал духу, сера -- душе, а соль -- телу. Чтобы управлять силами природы, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт.

    § 4 Основные направления

    Гелиоцентризм - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

    В этой системе Земля предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей оси за одни звёздные сутки. Следствием второго движения является видимое вращение небесной сферы, первого -- перемещение Солнца среди звёзд по эклиптике. Солнце считается неподвижным относительно звёзд.

    Герметизм - религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности -- Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.

    Согласно традиции, герметизм -- это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

    Гуманизм - (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

    Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

    Неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии III-VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

    к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

    к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

    к мистически-интуитивному познанию высшего;

    к освобождению души человека от материйной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

    Таким образом неоплатонизм - учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

    Секуляризм - концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.

    Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских мыслителей (Ибн Рушд), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Джефферсон и др.)

    Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения

    § 1 Известнейшие деятели Ренессанса

    Главная особенность философии Ренессанса -- антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие.

    Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).

    Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, -- «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы и другие.

    Основным представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского, Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора, Николая Коперника и многих других.

    § 2 Учёное незнание Николая Кузанского

    Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401-1464) - это выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической церкви Николай Кузанский -- родоначальник ренессансного платонизма.

    Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 - 1440), «О предложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445).

    В своей философии он отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Особое внимание уделял проблемам астрономии, космографии, математики, проявлял интерес к античной философии, обращался к диа­логической форме изложения ее проблем, высокая филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и по­зволяют отнести его систему к философии Возрождения.

    Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания -- это Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог -- бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Возможно ли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Бог -- это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог - это истина, то истина не познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин.

    Вот заключение Кузанского: «Наш конечный разум, двигаясь путём уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чём-то неделимом, и, кроме как самое же истинной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чём-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать её всё точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности, он никогда не станет равен кругу, если не разрешится тождество с ним».

    С другой стороны - Бог есть всеобщее, Бог - «максимум вселенной». Поскольку Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум» Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром», включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. И человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен. Человек, как и мир, есть движение проти­воположностей, человек и мир постоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь макрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека - это деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек - деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через деятельность, через творчество личности.

    В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский применял геометрические термины и доказательства, имея образцом Платона и его школу, в которой геометрия была необходимым условием изучения философии. Интерес к античности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому методу, гуманистическое понимание ценности человеческой личности у Николая Кузанского повлияли на его современников.

    § 3 Франческа Петрарка - первый гуманист эпохи Возрождения

    Другим выдающимся представителем Возрождения был Франческа Петрарка(1304-1374) - выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги Песен» Основные философские труды Петрарки следующие: «Моя тайка» (1342-1343), трактаты «Об уединенной жизни» (1346), «О монашеском досуге» (1347), «Инвектива против врача» (1352-1353), «Старческие письма» (1361), «Книга о делах повседневных» (1366).

    Он единодушно считается первым гуманистом. Уже в первые десятилетия XV века это было для всех очевидно, и Леонардо Бруни писал: "Франческо Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, и он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого".

    Петрарка подверг внимательному анализу "испорченность" и "безбожие" своего времени и попытался определить их причины, чтобы исправить. Философ считал, что :

    1) чтобы не распыляться в поверхностном знакомстве с природой, необходимо возвратиться к себе и к собственной душе;

    2) чтобы не распыляться в пустых диалектических упражнениях, нужно вновь открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук (litterae humanae).

    Безукоризненно очерченная программа и собственный метод "философствования" Петрарки заключаются в следующем: истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным.

    Петрарка настаивает на том факте, что "диалектика ведет к безбожию, а не к знанию. Смысл жизни открывается не тому, кто нагромождает силлогизмы, но тому, кто овладел искусством быть свободным. Диалектика, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духовного образования. Философия же это прежде всего наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Истоки такой философии Петрарка видит в диалогах Платона.

    §4 Пико дела Мирандола между платонизмом,аристотелизмом,Каббалой и религией

    Также среди известных философов Ренессанса стоит выделить Пико делла Мирандолу(1463 - 1494). Пико был глубоко образованным аристократом, знавшим древние языки, восточные языки и философию. Учился в Италии и Франции, в своем творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 г. Пико опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека». Наиболее известны его трактаты «Гептапл» (толкование семи дней творения) (1489), «О сущем и едином» (1492), «Рассуждение против астрологии» (1494).

    Дела Мирандола заложил основу для нового понимания философии и места человека в мире. Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек -- это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. Бог, создав другие творения, ограничил их строгими законами, которым они, безусловно, подчиняются. Не то с человеком. Бог создал человека свободным и разрешает ему самостоятельно творить свой образ. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает «мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Конечно, воля Бога выше воли человека, но Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества, т. е. «мирового порядка».

    Пико высоко ценил философию как путь к «естественному» счастью. Когда человек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив». Есть и «сверхъестественное счастье» (высшее счастье), которое дается человеку путем веры. Человеку доступны все виды счастья. Сначала он через этику -- науку о добре и зле очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией и, наконец, через теологию познает божественное. Важно, что философия совершенствует разум, позволяет достичь и сохранить человеческое достоинство и благо. Без философии нет человека, считал Пико, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки.

    § 5 Идеи Николо Макиавелли

    Также большой известностью вплоть до сегодняшнего времени пользуются идеи Никколо Макиавелли (1469-1527) - известного политического философа Европы. Его работы и поныне актуальны. В своих основных трудах: «Государь» (1503 - 1515), «История Флоренции» (1520 - 1525), «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» (1513 - 1519) Макиавелли обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политической сферы.

    Философия истории дополняется у Макиавелли философией человека, формированием новых методов и принципов исследования основ управления государством. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике, широко опираясь на труды античных историков, философов и современный ему политический опыт.

    Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, изменчивость и т. д.

    «Ведь о людях можно сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы», - пишет Макиавелли. Этот «человек толпы» и определяет существование государства. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый Культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого такого же. (Скажем, парламент заменить куда сложнее). Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. § 6 «Утопия» Томаса Мора

    Весьма интересны также идеи Томаса Мора (1478 - 1535) - политического деятеля, лорда-канцлера Англии (1529 г.), историка и философа. Томас Мор проводил принципы ренессансной мысли в своих основных произведениях «История Ричарда III» (1512); «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии» (1516). Эта книга, сокращенно «Утопия», принесла Мору всемирную известность. Слово «Утопия» дословно переводится с греческого как «место, которого нет». Столица Утопии называется «Амаурото», переводится как «исчезающая». Этими названиями Мор подчеркивает нереальность «наилучшего» идеального государства, расположенного на острове Утопии. Главная идея нового общества у Мора - это отсутствие частной собственности. Следуя греческому философу Платону, Мор утверждал, что собственность разобщает людей, а общность имущества объединяет их. В идеальном государстве Мора нет социального нера­венства, все одинаково трудятся по шесть часов в день, остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии» разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, так как он ведет к безнравственности. Мор считает, что производить важнее, чем потреблять, и ратует за уравнительный подход везде, даже в сфере быта. Одна и та же одежда, еда, развлечения и пр. Подчеркивается значение духовности, духовных удовольствий.

    § 7 Теория Николая Коперника

    Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

    Эта новая теория исходит из следующих требований:

    · Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

    · Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

    · Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

    · Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди , то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

    · Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

    · То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

    · Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

    В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.

    Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея.

    Заключение

    Таким образом, на основе данного изучения философии эпохи Возрождения я пришла к следующему выводу. Именно благодаря гуманизму, как идейному содержанию Возрождения, с его антропоцентрическим акцентом была разработана принципиально новая картина мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное предназначение. Возрождение не теряло связи с предшествующей эпохой, и, с другой стороны, оно явилось чрезвычайно важным этапом в становлении истории философии Нового времени, заложив основы для последующей, еще более радикальной критики схоластики и формирования новой механистической картины мира и человека. Несмотря на непродолжительность данного явления, оно явилось вполне активным развитием культуры человека.

    Список использованной литературы

    1.Философия: учебник/А.Г. Скрипник. - 2ое издание М. : Гардарики, 2008. ;

    2.История философии в кратком изложении (Чешский авторский коллектив). М., 1994

    3.Ю.И. Романов, Ю. А. Сандулов «Краткая история философской мысли», изд. второе, стереотипное "Лань" Санкт-Петербург, 2003г.;

    4.«Философия», Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков, второе издание, изд. «ПЕР СЭ», 2001г.




    написать администратору сайта