Главная страница

Эссе по фильму Курьер. Социальные изменения во второй половине xx в. по фильму Курьер


Скачать 15.72 Kb.
НазваниеСоциальные изменения во второй половине xx в. по фильму Курьер
АнкорЭссе по фильму Курьер
Дата07.03.2022
Размер15.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по фильму Курьер.docx
ТипДокументы
#385992

Цитцер В.А.

Эссе на тему «Социальные изменения во второй половине XX в.» по фильму Курьер


В современном российском кинематографе трудно встретить достойный фильм, затрагивающий различные аспекты социальных проблем общества. В лучшем случае это различные мелодрамы, мало отражающие объективную действительность. Российские режиссеры делали попытки снимать разного рода научно-популярные, художественные и фантастические картины на манер голливудских кинолент. Такие фильмы далеки от окружающей действительности, сюжет лишен глубокого смысла и логики. Зрителей различных возрастов, особенно молодежь, уже интересует кино социально-философской направленности, затрагивающее бытовые проблемы («Географ глобус пропил», «Дурак» и др.). На «закате» эпохи Советского Союза в 1986 г. появилась кинолента К. Шахназарова – «Курьер». Режиссер поставил в центре фильма молодого человека со сложной судьбой, у которого отсутствует мотивация к нормальной советской жизни (после окончания школы поступление в институт для получения профессии и т.д.) и весьма сомнительны жизненные ценности. Фильм оказался успешным среди зрителей. Сюжет фильма развивается на фоне «перестройки» социально-экономической и политической жизни СССР в 1985-1991 гг. Этот период истории отмечается глобальными изменениями в экономике (внедрение рыночных механизмов), политике (попытки распространить свободу на фоне авторитарного государства), социальной сфере (расслоение общества на богатых и бедных) и культуре (появление новых элементов культуры). Вышеуказанные потрясения оказывают значительное влияние на советскую молодежь, в частности на Ивана Мирошникова и Катю Кузнецову. Об начальном периоде «перестройки» советского государства нам говорят многие сцены фильма. В первую очередь советская молодежь осваивает многие виды спорта (дзюдо, каратэ) и танцев (брейк-данс), которые ранее были запрещены (встречаются в сценах второго плана). Часто в фильме показываются сцены конфликта между ценностями поколений (в целом выражается вопросом «Чего вы хотите добиться в жизни?»). Ярко показано в фильме, что старшее поколение жертвовало своим материальным и личным благополучием ради государственных и общественных интересов. У молодежи на первом месте стоит материальное благополучие. Времяпрепровождение молодежи также связано с просмотром иностранных боевиков по видеомагнитофону (это могла себе позволить золотая советская молодежь), сопровождающиеся сценами насилия (такие фильмы были запрещены для широкого просмотра в брежневские времена). Также широко в фильме представлена рок-музыка групп «Скорпионс», «Аквариум» и др., которые в период «застоя» были фактически под запретом, а в «перестройку» открыто выступали. И точно не вызывают сомнений, что это период «перестройки» эпизоды обсуждения моды в Париже и Белграде и мечтания секретарши журнала «Вопросы познания» о выходе замуж за японца (потому, что у них технологии лучше). Советская цензура предшествующих лет не пропустила такой фильм на экраны зрителей.
В «Курьере» показана реальная жизнь молодого поколения СССР 80-х годов, такая реальность во всем ее неприветливом свете и порой отвращении. Показан человек, который не может справиться с проблемой и вокруг которого появляются тоже проблемы, в фильме показаны и мы с вами и миллионы людей, остающихся один на один с бедой и несправедливостью в этом мире не семья, не друзья, не власть, и не Господь не способны помочь. В предыдущие периоды советской истории такую реальность запрещено было показывать в фильмах.

Главный герой фильма не боится произносить вслух то, о чем думает, и абсолютно не думает о том, о чем все говорят. Фактически этим он шокирует и забавляет старшее поколение. В этом смысле показательна сцена обеда в гостях у профессора Кузнецова, роль которого блестяще исполнил О. Басилашвили. Иван Мирошников четко проговаривает те идеалы, о которых «принципиальное» старшее послевоенное поколение втайне мечтает и достичь которых стремится, лицемерно воспитывая молодежь на картонных призывах и лозунгах прошлых лет, все это уже не привлекало молодежь 80-х гг. Мотивация главного героя на протяжении всего фильма состоит в том, что он стремился жить так же как и все вокруг простой жизнью, но ввиду внешних факторов сделать ему это не удается и начинается его психологическая ломка. Кажется, что сильный характер Ивана Мирошникова граничит с безумным упорством.

В фильме хорошо просматривается разрыв между простыми советскими людьми и советской властью с ее идеологией. Взрослые люди устали от прежних лозунгов, а молодое поколение страдало от аполитичности и нигилизма. Кинолента заставляет и современного человека XXI века задуматься о многих привычных вещах обыденного мировоззрения.





написать администратору сайта