срсп 1. Социальное неравенство и его виды. Социальные неравенства и его виды
Скачать 56.04 Kb.
|
Социальная дифференциация и социальное неравенствоДаже беглый взгляд на окружающих нас людей дает повод говорить об их непохожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, интеллекту и многим другим характеристикам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого силой, третьего красотой, а кому-то уготовила судьбу слабого инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и умственными особенностями, называются естественной или естественной дифференциацией. Природные различия далеко не безобидны, они могут стать основой возникновения неравноправных отношений между особями. Сильная сила слабого, хитрость побеждает простаков. У красивой женщины всегда есть преимущество перед остальными, ей прощается многое, а исполнение желаний становится для многих мужчин добровольным обязательством. Неравенство, возникающее из-за естественных различий, - это первая форма неравенства, которая в той или иной форме проявляется у некоторых видов животных. Однако главной особенностью человеческого общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией. Социальные различия - это те различия, которые порождаются социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), образом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политик) и т. д. Социальные различия могут быть накладываются на естественные, когда, например, умный, талантливый человек становится ученым, но они могут не пересекаться. Увы, нередки случаи, когда посредственность закрадывается в ученых мужей, когда физически слабые люди набираются силы благодаря оружию. Говоря о социальных различиях, мы как бы воспроизводим разноцветную картину социальной жизни, не отдавая предпочтения какому-либо цвету. Однако общество не только чрезвычайно дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, сообществ, но и иерархично: в нем одни слои всегда обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд очевидных преимуществ и привилегий перед другими. То, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, - говорили древние, емко, афористически выражая иерархическую сущность общества. Может ли общество существовать без социального неравенства? Этот вопрос занимал многих мыслителей. Слишком много несправедливостей было и остается социальным неравенством в нашей жизни: ограниченный человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, в то время как другой, трудолюбивый, одаренный, будет довольствоваться минимумом материальных благ. всю жизнь и постоянно испытываю пренебрежительное отношение к себе. Осознание вопиющей несправедливости окружающего мира породило идеи и мифы об ушедшем золотом веке, когда все были равны, возникли утопические мечты о создании общества равных возможностей и полного социального равенства. Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо понять причины, порождающие неравноправное положение людей в обществе. В социологии нет единого универсального объяснения этому явлению. Различные научно-методические школы и направления по-разному трактуют его. Выделим наиболее интересные и заслуживающие внимания подходы. Функционализм объясняет неравенство на основе дифференциации социальных функций, выполняемых разными слоями, классами, сообществами. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа выполняет решение соответствующих жизненных задач для всей целостности поставленных задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные. ценности, другие управляют и т. д. Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но одни из них с точки зрения этого организма важнее, другие - меньше. Итак, на основе иерархии социальных функций формируется соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно помещаются те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, поскольку только они могут поддерживать и обеспечивать единство страны, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций. Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности чревато серьезной опасностью субъективистской интерпретации. В самом деле, почему та или иная функция считается более значимой, если общество как целостный организм не может существовать без функционального разнообразия? Такой подход не позволяет объяснить такие реалии, как признание принадлежности человека к высшему слою при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Поэтому Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, связывает ее конфигурацию с системой доминирующих ценностей в обществе. В его понимании положение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о важности каждой из них и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей. Наблюдения за действиями и поведением конкретных людей дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статуса, возникающее как из-за способности людей выполнять определенную социальную роль (например, быть компетентным в управлении, иметь соответствующие знания и навыки, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), Так и из-за возможности, позволяющие человеку достичь определенного положения в обществе (владение имуществом, капиталом, происхождением, принадлежность к влиятельным политическим силам). Следует также указать на экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства кроется в неравном обращении с собственностью, неравномерном распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело в значительной степени К. Маркса и его ортодоксальных последователей к неоправданному выводу о возможности устранения социального неравенства путем установления общественной собственности на средства производства. Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства объясняется тем, что оно всегда воспринимается как минимум на двух уровнях. Во-первых, как собственность общества. Письменная история не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство является неотъемлемым свойством общества, то оно несет положительную функциональную нагрузку. А общество воспроизводит неравенство, потому что оно ему нужно как источник жизнеобеспечения и развития. Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неравноправного положения в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личностных качествах индивидов. Этот подход сейчас широко распространен, прежде всего из-за того, что он основан на реальных действиях, интересах, факторах, которые можно наблюдать, сравнивать и обобщать. Неравенство многогранно и проявляется в различных частях единого социального организма: в семьях, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Это необходимое условие для организации общественной жизни. Родители, имея преимущество в опыте, навыках и финансовых ресурсах по сравнению со своими маленькими детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе разделения на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление лидера в коллективе способствует его сплоченности, трансформации в устойчивое образование, но в то же время сопровождается предоставлением лидеру особых прав. |