Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 1.36 Mb.
|
Диалектика базиса и надстройки.Исторически определенный экономический базис определяет тип общественной надстройки: природу государства и права, нравственные, философские, художественные, религиозные и т. д. взгляды и отношения, а также соответствующие им учреждения. Переворот в экономическом строе (базисе) данного общества вызывает изменения во всей общественной надстройке. Каждая исторически определенная общественная надстройка имеет в качестве своей основы исторически определенный экономический базис, который она не может опережать. Надстройка опережает не базис в целом, а наличный базис, его реализованную часть, но не заключенные в базисе глубинные тенденции развития. Если правовая, политическая и т. д. надстройка опережает наличный экономический базис, то это означает, что она выражает, фиксирует в своих нормативных актах и законах в общем виде тенденцию его дальнейшего развития. Тем самым она не отрывается от действительности, а приближается к ней, ибо это предвидение не из самого сознания, а на реальной материальной основе, на базе тех элементов будущего, которые заключены в настоящем и отражены сознанием. Само бытие, экономический базис, а не сознание определяют глубину предвидения, ограничивают его пределом времени и степенью точности.
Политика.Политика – сфера общественной жизни, связанная с возникновением государства, возникающая на определенных этапах развития общества. Политика выражает интересы классов и вытекает из их экономического положения. Многие считают, что политика – грязное дело (именно с ней связывают такие понятия как клевета, ложь, взятки, коррупция, интриги, заговоры, казнокрадство, эгоизм, и даже физическое уничтожение). Взаимосвязь политики и экономики. Политические идеи и соответствующие им учреждения являются надстройкой над экономическим базисом. Политика наиболее близко стоит с экономическим базисом, поскольку это способ защиты экономических интересов. Однако это вовсе не означает, будто политика является пассивным следствием экономики, это наиболее активная часть надстройки. Аристотель, Смит считали, что политические отношения соответствуют экономическому строю, действительно, высокий экономический уровень жизни населения стабилизирует экономические порядки. Маркс считал, что политика обусловлена способом производства материальной жизни, политика целиком определяется материально-хозяйственными факторами. Ленин: «Политика – концентрированное выражение и завершение экономики, но в то же время, политика не может не иметь первенства перед экономикой». Таким образом, Ленин, говорил уже о двойственном характере влияния экономики на политику и политики на экономику. Влияние экономики на политику: Слаборазвитая экономика предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. Экономика также воздействует на политику через социальную сферу, так как в зависимости от материального положения, экономических интересов, потребностей разных социальных групп формируются политические движения и партии, выдвигаются требования к государственной власти. Влияние политики на экономику: С помощью политики можно регулировать, контролировать, ограничивать экономические процессы (прежде всего, когда проблема сильно влияет на большинство и затрагивает интересы государства). Например, в РФ существует необходимость демонополизации, демилитаризации экономики, борьбы с коррупцией и теневой экономикой, что повышает роль политических методов регулирования. В то же время, государство должно ослабевать свое влияние на малый и средний бизнес и давать возможность саморегуляции и саморазвитию. В любом случае политические методы регулирования активны, там, где не хватает внутренних источников самодвижения. Роль политики велика не только во внутренней жизни страны, но и в межгосударственных отношениях, так как при всем многообразии современный мир един, существуют глобальные проблемы, которые могут поставить под угрозу существования человеческое бытие, не говоря уже об их материальных интересах. То есть, нужен новый тип политического мышления, которое защитило бы общечеловеческие ценности. Таким образом, как надстроечное явление, политика вторична по отношению к базису, зависима от него. Но политическая практика – могучее средство решения многих задач. |