Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВО «КубГУ»)

  • Экономический факультет Кафедра теоретической экономики

  • 1.Клод Анри де Рубруа Сен-Симон

  • 2.Роберт Оуэн

  • 3.Шарль Фурье

  • реферат. Социальноэкономические реформаторские проекты утопического социализма


    Скачать 23.12 Kb.
    НазваниеСоциальноэкономические реформаторские проекты утопического социализма
    Анкорреферат
    Дата14.12.2022
    Размер23.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat.docx
    ТипРеферат
    #845785

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Кубанский государственный университет»

    (ФГБОУ ВО «КубГУ»)

    Экономический факультет

    Кафедра теоретической экономики


    РЕФЕРАТ
    по дисциплине История экономических учений

    на тему: «Социально-экономические реформаторские проекты утопического социализма».

    Выполнила студент

    102 группы

    Коротченко Екатерина Игоревна
    Краснодар 2018

    Содержание:

    Введение................................................................................................3

    1.Экономическое воззрение К.Сен-Симона………..........................4-5

    2.Экономическое воззрение Р.Оуэна……………...………………..5-6

    3.Экономическое воззрение Ш.Фурье...............................................6-8

    Заключение……………………..............................................................8

    Список используемой литературы……………………...…………….9

    Введение

    С древнейших времён люди, видя царившую вокруг общественную несправедливость, войны и восстания, стремились коренным образом преобразовать общество, сметя социальные рамки и установив внутренний мир и спокойствие. Единственной возможностью осчастливливания человечества они видели установление всеобщего равенства. Их исследования, как правило, выходили за рамки экономической науки в чистом виде, однако они играли существенную роль для её последующего развития.

    Модель социалистического общества, как достижимого идеала возникает на фоне последовательных цивилизационных изменений передовых общества XIX века: Англии и Франции. Постепенно ухудшаются условия большинства людей – рабочих. И напротив, жизнь капиталистов с каждым днём становиться только лучше. И как раз, в это время кажется логичным появление социально-экономических реформаторских проектов утопического социализма.

    Социализм - теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

    На вершине утопического социализма стоят французы Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн. Все они предрекали гибель капитализма, настаивали на необходимости изменения общественной системы во имя создания новой общественной формации, которую Сен-Симон называл индустриализмом, Фурье — Гармонией, а Оуэн — коммунизмом.

    1.Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) – французский социалист утопист – яркий представитель данного течения. Написал не мало известных научных произведений, в числе которых: «О промышленной системе» (1821) и «Катехизис промышленников» (1823-1824). В своих трудах он приходит к выводу о том, что социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости .

    Переход к справедливому устройству общества он видит назревшим с силу ряда составляющих, таких как наука, разум и передовые идеи. То есть он говорит о том, что идеальное общество это само собой разумеющийся факт, вопрос состоит всего лишь в том, когда же оно наступит. В данном обществе отсутствуют антагонистические классы, а правительство наделено сугубо экономическими функциями, взамен политических.

    Частную собственность, один из столпов капитализма, он видит как «основу общественного здания». Хотя Фурье и Оуэн категорически не приемлют институт частной собственности. Данный факт говорит о специфичности воззрений Сен-Симона. Так же он утверждает, что разложение феодализма завершиться тогда, когда обществом добровольно будут оплачены все необходимые для этого траты. Ненасильственность данного перехода, по его мнению, будет обеспечена если король Франции лично признает особую роль в обществе «промышленников», то есть тех кто обеспечит процветание общества. Под данным классом он видел земледельцев, фабрикантов и торговцев.

    На его взгляд, они:

    - производят все богатства и поэтому владеют денежными средствами,

    - достигают по численности более 24/25 нации,

    - превосходят других в умственном отношении

    В конечном счёте, только лишь мирными усилиями, именно данный класс общества свергнет класс правителей. Последствием чего, будет являться логичная перемена современного строя общества, на справедливую систему равенства. Так же, полная ликвидация анархии. И учреждение по всей Европе идеальной промышленной системы, где «общество будет обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать человеческая природа».

    2.Роберт Оуэн (1771-1858) английский социалист-утопист. Он формировался как мыслитель и реформатор в период промышленной революции в Англии. Взгляды Оуэна не были изложены в каком-либо обобщающем труде или в нескольких работах. Его идеи разбросаны в многочисленных трактатах, докладах, речах и письмах. Среди которых: «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836-1844).

    Экономический кризис начала XIX века породил у Оуэна критическое отношение ко всему капиталистическому способу производства. Он выдвинул план организации трудовых коммун, поселков-общин без частной собственности, духовенства и властей.

    В отличии от остальных социалистов-утопистов, Роберт Оуэн был практиком. Будучи крупным фабрикантом, он на практике решал социальные проблемы рабочих. Причём решал их настолько успешно, что по прошествии века его решения актуальны: отказ от детского труда на фабриках, сокращение длительности рабочего дня, создание социальной инфраструктуры для фабричных рабочих. И уже отталкиваясь от практики, он приходил к теории, выстраивал последовательные идеи.

    Основной из которых, была идея перехода к «разумному устройству общества», посредством устранения причин «вызывающих надобность в ничего не производящих потребителях», через принятие соответствующих законов. На его взгляд, именно капиталист, владеющий средствами производства на правах частной собственности, как раз и есть никчёмный потребитель, пожинатель плодов труда обездоленных рабочих. А весь институт частной собственности, он воспринимал, как причину несправедливого устройства общества.

    Наряду с частной собственностью, причиной противоречия между трудом и капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила стоимости. Деньги искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. С помощью денег реализуется прибыль, которая по своему определению - несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, а значит, потребить эквивалент того, что он произвёл.

    Естественным же мерилом является труд, поэтому Оуэн выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда, т.е. любой рабочий, затративший на производство своего продукта 10 часов, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Таким образом, прибыль будет уничтожена. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потом продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии

    Наряду с проектом «рабочих денег» Оуэн предлагал проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло, так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого средств.

    Взгляды Р. Оуэна, его работы и высказанные в них идеи о строе общества, о новом человеке, об объединении людей для созидания, об уничтожении частной собственности звучали тогда злободневно. Его деятельность на этом поприще не принесла ему прибыли, он разорялся, что позволило некоторым английским историкам иронизировать: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию»

    3.Шарль Фурье (1772-1832) французский социалист-утопист. Среди богатого наследия ученого наиболее значительными трудами являются: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808); «Теория всеобщего единства» (1822); «Новый промышленный мир и общественный мир» (1829); «Новый хозяйственный и общественный мир, или Открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти» (1829).

    Основой учения Фурье о справедливом устройстве общества является его теория страстей. Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил человеческие способности и влечения. Фурье утверждал, что путем приманки наслаждений, а не посредством принуждения можно установить всеобщее единство на земле и уничтожить нищету и несправедливость.

    Для создания «гармонии страстей» необходимо справедливое общество, которое должно состоять из производственно-трудовых ассоциаций – «фаланг». В таких ассоциациях все люди будут объединены под одну крышу, что является постоянной и нормальной формой существования. Фурье считал такой способ существования необходимым условием в своей системе, видел в этом решение всех социальных вопросов, то есть это уничтожает ненависть между людьми разного положения, делает жизнь более интересной. С установлением «всеобщего единства», писал Фурье, исчезнут нищета, несправедливость и войны.

    Фаланга - это общество, не только потребительское, но и производительное. Люди в нем будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом, причем из всех видов трудовой деятельности Фурье выделял земледелие, а промышленности отводил второстепенную роль. Эта роль сводится до минимума. Фурье вполне терпимо относился к капитализму, но ненавидел индустрианализм.

    Привлекательный труд основа всей системы Фурье. Он говорил, что в современном ему обществе труд был проклятием, человек работал под угрозой трёх стимулов: принуждение, нищета, интерес. Фурье же хотел, чтобы человек работал ради собственного удовольствия, шёл на работу, как на праздник. Он утверждал, что это возможно, если каждому будет обеспечен минимум средств для существования, при этом, труд утратит принудительный характер. Если каждый сможет выбирать себе работу по интересам и способностям.

    Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, таким образом, сохраняя частную собственность и капитал, при этом предлагал делить доход от производства по труду, таланту и вложенному капиталу трудящихся в соотношении 5:3:4.

    Вся эта система кажется очень сложной машиной. Но в намерения Фурье входило как раз соединение интересов рабочих, потребителей и капиталистов в сложную систему, чтобы нельзя было распутать этот узел, и все эти противоположные интересы каждый соединял бы в себе. Такая программа не уничтожает собственность, а, наоборот, уничтожает наёмный труд путём всеобщей собственности; стремится объединить противоположные интересы капиталиста и рабочего, производителя и потребителя посредством соединения этих интересов в одной личности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Именно так, в основных чертах выглядят учения социалистов-утопистов первой половины XIX века. Легко заметить общее, что было в них: критика современного строя основанного на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стремление облегчить их жизнь, распределение по потребностям или по труду, планирование производства. Их идеи, взгляды, искания доказывали бесчеловечность строя, где царят эксплуатация и угнетение.

    Список используемой литературы:
    1. Всемирная история экономической мысли, т.1,2., МГУ, Издательство «Мысль», М.

    2. Утопический социализм, Издательство политической литературы, М.

    3. Я.С.Ядгаров ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. 3-е издание



    написать администратору сайта