куль деят. Социальнокультурная деятельность домов культуры
Скачать 46.67 Kb.
|
2. Социально-культурная деятельность домов культуры 2.1.Формы деятельности домов культуры. Дом культуры (Дворец культуры) — клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы. Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.). с конца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» — вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения». В клубах проводились «дни техники», «недели технического прогресса».[30] Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.[31] С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).[32] Активизировалась работа КДУ по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая). Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты). Увеличился контингент, посещающий, театры, библиотеки, кинотеатры.[33] С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культ.-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации, Профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах.[34] Большую роли в организации КДД играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.[35] Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, послушать концерт художественной самодеятельности. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты». Организацию КДД брали на себя женсоветы или домовые комитеты при содействии КДУ. В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и др.[36] Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП. Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.[37] Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.[38] С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).[39] Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств.[40] С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).[41] Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. Но отсутствие кадров и нехватка транспорта, предусмотренного для нормального функционирования клубных систем, снизили эффективность их работы. Централизация библиотек привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей части в центральных городах. Сельские поселения в области культуры значительно отставали от города. Лишены культурной базы были микрорайоны больших городов. К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Из-за плохих условий проживания не хватало специалистов в сфере досуга на селе. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.[42] 2.2.Направления домов культуры 1)массовая работа — встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, участие в олимпиадах, участие в научно-практических конференциях, районных и городских мероприятиях. 2)культурно-художественная работа — разработка и проведение мероприятий с выездом на места (по месту размещения), посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям (День призывника, День Российского Флага, День Победы, День Конституции, дни видов и родов войск), в том числе фестивалей и конкурсов на региональном и муниципальном уровне. 3)кружки, секции– это способ организации досуга. Подразделения в составе учреждения. 4)методическая работа — система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа — достижения педагогическойнауки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. 5)шефская работа — осуществляет помощь культурно-просветительским учреждениям в проведении торжественных мероприятий посвященных памятным датам, содействует в организации лекций, консультаций, учебно-методических семинаров, теоретических и практических конференций. 2.3.Сравнительная характеристика домов культуры Так как объектом моего исследования являются дома культуры, я решила побеседовать с работниками Городского дома культуры, Городского Детского Дома Культуры «Родник» и Дворца Культуры им.Ю. А. Гагарина г. Сергиева Посада, а затем провести анализ и выявить проблемы, которые нужно срочно искоренить. Городской дом культуры Дом культуры – центр досуга с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения. В настоящее время сложилась целая программа давно полюбившихся горожанам мероприятий. Это – народные гуляния, концерты, фестивали, акции, марафоны, ярмарки, вернисажи, праздничные и юбилейные вечера города, школ, творческие вечера, вечера отдыха для различных групп населения, детские игровые программы, творческие встречи с коллективами, шоу-программы, интеллектуальные игры, вечера-посиделки, литературно-музыкальные и поэтические вечера, занятия в любительских клубах и объединениях и др. Каждый праз дник имеет свою особенность, свой масштаб, свой повод для проведения. Новый год, молодежные балы, юморины, дни 8 Марта, защиты детей, пожилых людей, профессиональные праздники. Помимо праздников в честь знаменательных дат из истории страны: Дня Победы, Дня защитника Отечества, Освобождения Гатчины от немецко-фашистских захватчиков, Дня независимости России, Дня славянской культуры и др., проводятся праздники в честь писателей, поэтов, авторов-исполнителей. В практику прочно вошли, оказались востребованными, календарные народные праздники. Много появилось праздников нетрадиционных, удивительных своей неповторимостью. В эти современные праздники вводятся элементы традиционных, они привлекательны и для детей и для взрослых возможностью отдохнуть всей семьей, проявить себя в конкурсе, поучаствовать в народных, часто забытых играх, соревнованиях. На базе Дома культуры проводятся Областные и Международные праздники и фестивали. Славится Дом культуры своим творческим потенциалом. Десять коллективов художественной самодеятельности носят высокое звание «Народный». В Доме культуры работают цирк «Гротеск», фольклорный ансамбль «Коляды», Театр-студия «За углом». Всегда рады видеть Вас в своем составе: ИЗОстудия, класс сольного пения, ансамбль гусляров, ансамбль песни и танца, кукольный театр, хор русской песни, хореографические и бальные коллективы, Маленький театр больших кукол, радиотехнический кружок, литературное объединение, клубы по интересам: «Родничок», для женщин, аранжировки цветов «Бегония», литературно-музыкальный «Мелодия», «Ветеран» и др. Городской Детский Дом Культуры «Родник». Городской Детский Дом Культуры «Родник»- 1-е в городе,2-е в Московской области досуговое учреждение для детей и подростков, ведет свою историю с 1984 года. В полном объеме реализует культурно — досуговые программы: кружки, клубы по интересам, лектории, музыкальный и литературный салоны, группа раннего эстетического развития, концерты, выставки, развлекательно-игровые программы. Средняя посещаемость — 300 детей в день от 3-х лет и старше. Талантливые педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы, отвечающих современности, способных увлечь детей сегодня. Организация открытых конкурсов чтецов и детского рисунка, конкурса по спортивному бальному танцу, шахматных турниров. Коллективы художественной самодеятельности неоднократно становились дипломантами и лауреатами различных конкурсов и смотров. Благотворительная деятельность- одно из важнейших направлений нашей работы: концерты и спектакли, игровые программы показываются во всех детских домах, приютах и интернатах города и района в течени всего года. Проведение и организация детских праздников: необычный день рождения, праздник класса, театрализованное кукольное представление, новогодние утренники, детская дискотека, занимательные игры и конкурсы, концерты. Шахматный клуб — центр детских шахматных секций города и района успешно выступает в соревнованиях и турнирах различного уровня. В настоящее время в ГДДК «Родник» работает 62 человека, из них 40 – это творческие работники, которые непосредственно работают с детьми. Многие воспитанники свои увлечения сделали профессией. В ГДДК трудятся 4 династии педагогов. В каждом кабинете занимаются по 3 – 4 коллектива. Возраст детей от 3-х лет и старше. Более половины воспитанников – это дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Всего занимается около 1000 детей. Из 52 клубных объединений – 42 коллектива самодеятельного творчества: народная и классическая хореографии, бальные и спортивные танцы, изостудия и студия декоративно — прикладного творчества, театр кукол, ансамбль русской песни, вокальный, вокально-инструментальный, обучение английскому языку, клуб авторской песни, шахматный клуб, школа раннего эстетического развития. Работают лектории и клубы по интересам. Дом культуры поддерживает связь, дружит и работает со многими другими учреждениями города и района, такими как: Сергиево-Посадский историко-художественный музей заповедник, Троице-Сергиевская Лавра, Городской совет ветеранов, Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. М.В.Васнецова, Сергиево-Посадское отделение Союза Художников, Управление внутренних дел, литературное объединение «Свиток», библиотеки, Дома культуры, школы. Дворец Культуры им.Ю. А. Гагарина Дворец Культуры им. Ю.А. Гагарина ведет отсчет своего творческого пути с 1954 года и является центром культурной жизни города Сергиев Посад. Здесь стало нормой проведение Всероссийских конкурсов и фестивалей, форумов народного самодеятельного творчества, выставок художников и концертов классической музыки с участием лучших творческих сил России. Здание Дворца с любовью и гордостью возводилось руками горожан, и теперь это красивейший памятник архитектуры федерального значения. Нет в районе человека, который бы здесь не побывал: за 50 с лишним лет в ДК прошло огромное количество мероприятий, которые охватывали самые разные сферы труда. Значительный вклад в организацию и проведение празднования всех массовых мероприятий вносит коллектив профессиональных сотрудников Дворца культуры им. Ю.А. Гагарина. Хоры академические и народные, фольклорные коллективы, народный театр, хореографические коллективы, студия бальных танцев, детская музыкально-хоровая студия- коллектива Дворца, которые известны н только на родной земле, но и за пределами России. Дворец культуры является центральной концертной площадкой нашего города. Прекрасный зал на 850 человек, удобные комфортные кресла, современная световая и звуковая аппаратура позволяет проводить здесь самые значимые мероприятия. Афиша Дворца культуры насыщена сообщениями о гастролях столичных артистов, Трудно, пожалуй, назвать такого исполнителя или творческий коллектив, которые не выступали бы в стенах нашего замечательного учреждения. Многие предприятия, отрасли города и района отмечают здесь значительные вехи своего пути, и всегда такие встречи становятся настоящим праздником для души. Также на сцене Дворца культуры проходят все торжественные вечера, посвященные государственным и профессиональным праздникам. День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День медика, День учителя, День работников агропромышленного комплекса, День милиции ставшие уже традиционными в нашем городе. Несмотря на «кипучую» творческую жизнь во Дворце (хоры и солисты участники практически всех мероприятий и праздников), хоры студии ежегодно значительно расширяют свой репертуар, охватывая все музыкальные пласты от духовной и классической до эстрадной музыки. Театральный коллектив Дворца – один из старейших и заслуженных коллективов города. Репертуар многообразен: от русской и зарубежной классики до пьес и миниатюр современных авторов. Не забыта и детская аудитория — детские спектакли и сказки радуют юных зрителей каждые каникулы. И не только во Дворце – театр желанный гость в домах культуры, школах, детских садах нашего района. Главной задачей работы Дворца культуры им. Ю.А. Гагарина было и остается организация досуга всех слоев населения моего города и района, развитие самодеятельного народного творчества, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Меня ничуть не удивило, что сотрудники всех трёх вышеперечисленных культурно — досуговых учреждений, так много рассказали мне о положительных сторонах заведений. Ведь, как правило, все хотят работать в успешной организации и стараются выставить её в лучшем свете. Но некоторые всё — таки поделились со мной «Обратной стороной медали». Проблемы: 1. Отсутствие финансирования (из областного и городского бюджета) 2. В муниципальных учреждениях — в среднем из 5 работников культмассовой деятельности приходится 2 человека, имеющее профильное средне — специальное образование, 1 человек высшее, не зависимо от профиля и 2 человека имеют полное среднее образование (отсюда вытекает: неумение организовать хорошее масштабное мероприятие, отсутствие навыков привлечения аудитории, низкий уровень посещаемости культурно-массовых мероприятий) 3. Во всех Домах культуры еще присутствуют любительские творческие коллективы и клубы по интересам Заключение Как отрасль социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации, имеющей объекты и предметы изучения (в данном случае это Дома культуры и их культурно-массовая работа). В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется как синоним свободного времени, а свободное время, является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности. Многим специалистам социо — культурного профиля, выступающих в качестве организаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. Исследуя и анализируя социально – культурную деятельность учреждений культуры я пришла к выводу, что от уровня квалификации руководителей и специалистов культурно — досуговой деятельности, а также от прилагаемых ими усилий во многом зависит социально – культурная жизнь общества. Не нужно бояться экспериментировать, должно проходить постоянное совершенствование нетрадиционных методов проведения мероприятий и привлечения на них соответствующей аудитории. Деятельность культурно — досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразный выбор занятий, а сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивало различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. |