бу. Социальнокультурная деятельность
Скачать 0.57 Mb.
|
Характерным свидетельством созидательной социально-культурной деятельности служит творчество великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), автора сорока дворцов и царских резиденций в Санкт-Петербурге, а также Странноприимного дома, Гостиного двора, Екатфининского дворца в Москве. Здания, построенные по проектам Кваренги, знаменовали эпоху «неоклассицизма» в русской архитектуре ХУШ-ХГХ веков. Отголоски творческих идей Кваренги прозвучали в лучших образцах архитектуры советского и постсоветского периодов, в частности высотных зданий 40-50-х годов XX столетия. Своей многожанровостью и массовостью отличались зрелищные искусства - театр, цирковые представления, культовые торжества, церемонии почитания богов, гонки на колесницах, гладиаторские бои, ярмарочные балаганы и др. Результаты социально-культурной деятельности находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: изделиях из камня и стекла, мозаике, керамике, ювелирных украшениях, посуде из серебра и бронзы, мебели и т.д. Таким образом, даже сравнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной культуры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельности составляли исторически изменчивые и социально детерминированные способы организации художественной жизни, связанные с производством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства. Но на каждом этапе истории общества изменялись не только организационные (институциональные) формы этой деятельности, менялось и её духовное содержание, творческое видение окружающего мира и человека в этом мире. В самом искусстве как сфере общественной социально-культурной деятельности постоянно менялось конкретное соотношение видов, родов и жанров художественного творчества. Современная художественная культура и искусство: мониторинг проблем и практика их разрешения Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний. Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные. С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали. Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах. По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях. Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки. Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства. О сложности и масштабности проблем, существующих в профессиональной художественной сфере, свидетельствует пример циркового искусства. С большими материальными и финансовыми затратами связано обеспечение высокого творческого уровня создаваемых современных произведений циркового искусства (тематических шоу-представлений, спектаклей, программ), техническое и материальное переоснащение эксплуатируемого циркового конвейера - аттракционов, исполнительских номеров, отдельных цирковых групп и коллективов. В активном продю-серстве, оказании материально-финансовой помощи нуждается деятельность по выявлению, подготовке и продвижению молодых исполнителей, спортсменов, участников любительских студий, выпускников образовательных цирковых учреждений при постановке новых программ и номеров. Высокому престижу отечественного цирка способствуют внутренние и зарубежные гастрольные поездки коллективов, организация ученичества в цирковых номерах и стажировки молодых артистов у ведущих мастеров цирка, участие в международных и российских цирковых фестивалях, смотрах, конкурсах, где не обойтись без привлечения спонсоров и меценатов. Постоянного внимания требует совершенствование материально-технической базы стационарных и передвижных цирковых комплексов и организаций, оснащение их необходимым современным оборудованием - свето- и звукокомплексами, музыкальными инструментами, аттракционами и т.д., автотранспортными средствами различного назначения, специально оборудованными кемпингами для эксплуатационных и бытовых нужд, содержания животных и т.д. Характерной сферой реализации социально-культурной деятельности является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах. Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. По данным социологов, музыкальные предпочтения подростковой аудитории распространяются на такие жанровые категории, как: 1) модные направления современной молодежной музыки; 2) эстрадная музыка; 3) джазовая музыка; 4) народная музыка; 5) классическая музыка; 6) духовная музыка. Современная музыка выступает фуппообразующим фактором в молодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клубы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписаный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою социальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» сюи отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения и других. В современной музыке в конце XX столетия огромную популярность у молодежной аудитории завоевал рейв - танцевальное направление электронной музыки. Рейв-движение объединило сотни тысяч фанатов как на Западе, так и в России, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали, гала-концерты, смотры, конкурсы. Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности. Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество. Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуго-вых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей. Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Следует подчеркнуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности. Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь молодежных течении в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества. Трудно переоценить социальную значимость и такой особой сферы творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга следует назвать обеспечение материально-технических условий' подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий. Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел. Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное культуротворчество самого населения Это культуротворчество характеризуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения. Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона. Народная педагогика и самобытное народное творчество Исторический опыт России и других стран свидетельствует о богатейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа. Народная художественная культура генетически связана с возникновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социокультурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие «социально-культурная деятельность» не может не ассоциироваться с понятиями народного искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт является и средством, и результатом обширной общественной практики. Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребителем. Для того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков, на приобщении дошкольников и школьников к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества. Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социальная идея заслуживает самого широкого общественного и государственного признания, поскольку крупномасштабные проекты глобального повышения культуры всего населения страны вряд ли имеют сегодня реальные перспективы. Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном становлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора. В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы - помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности. «Желанная работа - светлее солнца», - издавна говорилось в народе. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры. Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, - а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах. Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской материальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным уборам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и городского быта, жилищам, надворным и хозяйственным постройкам и т.д. Другая часть проектов направлена на разработку и организацию программ использования различных жанров фольклора в дошкольных воспитательных учреждениях, развития семейных, женских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллективов и объединений. В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляют проектные концепции развития образовательных институтов отечественного фольклора как одной из альтернативных форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллективов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел. Дальнейшее развитие сферы художественной культуры обязательно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, характерной для большинства регионов Российской Федерации социально-культурной ситуации. Широкое распространение получили практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей искусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ресурсов в творческих коллективах. В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для инициирования, апробации и развития организационных моделей инновационных государственных и негосударственных профессиональных художественных учреждений, самодеятельных народных коллективов и других аналогичных объектов инфраструктурного типа. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями -ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими. В настоящее время коллективом Московского государственного университета культуры и искусств, кафедрой социально-культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных педагогов в рамках профилирующей специальности «Социально-культурная деятельность». Разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по этой специальности, базовая программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности. Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом параметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки полезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студентов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; станут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повседневной жизни и деятельности. Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе. Реализация собирательного проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России. При расширении формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие раскрепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста. Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творческого изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования. Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает: - всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение самоутвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» социальной среды; - все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости; - все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.). Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы. Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педагогический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта. Проведенный анализ учебного материала, используемого в ряде альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музыкальным вкусам, потребностям и интересам детей. Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных усилий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов. Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном процессе. Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах. В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестивалей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население всего микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населении. Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности. Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей. 4. Физическая культура и спорт Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Еще в античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное. Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания (турниры в германских государствах, соколь-ская, шведская, французская и другие гимнастические системы, клубно-спортивные движения в Англии, России и т.д.), создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно свидетельствуют о возрастающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных отношений в обществе. Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Б.П. и Л.А. Никитины), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), единства физического и умственного развития (Т.П. и Е.В. Воронковы), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин) и другие. Составными частями физической культуры как крупнейшей области общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Если физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, укрепление здоровья и физическое развитие, то массовый спорт правомерно рассматривают как массовое социальное движение, продиктованное стремлением людей познать и расширить границы своих физических возможностей с помощью специальной подготовки (тренировок) и систематического участия в соревнованиях. Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей и подростков, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В этом случае мы имеем дело с физической культурной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Прикладной характер в этой деятельности носят физическая подготовка человека к труду, военной службе, к профессиям каскадера, спасателя и т.д., физическая рекреация (восстановление) и физическая реабилитация, в частности людей с различными видами ограничений (инвалидов), использование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем типа у-шу, йога, бег трусцой и т.д. К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, аэробика, плавание, бокс и борьба, тяжелая атлетика, прикладные, технические виды спорта, туризм, лечебная и коррекционная физкультура. Материально-техническую базу для занятий физкультурой и спортом обеспечивают учреждения дополнительного образования, муниципальные и ведомственные спортивные комплексы и спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бассейны и спортплощадки, спортивные клубы и секции, детско-юношеские спортивные школы и другие объекты, входящие в социально-культурную инфраструктуру города и региона. Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей. Исторически эта область социальной практики складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду - первому и главному условию человеческого существования. По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части - образования и воспитания физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния. Благодаря именно этим факторам физическая культура способна войти в современную культуру человека, став её важной и неотъемлемой частью. На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизни и деятельности (образование, материальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально значимых компонентов и разделов физической культуры - школьной, бытовой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере накопления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эффективность этого социально-культурного института, его средств и методов реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности. Наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сффе физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально^гехнические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д. Физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов се использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре. Физическая культура может существовать и существует не только в рме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния человека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в персонифицированной форме). Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры, реальным в условиях органического внедрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплексных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимости от стадии социального развития в соответствии с реальными требованиями общества. Таким образом, физическая культура - органическая сфера социально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность. Вся совокупность достижений общества используется в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования. Физическая культура является многоаспектным объектом исследования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психолого-педагогических, связанных с совершенствованием физического воспитания и образования, социологических - в связи с формированием ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни. Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы. Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную деятельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества. Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населения в занятиях физической культурой и спортом. Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мотивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкультурно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России. Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, познавательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье. Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоровья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровительных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках: в экономии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигательной активности. Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; потребность в спортивных достижениях. Идеальный компонент предполагает потребность в познании явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой. Например, наиболее актуальной потребностью витального компонента буквально для всех социально-демографических групп является забота об укреплении собственного здоровья. Потребность в улучшении своего здоровья - сильный побудитель к занятиям физической культурой для всех групп населения, в первую очередь горожан. Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клубов и групп здоровья по месту жительства, на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений, в учреждениях культуры, досуга, спорта. В обществе пока не сформирована культура сбережения здоровья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массовой физической культуры, а с другой - небрежное отношение значительной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к своему здоровью, физической закалке. Забота о здоровье и физическая культура как следствие этого еще не стали в полной мере приоритетным направлением социально-культурной деятельности. Особенностью обучения детей и подростков физической культуре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализацию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение интерактивных методов, которые развивают мышление, формируют у детей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, развивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе отводится использованию комплекса современных социально-культурных технологий - развлекательно-игровых, оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других. Создание педагогически направленной социально-культурной среды предполагает профилактику алкоголизма и наркомании, получивших распространение среди молодежи. Физическая культура и спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противостояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности - важных качеств, необходимых современному человеку в непростых условиях современной действительности. Составной частью физической культуры и, соответственно, видом социально-культурной деятельности является спорт. Как многогранное общественное явление спорт представляет собой не только специальную систему тренировочных занятий и участие в состязаниях; он относится к числу массовых социально-культурных движений и одновременно наиболее популярных зрелищ. Современный спорт структурно включает в себя две сферы: 1)сферу общедоступного спорта, предусматривающего организацию базового спорта в системе народного образования, развития профессионально-прикладных видов спорта, спортивной рекреации (восстановления) и реабилитации; 2) сферу высшего спортивного мастерства, достижения наивысших результатов через систему профессионального (коммерческого) и некоммерческого спорта. Современные виды спорта являются эффективным средством профилактики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтбол привлекают подростков и юношей, позволяют им испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убедительно демонстрируют подросткам возможность применить свою энергию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. Необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и создавать возможности для занятий ими. В решении задач формирования физической культуры детей и подростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы это система обучения, направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание, использующая систему форм, методов и средств. Семья обладает преимуществами в плане положительного примера, создания соответствующей семейной атмосферы. Социально-культурные и культурно-досуговые учреждения в силу добровольного принципа участия и большего разнообразия занятий (соревнования, тренировки, праздники) способствуют привлечению детей и подростков, формированию положительной мотивации и устойчивого интереса к занятиям. Авторы учебника «Культурно-досуговая деятельность» утверждают, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий1. Культурная среда притягивает большинство людей, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры. Теоретики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности отмечают, что длительное время в социально-культурной среде (в том числе и культурно-досуговой) господствовала чрезмерная централизация управления, что породило у значительной массы населения, особенно у молодежи, кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. В настоящее время область физической культуры и спорта, как и любая социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д.), не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Такое положение дает основание сделать вывод, что создание благоприятной среды для физического воспитания населения предполагает решение целого ряда социально-экономических, педагогических, материально-технических задач. Организуя и развивая социально-культурную среду, необходимо максимально использовать возможности ее основных звеньев: школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физического воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социально-культурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализации. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест. Такое значение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния. Физкультурная деятельность как всякая социокультурная деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель - конечный результат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физической культурой (это может быть укрепление физического и эмоционального здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливание, улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы педагога-организатора во многом зависит от правильной постановки целей, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей и подростков. Для формирования физической культуры детей и подростков необходимо: - создать социально-культурную среду, которая формировала бы их интересы, потребности в занятиях физической культурой; - организуя процесс формирования физической культуры детей и подростков, четко определить его педагогические основы: цель, содержание, формы и методы. Многолетние методики по включению физической культуры в образ жизни населения, улучшению учебных и спортивно-оздоровительных досуговых программ и совершенствованию педагогического процесса как на уроках, так и во внеурочное время, принесшие ощутимые результаты в советский период, на сегодняшний день устарели. Общение учащихся в школах часто происходит по изжившей себя схеме: учитель, организатор, тренер (субъект) - ребенок, подросток (объект). Эффективность применения пассивных методик весьма низка, материал усваивается поверхностно, интерес к двигательной активности падает. Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспитанию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализаторами новых программ. В этой связи открытым остается вопрос профессиональной подготовки преподавателей физической культуры. Наряду со школой большими возможностями в физическом воспитании не только детей и подростков, но и всего населения, формировании их физической культуры располагают различные социокультурные институты, в том числе семья, культурно-досуговые и динамично Развивающиеся учреждения дополнительного образования. Они в состоянии предоставить желающим широкий выбор физкультурных занятий. Однако они действуют разрозненно, поскольку взаимосвязи школы, семьи, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных учреждений в физическом воспитании детей и подростков, всего населения в настоящее время нарушены. Известно, что в процессе социализации дети усваивают образ жизни родителей, что в семье закладываются и формируются основы ряда умений, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и во многом определяется жизненная позиция подрастающего поколения, в том числе и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга. Семья - самая первая ступень воспитания. В формировании физической культуры детей важно выявить отношение родителей к физической культуре, структуру их физкультурно-спортивных потребностей. К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, секциях, клубах, в системе общего и среднего специального образования, а также на оздоровительных занятиях. Качественными показателями служат степень овладения программным материалом, знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, уровень сформированное™ навыков самостоятельных занятий (внедрение занятий физической культурой в режим дня). Данные критерии - важнейшие в оценке успеваемости по физкультуре. Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физических качеств (способностей): силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний. Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных элементов. К ним относятся: физическое развитие и состояние здоровья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой. Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спортивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентированного физкультурно-спортивного движения требуют активной поддержки со стороны государственных и негосударственных структур. Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивнс-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздников, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д., проводимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях. В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Целый ряд проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и развитии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направленности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традициями, ремеслами. Многие виды спорта и народные игры содержат накопленный за многие годы комплекс умений и навыков предшествующих поколений. Нуждается в освоении практика разработки и реализации региональных планов, досуговых проектов и программ по вовлечению различных групп населения в занятия физкультурой и спортом, активный отдых. Противоречие между возможностями социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их фактическим использованием может быть устранено в процессе разработки и реализации адекватных сегодняшнему дню организационных решений и социально-культурных технологий. 5. Социально-культурная реабилитация |