бу. Социальнокультурная деятельность
Скачать 0.57 Mb.
|
Территориальные социально-культурные общности В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем. Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город. Употребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление. Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует. Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения. Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус. Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества городской среды. - М, 1986. - С. 67). Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое. Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества. Например, свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих. Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан. Общественные формирования и их типология Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения. Как видим, в отличие от социально-культурной общности общественное формирование (движение, объединение) обладает чертами социальной организации. По существу это целостная, активно проявляющая себя в определенной социально-культурной среде система с присущими ей специализацией функций и взаимодействием между индивидами, группами, структурными подразделениями, созданная для удовлетворения разнообразных общественно-политических, экономических, социальных и духовных интересов и потребностей людей. К общественным формированиям, например, относятся общероссийские и межрегиональные партии, международные, общероссийские и международные движения. Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами. В общественные формирования входят дети, подростки, молодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования составляют основу многочисленных прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере: общественных организаций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классификация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности. В соответствии с принятыми с 1995 года Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1), законами РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. Некоммерческие общественные институты обрели четкие организационно-правовые формы в виде общественных организаций, фондов, учреждений, объединений и союзов. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученные средства между участниками. На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функционирующих в социально-культурной сфере, предстаёт в следующем виде. Общественная организация основана на обязательном членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере, располагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют). В отличие от общественной организации общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определенных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных талантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д. Нередко в области культуры, как свидетельствует практика, острие общественных движений направлено на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с органами власти или другими социальными группами. К общественным движениям тесно примыкают другие виды аналогичных по направленности общественно-добровольных формирований: социально-культурные инициативы, землячества, попечительства и т.д. Так, например, под социально-культурной инициативой (детской, подростковой, молодежной, гражданской, женской, этнической и т.д.) правомерно рассматривается выдвижение и последующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сферы. Общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начинания. Учредители или участники фонда - это те, кто учредил, основал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции. Общественные фонды различаются по целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предназначены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направленности содержания своей деятельности (социальные, пенсионные, страховые, образовательные, медицинские, фонды милосердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.); по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения : ассоциированные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели); благотворительные корпоративные фонды (фонды предприятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколькими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложенного капитала). Любое общественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, это добровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы. Сам по себе факт наличия сегодня в сфере культуры, искусства, образования, досуга и спорта огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных общественно-добровольных формирований и социальных инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации в процессе социально-культурной деятельности. Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека отстаивать свои гражданские права и свободы, активно участвовать в общественно-полезных делах. По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой - по тем или иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятельность существующих социально-культурных институтов. Практически нет такой социальной группы, отдельного человека в стране, чей образ жизни не был бы связан, прямо или косвенно, с общественными формированиями и социальными инициативами - массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они охватывают буквально все детское и взрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, общественных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач. Общественные формирования и социальные инициативы дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей. Массовые общественные организации, фонды и движения тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе - в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, другие - в меньшей степени или косвенно. Среди общественных формирований постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений. Их социальная значимость состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в социально-культурных общественных формированиях дает возможность гражданам разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени, гарантирует широкое поле для их социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний. В основу типологии общественных формирований, объединений и организаций закладывается несколько определяющих критериев. Во-первых, факт их регистрации как общественных организаций в органах юстиции; во-вторых, наличие в их названии ключевых слов, благодаря которым может быть установлен их профиль, назначение и характер их деятельности; в-третьих, указание на ареал их деятельности (общероссийские федеральные, региональные, городские, районные и т.д.) Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований. Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сфере культуры, искусства, образования, в зависимости от их функционально-содержательного признака можно выделить несколько видов. К общественным формированиям в первую очередь следует отнести профессиональные союзы. Это наиболее массовые общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Одной из приоритетных задач профессиональных союзов и обществ является борьба за предоставление социальных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере производства, быта и культуры, содействие охране их труда и здоровья, поддержанию материального и культурного уровня жизни трудящихся. За многолетнюю историю своего существования профсоюзные организации внесли несомненный вклад в создание необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, в эффективное использование в этих целях материально-технического и кадрового потенциала социально-культурной сферы. Обновилась нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие культурно-массовой работы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы накопили определенный опыт поисков эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы для досуга и творчества трудящихся. Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стимулирование труда работников культуры. Профсоюзные учреждения культуры эффективно использовали свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда. Были достигнуты позитивные сдвиги в развитии художественного, технического и социального творчества трудящихся, воспитания у них культуры межнациональных отношений. В профсоюзных учреждениях культуры активизировалась работа по оживлению подлинно народных, национальных фольклорных ансамблей. В художественную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодежных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспитательной работе обострение межнациональных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создаваемые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых коллективов, организация неповторимых по колориту национальных и межнациональных праздников и массовых гуляний придавали большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выраженную направленность на воспитание у трудящихся культуры межнационального общения и уважительного отношения к языку, обычаям и традициям разных народов. Однако постперестроечный период заставил серьезно задуматься о необходимости глубоких качественных изменений в деятельности профсоюзных организаций, осуществить переоценку многих ценностей, дать современное объяснение многим процессам в жизни. Долгое время наряду с идеологическим штампом о профсоюзах как «школе коммунизма» господствовали явно преувеличенные представления о бурном росте культуры рабочих и служащих, о процессах «неуклонного» культурного сближения города и села, культурной однородности различных социальных групп. Культурно-массовой работе, проводившейся профсоюзами, часто совершенно необоснованно, огульно приписывались достижения в «небывалом» духовном росте советского рабочего, который непомерно возвышал его над другими классами и слоями общества. В то же время за пределами общественного внимания оставалось немало негативных явлений в рабочей среде, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квалификационного уровня рабочего класса и самого существенного — серьезной деформации его национальной, социально-классовой структуры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, большой доли тяжелого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследователи довольствовались анализом количественных изменений: рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной самодеятельности и т.д. В условиях застоя, а особенно последовавшего затем перехода к рыночным отношениям, профсоюзам не удалось избежать обострения кризисных тенденций в духовной сфере, найти эффективное противопоставление остаточному принципу выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягивался на долгие годы, они плохо обеспечивались необходимым оборудованием - инструментами, инвентарем. Отказ некоторых трудовых коллективов финансировать содержание производственной базы досуга, спорта и отдыха, неумение, а порой и нежелание руководителей профсоюзных очагов культуры использовать действенные рычаги для достижения экономической самостоятельности, преодоления ведомственной разобщенности, поиска партнеров для объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организаторских усилий поставили в некоторых случаях профсоюзную сеть учреждений культуры на грань фактического развала. В настоящее время сказывается длительное влияние административно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, по-прежнему сильны тенденции к жесткой регламентации, к силовому давлению на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клубного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. В результате экономического кризиса, охватившего госпредприятия, произошел существенный спад традиционных жанров самодеятельности, ощутимо сократилось число ее участников. Перед лицом необходимости адаптации к условиям рынка, существенного обновления социально-экономических и межнациональных отношений многие профсоюзные органы не сразу определили свои позиции, порой проявляя растерянность, излишнюю осторожность, с трудом избавляясь от прежних идеологических и психологических стереотипов и подходов. Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской, но и в городской местности резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффективных методов и приемов повышения квалификации. Жизнь потребовала сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходимые сегодня, когда от профсоюзов требуется возвращение к их исконным функциям. Существует определенная закономерность взаимодействия между людьми, занятыми на производстве, и профсоюзами: общая, политическая и экономическая культура работающих напрямую зависит от активной позиции профсоюзного органа. Профсоюзам всегда были свойственны возможности эффективно влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любой «сбой» или несоответствие элементов этого механизма приводят к конфликтным ситуациям в коллективах. Поэтому так актуально и необходимо изучение возможных средств и методов, которые позволяют не только предупреждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия. Для деятельности профсоюзов на современном этапе характерен принципиальный переход от роли номинального участника и организатора культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника социальных прав человека труда, в том числе и в культурном процессе. Это относится и к материальной базе досуга и творчества, где все вопросы решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля за их соблюдением. При существующей текучести кадров подобным образом решается и проблема подготовки и закрепления специалистов в социально-культурной сфере. Наиболее перспективными путями здесь служит преодоление «экстенсивного», «затратного» характера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации, создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в профсоюзные учреждения культуры на конкурсной или контрактной основе. В сложной социально-экономической ситуации, когда государство не в состоянии полностью выполнять взятые на себя обязательства перед сферой культуры, возникает необходимость не только в сбалансированном сочетании бюджетных и внебюджетных ассигнований, но и в поиске альтернативных вариантов финансирования этой сферы. Такая миссия возложена на благотворительные организации и общества социальной защиты и помощи - общественные формирования, благотворительные общества, фонды и движения, ассоциации, попечительские службы. Одна из них - Всероссийский фонд культуры, которая является самоуправляемой общественной благотворительной организацией, призванной поддерживать и пропагандировать отечественное культурное наследие, содействовать возрождению и развитию национального самосознания, духовной жизни народов России. По инициативе этой общественной организации были учреждены Фонд славянской письменности и славянских культур, Общество русской православной культуры Святителя Иоанна, в регионах созданы национально-культурные центры, особенно для диаспор - народов, проживающих вне своих государственно-территориальных образований. Фонд оказывает материальную поддержку одаренной молодежи. Регулярно проводимые Фондом фестивали, выставки, благотворительные концерты, аукционы, сборы средств на финансирование социально-культурных проектов и программ, мероприятия по восстановлению историко-культурных памятников вызывают большой резонанс в духовной жизни российского общества. Еще один влиятельный социально-культурный институт -Общество охраны памятников истории и культуры - ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов. Российский фонд милосердия и здоровья, Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов, региональные общества и союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д.; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация «Семья и здоровье», как и многие другие общественные организации и формирования, вместе с государственными службами оказывают систематическую материальную, социальную, медицинскую помощь десяткам и сотням тысяч одиноких престарелых людей, инвалидов, беженцев, хронически тяжело больным на дому, ветеранам, многодетным и неполным семьям и другим категориям нуждающихся. Профессиональные сотрудники этих организаций на местах и привлекаемые ими добровольцы (волонтеры) помогают конкретным людям и семьям с учетом их индивидуальных нужд, физического состояния и социального положения. Детские и молодежные объединения, ассоциации, центры и клубные организации. В стране существует множество организаций и предприятий, так или иначе оказывающих помощь детям и молодежи: некоммерческие организации и детско-подростковые клубы, акционерные общества и частные предприятия. Учитывая огромный диапазон в профиле и содержании их социально-культурной деятельности, для их отбора и классификации, как правило, пользуются следующими типологическими признаками: 1) официальная регистрация в местных органах юстиции в качестве общественного объединения; 2) решение проблем детей и молодежи как основной вектор деятельности, зафиксированный в уставе организации; 3) наличие в названии организации одного из ключевых слов «молодежь», «дети», «подростки» и других, 4) четкое обозначение региона, на который распространяется деятельность организации (область, район, город, поселок). Назовем некоторые из них: ассоциация скаутов (всемерная поддержка и развитие способностей ребенка, работа с подростками по месту жительства, организация досуга и отдыха во время каникул, проведение международных обменов со скаутами других стран), Ассоциация социальной защиты молодежи (объединение усилий государственных и общественных организаций для содействия в разработке и реализации проектов и программ, направленных на социальную защиту молодежи), Московская городская пионерская организация, Московский союз молодых предпринимателей и Ассоциация молодых журналистов, Московская молодежная палата, Союз юных авиаторов и Союз подростковых клубов десантного профиля и многие другие. Неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.). Весьма тесно соприкасаются с социально-культурными проблемами молодежные движения - массовые действия, в которые включаются подростки и молодые люди, выступающие за обеспечение их права на создание собственной субкультуры и дистанцирование от чуждого для них образа и стиля жизни; права обучаться на родном языке; права на трудоустройство и предоставление условий досуга и т.д. На решение комплекса вопросов, связанных с положением женщин в экономической, политической, социально-культурной сферах, направлена деятельность женских (феминистских) организаций, центров и фондов. Среди них - Союз женщин России, Движение солдатских матерей России, Федерация «Женщины за мир во всем мире», объединение «Женщины за социальную демократию» и другие. В учредительных документах этих общественных формирований записано, что они выступают за социальную справедливость, гуманное, демократическое устройство общества, соблюдение положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, достижение их подлинного равноправия, создание в обществе равных условий для реализации возможностей личности, активное вовлечение женщин в управление делами общества и государства, продвижение их на уровень принятия решений, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации женщин, социальную защищенность и реализацию их права на труд, оказание им поддержки в предпринимательской деятельности и многое другое. Культурно-этнические организации и региональные землячества, культуроохранные совместно с социально-медицинскими центрами и центрами социальной психологической помощи, учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов. Объектом их усилий, направленных на оказание социальной, медицинской и психологической поддержки, проведение социально-культурной реабилитации, являются: 1) семья, материнство и детство, дети-сироты, дети и взрослые-инвалиды, престарелые граждане, трудные подростки и другие кризисные категории населения; 2) благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; 3) городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; общества и объединения самих лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите. Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные. В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др. Ветеранские общественные формирования: Российский Союз ветеранов Вооруженных Сил, Российский союз ветеранов Афганистана, общественная организация «Ветераны Космоса», Международная ассоциация «Ветераны шахмат», Фонд «Ветеран лес-прома», Ассоциация социальной защиты ветеранов (пенсионеров) Вооруженных Сил и членов их семей. Конфессиональные (религиозные) формирования и организации: Всецерковное православное молодежное движение (ВПМД), Армия спасения, Библейское Российское общество, Православный Фонд России, Православное просветительское общество «Радонеж», Союз общин духовных христиан-молокан, Христианское общество «Святая Татьяна», Исламский Конгресс России, Ассоциация внешних связей мусульман, Ассоциация предпринимателей- христиан, Православное братство трезвости «Отрада и утешение», Свято-Димитровское сестричество, Благотворительная католическая организация «Каритас», Общество христианской культуры «Логос» и многие другие. По своему назначению и составу конфессиональные форми-рованя являются добровольными общностями совершеннолетних граждан, создаваемыми для совместного исповедания и распространения веры и имеющие соответствующие цели и признаки. Такими признаками являются наличие вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; проповедническая деятельность, религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения. Многие религиозные организации и объединения предусматривают в качестве своей основной цели благотворительную деятельность. Достаточно широк и спектр конфессиональных общностей и организаций, являющихся потенциальными клиентами и партнерами социально-культурных учреждений. Их деловые контакты в социально-культурной сфере осуществляются на основе Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Это взаимодействие, поддержка и сотрудничество имеют широкий спектр и различные формы, начиная от диалога и организации для них «паблисити» и заканчивая совместным участием в социально значимых информационно-рекламных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых проектах и программах, которые курируют органы государственной власти на федеральном и муниципальном уровнях. Отдельную группу составляют научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения: философское, математическое, физическое, педагогическое, психологическое, научно-медицинские, научно-технические и другие отраслевые общества. Они являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследовательскую и популяризаторскую работу. Главная их цель - обмен информацией, издание трудов, в том числе отраслевых журналов и ежегодных сборников, координация исследований. Они активно пропагандируют науку, используя в этих целях культурно-досуго-вую сферу; участвуют в организации различных научных выставок и экспедиций; представляют отечественную науку в международных научных организациях, на международных научных конгрессах и симпозиумах. Научно-технические общества традиционно создавались по производственному признаку. Свою историю они ведут от Русского технического общества (возникшего в России в 1866 г.), в котором сотрудничали многие известные русские ученые — Д. И. Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, А. М. Бутлеров и др. Главная задача членов научно-технических обществ — содействие внедрению достижений науки и техники в практику. Они помогают осваивать образцы новой продукции, вводить в действие механизированные, поточные и автоматические линии, автоматические системы управления технологическими процессами, проводить отраслевые научно-практические конференции. Эти общества являются инициаторами и организаторами различных мероприятий по экономической пропаганде, народных университетов технического прогресса, школ передового опыта, выставок новой техники. Они привлекают к техническому творчеству, осуществляют общественный контроль за своевременным рассмотрением, разработкой и использованием изобретений и рационализаторских предложений, оказывают правовую и техническую (консультационную) помощь авторам разработок, заботятся о повышении уровня их знаний. Члены общества входят в состав общественных конструкторских и патентных бюро, комплексных творческих бригад. Общество издает свои журналы, информационные бюллетени. Сегодня популярны самые разнообразные общественные и частные институты социально-культурной деятельности, помогающие «раздвинуть рамки окружающего мира», обеспечивающие «наиболее активное и прямое самовыражение, реализацию своих убеждений, воздействие на окружающий мир». Истоки подобной популярности общественных и частных институтов в ценностной открытости, естественном, непроизвольном характере, в их способности дать возможность человеку проявить поисковую активность, реализовать заложенную в нем от природы потребность в поиске. В социально-культурной сфере активно взаимодействуют и сотрудничают экологические организации и службы животных: Российский экологический союз, Экологическое движение «Кедр», Зеленый крест (представительство), Зеленый мир, Экологический международный фонд, Международный центр «Экология человека», транснациональный Фонд экологической безопасности «Чистая Родина» и другие аналогичные общественные институты . Как на Западе, так и в России разнообразные по характеру экологические движения проходят под лозунгами о необходимости не только обеспечения политических, экономических и социальных прав человека, но и тщательного учета культурно-экологических факторов, роль которых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося «экологического дефицита». Основное свое назначение экологические организации и службы видят в том, чтобы содействовать государственным и общественным организациям в рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы. Совместная программа мероприятий социально-культурных институтов и первичных организаций общества объединяется общей темой — «Человек и природа». В ее реализации участвуют охотники и рыболовы, туристы, автолюбители, самодеятельные художники и фотографы, учащиеся школ и техникумов, домохозяйки, владельцы садовых участков и др. Многочисленна сеть разнопрофильных досуговых социально-культурных обществ и объединений по интересам и других общественных формирований социально-культурного профиля. Благодаря социально-культурной деятельности, осуществляемой общественными движениями, начинаниями и инициативами, в культурной среде социума постоянно происходит пополняется сплав житейского опыта, всевозможных знаний — от технических и агрономических до астрологии и изобретений, культурно-бытовых обычаев и традиций, общепринятых и новых форм художественного творчества и т.д. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов. Всероссийское общество книголюбов вместе с библиотеками, клубами и другими учреждениями культуры содействует распространению политических и научно-технических знаний, заботится о повышении культуры чтения, формировании и развитии читательских вкусов, наиболее эффективном использовании книжных богатств. Оно проводит конкурсы, книжные выставки, литературные чтения, вечера, конференции. Общество выпускает справочную литературу, периодические и методические издания для первичных организаций. В другом близком по профилю социальном институте - Союзе филателистов России насчитываются сотни тысяч коллекционеров всех возрастов - от школьников до пенсионеров - и профессий - рабочих, служащих, представителей интеллигенции. Союз оказывает постоянную методическую и консультативную помощь клубам филателистов и отдельным коллекционерам-любителям, организует выставки, издает журнал. Огромное количество кинологических и фелинологических организаций, обществ и клубов любителей животных. Среди них: Кинологическая Российская федерация, Российская федерация любительского собаководства, Союз кинологических организаций, Российское общество покровительства животным (РОПЖ), Союз любителей животных, клубы любителей животных «Зоо-практика» и «Зоосфера», а также общественные организации фелинологического профиля: Ассоциация клубов любителей кошек. Федерация любителей кошек «Русь», Фелинологическая ассоциация России, клубы «Мокко» и «Кошкин дом». В России действуют физкультурно-спортивные клубы и общества, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов и осуществлении многопрофильной программы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различных возрастных, социальных, профессиональных и других групп населения. Специфическую категорию общественных формирований составляют художественно-творческие организации и объединения. Это творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театральных и музыкальных деятелей. Творческие союзы и общества представителей творческой интеллигенции - профессиональных деятелей литературы и искусства, артистов театров, цирков, филармоний и концертных организаций, студентов и преподавателей вузов и училищ искусства и культуры, непрофессионалов, делающих свои первые шаги в литературе и искусстве, самодеятельных поэтов, писателей, художников, композиторов и других групп. Одной из старейших творческих организаций России является Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское театральное общество). Созданное в 1983 году, оно в настоящее время объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содействовать развитию театрального искусства, оказывать помощь профессиональным и самодеятельным театральным коллективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД работают творческие советы, секции и методические кабинеты и лаборатории, библиотеки. Союз имеет Дома актера, Дома ветеранов сцены, базы отдыха. Творческие общества и союзы широко используют клубы, Дома культуры, парки, библиотеки, музеи для проведения творческих встреч с деятелями литературы и искусства, выставок и других мероприятий. С этой целью созданы и работают специальные рекламные, коммерческие подразделения по организации гастрольных выступлений деятелей литературы и искусства и творческих коллективов, художественных выставок и т.д. Творческие союзы и организации издают большое количество журналов, проспектов, бюллетеней, афиш, плакатов и других рекламных материалов. Таким образом, каждая общественная организация, фонд, движение, формирование помимо своего основного функционального назначения выполняет и совершенно определенную социально-культурную миссию. На ниве социальной и культурной благотворительности, информационной поддержки, участия в многочисленных культурных и образовательных программах и акциях, каждый из общественных субъектов действует, как правило, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций. Эта обособленность носит чисто внешний, относительный характер. То непосредственно, то опосредованно каждый из общественных институтов имеет «выход» в среду культуры, образования, искусства, спорта, досуга, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, коммерческими структурами. Такая сопричастность к проблемам социально-культурной среды характерна не только для официально зарегистрированных общественных формирований (общественно-политических, социально-культурных, молодежных, профессиональных, экологических, феми-нистских, религиозных и других), но для широкого круга других организаций и предприятий, как государственных, так и негосударственных - частных, акционерных и т.д. Система общественных формирований, организаций, фондов, движений и других институтов объективно служит благоприятной средой, питающей социально-культурную активность людей, дает простор инициативе, поиску, творчеству. Такая среда позволяет поддерживать максимально высокий уровень спонтанной активности людей в сфере культуры и досуга. |