бу. Социальнокультурная деятельность
Скачать 0.57 Mb.
|
Первая группа- социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование. Вторая группа- социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д. Третья группа- социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащит-ные общества и движения. В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государственные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому статусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные). В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения. В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; производственная инфраструктура по созданию и обеспечению материально-технической базы отрасли. Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством). Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно. Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности. Семья как социально-культурный институт Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития. Прямо или косвенно центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитектонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В общественной социально-культурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Социально-культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности. Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора. Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В последние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Были утрачены идеи народной педагогики. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменялись педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания не всегда способствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения - быть духовным наставником и воспитателем детей. Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне. Это прежде всего проблемы количественного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Это отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального, физического и психического развития детей в семье. Это нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. Это недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания. Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно. Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения. Многочисленные социологические исследования семейной среды, проведенные в стране за последние 10 - 15 лет, позволяют судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в различные виды социально-культурной деятельности - на базе социально-культурных институтов, тех или иных досуговых общностей. Они свидетельствуют о весьма широком разбросе в оценках культурного уровня современной семьи. Степень освоения культуры членами семей характеризуется следующей градацией: а) высокая степень освоения: в семье господствует курс на специальное культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых; б) у членов семьи присутствуют устойчивые увлечения, «хобби»; в) есть стремление, но отсутствуют возможности; г) у семьи отсутствует потребность в приобщении к культурным ценностям. Неравноценность позиций родителей наблюдается и в уровне их руководства культурным развитием детей в семье. Здесь родители: а) активно и систематически занимаются культурным ростом ребенка; б) влияние на духовное развитие детей осуществляется крайне слабо, эпизодически, от случая к случаю; в) в культурном развитии полный самотек, дети фактически предоставлены сами себе; г) родители оказывают дурное, негативное влияние на культурный облик ребенка. Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. В системе семейного досуга наблюдается тенденция перемещения ориентации семьи от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере активной деятельности. Несомненно, подобная тенденция способствует саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности. Вот почему одним из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях. В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров. Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования. Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарем для любительских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере. Современные процессы в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном досуге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, приватизация дают спасительный шанс для активного и продуктивного вторжения в сферу семейного воспитания. Не использовать этот шанс - значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, лишить их конструктивных социальных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных. Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, наоборот, многократно обостряют проблемы современной экономической, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется принципиально иная парадигма мышления и поведения. Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников - организаторов семейного досуга, а с другой - конкретно и полно отражается их собственная гражданская, нравственная позиция. Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий. В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельностному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики. В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В культурно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях. Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используются далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения. Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, максимально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью. Необходима четкая согласованность всех учреждений и организаций социума, не «развертывающих» семью на свои мероприятия, а планомерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности. Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговои деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой. Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности мышления и поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания. В условиях рыночных отношений и новых форм собственности семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической, социальной и социально-психологической поддержки. И следует отметить, что сейчас многое делается в этом плане различными государственными учреждениями, общественными и частными фондами. Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей - эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговои сфере. Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей. Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры. Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д. Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи. Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни. Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей - от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, интернет-кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка. Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспитательных учреждениях заслуживает внимания опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран. Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры. В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами. Средства массовой информации и коммуникации Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы. Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения. В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные и телекоммуникационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации и коммуникации. В этот процесс включена сегментация социокультурного информационного пространства региона, специализация средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей. Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую власть». Это значит, что как вид социально-культурной деятельности журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом): б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе. Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте нашего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не потреблять информационную продукцию. В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания. В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа. Динамика развития и широкий «разброс» духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания социальной активности читателей, телезрителей или радиослушателей - общая особенность радио, телевидения и печати. Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3). Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения определяется свойственными им отличительными чертами. Их сущность довольно полно раскрыта в нашей научной литературе. Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, еще больше усиливают их роль. Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и обобщении, дискуссионной постановке вопросов. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы. Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные издания), возможность оперативных и частых публикаций (газеты), хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы). Недостатки: трудности доставки в отдаленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие, чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространения музыкальных программ. Радио выгодно отличают его всепроникаемость, дешевизна и удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: отсутствие зрительной информации, мало станций, действующих на всю страну, наркотический эффект и вредность воздействия на слух, короткая жизнь и довольно частая противоречивость информационных сообщений. Сильными сторонами телевидения и видео как синтезирующего социально-культурного института являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощью сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение (видеозапись), репортаж с места события и эффект непосредственного участия, домашнее средство связи с миром, возможность остановки кадра и движения в обратную сторону. По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя с другими людьми. Кроме того, телевидение способствует возникновению чувства общительности, раскованности, хорошего расположения духа. Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляемость рынка видеопродукции, формирование пассивного восприятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантирован-ность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время. Преимущества телевидения: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации. Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений. Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные государственные и общественные структуры. Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы многочисленных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями - информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи - активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреждений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учреждения и организации отрасли; 2) вспомогательные учреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания; В данном параграфе объектом нашего внимания являются учреждения, которые составляют ядро отраслевой социально-культурной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в целом. В ней, как правило, представлены социально-культурные институты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клубные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание населения. В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов: 1) учреждения, предприятия и организации, предоставляющие комплекс специализированных социально-культурных услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; туристские, экскурсионные и транспортные компании и агентства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-информационных, издательско-полиграфических услуг, аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; рестораны, кафе, столовые и другие предприятия общественного питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-деотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компьютерные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи, кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - казино, залы и павильоны игровых автоматов и др.; 2) предприятия, мастерские и магазины-салоны по производству и продаже изделий и оказанию услуг в различных видах профессионального и самодеятельного художественного, технического и прикладного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, любительской деятельности; 3) предприятия и организации, занимающиеся материальным производством и ремонтом оборудования, средств и предметов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сервисного обслуживания. Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выставочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и концертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, казино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроизводства составляют основу социально-культурной инфраструктуры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе культурно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассматривают как исторически сложившуюся в данной местности совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания. По своей сути субъекты массового культурно-сервисного обслуживания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядоченном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовлетворения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах. Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мнению социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одновременность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополнительной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависимость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде. Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов социально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения. В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействий и отношений, различаются традиционные и нетрадиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания. Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями. Существует целый ряд принципов классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта, сервиса. Осуществление социально-культурной деятельности - общественное назначение отраслевых учреждений и организаций - выражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соответствуют операциям культурной деятельности и сервисного обслуживания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей отрасли. Функции осуществляются специализированными учреждениями и организациями, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями инфраструктуру СКД. В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сервисного обслуживания входят следующие функционально-специализированные объекты. Институт профессионального духовного производства и сервисного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессионального искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном об- | ществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культурная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как правило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования. Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной социально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культурная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой деятельности или анонимному народному творчеству. Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, музейные работники, реставраторы и другие специалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения. Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологический режим и коммуникационное общение. Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи). Предприятия материально-технического обеспечения творческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательские службы, техническое обеспечение радиотелецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы и т. п. Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального образования), включающие сеть высших и средних специальных заведений, готовящих профессионалов для отрасли. Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД. Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например, цензурой. Система юридического обеспечения, в которую входят в нашей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о библиотечном деле»(1995)и др. |