Главная страница

бу. Социальнокультурная деятельность


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеСоциальнокультурная деятельность
Дата08.01.2021
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbestreferat-183796.docx
ТипУчебник
#166494
страница29 из 47
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   47

Клубы


Современные клубные образования (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клубом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» означало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности духовных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это произошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект-объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные организации существовать уже не могли.

Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности. Как добровольно объединяющаяся общность людей, клуб может приобрести статус общественной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

Таким образом, клуб в широком понимании - это государственное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании культурных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объединения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Федерации.

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, разработанный в соответствии со сложившейся уставной практикой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудников клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Муниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действующему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им действующего законодательства осуществляют государственные органы, зарегистрировавшие устав.

Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений куль-турно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика диктует и направляет эти процессы.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Библиотеки

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

К массовым библиотекам государственного подчинения относятся: государственные публичные библиотеки, областные и краевые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и приклубные библиотеки, обслуживающие население по территориальному признаку.

Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавателей, учащихся высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров.

Научно-технические, специализированные библиотеки рассчитаны на обслуживание более узкого круга специалистов - работников производственной сферы, сотрудников научно-исследовательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и других специальных учреждений.

Парки

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.

Музеи

К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций.

Музейная сеть включает социально-культурные институты музейного типа. Одни из них находятся в ведении государства и ведомств, открываются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектурные, архитектурно-ландшафтные, военные, а также мемориальные музейные учреждения: музеи-усадьбы, дома-музеи и музеи-квартиры и др. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются такие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимодополняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными институтами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание центров развлечений, творчества, социально-культурных центров и комплексов), специализация некоторых социально-культурных институтов, расширение сети специализированных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др.

Объективные условия, и в первую очередь современные рыночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосновенность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», методику и сферы влияния деятельности клубов, библиотек, кинотеатров, музеев, парков и других досуговых центров.

Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-зрелищная, по существу «клубная», деятельность: шоу-программы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, демонстрации одежды и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных коллективов.

Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубам. Библиотеки неплохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогической информации на целевую аудиторию, в справочно-информа-ционной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекционеры, любители музыки, живописи.

Региональная социально-культурная политика подразумевает гибкую, маневренную, экономически обоснованную тактику использования средств и возможностей разнотипных моно- и полифункциональных, многопрофильных по содержанию своей работы концертно-зрелищных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других аналогичных центров и комплексов досуга и творчества открытого типа.

Содержательная наполненность их деятельности обеспечивается не только за счет широкого ассортимента предоставляемых здесь культурных продуктов и услуг, но и благодаря грамотному регулированию процесса перераспределения функций между их внутренними отделами и подразделениями. Подобная взаимозаменяемость видов обслуживания в структуре социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их преимущества, кадровые ресурсы и материальную базу.

В реализации государственного (муниципального), социального заказа участвует множество социально-культурных центров и комплексов, которые различаются своим целевым назначением:

а) по основному профилю деятельности - полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические;

б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подростковые, молодежные, студенческие, для детей и взрослых-инвалидов, лиц пожилого возраста, центры артистической молодежи и т.д.

Реально действующей, динамичной, развивающейся структурой, общественно управляемым институтом являются современные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, в научных и военных городках, рабочих поселках, сельских поселениях. Они предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объединений и клубов по интересам, развития различных видов социально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гуманитарного, технического, художественного, прикладного творчества, группового общения и отдыха жителей социума.

В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенциальные возможности социальных институтов - семьи, жилой среды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

Культурно-досуговые центры в условиях политического плюрализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические формирования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использованием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, союзами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более чегкую направленность общественным инициативам.

В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике характерных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы современного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бережного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопоставления различных точек зрения и подходов, откровенного и делового обмена.

Действительно, комплексы и центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привычной, «своей» площадкой или территорией для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, отдельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

На практике деятельность комплексов и центров досуга отнюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями.

Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленности социальных заказов обусловлена региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. На практике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса.

Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и поселковые государственно-общественные центры клубного типа, например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями; модели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчитанного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности детей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многообразие потребностей и интересов населения.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   47


написать администратору сайта