Главная страница

бу. Социальнокультурная деятельность


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеСоциальнокультурная деятельность
Дата08.01.2021
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbestreferat-183796.docx
ТипУчебник
#166494
страница38 из 47
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   47

Образование как целостная социально-культурная технология


Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разделах, относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокультурного пространства на любом уровне - от федерального масштаба до уровня отдельно взятого образовательного учреждения.

Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Образование из услуги, предоставляемой профессионалами-одиночками, превращается - благодаря содружеству высококвалифицированных специалкстов разного уровня и профиля - в технологию социокультурного развития.

В связи с этим возникает вопрос: какова эффективность образова- j тельных социально-культурных технологий? Хотя главное абсолютно понятно и вполне очевидно: только в таком качестве образованию под силу выполнить практическую роль системы, способной эффективно | противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. В этом оно и проявляет себя как социокультурная технология.

Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст, а, по мнению многих представителей современной педагогической науки, само образование, если исходить из его общественного назначения, может рассматриваться как целостная социально-культурная технология, преследующая цели социализации, воспитания и духовного развития подрастающего поколения.

Педагоги четко осознали, в чем может быть, помимо оказания учебных услуг, их вклад (который даже трудно оценить) в организацию социальной и социокультурной жизни в каждом регионе. Это как раз и есть те моменты, которые касаются социализации молодежи, сохранения здоровья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравственного потенциала. Уже сейчас есть много школ, где проводится такая работа, но она требует еще специальных технологических разработок.

Мы действительно исходим из того, что образование в современных условиях - это единственная социокультурная технология, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее.

Учеными подмечено, что педагогическая практика вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники. Еще А.С. Макаренко неоднократно указывал на общее между педагогом и актером, имея в виду общность их некоторых профессиональных умений. В свою очередь, педагогическая практика содержит в себе ряд элементов, которые составляют частичное содержание профессионального мастерства ряда других, в том числе социально-культурных, по сути, профессий -тренера, менеджера, политика и других.

Само структурирование содержательного материала в большинстве социально-культурных технологий производится по педагогическим канонам: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные, педагогические, по существу, умения и навыки менеджеров, тренеров, технологов, режиссеров, обеспечивающие педагогическое решение той или иной проблемы или вопроса, предлагается некоторый набор учебных средств, а далее выдерживается педагогическая логика характерного для многих социально-культурных общностей студийного обучения.

Примечательно, что многие понятия и термины, присущие образовательной практике, в педагогический инструментарий социально-культурных технологий вводятся неоднократно. Особенно это относится к рекреационным, игровым, реабилитационным, творчески развивающим технологиям. В подобной повторяемости заключается определенная закономерность. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базируется на интегральных, выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.

Будучи фундаментальными, они приобретают базовое значение, и поэтому в практическом решении многих возникающих в социально-культурной среде проблем педагогические понятия и категории многократно выдвигаются как объект обязательного внимания и предмет упражнений (тренинга).

В Законе РФ «Об образовании» оно характеризуется как целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней. Следовательно, рассмотрение современного образования с позиций социально-культурной парадигмы, распространяемое сегодня на процессы развития, воспитания, обучения людей всех возрастов и категорий, нуждается в более глубоком, системном анализе и обобщении. Тем не менее, можно утверждать, что с этой парадигмой в образование и образовательные технологии во многом привносится качественно иное, неизмеримо обогащенное содержание, иной педагогический менталитет, иное поведение и взаимодействие субъектов, участвующих в различных сферах общего, дополнительного, профессионального образования.

В Федеральной целевой программе «Культура России: 2001-2005 годы» значительное место отводится развитию профессионального образования, выявлению и поддержке молодых дарований.

Создание в рамках этой программы банка образовательных технологий предусматривает разработку базового методического комплекта к Государственным образовательным стандартам, разработку и реализацию программ «Экспериментальные образовательные технологии» и «Дистанционное образование», создание необходимых условий для модернизации деятельности федеральных образовательных учреждений.

Меры по стимулированию творческого потенциала молодых ученых, включая проведение общероссийских и зарубежных творческих конкурсов на получение грантов и премий, несомненно, принесут положительные результаты.

Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Актуальность и объективная значимость социально-культурного подхода к анализу и оценке образовательных технологий обусловлены стоящей перед образованием необходимостью решения множества производственных, социальных, воспитательных, культурных проблем.

Сама социально-культурная сфера, представляющая совокупность материальных и духовных условий жизнедеятельности человека, предполагает интенсивное включение образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными технологиями, в решение проблем экономических, политических, социальных и культурных отношений, организации труда, быта и досуга, воспитания и творчества, социально-культурной реабилитации людей, нуждающихся в поддержке и защите.

Однако социально-культурная парадигма рассмотрения образовательных технологий отнюдь не является универсальной. Она лишь дополняет и расширяет научные подходы, выработанные в педагогике, психологии, социологии, политологии, культурологии и других направлениях науки и практики. Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса.

Крайне существенно выявить основания, по которым становится возможной классификация используемых в социально-культурном пространстве образовательных технологий. При этом оговоримся, что приводимая ниже их терминология пока не однозначна. Определения технологий имеют широкий и узкий смысл, в ряде случаев дублируют друг друга, их значение часто зависит от конкретного социально-культурного контекста, некоторые термины до сих пор остаются предметом дискуссий.

В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук, накопленный педагогический и социально-культурный опыт, как современный, так и опыт прошлого, как отечественный, так и зарубежный, опыт народной педагогики и культуры. Другими словами, любая из образовательных технологий, функционирующих сегодня в социально-культурной сфере, представляет собой синтез достижений науки и практики, традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено и накоплено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Типология образовательных технологий

В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.

Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования). Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений.

Специалистам социально-культурной сферы - менеджерам, педагогам, тренерам, технологам - приходится часто прибегать к матрице для описания и анализа образовательных технологий, к которым они обращаются в процессе своей образовательной деятельности. Такая матрица обычно содержит следующие необходимые данные: идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией; название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление; концептуальная часть технологии; программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности.

Более глубокое погружение менеджеров-педагогов в банк технологических данных обеспечивают мастер-классы. В кругу профессионалов и любителей, занимающихся различными видами творчества, мастер-классы пользуются широкой известностью как обучающая общественная презентация авторских технологий, инновационных разработок и их практических результатов. Познавательное воздействие мастер-классов существенно возрастает благодаря таким нововведениям, как обучение с помощью ТСО; система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор»; обучение по книге; компьютерное обучение; программированное обучение.

Структура авторской образовательной программы

• Название программы.

• Для каких групп обучающихся она предназначена.

• Автор программы: фамилия, имя, отчество, занимаемая педагогическая должность.

• Вводная часть (введение). Цели и задачи программы. Основные принципы программы. Особенности программы. Особенности методики обучения и способов реализации поставленных задач. Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы.

• Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения. Краткая характеристика поурочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках. Методические принципы (методы) реализации программы. Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий. Заключительная часть программы.

Рабочие материалы: педагогический дневник; перечень используемых на занятиях пособий и предметов, включая слайды, картины, схемы и т.д.; библиография.
7. Социально-защитные и реабилитационные технологии
Сущность и общая характеристика

Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.

Исторически в традициях российской культуры - уважение к возрасту и старшинству. Общеизвестен тот факт, что лица старшего возраста и инвалиды всегда старались не быть обузой, занимались посильным трудом и вносили свою лепту в общее хозяйство, в воспитание детей и молодежи. Все эти компоненты и сегодня определяют значение социально-культурной реабилитации для личностного развития и социализации людей, постоянно нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Обучение этим видам технологий, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, обязательно включается в основное содержание современного социокультурного образования. Наряду со специализированными социально-реабилитационными центрами и учебными заведениями в эту работу вовлекаются учреждения социально-культурной сферы -клубы, Дома культуры, библиотеки, театры и филармонии, парки, музеи.

Классификация и типология социально-защитных и реабилитационных технологий

Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимостиотфункционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических и других; они широко представленны в Атласе социально-культурных реабилитационных технологий (Атлас социально-культурных реабилитационных технологий/ Сост. Ю.С. Моздокова. - М.: МГУКИ, 2002).

Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищенных слоях населения. Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые являются существенным фактором привлечения отечественных и зарубежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив. К таким методикам работы с потенциальными спонсорами социально-культурной сферы относится так называемая технология фандрайзинга.

Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста - используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно.

Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательный признак. Он определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медико-биологические, валеологиче-ские, курортологические, лечебно-профилактические), культуро-ориснтированные и культуротворческие: (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие. Например, в детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах.

Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору технологий по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих на занятии методов, способов и приемов.

В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов находятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме-дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», кино, телевидение, радио, пресса). Конечно, любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной. Но своим характерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилитации детей и взрослых она приобретает свое название.
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   47


написать администратору сайта